Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Недвижимость
  • 67 67 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 12.12.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Земельный участок и порядок его изъятия для государственных и муниципальных нужд 7
1.1 Понятие и признаки земельного участка 7
1.2 Нормативные - правовые акты, регламентирующие изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд 10
1.3 Общие положения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд 15
1.3.1 Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков 15
1.3.2 Изъятие земельного участка по решению суда 20
1.4 Органы, уполномоченные осуществлять изъятие земельного участка 22
Глава 2. Защита прав собственника при изъятии земельного участка в интересах государства 27
2.1 Определение размера возмещения за участки земли, изымаемые для государственных или муниципальных нужд 27
2.2 Определение рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества 34
2.3 Возмещение убытков при изъятии земельного участка 43
2.4 Способы защиты при изъятии земельного участка 51
Заключение 58
Список использованных источников 61
Глоссарий 67

Фрагмент для ознакомления

В случае отсутствия сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения (п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ). В пункте 14 ст. 56.6 ЗК РФ прямо закреплено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суд. Основаниями для оспаривания могут служить:
несоответствие цели изъятия;
несоответствие решения генеральному плану (либо иным документам территориального планирования), а также проекту планировки территории;
наличие возможности размещения объекта, для которого изымается участок, без изъятия земельного участка;
несоблюдение формальных требования к содержанию и оформлению решения об изъятии (ст. 56.6 ЗК РФ).
Правообладатель должен понимать, что не любое формальное нарушение может стать основанием для отмены решения об изъятии, а лишь то, которое нарушило или может нарушить его права и законные интересы.
Законность кадастровых процедур можно оспорить. После принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган либо подавшая ходатайство организация вне зависимости от согласия правообладателя принимают определенные меры в отношении изымаемой недвижимости, главные из них: кадастровый учет подлежащего изъятию земельного участка, в том числе внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах; проведение оценки изымаемых объектов и размера убытков для целей возмещения.
Правообладатель вправе обжаловать законность проводимых кадастровых процедур в отношении земельного участка, в то же время надо учитывать, что согласно п. 4 ст. 56.7 ЗК РФ наличие спора о границах земельных участков, об образовании земельных участков не является препятствием для дальнейшей процедуры изъятия.
После проведения всех необходимых кадастровых работ происходит изъятие земельного участка путем заключения соглашения либо изъятия по суду. Следует обратить внимание на п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ, согласно которому к соглашению применяются правила о купле-продаже либо мене. Следовательно, правообладатель может использовать способы защиты, которые предоставлены законодательством продавцу либо стороне договора мены. Получив проект соглашения, правообладатель может его подписать, отказаться от подписания либо направить свои обоснованные предложения о размере возмещения. Если по истечении 90 дней соглашение не будет подписано, уполномоченный орган либо организация, инициировавшая процедуру изъятия, могут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. Формулировка п. 9 и 10 ст. 56.10 ЗК РФ указывает на то, что вышеописанный порядок представляет собой обязательный досудебный порядок разрешения спора. Соответственно, если иск об изъятии будет подан с его нарушением, то согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ он будет оставлен судом без рассмотрения.
Важно обратить внимание, что в прежней редакции ст. 63 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ предусматривалась необходимость уведомления правообладателя объекта за год до принудительного изъятия, и ранее этого срока объект не мог быть изъят без согласия на то правообладателя (при этом сокращенные сроки могли устанавливаться в специальных федеральных законах). Законом № 499-ФЗ данные положения из Земельного кодекса исключены, иск об изъятии может быть подан не ранее 90 дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии и не позднее трехлетнего срока действия решения об изъятии недвижимости.
