5. Формирование умения строить связный текст на уроках русского языка.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 14.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Требования к связной речи в контексте речевой деятельности школьников 4
Глава 2. Развитие связной речи школьников на уроках русского языка 12
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20

Фрагмент для ознакомления

Это очень хорошая подготовка к письменным сочинениям, эссе, сочинениям-миниатюрам по русскому языку. При использовании иллюстраций, сюжетных картинок работа проводится по такому плану:1. Ставим перед классом цели работы.2. Рассматриваем иллюстрации и уясняем сюжет.3. Придумываем заголовки к картинкам.4. Создаем устные рассказы по плану.Учащиеся нередко затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах и изложениях они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ или изложение (письменное и устное). Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ, в частности, письменный.Далее мы учим детей творческому пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста, работа над грамматическими сложностями. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря [Крылова].Также достаточно эффективно использовать для развития речи работу с фольклорным материалом. На уроках русского языкаважно использовать принципы наглядности, создания разностороннего контакта детей с текстами(рассказывание, письменная форма работы, основанная на изученном грамматическом материале). ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Развитие связной речи в обучающем процессе является единым общешкольным процессом, который протекает в многообразии познавательной деятельности школьника. Уроки русского языка занимают особое место среди других предметов в формировании умения детей создавать связные устные и письменные высказывания, в развитии речевой деятельности. Если тексты и материал подобраны правильно, то они способствуют развитию эмоциональной, эстетической, интеллектуальной сферы детей, создают мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.Уроки русского языка дают обширные возможности для выбора метода работы, в частности, речь идет о проведении самостоятельной или коллективной работы по развитию связной речи и речевой деятельности, проводимой в форме беседы, диалога или дискуссии по прочитанным произведениям, а также дидактических игр по мотивам литературных произведений, посвященных тем или иным изученным темам грамматики русского языка; активизации общего художественного восприятия школьников.Список литературыАбдуллина Г.Н. Требования к речевому развитию школьников. [Ресурс локального доступа] Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи школьников младших и средних классов// Начальная школа, 2003, № 10. С. 41-44.Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах .Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. С. 6 - 361.Крылова И.А. Речевая деятельность школьников в процессе изучения русского языка и литературы. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/21/rechevaya-deyatelnost-shkolnikov-vЛадыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. М.: Педагогика, 1980. 210 с. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи младших школьников. М.: Педагогика, 1985. 240 с.Ладыженская, Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе: Сб. статей /Под ред.Н.И. Кудряшова. М.: Просвещение, 1983. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. 223 с.ПриложениеУпражнения для уроков по русскому языкуУпражнение «Мозговая атака»:Учитель задает тему, а ученики, разбитые на пары, перечисляют свои мысли по этому поводу, задавая друг другу вопросы. Данное упражнение особенно полезно тем школьникам, которые испытывают стеснение при выступлении перед большой группой лиц: начиная выступать перед такой малой аудиторией, как напарник-одноклассник, подросток со временем обретает уверенность и может публично выступать.Упражнение «Ключевые термины»:Учитель записывает на доске четыре-пять ключевых слов или словосочетаний из текста, ученики при этом с текстом пока не знакомы. Школьникам дается около пяти минут на обсуждение того, как связаны эти слова в тексте, каково их предназначение. Затем преподаватель зачитывает текст, и коллективное обсуждение продолжается в другом ключе: начинается дискуссия о том, правильное ли суждение по поводу ключевых слов выдвинули ученики.Упражнение «Свободное письмо»:Учитель задает тему и просит школьников в течение определенного времени записывать на бумагу все, что приходит на ум в связи с озвученным вопросом. При этом преподаватель периодически напоминает, сколько времени осталось до конца работы для нагнетания творческой обстановки. По окончании времени ученики обмениваются мыслями и обсуждают работы друг друга.Упражнение «Метод пометок»:Учащиеся внимательно изучают текст и создают таблицу, в которой консолидируют все замечания, которые они могут сделать по данному конкретному тексту. Конспект урока по развитию связной речиХод урокаI. Организация класса.П. Беседа по ранее изученному материалу.- Теперь я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделиться своими впечатлениями о прослушанном.- Как (при помощи чего?) композитор создает в воображении слушателей образы, передает эмоции и чувства? Как вы думаете, какие средства может использовать писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы вызвать интерес у слушателей (читателей)?Ш. Анализ текстов.- Теперь давайте прочитаем тексты и попытаемся ответить на вопрос – какой именно текст нравится именно вам, по какой причине? Текст № 1.Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.Текст № 2Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.- Что может объединять эти тексты? Относятся ли они к одному жанру и если да, то почему? - Что в них отличного? Какой текст более ярко репрезентует чувства автора? Какой текст более лиричен, насыщен выразительными средствами? Какие средства узнали вы?IV. Анализ.- Теперь я предлагаю вам прочитать текст. Подумать о том, какие чувства были выражены. Прочитайте вслух, обращая внимание на речевые средства, передающие настроение автора. - Какая картина (какой образ) родилась у вас? Дайте описание.- Какие изобразительно-выразительные средства были использованы автором? С какой целью?- Далее я предлагаю вам эксперимент. Вы пишите первую часть лирической зарисовки М.М.Пришвина, а затем сочиняете вторую часть. - По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)- А далее мы сравниваем ваш вариант и вариант автора. - Оцените результаты работы. - А теперь рассмотрим текстА.П. Чехова. Прочитайте текст и опишите свое настроение и состояние. Какие средства художественной выразительности были использованы автором, чтобы передать эмоциональное состояние? V. Познакомимся со схемой “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”.Перед написанием я прелагаю вам подумать о том, какую картину вы хотите нарисовать, передать. Подумайте об основной идее и авторском замысле. На какие выразительные средства вы обратить особое внимание? VI. Создание текста (работа в группах).- Вы видите начало текста. Опираясь на разработанный нами “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”, допишите текст.Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…И вдруг улыбнулась погодка:…(Далее анализируем полученные варианты, дискутируем.)VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по первой строчке (“Входишь в лес и словно в сказку попадаешь”, “Неожиданно ударил мороз…” или свой вариант.)

