Фрагмент для ознакомления
Несмотря на 8-дневные январские выходные, продажи в I квартале очень медленные. Местное население приобретает в основном алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты. 23 февраля и 8 марта спасают этот квартал, покупатели более-менее активируются.
На основе полученных данных, рассчитаем индексы сезонности Гатчинского районного потребительского общества:
Индекс сезонности - отношение каждого месячного уровня к годовой многолетней средней.
(2.3)
В начале расчетов найдем среднеквартальный товарооборот прошлого и отчетного годов. Для этого годовой товарооборот разделим на 4 (количество кварталов в году). Получим:
Среднеквартальный товарооборот прошлого года = руб.
Среднеквартальный товарооборот отчетного года = руб.
Подставим эти значения в формулу индекса сезонности в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Расчет индексов сезонности прошлого и отчетного года Гатчинского районного потребительского общества [18, с. 101]
Квартал Прошлый год Отчетный год I 1359252/1279575 = 1,062 II 1205557/1279575 = 0,942 III 999279,4/1279575 = 0,781 IV 1554212/1279575 = 1,215 ∑ 4,0 4,0
Следовательно, существующая в обществе система анализа розничного товарооборота требует совершенствования, так как она носит большей частью формальный характер и не учитывает многих внешних и внутренних факторов, определяющих развитие предприятий этой отрасли. Также анализ в Гатчинском районном потребительском обществе не полностью отвечает современным требованиям комплексности и не ориентировано на современные тенденции развития отрасли и национальной экономики в целом. Выход из данной ситуации предполагает принятие определенных мер по совершенствованию системы анализа розничного товарооборота Гатчинского районного потребительского общества.
Если определить основные проблемы анализа Гатчинского районного потребительского общества, то они будут иметь следующий вид:
1. Гатчинское районное потребительское общество не осуществляет систематического анализа товарооборота, а выполняет его по инструкции, разработанный Ленинградским областным союзом потребительских обществ, внося изменения только в крайних случаях;
2. Гатчинское районное потребительское общество не имеет инструментов (компьютеров, программ) для детального анализа, а персонал не имеет соответствующих навыков.
Учитывая все выше сказанное, систему анализа розничного товарооборота Гатчинского районного потребительского общества можно охарактеризовать как несовершенную, но достаточно эффективную.
глава 3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности
Основным резервом повышения эффективности коммерческой деятельности Гатчинского потребительского общества является реконструкции магазинов на форму торговли по типу "маркет".
Данное мероприятие позволит более эффективно использовать торговую площадь и экономить на заработной плате продавцов [16, с. 39].
Новое оборудование, которое будет установлено на участке, выбрано исходя из требований к организации торгового процесса и финансовых возможностей Гатчинского районного потребительского общества, имеет относительно небольшой срок окупаемости.
Проведем прогноз эффективности внедрения нового торгового оборудования на 2017 год (1 магазин) (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Расчет экономической эффективности внедрения нового торгового оборудования в Гатчинском районном потребительском обществе на 2019 год [разработана автором]
Показатели Результаты, тыс. руб. Стоимость оборудования 150 Амортизация (20 лет), за год 7,5 Расходы на установку и настройку оборудования, в т.ч.: - на оплату труда 3,5 - другие расходы 2,7 Всего расходов 156,2 Объем реализации продукции 2016 г. 5202,0 Себестоимость продаж 2016 г. 4209,0 Валовая прибыль 2016 г. 993,0 Прогнозируемый объем продаж на 2017 г. 7803,0 Прогнозируемая себестоимость продукции на 2017 г. благодаря и использованию нового оборудования 6469,7 Прогнозируемая валовая прибыль 2017 г. 1333,3
Как видно из табл. 3.1, прогнозируемая валовая прибыль 2019 года вырастет на 340,3 тыс. руб. или на 34,2 %. Прогнозируемый объем выпуска продукции при этом возрастет на 2601,0 тыс. руб. или на 50 %.
Для установки данного торгового оборудования необходимы два квалифицированных рабочих. Поскольку работают по контракту, то расчеты по начислению оплаты труда отсутствуют. По контракту оплата труда составляет 3500 руб.
Численность торговых работников до введения нового вида торговли составляла 5 человек, а в результате внедрения средств автоматизации достаточно 3-х человек. Следовательно, достигается экономия фонда заработной платы и суммы отчислений на социальное страхование.
Рассчитаем годовой фонд оплаты труда работников к автоматизации (табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Расчет экономии затрат от внедрения нового торгового оборудования в Гатчинском районном потребительском обществе на 2019 год [разработана автором]
Показатели Результат, руб. Среднемесячная заработная плата одного работника 1235,6 Расходы на оплату труда до внедрения нового оборудования в год 302300,0 Расходы на оплату труда после мероприятия 272645,6 Экономия по фонду заработной платы за месяц 2471,2
По данным, рассчитанным в таблице 3.2, экономия фонда заработной платы составит 2471,2 руб. в месяц или 29654,4 руб. в год.