Переход прав на изымаемый объект происходит только после получения правообладателем предварительного возмещения в денежной форме. Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен ст. 25.7 о порядке регистрации прав на объект недвижимости на основании изъятия для государственных и муниципальных нужд. Согласно ей: для регистрации перехода прав достаточно заявления уполномоченного органа, то есть правообладатель недвижимости для этого не нужен; до регистрации перехода прав регистрирующему органу должны быть представлены доказательства предоставления возмещения за изъятый объект, чем обеспечивается принцип предварительности возмещения; зарегистрированные обременения снимаются автоматически, то есть без специальных заявлений; в отличие от общего порядка регистрации нет необходимости предварительно регистрировать объект на имя правообладателя перед регистрацией возникновения прав нового собственника на изымаемый объект. Как указанный выше новый, достаточно регламентированный порядок изъятия земельных участков будет применяться на практике, покажут время и судебная практика, которая наверняка вызовет новые вопросы по порядку правоприменения новой процедуры.
Отчуждение недвижимости, находящейся на подлежащем изъятию участке, проводится по правилам, которыми урегулировано изъятие земельных участков для публичных нужд. В предоставляемое собственнику имущества соглашение включается помимо денежной оценки земельного участка, оценка недвижимости, находящейся на нем. Защита прав собственника земельного участка, подлежащего изъятию, осуществляется непосредственно в судебном порядке.
На сегодняшний день в России имеется достаточное количество гражданских дел, где собственники изымаемого земельного участка и недвижимости, расположенной на нем, оспаривали предоставленную в соглашении оценку стоимости имущества.
В качестве примера можно привести решение суда, который удовлетворил иск «ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к собственнику земельного участка гражданину А. об изъятии указанного имущества, а также расположенных на нем жилого дома, многолетних насаждений. Собственник не подписал предоставленного ему соглашения, поскольку не был согласен с указанной в нем денежной оценкой своего имущества. В результате этого орган, уполномоченный на изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, был вынужден подать исковое заявление в Адлерский районный суд Краснодарского края о принудительном изъятии собственности. Иск в части изъятия имущества для федеральных нужд путем его выкупа был удовлетворен. Однако в результате судебного разбирательства, суд принял во внимание доводы гражданина А. и постановил назначить выкуп имущества в размере, превышающим установленную по соглашению денежную оценку изымаемого имущества примерно на 33%.
Стоит отметить, что не всегда урегулирование вопросов изъятия земли для государственных и муниципальных нужд и недвижимости на ней происходит в судебном порядке. Чаще собственники земельных участков, подлежащих изъятию, в течение 90 дней оговаривают все существенные условия и заключают соглашение, предоставленное уполномоченным органом. Тем не менее, судебный порядок защиты право собственника актуален.
Если рассматривать судебные дела относительно оспаривания изъятия земельных участков для публичных нужд, то можно выделить несколько наиболее распространенных категорий:
1. Споры, связанные с нарушением процедуры изъятия земельного участка. В данной категории можно объединить споры относительно цели изъятия, субъекта изъятия, установления объекта изъятия, наличия иного имущества на изымаемой территории.
2. Споры, связанные с оспариванием размера возмещения за участки земли, изымаемые для государственных или муниципальных нужд. В данной категории споров можно выделить споры, которые касаются, в том числе, и оспаривание размера упущенной выгоды.
Если с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости обратился компетентный орган, то правообладатель недвижимости вправе предъявить встречные исковые требования об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки или о признании недействительным отчета независимого оценщика.
В противном случае в соответствии с формирующейся судебной практикой суд выносит решение об изъятии на основании отчета об оценке, подготовленного по заказу органа власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом в судебном решении указывается, что отчет об оценке надлежащим образом не оспаривался.
Можно отметить и факультативный способ защиты прав – признание недействительным акта органа власти. Такой способ защиты может иметь место, когда публичный орган отменил свое же решение, не реализованное надлежащим образом при отсутствии причин.
В судебной практике имели место такие случаи. Суды указали на недопустимость отмены таких решений и указали, что немотивированная отмена решения об изъятии после осуществления фактического изъятия без надлежащей компенсации негативных последствий потерпевшему, который после уведомления его об этом решении ориентировался на иное развитие ситуации, находится вне рамок разумного контроля последнего, не соответствует принципам стабильности гражданского оборота (в частности, уже возникших правоотношений по изъятию) и разумных ожиданий.
Таким образом, защита прав собственников и пользователей земельных участков осуществляется как в досудебном порядке, так и в суде. В суде рассматриваются споры, связанные с нарушением процедуры изъятия и с оспариванием размера возмещения за изымаемое имущество.




Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд является актуальной как для государства (муниципального образования), так и правообладателя земельным участком.
В законодательстве и доктрине термин «земельный участок» применяется в праве в нескольких аспектах. Его следует разграничивать со смежными понятиями – «земля», «почва», «угодья». Такое разграничение имеет существенное значение как в практическом, так и теоретическом аспекте. В гражданско-правовом обороте земля как объект выступает в виде земельного участка, который в обязательном прошел кадастровый учет и обладает четко обозначенными границами.
Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Кроме того, выявлены многочисленные подзаконные акты, которые определяют отдельные аспекты такой процедуры. Имеющиеся противоречия в законодательстве позволяют сделать вывод о дальнейшей необходимости корректировки норм гражданского и земельного законодательства.
С целью регулирования и упорядочения изъятия земельных участков законодатель закрепил основания для проведения такой процедуры. При этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.
Право изъятия земельного участка для государственных и федеральных нужд предоставлено достаточно широкому кругу органов, которые наделяются соответствующим полномочием. Такие органы можно разделить на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, попадающие под действие ст. 56.4 ЗК РФ.
В случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд правообладателю будет предложено возмещение, которое включает в себя:
рыночную стоимость непосредственно земельной недвижимости;
рыночную стоимость всех природных и недвижимых объектов, которые размещены на территории участка.
Возмещению подлежат также и убытки, которые возникают в связи с таким изъятием. В рамках рассмотрения особенности возмещения убытков выявлена проблема отсутствия единых методических рекомендаций по подсчету убытков, вызванных изъятием земельных участков для общественных нужд.
Целесообразным также представляется введение нормы, предусматривающей обязательное указание в соглашении об изъятии наименования лица, на котором лежит обязанность по предоставлению возмещения, а также лица, выдающего поручительство или независимую гарантию за сторону, обязанную выплатить возмещение.
Для решения вопроса, связанного с неопределенностью точных сроков, установленных для проведения отдельных этапов процедуры изъятия земельного участка для общественных нужд, необходимо определить такие сроки в законе применительно к каждому этапу. Также следует восстановить отменный законодателем по понятным причинам (в целях ускорить процесс изъятия земельных участков государством) срок для уведомления правообладателей о предстоящем изъятии.
В рамках определения рыночной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию, сформулированы следующие предложения:
1. Разработка и принятие методики, которая бы имела действие на всей территории страны.
2. Следует руководствоваться принципами, которые бы отражали интересы всех участников этого процесса. Соблюдение баланса интересов позволит добросовестным собственникам получить эквивалентную компенсацию, государству эффективнее расходовать бюджетные средства, выделенные в рамках изъятия, а спекулянтам земельных участков снизить дополнительный доход.
3. Необходимо использовать качественную и достоверную информацию, что позволит получить объективные результаты оценки.
4. Необходимо создание единого органа, который был бы наделен полномочиями по сбору и обработке данных по земельным участкам, осуществляло бы мониторинг, в случае необходимости изъятия земельного участка осуществлял такое изъятие и контролировал такую процедуру. Такие полномочия можно также закрепить за существующим уже органом, например, Россреестром. Это позволило бы облегчить всю процедуру изъятия таких земельных участков.
Защита прав собственников и пользователей земельных участков осуществляется как в досудебном порядке, так и в суде. В суде рассматриваются споры, связанные с нарушением процедуры изъятия и с оспариванием размера возмещения за изымаемое имущество.




