Сущность и механизмы решения экологических проблем в мировой экономике.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 13.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность и классификация экологических проблем 6
1.1. Сущность экологических проблем и мнение экспертов 6
1.2. Классификация экологических проблем 8
Глава 2. Механизмы решения экологических проблем в мировой экономике 17
2.1. Классификация механизмов решения экологических проблем 17
2.2. Практические механизмы решения экологических проблем в мировой экономике 19
Заключение 28
Список литературы 30
В Норвегии, в наиболее загрязняющих энергетических отраслях вместо изъятия налогов на загрязнение используются налоги на энергоносители. На сегодня, правительство страны предлагает ряд изменений в области экологического налогообложения. Оно будет следить за рекомендациями Комиссии по налогу на землю путем совершенствованияметодов ценообразования на углерод и повышения эффективности экологических налогов за счет отмены льгот и низких ставок. Правительство заявило, что в соответствии с предлагаемыми изменениями электромобили «по-прежнему будут иметь значительные преимущества по сравнению с автомобилями, работающими на ископаемом топливе». Кроме того, правительство предлагает, чтобы электромобили были освобождены от налога на перерегистрацию и налога на входящий трафик, который заменяет ежегодный налог на автотранспорт с 2018 года.В некоторых странах экологическое налогообложение имеет функцию аккумулирования средств для целей природоохранной деятельности. Суть заключается в создании фонда, компенсирующего ущерб от загрязнения среды. Один из таких фондов создан в США по закону о «суперфонде», принятом еще в 1980 году для реализации программы очистки территории США от захоронений опасных химических отходов. Специальные налоги здесь обеспечивают сбор средств на очистку некоторых наиболее загрязненных земель страны и реагирование на чрезвычайные экологические ситуации, разливы нефти и стихийные бедствия.В России в области экологического налогообложения выделяют экологические сборы и платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).Сбор это не налог, однако, относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.В различных странах отмечают несколько традиционных недостатков налогов. Прежде всего, это противоречие между фискальной и стимулирующей функциями налога. К тому же налоговые льготы ускоряют и стимулируют установку капиталоемкого очистного оборудования в ущерб внедрению малоотходной технологии и таковые возрастают по мере увеличения капиталовложений в оборудование по очистке.Важную роль в системе экологического регулирования играет система штрафов, которая, безусловно, является не столько инструментом экономического стимулирования природоохранной деятельности, сколько необходимым дополнением к административному законодательству. Штрафы за загрязнение окружающей среды включают платежи за загрязнение атмосферного воздуха, воды, размещение отходов, за сбор и переработку загрязняющих веществ.В отличие от налогов, плата за загрязнение, устанавливаемая для любого источника загрязнения, взимается только в том случае, если загрязнение превышает определенный, заранее установленный уровень, т.е. фактически является штрафом. Платежи, по мнению западных экономистов, более эффективны с точки зрения стимулирования природоохранной деятельности, они оставляют право выбора конкретных мер борьбы с загрязнением за теми, кто их осуществляет. Стремясь применять наиболее экономичные меры, платежи тем самым, как считают экономисты, будут обеспечивать минимизацию природоохранных издержек, в более широких масштабах будет внедряться и передовая технология борьбы с загрязнением. К тому же они более гибки в своем применении, изменяясь в зависимости от условий производства загрязнений, их объема, опасности, хотя, по сути, и механизму воздействия на загрязнителей плата и налоги однозначны, носят принципиально одинаковый характер в системе экономического стимулирования природоохранной деятельности. В Валлонии (Бельгия) в 2009 г. принят закон о штрафах за загрязнение окружающей среды. Например, за выброшенный на землю какой-либо мусор придется заплатить 50 евро, за мусор, брошенный мимо урны, - 150 евро.В Великобритании за нарушение закона о чистоте воздуха положен штраф до 100 фунтов стерлингов, а за нарушение закона о контроле за загрязнением среды - до 400 фунтов стерлингов.Во Франции в 2008 г. была введена система штрафов для владельцев автомобилей, наносящих вред экологии. Автомобилист, приобретающий новую машину, которая выбрасывает в атмосферу более 160 г углекислого газа за один километр движения, должен заплатить штраф в размере до 2600 евро. Для тех же, чьи машины загрязняют атмосферу не более чем на 130 г углекислого газа на 1 км, предусмотрен бонус в размере 200 евро. Владельцам электромобилей полагается «супербонус» - 5 тыс. евро.