- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования……………………………………………………………………5
1.1. Система работы по изучению имени существительного в начальной школе…………………………………………………………………………......5
1.2. Особенности изучения свойств имени существительного в начальной школе……………………………………………………………..….7
Выводы по Главе 1. ……………………………………………………..…9
Глава 2. Методический экскурс в проблему исследования……………………………………………………………………10
2.1. Сравнительный анализ УМК по русскому языку в начальной школе – «Гармония», «Перспективная начальная школа» и «Школа России»….….10
2.2. Специфика методов и приемов работы с именем существительным на уроках русского языка в начальной школе………………………….….…..19
Выводы по Главе 1. ………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………....25
Список использованной литературы……………………………………..28
Фрагмент для ознакомления
Это что? Это тумбочка и т.д.).3. Составлений лексических конструкций – словосочетаний, предложений [Ломакович, 2013:28].Рассмотрим основные группы упражнений по русскому языку, разработанных нами, которые направлены на формирование грамматических умений у учащихся 3-их классов по теме «Имя существительное».1. Упражнения, направленные на выявление падежа у существительных.Данная группа упражнений позволяет ребятам производить наблюдение, подробное исследование слов-существительных, тщательно работать со словами, чтобы правильно выделить основные признаки знаменательной части речи и определить падеж.Примеры:Упражнение 1. Прочитайте предложения. Найдите все существительные. Определите падеж существительных. Выпишите словосочетание с существительным.1. На дворе стояла ясная погода.2. Во времена правления грозного царя город оставался неприступным.3. С ветки на ветку прыгает белка с бельчатами. 4. На улице ни души, только холодный ветер насвистывает мелодию. 5. Вечерами он глядел в окно. 6. В пруду лягушки с лягушатами мечтали о жарком лете и о насекомых. 7. Вечерняя лазурь разлилась над горизонтом. 8. Миша доволен своей поделкой. 9. Оксана взяла со стола ручку и приготовилась писать письмо дедушке. 10. Как много цветов, грибов и разных трав на полянке в лесу!Упражнение 2. Прочитай предложения. Слова, находящиеся в скобках, правильно измени в связи с требуемым контекстом. Измени слова в скобках согласно правильному падежу и числу.1. Медведь проснулся и вылез из (берлога).2. В мае всегда распускаются первые листочки на (дерево) и (куст).3. Столько птиц на (крыши) домов!4. Наталья угостила девочку (булочка).5. Скоро песни запоют соловьи о прекрасных (берега) Монтильи.6. Вечер удался на (слава).7. Мы вышли в (поле), на котором было много травы в (роса).8. Дожди начались за (горизонт) и с (север) подули (дожди).9. Малыши ходят в (сад).10. На зимних (каникулы) дети играют на (улица) в (снежки).2. Упражнения, направленные на самостоятельное определение падежных форм существительных без опоры на рядом стоящий предлог.Данная группа упражнений позволяет ребятам производить самостоятельное наблюдение, индивидуальную работу исследовательского характера по изучению слов-существительных, тщательно работать со словами, чтобы правильно выделить основные признаки знаменательной части речи и определить падеж.Пример:Упражнение 1. Прочитайте внимательно словосочетания. Эти примеры трудно назвать словосочетанием? Ответ обоснуйте. Составьте грамотные словосочетания, подберите необходимый предлог и поставьте существительное в нужный падеж.1. Подойти (школа).2. Думать (каникулы).3. Поставить (угол).4. Рассказать (лете).5. Прогуляться (лес).6. Убежать (волк).7. Выйти (двор).8. Вернуться (Москва).9. Думать (мама).10. Злиться (непогода).3. Упражнения, направленные на выявление навыков ставить в определенный падеж имя существительное, в зависимости от требуемого контекста задания.Данная группа упражнений позволяет ребятам подходить к выполнению упражнений творчески, уметь логически думать, воображать и экспериментировать со словами.Пример:Упражнение 1. Прочитайте слова. Можно ли их назвать предложением. Составьте из слов предложения с использованием необходимых падежных форм и предлогов.1. Пять, Дима, пришел, школа, час, из.2. Дует, во, сильный, двор, ветер.3. Максим, сирень, Вера, букет, подарил.4. В, осень, этом, холодная, год.5. Каникулы, много, Маша, читала, на.Следует отметить, что формирование ЗУН работы с именем существительным у третьеклассников складывается в результате систематического выполнения самых разнообразных упражнений и заданий. Данные упражнения представляют собой комплекс, который нацелен на развитие логического мышления младших школьников и усвоение основных признаков имени существительного.Выводы по Главе 2.В методической части настоящего исследования я привелсравнительный анализ таких УМК по русскому языку в начальной школе, как «Гармония», «Перспективная начальная школа» и «Школа России». За основу я взял УМК и учебники по русскому языку для 3-го класса.