Список использованных источников

Нормативные правовые акты
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства. 2001. № 44. Ст. 4147.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ.1995. № 12. Ст. 1024.
Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2007. № 49. Ст. 6071.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 277-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7602.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 52.
Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 19. Ст. 1843.
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» // Собрание законодательства РФ.2015. № 19. Ст. 2841.
Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2016 № 10 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // СПС «КонсультантПлюс».
Распоряжение Росжелдора от 15.06.2017 № ВЧ-37-р // http://www.roszeldor.ru/media/%D0%92%D0%A7-37-%D1%80%20%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6_.pdf
Приказ Росавиации от 15.09.2017 № 756-П // http://www.favt.ru/public/materials//5/2/b/9/0/52b90ddfc5462ac594191f19520a27d7.pdf
Распоряжение Росморречфлот от 27.11.2017 № КС-301-р // http://www.morflot.ru/files/docslist/2559-ks-310-r_ot_27.11.2017.pdf
Сообщение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о планируемом изъятии земельных участков для государственных нужд [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/A3Jznz
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 №391- р «О выкупе земельных участков для нужд Республики Крым» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/N6tsvK
Методические рекомендации по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № 310-ФЗ, включающих расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимости в связи с их изъятием, или в связи с установлением сервитута [Электронный ресурс]. Национальный совет по оценочной деятельности, декабрь 2009. URL: http://ncva.ru/rprice/Metod-rekomendacii-12-01-10.pdf.

Учебная и научная литература

Абесалашвили М. З. Объективные обстоятельства изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Право и практика. 2014. № 4. С. 48-54.
Вахитов Д.Р., Зиннатуллин А.З. Проблемы в подходах к оценке недвижимости в российской экономике // Научное обозрение. 2016. № 12. С. 193.
Гринь Е. А. Некоторые вопросы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7 // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7.С. 205-216.
Давыдова Е.И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.
Конюх Е.А. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями: гражданско-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003.
Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007 / Пер. с англ. И.Л. Артеменкова, Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, А.И. Артеменкова; Под ред. Г.И. Микерина, И.Л. Артеменкова. М.: Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков, 2009. С. 68.
Пацкалев А.Ф. О проблемах оценки стоимости земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 10. С. 45 - 56
Проблема пропуска через госграницу биоресурсов будет решена учеными // http://deita.ru/news/158444-problema-propuska-cherez-gosgranitsu-bioresursov-budet-reshena-uchenymi/
Сагитов С.М., Шараф А.Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.
Сердюкова В.С. Правовые гарантии собственника при принудительном изъятии земель для государственных и муниципальных нужд // Science Time: ежемес. науч. журн. [Электрон. версия]. 2016. № 5 (29). С. 609-611.
Стародумова С.Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5. С. 42 - 45.
Тараданов Р.А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Закон. 2014. № 2. С. 23-28.
Шарапов В.В. Новый порядок изъятия земельных участков для публичных нужд и защита внереестровых прав собственников // Закон. 2015. № 4. С. 54-58.
Щуров Н.Н. Определение рыночной стоимости земельных участков при изъятии для государственных нужд [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/uecs-34-342011/item/688-2011-10-14-08-31-51

