Система управления и суд в древнескандинавском обществе на материале саг
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 22.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
I. Система управления и суд в древнескандинавском обществе по материалам саг 5
1.2 Система управления по материалам саг 5
1.2 Суд в древнескандинавском обществе по материалам саг 7
1.3 Особенности правовой и судебной системы древних скандинавов 24
II. Древнескандинавское общество в оценках современных исследователей 26
2.1 Оценки отечественных исследователей 26
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Все эти издания выходили по его инициативе, под его редакцией, с его статьями и комментариями и во многих случаях с его переводами. Большинство саг, использованных для данной работы, также переведены М.И. Стеблин-Каменским, а его работы, упомянутые выше, сформировали точку зрения автора исследования[24].Арон Яковлевич Гуревич по праву считается столпом отечественной скандинавистики. Автор свыше 300 работ, из них 23 монографии, он подробно осветил для отечественного исследователя, да и просто читателя, основные моменты эпохи викингов. Среди прочих достоинств его работ необходимо отметить, что его труды не страдают излишней идеализацией скандинавов в отличие от многих прочих исследователей. Также их нельзя упрекнуть в излишней упрощенности. По сравнению с иными работами здесь практически нет утрирования или передачи какой-либо гипотезы, как наиболее достоверной, или единственно правильной, чем, иногда бывает, страдают зарубежные издания, зачастую носящие энциклопедический характер. Нам особенно будут интересны «Круг Земной» и история Норвегии, «Эдда» и сага», «Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения двух исландских саг», а также «Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов». В этих работах рассматриваются многие интересные моменты, на которые я также счел нужным обратить внимание в своей работе, например о зависимости для саги отношения между поведением героя, его поступками и социальной значимостью[5, 8, 10].Относительно недавняя (1999 г.) статья С. Никольского, посвященная проблеме взаимосвязи наследования и кровной мести, не может остаться незамеченной нами, благодаря тому, что касается и темы нашего исследования, правда, с другой стороны. Как источник, автор статьи использует и саги и законы, устанавливая взаимосвязь кровной мести и наследования имущества в древней Скандинавии [15].Важное значение имеет издание Е.А.Мельниковой комментированного свода «Скандинавские рунические надписи» (Мельникова, 1977; Мельникова, 2002). Е.А.Мельниковой изданы многочисленные высококвалифицированные работы по истории отношений Скандинавии и Древней Руси в позднюю эпоху викингов. Заслуженной известностью пользуются штудии В.Я. Петрухина по скандинавской погребальной обрядности и языческой мифологии [16].В исследовании древнескандинавской вещевой культуры большое значение имеют выводы археологов. Весьма серьезным комплексным исследованием по археологии Скандинавии эпохи викингов является монография Г.С.Лебедева «Эпоха викингов в Северной Европе», изданная в 1985 г., особенно ее вторая часть, где рассматривается материальная культура собственно Скандинавии[14]. Новаторской работой следует признать исследование А.А.Хлевова, посвященное реконструкции общественных отношений, материальной и духовной культуры Скандинавии в предшествовавший эпохе викингов вендельский период [28]. Монография А.А.Хлевова прекрасно иллюстрирована, к сильным сторонам работы следует отнести четкость определения культуры как традиционной деятельности и ее результатов, подробнейший экскурс в историю вооружения вендельской эпохи, анализ дружинной культуры.А.А.Хлевов полагает, что основные элементы скандинавской культуры эпохи викингов уже сложились в более раннюю эпоху. Полагаю, что основные компоненты материальной и духовной культуры германцев Северной Европы (длинный дом, длинный корабль, правила взаимоотношения родовых коллективов, мифология и эпос) сложились еще раньше - по крайней мере, в первые века нашей эры. В качестве источников я здесь сошлюсь на «Германию» Тацита (там описываются народные собрания - тинги, выплата возмещения пострадавшему роду за убийство, комплектование дружины и дружинные пиры с употреблением пива, хуторская система расселения и проч.) и представленные в работе А.А.