Различные учебно-методические комплексы (УМК и образовательные программы) по-разному предлагают рассматривать тему «Имя существительное». Любой УМК направлен на реализацию конкретных целей обучения только в связи с тесной работой соответствующего ей учебника. Подробно рассмотрев и проанализировав 3 разные УМК по русскому языку для 3 класса начальной школы – УМК «Гармония», УМК «Перспективная начальная школа», УМК «Школа России», а такжеизучили 3 учебника по этому предмету, относящихся к каждому из трех УМК, я пришел к следующим выводам. В связи с анализом упражнений и заданий на формирование ЗУН по теме имя существительное у младших школьников более приемлемым для обучения является учебно-методический комплекс «Гармония». Имена существительные в этом УМК рассматриваются в сравнительно-сопоставительном аспекте с именами прилагательными, что позволяет выделить ключевые и основополагающие признаки такой части речи, как имя существительное.Также во второй главе курсовой работы я рассмотрел основные методические приемы в плане эффективного усвоения материала по теме, касающейся имени существительного. В связи с этим я привел 3 основные категории упражнений, которые, на наш взгляд, данные упражнения будут способствовать формированию умений и навыков при работе с именем существительным.ЗаключениеВ теоретической части настоящего исследования я рассмотрел вопросы, связанные со спецификой работы по теме «Имя существительное» в начальных классах средней школы. Следует отметить, что изучение и знакомство ребят с самостоятельной частью речи – именем существительным – происходит уже в первом классе. Я рассмотрел основные особенности и условия рассмотрения данной темы в каждом классе – с 1-го по 4-ый класс. Так, в 1-м классе закладывается фундамент к освоению темы и дальнейшему погружению в мир имени существительного. Во 2-м классе ребята продолжают работу над изучением существительного с опорой на знания, полученные в первом классе. Однако во 2-ом классе ученики знакомятся и с другими частями речи, а это значит, учатся отличать части речи друг от друга, выделять существенные признаки каждой части речи. В 3-м классе учащиеся изучают более подробные характеристики имени существительного – род, число, а в 4-ом классе к продолжению изучения имени существительного добавляется новый материал о падежах и склонениях.Рассмотрение существительных в начальном звенепредполагает комплексный характер. Изучение данной темы направлено на формирование знанийо самостоятельной части речи, выделение ее признаков и основных отличительных характеристик.В методической части настоящего исследования я привелсравнительный анализ таких УМК по русскому языку в начальной школе, как «Гармония», «Перспективная начальная школа» и «Школа России». За основу мы взяли УМК и учебники по русскому языку для 3-го класса.Различные учебно-методические комплексы (УМК и образовательные программы) по-разному предлагают рассматривать тему «Имя существительное». Любой УМК направлен на реализацию конкретных целей обучения только в связи с тесной работой соответствующего ей учебника. Методическая работа по обучению существительным реализуется посредством современных средств, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Подробно рассмотрев и проанализировав 3 разные УМК по русскому языку для 3 класса начальной школы – УМК «Гармония», УМК «Перспективная начальная школа», УМК «Школа России», а такжеизучили 3 учебника по этому предмету, относящихся к каждому из трех УМК, я пришел к следующим выводам. В связи с анализом упражнений и заданий на формирование ЗУН по теме имя существительное у младших школьников более приемлемым для обучения является учебно-методический комплекс «Гармония». В этом УМК одной из ведущих целей изучения предмета «Русский язык» является ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование знаково-символического восприятия илогического мышления учащихся.Большинство упражнений и заданий в учебнике по УМК «Гармония» включают в себя дополнительные вопросы к размышлению, к логическому объяснению тех или иных явлений, что способствует частому обращению школьников к логической стороне сознания.Имена существительные рассматриваются в сравнительно-сопоставительном аспекте с именами прилагательными, что позволяет выделить ключевые и основополагающие признаки такой части речи, как имя существительное.Также во второй главе курсовой работы я рассмотрел основные методические приемы в плане эффективного усвоения материала по теме, касающейся имени существительного. В связи с этим мы привели 3 основные категории упражнений: 1. Упражнения, направленные на выявление падежа у существительных.2. Упражнения, направленные на самостоятельное определение падежных форм существительных без опоры на рядом стоящий предлог.3. Упражнения, направленные на выявление навыков ставить в определенный падеж имя существительное, в зависимости от требуемого контекста задания.На мой взгляд, данные упражнения будут способствовать формированию умений и навыков при работе с именем существительным.Список использованной литературы:Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник. 3-е изд. – М.: Среднее профессиональное образование, 2013. – 464 с.Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Академия, 2015. – 320 с.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013. – 320 с.Каленчук М.Л. и др. // Чуракова, Малаховская: Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3-х частях. Часть 3. ФГОС. – М.: Академкнига, 2017. – 192 с.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник. Русский язык. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.Кравченко Е.А. Части речи // Начальная школа. № 9, 2012. – С. 13-15.Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 1-4 класс: методическое пособие. – М.: Вита-пресс, 2013. – 284 с.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 464 с.Рабочая программа по русскому языку. УМК «Гармония» под ред. Соловейчик М.С. 3 класс. 2018-2019. – 200 с.Рабочая программа по русскому языку. УМК «Перспективная начальная школа» под ред. Каленчук М.Л. 3 класс. 2018-2019. – 204с.Рабочая программа по русскому языку. УМК «Школа России» под ред. Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 3 класс. 2018-2019. – 134с.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 2014. – 262 с.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Русский язык. 3-й класс. В 2-х ч. – М.: Ч.1., 2013. – 160 с.Соломатина Л.С. Обучение младших школьников на уроках русского языка. – М.: Прометей, 2016. – 300 с.Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Под ред. Н.В. Гончарова. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с.
Список использованной литературы:
1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник. 3-е изд. – М.: Среднее профессиональное образование, 2013. – 464 с.
2. Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013. – 320 с.
4. Каленчук М.Л. и др. // Чуракова, Малаховская: Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3-х частях. Часть 3. ФГОС. – М.: Академкнига, 2017. – 192 с.
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник. Русский язык. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
6. Кравченко Е.А. Части речи // Начальная школа. № 9, 2012. – С. 13-15.
7. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 1-4 класс: методическое пособие. – М.: Вита-пресс, 2013. – 284 с.
8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 464 с.
9. Рабочая программа по русскому языку. УМК «Гармония» под ред. Соловейчик М.С. 3 класс. 2018-2019. – 200 с.
10. Рабочая программа по русскому языку. УМК «Перспективная начальная школа» под ред. Каленчук М.Л. 3 класс. 2018-2019. – 204 с.
11. Рабочая программа по русскому языку. УМК «Школа России» под ред. Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 3 класс. 2018-2019. – 134 с.
12. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 2014. – 262 с.
13. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 3-й класс. В 2-х ч. – М.: Ч.1., 2013. – 160 с.
14. Соломатина Л.С. Обучение младших школьников на уроках русского языка. – М.: Прометей, 2016. – 300 с.
15. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Под ред. Н.В. Гончарова. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с.
Вопрос-ответ:
Какие вопросы исследуются в главе 1 статьи?
Глава 1 статьи исследует систему работы по изучению имени существительного в начальной школе и особенности изучения свойств имени существительного.
Какие особенности имеет изучение свойств имени существительного в начальной школе?
Изучение свойств имени существительного в начальной школе имеет свои особенности, которые описываются в главе 1 статьи.
Что можно сказать о системе работы по изучению имени существительного в начальной школе?
Система работы по изучению имени существительного в начальной школе представлена в главе 1 статьи и описывает способы и методы, используемые при изучении данного явления.
Какие выводы делаются по главе 1 статьи?
По главе 1 статьи делается вывод о системе работы по изучению имени существительного в начальной школе и особенностях изучения его свойств.
Что представляет собой глава 2 статьи?
Глава 2 статьи представляет собой методический экскурс в проблему исследования, который описывает основные методы и подходы, используемые при изучении имени существительного.
Зачем изучать имя существительное в начальной школе?
Изучение имени существительного в начальной школе важно для развития речи учеников, формирования их лексического запаса и понимания основных свойств и функций существительных.
Какова система работы по изучению имени существительного в начальной школе?
Система работы включает в себя знакомство с основными понятиями о существительном, изучение его падежных форм и склонения, а также выполнение разнообразных упражнений и заданий для закрепления полученных знаний.
Какие особенности изучения свойств имени существительного в начальной школе можно выделить?
Особенности изучения свойств имени существительного в начальной школе включают использование игровых и интерактивных методов обучения, учет возрастных особенностей учеников, сочетание теоретического материала с практическими заданиями и активным использованием речевых упражнений.