В США за умышленное нарушение положений закона о качестве воды, воздуха и об отходах может быть наложен штраф до 25 тыс. долларов, либо тюремное заключение до 1 года, либо то и другое. При повторном нарушении штраф возрастает до 50 тыс. долларов, а срок заключения - до 2 лет.В Китае с 1 января 2015 г., согласно изменения в законодательстве, правительство страныполучило возможность взимать неограниченные штрафы с предприятий, которые наносят вред окружающей среде.Считается, что одно из самых жестких законодательств в области экологии в настоящее время действует в Японии. В 1967 г. был принят Основной закон о контроле над загрязнением среды, на базе которого впоследствии были разработаны другие акты. Важная роль отводится экологической экспертизе промышленных и социальных проектов, которая проводится по таким показателям, как соответствие допустимому уровню загрязнения воздуха, воды, почвы; влияние на естественную природу и культурные памятники; затененность соседних домов; степень безопасности; возможность утилизации и захоронения твердых отходов. После землетрясения и цунами 2011 г. были приняты новые нормы содержания радиоактивных частиц в пищевых продуктах и правила обеспечения безопасности на заводах, связанных с переработкой ядерного топлива. Действует автоматизированная система мониторинга за качеством воды, воздуха, уровнем шума и вибрации. Заметную роль в экологическом регулировании играет кредитная политика. Так, в Германии государственный банкKfW Förderbankспециализируется на кредитовании энергоэффективных проектов в сфере жилого строительства и защиты окружающей среды.В России осуществляется государственная поддержка предприятий через предоставление налоговых льгот/инвестиционных налоговых кредитов, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.В странах ЕС, в США, Японии, Китае предоставляются кредиты через специальные фонды по ставке от 1% до 6% предприятиям, переходящим на наилучшие доступные технологии, где частично или полностью покрываются проценты по кредитам. Следующий рыночный механизм регулирования это субсидии, призванныестимулировать природоохранную деятельность иподразумевающие выдачу сумм исключительно для строительства и установки очистного оборудования по очистке воды и воздуха. В России субсидии выделяютсяфедеральными властямидля создания мусороперерабатывающей отрасли. В 2017 году удалось собрать 1 миллиард рублей. По планам министерства природных ресурсов и экологии, к 2024 году в разных регионах России должны заработать 154 современных объекта по утилизации отходов. Уже в этом году, например, в рамках проекта «Чистая страна» начнется строительство завода по термической обработке мусора в Подмосковье. Одним из действенных экономических инструментов ценового экологического регулирования хозяйствующих субъектов является также страхование экологической ответственности. Оно представляет собой страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий – источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам (физическим, юридическим, органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Цель данного инструмента заключается в компенсации ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб возникает.Таким образом, на практике мировое сообщество уже использует различные экономические рычаги по регулированию вопросов защиты экологии.Однако на сегодняшний день важная задача заключается вобъединении лучших механизмов и в создании комплексного представления о том, в каком направленииих необходимо развивать, чтобы повысить защищенность окружающей среды.ЗаключениеВ курсовой работе была рассмотрена сущность понятия «экологическая проблема», рассмотрено актуальное мнение экспертов по проблемам окружающей среды, раскрыта классификация проблем, имеющихся на сегодняшний день, и изучены механизмы регулирования защиты окружающей среды, а особенномеханизмы экономической направленности. Итак, вопросы экологии занимают сегодня особое место в деятельности международного сообщества. Переход от ликвидации экологически неблагоприятных последствий к своевременному предупреждению загрязнений становится возможным с принятием совершенно новой системы природопользования, ориентирами которой станет формирование рыночных отношений с возможностью управления природопользованием на экономической основе, обеспечением экономической заинтересованности в рациональном и максимально бережном использовании природно-ресурсного фактора. Именно с помощью таких механизмов мировое сообщество пытается решить проблему глобального потепления, причиной которого являются так называемые парниковые газы, в особенности углекислый.