Судебная практика

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П // Собрание законодательства РФ. 2010. №24. Ст. 3069.
Определение ВАС РФ от 01.07.2011 № ВАС-8192/11 по делу № А41-8980/10 // СПС «КонсультантПлюс».
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 по делу № 33-14077/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу № 33-17397/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33-271/2014 /// СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.01.2018 № Ф06-28011/2017 по делу № А12-70661/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2016 года № Ф05-16730/2016 по делу № А40-238841/15 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2013 по делу № А51-9676/2012 
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/c1eeb664-e923-4eed-a1e0-3169db2d767b/A32-24414-2010_20101007_Reshenija+i+postanovlenija.pdf
Решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края по делу № 2-267/2016. [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/XJIvgd
Решение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010. [Электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/34c3eccb-cbd9-46c5-8ccf-874f4211c325/A32-24414-2010_20110527_ Postanovlenie+apelljacii.pdf
Решение Адлерского районного суда Краснодарского края по делу № 2-3676/15 [Электронный ресурс] // URL:https://goo.gl/55wdJu
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 4.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение 1. Земельный участок часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке 2. Изъятие земельного участка одна из форм прекращения субъективного права на земельный участок 3. Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд представляет собой процесс, включающий в себя четыре конкретные стадии:
принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация 4. Возмещение убытков один из наиболее распространенных способов защиты гражданских прав 5. Убытки расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено 6. Реальный ущерб фактическая утрата или повреждение имущества, а также расходы, которые уже произведены или будут понесены в связи с событием, причинившим вред 7. Упущенная выгода неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено 8. Государственные и муниципальные нужды объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями 9. Рыночная стоимость наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цену сделки не влияют какие-либо существенные обстоятельства 10. Способы защиты права закрепленные или санкционированные законодательством материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых может быть осуществлено устранение нарушений права, восстановление (признание) права и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
Сообщение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о планируемом изъятии земельных участков для государственных нужд [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/A3Jznz
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 №391- р «О выкупе земельных участков для нужд Республики Крым» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/N6tsvK
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства. 2001. № 44. Ст. 4147.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Давыдова Е.И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33-271/2014 /// СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 52.
Гринь Е. А. Некоторые вопросы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7 // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7.С. 205-216.
Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 19. Ст. 1843.
Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2016 № 10 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ.1995. № 12. Ст. 1024.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 277-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7602.
Абесалашвили М. З. Объективные обстоятельства изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Право и практика. 2014. № 4. С. 48-54.
Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2007. № 49. Ст. 6071.
Распоряжение Росжелдора от 15.06.2017 № ВЧ-37-р // http://www.roszeldor.ru/media/%D0%92%D0%A7-37-%D1%80%20%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6_.pdf
Приказ Росавиации от 15.09.2017 № 756-П // http://www.favt.ru/public/materials//5/2/b/9/0/52b90ddfc5462ac594191f19520a27d7.pdf
Распоряжение Росморречфлот от 27.11.2017 № КС-301-р // http://www.morflot.ru/files/docslist/2559-ks-310-r_ot_27.11.2017.pdf
Проблема пропуска через госграницу биоресурсов будет решена учеными // http://deita.ru/news/158444-problema-propuska-cherez-gosgranitsu-bioresursov-budet-reshena-uchenymi/
http://allglobus.com/news/item/13379
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 по делу № 33-14077/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу № 33-17397/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.01.2018 № Ф06-28011/2017 по делу № А12-70661/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» // Собрание законодательства РФ.2015. № 19. Ст. 2841.

Пацкалев А.Ф. О проблемах оценки стоимости земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 10. С. 45 - 56
Сердюкова В.С. Правовые гарантии собственника при принудительном изъятии земель для государственных и муниципальных нужд // Science Time: ежемес. науч. журн. [Электрон. версия]. 2016. № 5 (29). С. 609-611.
Дело Тихорецкого районного суда Краснодарского края № 2-267/2016. [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/XJIvgd
Вахитов Д.Р., Зиннатуллин А.З. Проблемы в подходах к оценке недвижимости в российской экономике // Научное обозрение. 2016. № 12. С. 193.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 52.
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 4.
Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007 / Пер. с англ. И.Л. Артеменкова, Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, А.И. Артеменкова; Под ред. Г.И. Микерина, И.Л. Артеменкова. М.: Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков, 2009. С. 68.
Compulsory acquisition of land and compensation [Электронный ресурс]. Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2008. URL: ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/011/i0506e/i0506e00.pdf.
Щуров Н.Н. Определение рыночной стоимости земельных участков при изъятии для государственных нужд [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/uecs-34-342011/item/688-2011-10-14-08-31-51
Методические рекомендации по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № 310-ФЗ, включающих расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимости в связи с их изъятием, или в связи с установлением сервитута [Электронный ресурс]. Национальный совет по оценочной деятельности, декабрь 2009. URL: http://ncva.ru/rprice/Metod-rekomendacii-12-01-10.pdf.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/c1eeb664-e923-4eed-a1e0-3169db2d767b/A32-24414-2010_20101007_Reshenija+i+postanovlenija.pdf
Решение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010. [Электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/34c3eccb-cbd9-46c5-8ccf-874f4211c325/A32-24414-2010_20110527_ Postanovlenie+apelljacii.pdf
Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 №262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 2003. №19. Ст. 1843.
Шарапов В.В. Новый порядок изъятия земельных участков для публичных нужд и защита внереестровых прав собственников // Закон. 2015. №4.
Тараданов Р.А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Закон. 2014. №2.
Определение ВАС РФ от 01.07.2011 № ВАС-8192/11 по делу № А41-8980/10 // СПС «КонсультантПлюс».
Дело Адлерского районного суда Краснодарского края № 2-3676/15 [Электронный ресурс] // URL:https://goo.gl/55wdJu
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2016 года № Ф05-16730/2016 по делу № А40-238841/15 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2013 по делу № А51-9676/2012 