Хлевова археологические артефакты -клинкерное, с полого вздымающимися оконечностями штевня и рулевым веслом на корме судно из Нюдама IV в. н. э. , длинные дома столбовой конструкции с центральными очагами в поселении на холме ФедерзенВирде у Бремерсхафена в Германии (I в. до н. э. - V в. н. э.) [28, 29]. 2.2 Оценки зарубежных исследователейСреди прочих зарубежных авторов, чьи работы переведены на русский язык, нельзя не отметить книги Гвина Джонса «Викинги: потомки Одина и Тора» и «Норманны – покорители Северной Атлантики». Первая из них посвящена становлению скандинавских государств и их развитию в эпоху викингов, вторая – путешествиям древних скандинавов через Атлантику. Само скандинавское общество затронуто в работах не столь подробно, как у Стриннгольма или Гуревича, но и этих сведений хватает, чтобы получить яркое представление о традициях, обычаях и развитии социальных отношений в эпоху викингов в Скандинавии.Бесценны для реконструкции раннеурбанистическои культуры крупнейших торгово-ремесленных центров Скандинавии эпохи викингов свод шведского археолога ХольгераАрбмана по свейской Бирке и монография немецкого археолога Генриха Янкуна по датскомуХедебю.Колоссален вклад в реконструкцию материальной культуры древних скандинавов рассматриваемого нами периода археолога первой половины XX столетия Яна Петерсена. Им была разработана базовая типология наиболее ярких вещей материальной культуры эпохи викингов. В частности, широко известна его типология мечей эпохи викингов и женских скорлупообразных фибул. Длинные суда эпохи викингов детально описаны Фирксом [27]. По мнению Гуревича достаточно обстоятельно древнескандинавское искусство и материальная культура англосаксов показаны в книге Вилсона и Клиндт-Енсена [4].Я назвал далеко не всех крупнейших специалистов по истории материальной культуры Скандинавии эпохи викингов, но, думаю, и это краткое перечисление дает некоторое представление о прогрессе, достигнутом скандинавской археологией в XX столетии.Значительных успехов достигли еще в XIX столетии и историки, работавшие с текстами, как древнегерманскими (древнеанглийскими и древнеисландскими), так и с синхронными источниками из Франкской империи, Византии и Халифата. История походов викингов на Западную Европу по материалам главным образом франкских анналов и англосаксонской хроники досконально показана еще в XIX столетии Стриннгольмом [26]. Во многих отношениях непревзойденным и по сей день исследованием источников, связанных с ролью древних скандинавов в образовании Древней Руси (базирующимся главным образом на анализе главы 9 сочинения императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», дополненной блестящей реконструкцией скандинавских имен послов Руси в договорах с греками князей Олега и Игоря), следует считать небольшую по объему работу конца XIX века великого датского лингвиста Вильгельма Томсена (дешифратора рунических надписей орхонских тюрок) «Начало русского государства» (Томсен, 1891) [48]. Во второй половине XX столетия интенсивно развивается научное направление, занимающееся анализом структуры древнескандинавского общества эпохи викингов.Некоторые работы школы «культурной антропологии» склонны накладывать схемы бинарных оппозиций на древнее общество. В числе таких работ прежде всего следует назвать монографию КирстенХаструп по культуре и истории средневековой Исландии [35]. Автор ее строит схемы «горизонтальных» и «вертикальных» связей, причем сюда попадают такие типологически различные культурные и социальные явления, как мифологические ясень Иггдрасиль («членение по вертикали») и мифологические миры Мидгард и Утгард («членение по горизонтали», по Хаструп), общеисландский центр принятия решений, главное народное собрание - Альтинг («членение по вертикали» - верховная власть, по Хаструп) и годорды - округа, возглавляемые авторитетными вождями-жрецами годи («членение по горизонтали», ученый здесь имеет в виду, очевидно, равноправие годи различных областей).