При этом автоматизация торговли приведет к следующим результатам:
- к экономии прямых затрат труда – уменьшение численности торгового персонала на 2 человека;
- к росту производительности труда, увеличению объема продажи продукции, улучшению качества обслуживания;
- к улучшению условий труда – освобождение персонала от утомительного или тяжелого физического труда;
- к упрощению торговой схемы, уменьшению затрат (экономия фонда заработной платы на 2019 год составит 29,65 тыс. руб.).
Следовательно, с целью повышения эффективности коммерческой деятельности Гатчинского районного потребительского общества было предложено превратить один магазин на новый тип торговли – "маркет". За счет этого потребительское общество будет иметь возможность получить дополнительную прибыль в размере 340,3 тыс. руб. за год и сократит расходы на заработную плату в размере 29,65 тыс. руб.
Заключение
Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, что анализ является одной из важных функций управления деятельностью торговых предприятий, который охватывает все ее аспекты и выявляет влияние условий, в которых эта деятельность осуществляется, на ее результаты. Он занимает промежуточное место между сбором, обработкой экономической информации и принятием управленческих решений.
Главной целью деятельности Гатчинского районного потребительского общества является обеспечение и удовлетворение потребностей потребителей в продукции предприятий гостинично – ресторанного бизнеса, промышленности, получение прибыли, уплаты налогов.
Основными направлениями экономической деятельности являются: розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, предприятия ресторанного хозяйства, заготовка.
В ходе проведенного анализа нами было выявлено, что хозяйственная деятельность Гатчинского районного потребительского общества осуществляется достаточно эффективно, деятельность общества обеспечена чистой прибылью.
Анализ деятельности Гатчинского районного потребительского общества в рыночной экономике позволил выделить факторы, которые наиболее существенно влияют на содержание выбора стратегии: потребности клиентов; наличие возможности и период внедрения необходимых нововведений различных типов; наличие необходимых ресурсов; возможность использования собственных и привлеченных капиталовложений; уровень действующей технологии и возможности ее модификации; тип и масштаб использования современных информационных технологий; кадровый потенциал и др.
Существующая в обществе система анализа розничного товарооборота требует совершенствования, так как она носит большей частью формальный характер и не учитывает многих внешних и внутренних факторов, определяющих развитие предприятий этой отрасли. Также анализ в Гатчинском районном потребительском обществе не полностью отвечает современным требованиям комплексности и не ориентировано на современные тенденции развития отрасли и национальной экономики в целом. Выход из данной ситуации предполагает принятие определенных мер по совершенствованию системы анализа розничного товарооборота Гатчинского районного потребительского общества.
С целью повышения эффективности коммерческой деятельности Гатчинского районного потребительского общества было предложено превратить один магазин на новый тип торговли – "маркет". Реконструкции магазина на форму торговли по типу "маркет" позволит более эффективно использовать торговую площадь и экономить на заработной плате продавцов. Новое оборудование, которое будет установлено на участке, выбрано исходя из требований к организации торгового процесса и финансовых возможностей общества, имеет относительно небольшой срок окупаемости.
список использованной литературы
Антипин Ф. А. Концептуальные основы эволюции форм розничной торговли / Ф. А. Антипин // Российское предпринимательство. - 2017. - том 18. - №16. - С. 2355 - 2376.
Ахмедзянова Р. М. Международный опыт развития розничных торговых сетей / Р. М. Ахмедзянова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - №8. - С. 85-92.
Вершинин Д. Д. Анализ розничной торговли в Российской Федерации / Д. Д. Вершинин // Конкурентоспособность территорий: сборник трудов конференции. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. - 2017. - С. 48-52.
Галкина Ю. В. Логистическая инфраструктура розничной торговой сети "Красный яр" / Ю. В. Галкина, Е. С. Морозевич, Е. В. Белякова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - № 10. - том 2. - С. 185-186.
Гусакова Е. П. Собственная торговая марка как фактор повышения конкурентоспособности торговых розничных сетей / Е. П. Гусакова // электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 99. - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
Гусева Н. Г. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие / Н. Г. Гусева. - Санкт - Петербург: Санкт - Петербургский колледж управления и экономики "Александровский лицей", 2014. - 60 с.
Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. - 456 с.
Денисова И. Н. Управление продажами: учебник / И. Н. Денисова. - М.: Спутник+, 2015. - 267 с.
Диканов М. Ю. Об особенностях оценки эффективности мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности предприятий сферы розничной торговли / М. Ю. Диканов, Ю. В. Гладкова // Перспективы науки. - 2018. - № 6 (105). - С. 93-98.