68

Список использованных источников

Нормативные правовые акты
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства. 2001. № 44. Ст. 4147.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ.1995. № 12. Ст. 1024.
5. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2007. № 49. Ст. 6071.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 277-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7602.
7. Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 52.
8. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 19. Ст. 1843.
9. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» // Собрание законодательства РФ.2015. № 19. Ст. 2841.
11. Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2016 № 10 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Распоряжение Росжелдора от 15.06.2017 № ВЧ-37-р // http://www.roszeldor.ru/media/%D0%92%D0%A7-37-%D1%80%20%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6_.pdf
13. Приказ Росавиации от 15.09.2017 № 756-П // http://www.favt.ru/public/materials//5/2/b/9/0/52b90ddfc5462ac594191f19520a27d7.pdf
14. Распоряжение Росморречфлот от 27.11.2017 № КС-301-р // http://www.morflot.ru/files/docslist/2559-ks-310-r_ot_27.11.2017.pdf
15. Сообщение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о планируемом изъятии земельных участков для государственных нужд [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/A3Jznz
16. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 №391- р «О выкупе земельных участков для нужд Республики Крым» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/N6tsvK
17. Методические рекомендации по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № 310-ФЗ, включающих расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимости в связи с их изъятием, или в связи с установлением сервитута [Электронный ресурс]. Национальный совет по оценочной деятельности, декабрь 2009. URL: http://ncva.ru/rprice/Metod-rekomendacii-12-01-10.pdf.

Учебная и научная литература

18. Абесалашвили М. З. Объективные обстоятельства изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Право и практика. 2014. № 4. С. 48-54.
19. Вахитов Д.Р., Зиннатуллин А.З. Проблемы в подходах к оценке недвижимости в российской экономике // Научное обозрение. 2016. № 12. С. 193.
20. Гринь Е. А. Некоторые вопросы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7 // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7.С. 205-216.
21. Давыдова Е.И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.
22. Конюх Е.А. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями: гражданско-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003.
23. Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007 / Пер. с англ. И.Л. Артеменкова, Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, А.И. Артеменкова; Под ред. Г.И. Микерина, И.Л. Артеменкова. М.: Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков, 2009. С. 68.
24. Пацкалев А.Ф. О проблемах оценки стоимости земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 10. С. 45 - 56
25. Проблема пропуска через госграницу биоресурсов будет решена учеными // http://deita.ru/news/158444-problema-propuska-cherez-gosgranitsu-bioresursov-budet-reshena-uchenymi/
26. Сагитов С.М., Шараф А.Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.
27. Сердюкова В.С. Правовые гарантии собственника при принудительном изъятии земель для государственных и муниципальных нужд // Science Time: ежемес. науч. журн. [Электрон. версия]. 2016. № 5 (29). С. 609-611.
28. Стародумова С.Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5. С. 42 - 45.
29. Тараданов Р.А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Закон. 2014. № 2. С. 23-28.
30. Шарапов В.В. Новый порядок изъятия земельных участков для публичных нужд и защита внереестровых прав собственников // Закон. 2015. № 4. С. 54-58.
31. Щуров Н.Н. Определение рыночной стоимости земельных участков при изъятии для государственных нужд [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/uecs-34-342011/item/688-2011-10-14-08-31-51