Список литературы

1. Абдуллина Г.Н. Требования к речевому развитию школьников. [Ресурс локального доступа]
2. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи школьников младших и средних классов// Начальная школа, 2003, № 10. С. 41-44.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах .Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. С. 6 - 361.
4. Крылова И.А. Речевая деятельность школьников в процессе изучения русского языка и литературы. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/21/rechevaya-deyatelnost-shkolnikov-v
5. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. М.: Педагогика, 1980. 210 с.
6. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи младших школьников. М.: Педагогика, 1985. 240 с.
7. Ладыженская, Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе: Сб. статей /Под ред.Н.И. Кудряшова. М.: Просвещение, 1983.
8. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. 223 с.

Вопрос-ответ:

Какие требования предъявляются к связной речи школьников на уроках русского языка?

На уроках русского языка требуется, чтобы связная речь школьников была логичной, грамматически правильной, богатой лексикой, разнообразной по структуре предложений и выразительной. Также важно, чтобы связный текст имел четкую цель и адекватно передавал содержание и смысл исходного материала.

Какими методами можно развивать связную речь школьников на уроках русского языка?

Для развития связной речи школьников на уроках русского языка можно использовать различные методы. Например, можно проводить упражнения на составление связных текстов по определенным правилам или с использованием конкретного материала. Также полезно проводить уроки по анализу связных текстов, где школьники учатся определять и объяснять структуру и основной смысл текста.

Какую пользу может принести формирование умения строить связный текст на уроках русского языка?

Умение строить связный текст на уроках русского языка приносит много пользы школьникам. Это помогает развивать их навыки письма, улучшает их грамматику и лексику, развивает их мышление и способность логически выражаться. Кроме того, связная речь является неотъемлемой частью коммуникации, поэтому умение строить связные тексты помогает школьникам лучше понимать и быть понятыми другими людьми.

Как проводится работа с иллюстрациями и сюжетными картинками при формировании умения строить связный текст?

При работе с иллюстрациями и сюжетными картинками для формирования умения строить связный текст на уроках русского языка, можно использовать следующий план: 1) поставить перед классом цели работы; 2) расмотреть и обсудить иллюстрации или сюжетные картинки; 3) выделить основную идею или сюжет; 4) составить сюжетный план; 5) написать связный текст, используя полученный план и опираясь на собственные наблюдения и предположения.

Какие требования предъявляются к связной речи школьников?

Требования к связной речи школьников включают следующие аспекты: - логическую связность текста; - грамматическую правильность; - использование различных средств связи; - достаточная длина текста; - наличие введения, основной части и заключения.