Другие специалисты стремятся обнаружить региональные отличия в общественном устройстве Скандинавии эпохи викингов. К числу подобных работ относится и такое серьезное исследование, как монография Карла Рандсборга по раннесредневековой истории Дании [46]. Вряд ли можно полностью согласиться с тезисом археолога Рандсборга о своеобразии «датского пути» развития общественных отношений в эпоху викингов. Поселение Ворбассе в Западной Ютландии действительно издавна, еще в IV-V вв., было деревней, а не отдельно стоящим хутором, какие были распространены в Норвегии и Швеции. Но сам Рандсборг признаёт, что оно состояло именно из стоящих вплотную типичных древнескандинавских усадеб с длинным домом каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре. Благоприятные сельскохозяйственные условия действительно продиктовали несколько иной способ поселения, чем в плохо освоенной, каменистой и овцеводческой Северной Скандинавии, однако основная ячейка территориальной структуры - усадьба родового коллектива - одаль - и здесь налицо. Несколько поспешным представляется и вывод Рандсборга о коренных изменениях в социальной структуре Дании во второй половине X столетия на основании появления в том же Ворбассе трех очень богатых усадеб иной структуры, чем в IV-V вв - с хозяйственными постройками и мастерскими вдоль оград. Сам Рандсборг пишет, что в центре этих так называемых «усадеб магнатов» находится древнескандинавский длинный дом. Их богатство и величина - еще не повод считать их чем-то действительно отличным от исконно существовавших древнескандинавских усадеб, хотя их богатство, безусловно, доказывает, что они принадлежали родовой знати. Три группы рунических надписей, также выделяемые Рандсборгом, тоже вряд ли могут служить иллюстрацией значительных социальных изменений в Дании, увеличения числа зависимых от власти конунга и т.п. ввиду фрагментарности содержащейся в них информации. Таким образом, нельзя считать корректным выделение региональных отличий общественной структуры Скандинавии эпохи викингов при современном состоянии источниковедческой базы.Гораздо более продуктивным представляются попытки понять структуры и ценности родового общества как бы «изнутри», глазами самих древних скандинавов, вычленяя главное, важное и повторяющееся явление или обычай в самих древнескандинавских источниках, сопоставляя полученную картину со стадиально сходными явлениями других этносов. Здесь огромную роль сыграли этнографы, занимавшиеся классификацией древних обществ. К началу 1980-х основные признаки раннего государства - состояния общества, пограничного с позднеродовым строем, - были сформулированы X. Дж. Клэссеном.Эта методология ныне успешно применяется при анализе структуры древнескандинавского общества. Здесь необходимо прежде всего назвать крупнейшего современного специалиста в этой области - Миллера, который сумел на материале древнеисландских родовых саг талантливо развить концепцию позднеродовогопотестарногообщества - переходного к раннегосударственному [43]. Глубокий анализ структуры родства в раннесредневековой Норвегии на базе наиболее архаичных сводов древнескандинавских законов - западнонорвежских «Законов Гулатинга» и «Законов Фростатинга», главным образом, на материале статей, касающихся порядка наследования, провел в конце 1980-х датский исследователь Торбен Андерс Вестергор [47]. Он расчленил 13 статей на право наследования по ряду признаков, показав ключевой характер ст. 7, отсекающей незаконнорожденных и ограничивающей право наследования ближайших родичей.ЗаключениеТрадиционная культура Древней Скандинавии, насколько ее можно реконструировать из письменных источников и археологических данных, определялась преимущественно традиционным характером общества родичей и была ярко окрашена дружинной культурой.Представляется, что древнеисландское общество состояло из патрилокальных расширенных семей, отношения между которыми регулировали обычаи кровной мести, выплаты возмещенияза убитого пострадавшему родовому коллективу, а также передачи навоспитаниеребенкавкачествезаложника-аманатаибрака(последниеобычаирассмотренывмоейкниге«Культураиобщество скандинавовэпохивикингов»[2]).Чтобыотношения кровной вражды не создавали атмосферу тотального кровавого хаоса, войны всех против всех, существовало народное собрание — тинг, собрание правоспособных вооруженных мужчин, на котором принимались важнейшие для общества решения, в частности урегулировались конфликты между враждующими родовыми коллективами. Несмотря на то что, как видим, судебной процедуре на тинге придавалось очень большое значение, нередко здесь же происходили битвы враждебных родовых коллективов. Обо всем этом подробно повествуют саги обисландцах.