Емельяненко И. С. Организационные маркетинговые решения повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия / И. С. Емельяненко, Д. Д. Костоглодов // Концепт. - 2015. - № 24. - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
Калугина С. А. Форматы предприятий торговли России, работающих с СМТ / С. А. Калугина, А. А. Макаров // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - 2014. - № 3 (59). - С. 70-76.
Киприянова У. А. Современные технологии продаж в различных сферах бизнеса / У. А. Киприянова, Т. В. Рябова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 24. - С. 78-82.
Колесникова Т. Г. Особенности рисков в коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли / Т. Г. Колесникова // Социальная сфера, экономика и управление: вопросы теории и практики. - 2017. - С. 27-31.
Кожевникова С. Ю. Эффективные инновационные механизмы коммерческой деятельности для обеспечения клиентоориентированности розничной торговли и общественного питания / С. Ю. Кожевникова, Е. В. Чернорез // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - №38. - С. 148-154.
Коммерческая деятельность: учеб. пособие / [авт.-сост. В. И. Бросалин, Н.Н. Крылова]. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 92 с.
Кузнецова И. Д. Маркетинговая деятельность предприятий розничной торговли / И. Д. Кузнецова, Н. В. Фомина // GENERAL QUESTION OF WORLD SCIENCE: сборник трудов конференции. - 2017. - С. 38-42.
Маклаков Г. В. Эффективность коммерческой деятельности6 монография / Г. В. Маклаков. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 с.
Максимова К. А. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной (оптовой) торговли / К. А. Максимова, В. Н. Дудко // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2015. - №8. - С. 99-102.
Мунши А. Ю. Состояние и динамика развития розничной торговли России / А. Ю. Мунши, Л. Ю. Александрова, Ш. М. Мунши // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
Рыжова О. А. Основные стратегии функционирования розничных торговых сетей на современном этапе / О. А. Рыжова, Н. В. Кочерягина // Известия Саратовского университета. - 2015. - № 2. - том 15. - С. 183-190.
Тарасова Е. Е. Инновации в коммерческой деятельности / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, Ю. А. Наплекова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - № 2 (69). - С. 198-209.
Информационный портал Гатчины и Гатчинского района - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gatchina.biz.
Приложение А. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2017 г.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на 31 декабря 2017 г.
Организация Гатчинское районное потребительское общество Учетный номер плательщика Вид экономической деятельности Розничная торговля Организационно-правовая форма Орган управления Единица измерения тыс. руб. Адрес
Дата утверждения Дата отправки Дата принятия
Активы Код строки На 31 декабря 2016 г. На 31 декабря2017 г. 1 2 3 4 I. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ Основные средства 110 1189 1180 Нематериальные активы 120 Доходные вложения в материальные активы 130 в том числе:инвестиционная недвижимость 131 предметы финансовой аренды (лизинга) 132 прочие доходные вложения в материальные активы 133 1 1 Вложения в долгосрочные активы 140 Долгосрочные финансовые вложения 150 Отложенные налоговые активы 160 Долгосрочная дебиторская задолженность 170 Прочие долгосрочные активы 180 ИТОГО по разделу I 190 1190 1181 II. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 в том числе:материалы 211 372 394 животные на выращивании и откорме 212 незавершенное производство 213 готовая продукция и товары 214 товары отгруженные 215 7 10 прочие запасы 216 Долгосрочные активы, предназначенные для реализации 220 Расходы будущих периодов 230 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам 240 Краткосрочная дебиторская задолженность 250 Краткосрочные финансовые вложения 260 Денежные средства и эквиваленты денежных средств 270 28 40 Прочие краткосрочные активы 280 9 19 ИТОГО по разделу II 290 407 444 БАЛАНС 300 1606 1644
Собственный капитал и обязательства Код строки На 31 декабря 2016 г. На 31 декабря2017 г. 1 2 3 4 III. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ Уставный капитал 410 642 677 Неоплаченная часть уставного капитала 420 Собственные акции (доли в уставном капитале) 430 Резервный капитал 440 913 906 Добавочный капитал 450 123 138 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 460 70 110 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 470 Целевое финансирование 480 ИТОГО по разделу III 490 1502 1555 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Долгосрочные кредиты и займы 510 Долгосрочные обязательства по лизинговым платежам 520 Отложенные налоговые обязательства 530 Доходы будущих периодов 540 Резервы предстоящих платежей 550 Прочие долгосрочные обязательства 560 2 ИТОГО по разделу IV 590 2 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Краткосрочные кредиты и займы 610 Краткосрочная часть долгосрочных обязательств 620 Краткосрочная кредиторская задолженность 630 в том числе:поставщикам, подрядчикам, исполнителям 631 104 87 по авансам полученным 632 по налогам и сборам 633 по социальному страхованию и обеспечению 634 по оплате труда 635 по лизинговым платежам 636 собственнику имущества (учредителям, участникам) 637 прочим кредиторам 638 Обязательства, предназначенные для реализации 640 Доходы будущих периодов 650 Резервы предстоящих платежей 660 Прочие краткосрочные обязательства 670 ИТОГО по разделу V 690 104 87 БАЛАНС 700 1606 1644
Руководитель _____________________ _________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Главный бухгалтер ________________ _________________________ (подпись) (инициалы, фамилия)
