истоки конституционного права франции

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 19 19 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.12.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Общая характеристика Конституции Франции и порядок её изменения
Центральные государственные органы
Судебная власть
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Дела о тяжких преступлениях подростков13-15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, состоящими из судьи и двух заседателей (асессоров), назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодёжи. Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции – наличие в ней судьи по исполнению наказаний. Он организует надзор за осуждёнными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осуждённых, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном освобождении. Обязанности судьи по исполнению наказаний на трёхлетний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса.10 Торговые трибуналы состоят из трёх судей-консулов, которые избираются на два-три годакоммерсантами. Они рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, дела, связанные с ликвидацией предприятий.Советыпрюдомов призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с трудовымисоглашениями. Ониизбираются предпринимателями и работниками на паритетных началах.Суды присяжных создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела, по которым грозит суровое наказание (более пяти лет тюремного заключения). Судебное присутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка избирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом).Возглавляет судебную систему (кроме административных судов) Кассационный суд. В его составе 6 палат – пять по гражданским делам и одна по уголовным. В компетенцию Судавходит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта. Решения палат могут быть обжалованы и в пленарное заседание суда.Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Для разграничения компетенции общих и административных судов в конфликтных ситуациях создаются трибуналы по конфликтам. В системе административной юстиции работают не судьи, а иные государственные служащие — чиновники. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные административные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов — от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.Особыми судами являются Высокий суд правосудия и Суд республики (для рассмотрения должностных преступлений министров).Высокий суд правосудия избирается обеими палатами парламента в равном количестве из ихчленов (пот 12 судей и 6 заместителей).Он создаётся для рассмотрения дел по обвинению Президента в государственной измене,а также других дел, связанных с нарушением конституционного порядка. Палата правосудия Республикисоздаётся для рассмотрения должностных преступлений министров.Высший совет магистратуры ведает судебным управлением — назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. Совет возглавляется Президентом, и (в качестве его заместителя) министромюстиции. В его состав входят, кроме того, девять членов, назначаемых на четыре года Президентом из числа судей и других государственных служащих.Прокуроры состоят при судах, начиная с трибунала большой инстанции. При Кассационном суде состоит Генеральный прокурор. Все прокуроры подчиняются министру юстиции, они представляют в судах государство (поддерживают обвинение, защищают интересы государства по гражданским делам).Более детально их статус определяется органическим законом «О Высшем совете магистратуры» и законом «О статусе магистратуры».11Конституционный контроль во Франции осуществляют Конституционный совет (в отношении законов) и в какой-то мере (в виде заключений для правительства в отношении актов регламентарной власти) — Государственный совет. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Каждое из этих должностных лиц назначает 1/3 членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется 1/3 членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте, с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Конституционный совет также рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности органических законов, регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до принятия законов и регламентов палатами, участвует в подготовке выборов Президента, следит за правильностью избрания депутатов и сенаторов,наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам Президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста Президента, с ним должен консультироваться Президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами Президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью не менее 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.Решение должно быть принято в течение одного месяца, в срочных случаях — в восьмидневный срок.ЗаключениеФранцию называют своеобразной «лабораторией конституций», т.к. со времени Великой французской революции 1789 г. было принято полтора десятка конституционных актов,апробированыпрактически все формы правления. В настоящее время действует Конституция 1958 г. («пятой республики»), закрепившая смешанную форму правления.Конституционные изменения нередко происходят с помощью референдума.Центральное положение в государственном механизме Франции занимает Президент, избираемый прямыми выборами на 5 лет. Он имеет обширные полномочия в сфере формирования и осуществления исполнительной власти, возглавляя Совет министров. Традиционны полномочия главы государства в отношении Парламента, включая роспуск Национального собрания. Президент, возглавляя Высший совет магистратуры, осуществляетназначения судей.Двухпалатный парламент построен по классическому образцу: двухпалатная структура, прямые выборы депутатов нижней палаты,ограниченность иммунитета парламентария. Однако законодательная компетенция парламента ограничена.Исполнительная власть принадлежит правительству, имеющему широкие полномочия не только в сфере государственного управления, но и в отношениях с Парламентом, включая право законодательной инициативы, возможность созыва согласительной комиссии. Судебная система отличаетсяразнообразиеморганов, действующих в том числе на общественных началах. Конституционный контроль осуществляет Конституционный совет.Для организации публичной властив территориальных коллективах характерно сочетание местного управления и самоуправления.Список использованнойлитературыБорисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2012. № 3. Дегтярёва О.В. Избирательное право Французской Республики // Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. – Изд-во НОРМА, 2013. С.102.Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. – М.: Юристъ, 2012. Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2012. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2016. № 2. Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2013.Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. лит., 2013.В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2016.

Список использованной литературы

1. Борисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2012. № 3.
2. Дегтярёва О.В. Избирательное право Французской Республики // Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. – Изд-во НОРМА, 2013. С.102.
3. Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. – М.: Юристъ, 2012.
4. Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2012.
5. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2016. № 2.
6. Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2013.
7. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015.
8. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. лит., 2013.
9. В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 6.
10. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо, д.ю.н. Л.М. Энтина. - М.: НОРМА, 2016.