Категории мышления скандинава (в частности исландца) периода второй половины X века чужды и во многом непонятны современному человеку. Отчасти это зависит от языческой религии, диктовавшей древнему скандинаву его обычаи и формировавшей его мировоззрение. Однако в них присутствует четкая логика и закономерность, обусловленные окружающей средой. Изучив достаточно большую подборку скандинавских саг, мы можем прийти к определенным выводам, являющимся ответами на задачи, поставленные во введении, а также определить основные факторы, влияющие на поведение представителя скандинавского общества в той или иной ситуации, связанной с правовой сферой и обычаем кровной мести.В конце эпохи викингов в Исландии существовало родовое общество на поздней стадии развития родового строя, использовавшее развитую систему обычного права. Основными особенностями исландского правосудия являются стремление возместить ущерб потерпевшему за счет виновного, сильная законодательная власть в лице законоговорителей и лёгретты, а также развитая судебная система при полном, однако, отсутствии исполнительной власти, каковая и не могла существовать в сложившихся условиях. Несмотря на кажущийся примитивизм суда, мы видим, что процесс ведения тяжбы отнюдь не был легким. Стороны активно защищались, используя в том числе помощь знатоков законов и различные увертки, которые не имели большого значения в тяжбе, но могли оказаться решающими для суда. Приговор суда мог обеспечить не только материальное, но и моральное возмещение убытков, приговаривая виновного к изгнанию, временному или пожизненному. С этого момента его жизнь не являлась защищенной законом, и представитель победившей стороны мог удовлетворить свое желание отомстить.В правовых отношениях активной стороной выступают только свободные совершеннолетние мужчины. Подавляющее большинство источников, как саги, так и законы областных судебников не видят в женщине полноценного субъекта права. Это положение обусловлено архаичными положениями о поединках, в которых, естественно, женщина не могла принимать участия, а также уже упомянутыми условиями отсутствия исполнительной власти и переложения права исполнить приговор на выигравшую сторону. Подобное положение отнюдь не означает полного бесправия женщины, так как практика показывала, что у свободной женщины всегда находится родственник-мужчина, готовый выступить ее заступником на суде. Рабы полностью исключены из правовых отношений, они не могут свидетельствовать, и ответственность за поступки, совершенные ими, ложится на их хозяина, что позже зафиксировалось в письменных сборниках законов.Список использованной литературыВестергорд Элизабет. Родство против договора. Германский героический эпос глазами исторического антрополога. // Другие средние века. К 75-летию А.Я. Гуревича./ Сост. И.В. Дубровский, С.В. Оболенская, М.Ю. Парамонова. – М.-СПб.: Университетская книга, 1999. – с. 67–78.Губанов И.Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 142 с.Губанов И.Б. Структура древнескандинавского общества по материалам родовых саг // Скандинавские чтения 1998г. СПб., 1999. С.40–48.Губанов И. Б. Исландские родовые саги как источник по истории культуры и общества Древней Скандинавии. Исследова-ние,текстыипереводы.СПб.,2016.—230с.(KunstkameraPetropolitana).Гуревич А.Я Диалектика судьбы у древних германцев и скандинавов.// «Понятие судьбы в контексте разных культур», М: 1994.Гуревич А.Я.История и сага. М. – 1972.Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры.Гуревич А.Я. «Круг Земной» и история Норвегии. М «Наука» 1980.Гуревич А.Я.Походы викингов. М – 1966.Гуревич А.Я.Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения 2х исландских саг. Одиссей. Человек в истории. 1997. – М.Наука. 1998.Гуревич А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009. 470 с. (Письмена времени).Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарий. Издание второе, в одной книге, исправленное и дополненное. М.: Русский фонд содействия образованию и науке,2012.Исландские саги. Т. 2 / Пер. прозаич. текста с древнеисл., общ.ред. и коммент. А.В. Циммерлинга; Стихи в пер. А.В. Циммерлинга и С.Ю. Агишева; под ред. С.Ю. Агишева, А.В. Бусыгина, В.В. Рыбакова. М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studiaphilologica).Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Историко археологические очерки. Л.: Изд во ЛГУ, 1985. 285 с.Никольский С.Л. Наследование и кровная месть. \\ сб. «Восточная Европа в исторической ретроспективе». М., 1999.Петрухин В. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия» // Секс и эротика в традиционной русской культуре, М 1996.Сага об Эгиле: Пер. с исланд. / Предисл. Х.Л. Борхеса. СПб.: Амфора, 1999.Стеблин Каменский М.