Судебная практика

32. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П // Собрание законодательства РФ. 2010. №24. Ст. 3069.
33. Определение ВАС РФ от 01.07.2011 № ВАС-8192/11 по делу № А41-8980/10 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 по делу № 33-14077/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу № 33-17397/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33-271/2014 /// СПС «КонсультантПлюс».
37. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.01.2018 № Ф06-28011/2017 по делу № А12-70661/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2016 года № Ф05-16730/2016 по делу № А40-238841/15 // СПС «КонсультантПлюс».
39. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2013 по делу № А51-9676/2012
40. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/c1eeb664-e923-4eed-a1e0-3169db2d767b/A32-24414-2010_20101007_Reshenija+i+postanovlenija.pdf
41. Решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края по делу № 2-267/2016. [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/XJIvgd
42. Решение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010. [Электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/34c3eccb-cbd9-46c5-8ccf-874f4211c325/A32-24414-2010_20110527_ Postanovlenie+apelljacii.pdf
43. Решение Адлерского районного суда Краснодарского края по делу № 2-3676/15 [Электронный ресурс] // URL:https://goo.gl/55wdJu
44. Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 4.

Вопрос-ответ:

Какие принципы закреплены в нормативных правовых актах, регламентирующих изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

В нормативных правовых актах, регламентирующих изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, закреплены следующие принципы: соблюдение закона и конституционных прав граждан, обеспечение равновесия интересов государства и граждан, учет общественного мнения и справедливое возмещение ущерба.

Какие основания и порядок принудительного изъятия земельных участков?

Основаниями для принудительного изъятия земельных участков являются необходимость обеспечения государственных или муниципальных нужд и отсутствие возможности достижения цели использования участка в ином порядке. Порядок принудительного изъятия регламентируется Федеральным законом "Об изъятии земельных участков" и включает в себя определение цели и обоснование необходимости изъятия, проведение оценки ущерба и определение размера компенсации, оформление документов, определение сроков и порядка передачи участка государству или муниципалитету.

Что представляет собой земельный участок и какие у него признаки?

Земельный участок - это ограниченная вещественно-пространственная часть земной поверхности, имеющая определенные границы и принадлежащая государству или муниципалитету. Он отличается следующими признаками: отделенность от окружающих участков, фиксированная площадь, определенное местоположение, наличие границ и ограничений в использовании, принадлежность государству или муниципалитету.

Какие нормативные правовые акты регламентируют изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об изъятии земельных участков", соответствующими постановлениями и приказами Правительства РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Какие основания и порядок принудительного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

Основаниями для принудительного изъятия земельных участков являются необходимость реализации государственных и муниципальных проектов, а также интересы общества. Порядок принудительного изъятия определен нормативными правовыми актами и включает в себя ряд процедур, таких как определение размера и стоимости земельного участка, уведомление собственника или правообладателей, возможность обжалования решения о изъятии в суде и компенсация собственнику.

Что понимается под земельным участком?

Земельный участок - это определенная площадь земли, ограниченная границами, обладающая определенными правовыми характеристиками и предназначенная для определенного вида использования. Земельный участок может использоваться в сельском хозяйстве, для жилой застройки, для промышленных или коммерческих целей и т.д.

Какие нормативные правовые акты регулируют изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируется рядом нормативных правовых актов, включая Федеральный закон "Об основах государственного кадастрового учета", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Земельный кодекс Российской Федерации и другие.

Какие общие положения существуют об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд существуют общие положения, определяющие порядок и условия изъятия, права и обязанности сторон, процедуры оценки земельного участка, сроки и возможность обжалования решения о изъятии и т.д. Эти общие положения направлены на обеспечение законности и справедливости процесса изъятия земельных участков.

Какие признаки имеет земельный участок?

Земельный участок включает в себя признаки местоположения, предназначения, площади и границ.

Какие основания и порядок принудительного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

Основаниями для принудительного изъятия земельных участков являются общественная необходимость, экологические и иные обстоятельства. Порядок изъятия устанавливается законодательством и включает в себя определение размера компенсации, участие граждан в принятии решения и права и обязанности сторон.