В настоящее время только от общих усилий каждой отдельной страны в области экологической политики зависит, насколько действенным окажется экономический механизм в решении экологических проблем в региональном и общемировом масштабе. Процесс поиска новых инструментов экономического регулирования отношений природопользования даст возможность говорить о переходе хозяйственных отношений на качественно новый уровень - к ориентированному на экологию общественному хозяйствованию, в основе которого будут лежать рыночные отношения, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему экономическому развитию.При этом состояние окружающей среды непосредственно формирует потенциал и самой экономической сферы. Например, ресурсы для промышленности добываются в природной среде, и от их количества зависит производительность заводов и фабрик. От размеров прибыли зависит, какая сумма денежных средств будет потрачена на приобретение и установку очистительных сооружений и на мероприятия по устранению загрязнений воды, воздуха и почвы.Таким образом, нахождение оптимального баланса между экономическими и экологическими задачами хозяйственной деятельности важно для дальнейшего развития мирового сообщества в целом.Список литературыФедеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» – Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287111&fld=134&dst=100514,0&rnd=0.6470799842583965#01658431414509205Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 94/62/ЕС от 20 декабря 1994 г. об упаковке и отходах от упаковки – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.icqc.eu/userfiles/File/Directive%2094%2062%20EEC.pdfКондратьева О.Е. Экология. Учебник и практикум для СПО - М.: Юрайт, 2016. - 283.Журнал «Зеленая планета» - еженедельная газета Выпуск №1/29.10.2018 Автор: Michael LewisВестник МИЭП. 2014. N 3 (16). Опыт зарубежных стран в экологизации налоговых систем и проблемы распределения и использования экологическихплатежей. С. 7–16. Автор: М.А. УразгалиеваВсемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень от 02.05.2018. Качество атмосферного воздуха и здоровье.-Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ambient-(outdoor)-air-quality-and-healthhttps://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4881075https://tass.ru/plus-one/4809920https://www.vestifinance.ru/articles/81492https://www.kommersant.ru/doc/3702021 http://www.bibliotekar.ru/nalogi-2/23.htm /Раздел:Право, бизнес, финансы. 10.2. НАЛОГИ СШАНорвегия > Госбюджет, налоги, цены > offshore.su, 18 октября 2017 > № 2359959https://www.epa.gov/superfundhttps://tass.ru/info/1237750https://tass.ru/obschestvo/3299042https://zagranportal.ru/germaniya/finansy-germanii/bankovskaja-sistema-germanii.htmlКазахстан. США. Япония. ЕАЭС > Госбюджет, налоги, цены. Экология > kapital.kz, 25 мая 2018 > № 2620533https://vm.ru/news/476437.html /Вечерняя Москва.Репортаж. Автор: Наталья Тростьянская. 30.03.2018Индекс экологической эффективности. Гуманитарная энциклопедия[Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 25.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/ratings/environmental-performance-index/info
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287111&fld=134&dst=100514,0&rnd=0.6470799842583965#01658431414509205
2. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 94/62/ЕС от 20 декабря 1994 г. об упаковке и отходах от упаковки – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.icqc.eu/userfiles/File/Directive%2094%2062%20EEC.pdf
3. Кондратьева О.Е. Экология. Учебник и практикум для СПО - М.: Юрайт, 2016. - 283.
4. Журнал «Зеленая планета» - еженедельная газета Выпуск №1/29.10.2018 Автор: Michael Lewis
5. Вестник МИЭП. 2014. N 3 (16). Опыт зарубежных стран в экологизации налоговых систем и проблемы распределения и использования экологических платежей. С. 7–16. Автор: М.А. Уразгалиева
6. Всемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень от 02.05.2018. Качество атмосферного воздуха и здоровье.- Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ambient-(outdoor)-air-quality-and-health
7. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4881075
8. https://tass.ru/plus-one/4809920
9. https://www.vestifinance.ru/articles/81492
10. https://www.kommersant.ru/doc/3702021
11. http://www.bibliotekar.ru/nalogi-2/23.htm /Раздел: Право, бизнес, финансы. 10.2. НАЛОГИ США
12. Норвегия > Госбюджет, налоги, цены > offshore.su, 18 октября 2017 > № 2359959
13. https://www.epa.gov/superfund
14. https://tass.ru/info/1237750
15. https://tass.ru/obschestvo/3299042
16. https://zagranportal.ru/germaniya/finansy-germanii/bankovskaja-sistema-germanii.html
17. Казахстан. США. Япония. ЕАЭС > Госбюджет, налоги, цены. Экология > kapital.kz, 25 мая 2018 > № 2620533
18. https://vm.ru/news/476437.html / Вечерняя Москва. Репортаж. Автор: Наталья Тростьянская. 30.03.2018
19. Индекс экологической эффективности. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 25.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/ratings/environmental-performance-index/info
Вопрос-ответ:
Какова сущность экологических проблем и что говорят об этом эксперты?