И. Древнеисландский язык. Изд. 2 е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2002. 288 с. (История языков народов Европы).Стеблин Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984.Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979.Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Интернет-ресурс http://norse.ulver.com/articles/steblink/culture/index.html, Последнее посещение – 30.05.2007.Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Ленинград, 1984.Стеблин-Каменский М.И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире» \\ Сага о Греттире. – «Наука», Новосибирск, 1976. Серия «Лит.памятники».Стеблин-Каменский М. И «Круг Земной» как литературный памятник. Круг Земной. – М.: Наука, 1980.Стеблин-Каменский М.И. Исландские саги.\\ Исландские саги. Ирландский эпос. – М., 1973.Стриннгольм Андерс. Походы викингов. М.: Москва, 2002.фон Фиркс И. Суда викингов. М: Судостроение, 1982.Хлевов А.А. Предвестники викингов. Северная Европа в I VIII вв. СПб.: Евразия, 2002. 336 с.Хлевов А. Дружина Севера, как исторический феномен. Скандинавские чтения 1998 года. – СПб.: Наука, 1999.Bekker Nielsen H. Frodemændog tradition // Norrønfortællekunst: kapitleraf den norskislandskemiddelalderlitteraturshistorie / Eds. H. Bekker Nielsen, T.D. Olsen and O. Widding. Copenhagen: Akademiskforlag, 1965. P. 3541.Benediktsson J. Landnámabók: Some Remarks on Its Value as a Historical Source // Saga Book of the Viking Society for Northern Research. 1969. No. 17. S. 275 292.Benediktsson J. Landnámogupphafallsherjarríkis // Saga Íslands.1974a. No. 1. S. 153 196.Benediktsson J. MarkmiðLandnámabókar: Nýjarrannsóknir // Skírnir. 1974b. No. 148. S. 207 215.Byock J.L. Feud in the Icelandic Saga. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1982.Hastrup K. Culture and History in Medieval Iceland: An Anthropological Analysis of Structure and Change. Oxford: Clarendon Press, 1985.Heusler A. Das StrafrechtderIsländersagas. Leipzig: Duncker und Hum bolt, 1911.Heusler A. ZumisländischenFehdewesen in derSturlungzeit // AbhandlungenderkǫniglichpreussischenAkademiederWissenschaften, Phil. hist. Klasse 4. Berlin: VerlagderkǫniglichenAkademiederWissenschaften, in Kommissionbei Georg Reimer, 1912.Ingvarsson L. Refsingar á Íslandi á pjóðveldistímanum. Reykjavík: Bókaútgáfamenningarsjoðs, 1970.JóhannessonJ. GerðirLandnámabókar. Reykjavík: Félagsprentsmiðjan,1941.JóhannessonJ.AHistoryoftheOldIcelandicCommonwealth:Íslendinga saga. Trans. HaraldurBessason // University of Manitoba Icelandic Studies 2. Winnipeg:UniversityofManitobaPress,1974(TranslatedfromÍslendingasaga. Vol. 1. Þjódveldisǫld. Reykjavík: Almennabókafélagið,1956).LíndalS. Sendifǫr Úlfljóts: ÁsamtnokkrumathugasemdumumlandnámIngólfsArnarsonar // Skírnir. 1969. 143. S. 5 26.Miller W.I. Avoiding Legal Judgment: The Submission of Disputes to Arbitration in Medieval Iceland // American Journal of Legal History. 1984. No. 28. P. 95 134.Miller W.I. Bloodtaking and peacemaking: Feud, law, and society in saga Icelans. Chicago; L., 1992.Ólason V. Nokkrarathugasemdir um Eyrbyggjasǫgu // Skírnir. 1971. No. 145. S. 5 25.Rafnsson S. Studier iLandnámabók: Kritiskabidrag till den isländskafristatstidenshistoria. Lund: C. W. K. Gleerup, 1974. (Bibliotheca historicaLundensis, 31).Randsborg, 1985Randsborg K. The Viking Age in Denmark. The Formation of a State. London, 1985VestergaardT.A.ThesystemofkinshipinearlyNorwegianlaw//Mediaeval Scandinavia: A journal devoted to the study of mediaeval civilization in Scandinavia and Iceland. Odense: Odense university press, 1988. No. 12. P. 160 193.VilhelmLudwigPeter Thomsen...Публикации[править | править код]. «DerUrsprungderrussischenStaates», 1891, .r
2. Губанов И.Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 142 с.
3. Губанов И.Б. Структура древнескандинавского общества по материалам родовых саг // Скандинавские чтения 1998г. СПб., 1999. С.40–48.
4. Губанов И. Б. Исландские родовые саги как источник по истории культуры и общества Древней Скандинавии. Исследова- ние, тексты и переводы. СПб., 2016. — 230 с. (Kunstkamera Petropolitana).
5. Гуревич А.Я Диалектика судьбы у древних германцев и скандинавов.// «Понятие судьбы в контексте разных культур», М: 1994.
6. Гуревич А.Я.История и сага. М. – 1972.
7. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры.
8. Гуревич А.Я. «Круг Земной» и история Норвегии. М «Наука» 1980.
9. Гуревич А.Я.Походы викингов. М – 1966.