__ ________________ 20__ г.
2
Правление
Председатель правления
Секретарь
Главный бухгалтер
Бухгалтеры
Заместитель председателя правления с торговли
Старший товаровед
Товаровед
Заместитель председателя правления по кадрам
Заместитель председателя правления по заготовке
Инструктор с организационно кооперативной работы
Старший экономист
1. Антипин Ф. А. Концептуальные основы эволюции форм розничной торговли / Ф. А. Антипин // Российское предпринимательство. - 2017. - том 18. - №16. - С. 2355 - 2376.
2. Ахмедзянова Р. М. Международный опыт развития розничных торговых сетей / Р. М. Ахмедзянова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - №8. - С. 85-92.
3. Вершинин Д. Д. Анализ розничной торговли в Российской Федерации / Д. Д. Вершинин // Конкурентоспособность территорий: сборник трудов конференции. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. - 2017. - С. 48-52.
4. Галкина Ю. В. Логистическая инфраструктура розничной торговой сети "Красный яр" / Ю. В. Галкина, Е. С. Морозевич, Е. В. Белякова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - № 10. - том 2. - С. 185-186.
5. Гусакова Е. П. Собственная торговая марка как фактор повышения конкурентоспособности торговых розничных сетей / Е. П. Гусакова // электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 99. - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
6. Гусева Н. Г. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие / Н. Г. Гусева. - Санкт - Петербург: Санкт - Петербургский колледж управления и экономики "Александровский лицей", 2014. - 60 с.
7. Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. - 456 с.
8. Денисова И. Н. Управление продажами: учебник / И. Н. Денисова. - М.: Спутник+, 2015. - 267 с.
9. Диканов М. Ю. Об особенностях оценки эффективности мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности предприятий сферы розничной торговли / М. Ю. Диканов, Ю. В. Гладкова // Перспективы науки. - 2018. - № 6 (105). - С. 93-98.
10. Емельяненко И. С. Организационные маркетинговые решения повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия / И. С. Емельяненко, Д. Д. Костоглодов // Концепт. - 2015. - № 24. - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
11. Калугина С. А. Форматы предприятий торговли России, работающих с СМТ / С. А. Калугина, А. А. Макаров // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - 2014. - № 3 (59). - С. 70-76.
12. Киприянова У. А. Современные технологии продаж в различных сферах бизнеса / У. А. Киприянова, Т. В. Рябова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 24. - С. 78-82.
13. Колесникова Т. Г. Особенности рисков в коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли / Т. Г. Колесникова // Социальная сфера, экономика и управление: вопросы теории и практики. - 2017. - С. 27-31.
14. Кожевникова С. Ю. Эффективные инновационные механизмы коммерческой деятельности для обеспечения клиентоориентированности розничной торговли и общественного питания / С. Ю. Кожевникова, Е. В. Чернорез // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - №38. - С. 148-154.
15. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / [авт.-сост. В. И. Бросалин, Н.Н. Крылова]. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 92 с.
16. Кузнецова И. Д. Маркетинговая деятельность предприятий розничной торговли / И. Д. Кузнецова, Н. В. Фомина // GENERAL QUESTION OF WORLD SCIENCE: сборник трудов конференции. - 2017. - С. 38-42.
17. Маклаков Г. В. Эффективность коммерческой деятельности6 монография / Г. В. Маклаков. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 с.
18. Максимова К. А. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной (оптовой) торговли / К. А. Максимова, В. Н. Дудко // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2015. - №8. - С. 99-102.
19. Мунши А. Ю. Состояние и динамика развития розничной торговли России / А. Ю. Мунши, Л. Ю. Александрова, Ш. М. Мунши // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
20. Рыжова О. А. Основные стратегии функционирования розничных торговых сетей на современном этапе / О. А. Рыжова, Н. В. Кочерягина // Известия Саратовского университета. - 2015. - № 2. - том 15. - С. 183-190.
21. Тарасова Е. Е. Инновации в коммерческой деятельности / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, Ю. А. Наплекова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - № 2 (69). - С. 198-209.
22. Информационный портал Гатчины и Гатчинского района - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gatchina.biz.