Сущность экологических проблем заключается в нарушении экологического равновесия и воздействии на окружающую среду. Эксперты говорят, что это проблема глобального масштаба, которая требует немедленного вмешательства для предотвращения катастрофических последствий.
В чем заключается классификация экологических проблем?
Экологические проблемы могут быть классифицированы по различным критериям, включая источник загрязнения (воздух, вода, почва), масштаб воздействия (локальные, региональные, глобальные) и последствия (здоровье людей, биологическое разнообразие, климатические изменения).
Какие механизмы используются для решения экологических проблем в мировой экономике?
Для решения экологических проблем в мировой экономике используются различные механизмы, включая правовые, экономические и технические. Это может включать в себя принятие законов и стандартов, внедрение экологических платежей и налогов, разработку новых технологий и применение экологически чистых процессов производства.
Какие практические механизмы используются для решения экологических проблем в мировой экономике?
Практические механизмы решения экологических проблем включают в себя различные действия и программы, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ, энергосбережение, повышение эффективности использования ресурсов, развитие возобновляемой энергетики и применение экологически чистых технологий.
Какие примеры механизмов решения экологических проблем в мировой экономике можно найти?
В мировой экономике существует множество примеров механизмов решения экологических проблем, таких как системы торговли выбросами парниковых газов, экологические сертификаты, субсидии на развитие возобновляемой энергетики, стимулы для снижения выбросов загрязняющих веществ и другие.
Как можно определить сущность экологических проблем?
Экологические проблемы - это проблемы, связанные с нарушением экологического равновесия и ухудшением качества окружающей среды. Они могут быть вызваны различными факторами, такими как загрязнение воздуха, воды и почвы, вымирание видов, изменение климата и др. Сущность экологических проблем заключается в их негативном влиянии на окружающую среду, здоровье людей и экономическую активность.
Какие точки зрения о сущности экологических проблем имеют эксперты?
Эксперты высказывают различные мнения о сущности экологических проблем. Одни считают, что главная причина экологических проблем - это человеческая деятельность, особенно промышленность и потребительский образ жизни. Другие утверждают, что видовое разнообразие и экологическое равновесие являются основными аспектами экологических проблем. Также существует мнение о том, что экологические проблемы связаны с нехваткой ресурсов, изменением климата и развитием мегаполисов.
Какие виды экологических проблем можно выделить?
Существует несколько классификаций экологических проблем. Например, они могут быть классифицированы по источнику загрязнения: атмосферные, водные, почвенные и т.д. Также экологические проблемы могут быть классифицированы по масштабу: местные, региональные, глобальные. Еще одна классификация основывается на последствиях проблемы: угроза здоровью людей, ущерб для природы, потери биоразнообразия и др.
Какие механизмы решения экологических проблем существуют в мировой экономике?
Механизмы решения экологических проблем могут быть классифицированы на несколько типов. Например, это могут быть экономические механизмы, такие как введение экологических сборов и налогов, стимулы для использования возобновляемых источников энергии и др. Также существуют правовые механизмы, такие как законы и международные соглашения, регулирующие экологическую деятельность. Необходимы также технические и научные механизмы, направленные на разработку и внедрение экологически чистых технологий и методов.
Какая сущность у экологических проблем в мировой экономике?
Сущность экологических проблем в мировой экономике заключается в несоответствии между экономической деятельностью человека и ее влиянием на окружающую среду. Экологические проблемы возникают в результате загрязнения воздуха, воды и почвы, вымирания видов, разрушения природных экосистем и изменения климата. Они оказывают отрицательное влияние на здоровье людей, биологическое разнообразие и устойчивое развитие общества.