10. Гуревич А.Я.Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения 2х исландских саг. Одиссей. Человек в истории. 1997. – М.Наука. 1998.
11. Гуревич А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009. 470 с. (Письмена времени).
12. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарий. Издание второе, в одной книге, исправленное и дополненное. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012.
13. Исландские саги. Т. 2 / Пер. прозаич. текста с древнеисл., общ. ред. и коммент. А.В. Циммерлинга; Стихи в пер. А.В. Циммерлинга и С.Ю. Агишева; под ред. С.Ю. Агишева, А.В. Бусыгина, В.В. Рыбакова. М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia philologica).
14. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Историко археологические очерки. Л.: Изд во ЛГУ, 1985. 285 с.
15. Никольский С.Л. Наследование и кровная месть. \\ сб. «Восточная Европа в исторической ретроспективе». М., 1999.
16. Петрухин В. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия» // Секс и эротика в традиционной русской культуре, М 1996.
17. Сага об Эгиле: Пер. с исланд. / Предисл. Х.Л. Борхеса. СПб.: Амфора, 1999.
18. Стеблин Каменский М.И. Древнеисландский язык. Изд. 2 е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2002. 288 с. (История языков народов Европы).
19. Стеблин Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984.
20. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979.
21. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Интернет-ресурс http://norse.ulver.com/articles/steblink/culture/index.html, Последнее посещение – 30.05.2007.
22. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Ленинград, 1984.
23. Стеблин-Каменский М.И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире» \\ Сага о Греттире. – «Наука», Новосибирск, 1976. Серия «Лит. памятники».
24. Стеблин-Каменский М. И «Круг Земной» как литературный памятник. Круг Земной. – М.: Наука, 1980.
25. Стеблин-Каменский М.И. Исландские саги.\\ Исландские саги. Ирландский эпос. – М., 1973.
26. Стриннгольм Андерс. Походы викингов. М.: Москва, 2002.
27. фон Фиркс И. Суда викингов. М: Судостроение, 1982.
28. Хлевов А.А. Предвестники викингов. Северная Европа в I VIII вв. СПб.: Евразия, 2002. 336 с.
29. Хлевов А. Дружина Севера, как исторический феномен. Скандинавские чтения 1998 года. – СПб.: Наука, 1999.
30. Bekker Nielsen H. Frode mænd og tradition // Norrøn fortællekunst: kapitler af den norsk islandske middelalderlitteraturs historie / Eds. H. Bekker Nielsen, T.D. Olsen and O. Widding. Copenhagen: Akademisk forlag, 1965. P. 35 41.
31. Benediktsson J. Landnámabók: Some Remarks on Its Value as a Historical Source // Saga Book of the Viking Society for Northern Research. 1969. No. 17. S. 275 292.
32. Benediktsson J. Landnám og upphaf allsherjarríkis // Saga Íslands. 1974a. No. 1. S. 153 196.
33. Benediktsson J. Markmið Landnámabókar: Nýjar rannsóknir // Skírnir. 1974b. No. 148. S. 207 215.
34. Byock J.L. Feud in the Icelandic Saga. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1982.
35. Hastrup K. Culture and History in Medieval Iceland: An Anthropological Analysis of Structure and Change. Oxford: Clarendon Press, 1985.
36. Heusler A. Das Strafrecht der Isländersagas. Leipzig: Duncker und Hum bolt, 1911.
37. Heusler A. Zum isländischen Fehdewesen in der Sturlungzeit // Abhandlungen der kǫniglich preussischen Akademie der Wissenschaften, Phil. hist. Klasse 4. Berlin: Verlag der kǫniglichen Akademie der Wissenschaften, in Kommission bei Georg Reimer, 1912.
38. Ingvarsson L. Refsingar á Íslandi á pjóðveldistímanum. Reykjavík: Bókaútgáfa menningarsjoðs, 1970.
39. Jóhannesson J. Gerðir Landnámabókar. Reykjavík: Félagsprentsmiðjan, 1941.
40. Jóhannesson J. A History of the Old Icelandic Commonwealth: Íslendinga saga. Trans. Haraldur Bessason // University of Manitoba Icelandic Studies 2. Winnipeg: University of Manitoba Press, 1974 (Translated from Íslendinga saga. Vol. 1. Þjódveldisǫld. Reykjavík: Almenna bókafélagið, 1956).
41. Líndal S. Sendifǫr Úlfljóts: Ásamt nokkrum athugasemdum um landnám Ingólfs Arnarsonar // Skírnir. 1969. 143. S. 5 26.
42. Miller W.I. Avoiding Legal Judgment: The Submission of Disputes to Arbitration in Medieval Iceland // American Journal of Legal History. 1984. No. 28. P. 95 134.
43. Miller W.I. Bloodtaking and peacemaking: Feud, law, and society in saga Icelans. Chicago; L., 1992.
44. Ólason V. Nokkrar athugasemdir um Eyrbyggja sǫgu // Skírnir. 1971. No. 145. S. 5 25.
45. Rafnsson S. Studier i Landnámabók: Kritiska bidrag till den isländska fristatstidens historia. Lund: C. W. K. Gleerup, 1974. (Bibliotheca historica Lundensis, 31).
46. Randsborg, 1985Randsborg K. The Viking Age in Denmark. The Formation of a State. London, 1985
47. Vestergaard T.A. The system of kinship in early Norwegian law // Mediaeval Scandinavia: A journal devoted to the study of mediaeval civilization in Scandinavia and Iceland. Odense: Odense university press, 1988. No. 12. P. 160 193.
48. Vilhelm Ludwig Peter Thomsen...Публикации[править | править код]. «Der Ursprung der russischen Staates», 1891, .r
Вопрос-ответ:
Какие особенности были в системе управления и суда в древнескандинавском обществе?
В древнескандинавском обществе система управления была основана на принципе власти персонального правления. Король и его ближайшие советники формировали правила и нормы, которые были обязательны для всех. Вопросы решались на общих собраниях, где присутствовали представители различных слоев общества. Судебная система тоже была децентрализована. За рассмотрение дел отвечали самые влиятельные люди в каждом регионе. Решения судей носили обязательный характер и необходимо было выполнять их.
Как происходила система управления в древнескандинавском обществе по материалам саг?
В древнескандинавском обществе система управления была основана на персональном правлении короля. Король и его ближайшие советники устанавливали законы и правила, которые должны были соблюдаться всеми членами общества. Важные решения принимались на общих собраниях, где участвовали представители всех социальных классов. Власть и влияние в обществе зависели от положения и репутации каждого члена общества.
Какие особенности были в судебной системе древних скандинавов по материалам саг?
Судебная система древних скандинавов была децентрализована. Рассмотрение дел осуществлялось в каждом регионе самыми влиятельными людьми, которые имели определенный авторитет. Решения судей были обязательными и должны были выполняться. При рассмотрении дел использовались различные формы судопроизводства, включая клятвенные показания, оценку свидетелей и доказательств.
Какие оценки о системе управления и суде в древнескандинавском обществе есть у современных исследователей?
Современные исследователи древнескандинавского общества делятся в своих оценках. Некоторые считают, что система управления была эффективной и позволяла обществу функционировать. Другие считают, что система была слишком централизованной и ограничивала индивидуальные права и свободы. В отношении судебной системы также есть разногласия. Одни исследователи утверждают, что она обеспечивала справедливость и правовую защиту, в то время как другие считают, что она была предвзятой и произвольной.
Каковы основные принципы системы управления в древнескандинавском обществе?
Основными принципами системы управления в древнескандинавском обществе были народное самоуправление и соблюдение законов. Решения по вопросам общественной жизни принимались на общем собрании, где каждый член общества имел право голоса.
Какими функциями обладали древнескандинавские правители?
Древнескандинавские правители исполняли роль законодателей, арбитров и военных лидеров. Они также отвечали за поддержание порядка и защиту своего народа.
Каким образом судебная система функционировала в древнескандинавском обществе?
Судебная система древнескандинавского общества основывалась на принципе коллективности и равенства перед законом. Рассмотрение дел происходило на общих собраниях, где решения принимались большинством голосов.
Какие особенности были характерны для правовой и судебной системы древних скандинавов?
Особенностью правовой и судебной системы древних скандинавов было обращение к общественному мнению и принятие решений на основе консенсуса. Древнескандинавы также придерживались принципа компенсации, по которому виновный в причинении ущерба должен был выплатить компенсацию пострадавшей стороне.
Какие мнения высказывают современные исследователи о древнескандинавском обществе?
Современные исследователи оценивают древнескандианавское общество как достаточно демократичное и справедливое. Они признают значимость самоуправления и равенства перед законом, которые существовали в этом обществе.