Персонализация процесса изучения законов физики у учащихся основной школы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 27 27 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 17.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Методологические основы исследования 5
1.2. Характеристика выборки 6
1.4. Математические методы 15
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 17
2.1. Интерпретация результатов исследования 17
ВЫВОДЫ 25
ЛИТЕРАТУРА 26


Фрагмент для ознакомления

В ходе испытаний по методике Е.А. Климова были получены ответы на 20 вопросов. В 8в классе не было выявлено преобладающей сферы профессиональной деятельности. Результаты наглядно представлены на Рис. 6.Рис. 6. Предрасположенность к профессиональной ориентации в 8в классеВ 8а классе наметилось незначительное преобладание сферы человек-человек. Остальные профессиональные сферы представлены примерно одинаково.Рис. 7. Предрасположенность к профессиональной ориентации в 8а классеСредние значения по выборке таковы. Профессиональные сферы типа: Человек-Природа представлены 18%, Человек-Человек – 28%, Человек-Техника – 20%, Человек-Художественный образ – 16%, Человек-Знак – 18%.Можно сказать, что небольшой перевес в профессиональной сфере «Человек-Человек», вероятно, объясняется группой детей в 8а классе с преобладанием стремления изучать предметы филологического цикла более углубленно.1.2. Анализ результатов исследованияРезультаты методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой. показали высокий уровень тревожности и психического напряжения в двух рассматриваемых классах (средние значения по выборке: низкий уровень тревожности – 8%, средний – 22%, высокий – 70%); низкий уровень самокритичности и самостоятельности (средние значения по выборке таковы: слабый уровень – 48%, средний – 20%, хороший – 56%, высокий – 0%)., а также достаточно высокие показатели потребности в общении, но при этом не высокие показатели активности в данном процессе (средние значения по выборке: слабый уровень – 20%, средний – 40%, хороший – 30%, высокий – 24%). То есть, можно сделать вывод о том, что ряд черт классических подростковых характеристик присутствуют в полном объеме (потребность в общении, эмоциональность), а ряд черт (стремление к самостоятельности, активность в общении) занижены. Исходя из данных теста-опросника С.В.Ковалёва по определению уровня самооценки, можно сделать вывод о том, что в выборке испытуемых преобладающим является низкий показатель уровня самооценки (48% от общего числа испытуемых). Дети не уверены в себе, считают, что не обладают необходимыми качествами, которыми должен обладать человек с идеальными в их понимании чертами. Число детей с высокой самооценкой оказалось самым меньшим (14%), что говорит об общей тенденции неадекватного оценивания самого себя.Исходя из данных описанных двух методик можно было предположить, что уровень учебной мотивации будет снижен, а ее направленность – не полностью соответствовать принятым показателям в подростковом возрасте.Диагностический тест по методике К. Зафир в модификации А. Реана, призванный исследовать мотивы будущего выбора профессии показал, что у большинства испытуемых (56%) преобладает так называемая внешняя мотивация. Из числа этой группы подростков 16% подвержены внешней отрицательной мотивации. Преобладание внешней положительной мотивации говорит о том, что большую часть испытуемых привлекает не сама учеба и даже не ее результаты, а оценка со стороны ближайшего значимого окружения. Такой тип подростков ждет положительной оценки со стороны учителей, родителей, одноклассников. Как правило, подростки с таким типом мотивации не любят преодолевать трудности, выбирают простые решения и не хотят выполнять учебный материал в большем объеме. Как правило, одновременно в этой группе учеников наблюдается напряженность. И это действительно так. Первоначальная диагностика показала высокий уровень тревожности (см. выше). Внутренние побуждения, креативность, стремление к творчеству этому типу мотивации не свойственны.Внешняя отрицательная мотивация означает отсутствие интереса к преподаваемым предметам, стремление учиться для избегания неудач в будущем, либо по принуждению (например, со стороны родителей).Результаты «Дифференциально - диагностический опросника» (ДДО) Е. А. Климова продемонстрировали, что особенных предпочтений профессиональных сфер у испытуемых нет. Небольшой перевес в профессиональной сфере «Человек-Человек» (28%), вероятно, объясняется группой детей в 8а классе с преобладанием стремления изучать предметы филологического цикла более углубленно.Резюмируя результаты диагностических тестов, можно с уверенностью сказать о том, что изучение законов физики у учащихся основной школы данной выборки определяется личностными особенностями детей. Это подтверждается результатами индивидуальных бесед с детьми и систематическими наблюдениями. Большинство учащихся 8в класса ведут себя как представители более младшей возрастной группы: во время учебного процесса отвлекаются, не слушают объяснение учителя (им трудно сконцентрироваться), имитируют деятельность, нередко провоцируют дестабилизацию рабочей обстановки в классе. Не обладают навыками пересказа текста любой направленности (художественного, научно-популярного, научного). Практически не способны транслировать текст, ни устно, ни письменно на отвлеченные понятия (дружба, любовь, красота, милосердие и др.). Не владеют навыками формулировки тезиса и подбора доказательств и аргументов. Схожая картина наблюдается и в 8а классе. Подростки с трудом воспринимают текст на отвлеченные понятия-темы (любовь, дружба, красота, природа, милосердие и т.п.), с трудом воспроизводят (пересказ) подобные тексты, а также тексты научного стиля. Один ученик показал полуслоговое чтение. По опросам администрации школы, учащиеся обоих классов ощущают тревогу и опасность и со стороны учащихся, и со стороны взрослых, особенно со стороны завучей.Что касается их профессиональных ориентаций, то по данным бесед и опросов в 8в классе только двое определились с дальнейшей профессиональной деятельностью. И несмотря на низкую успеваемость учащихся, родители предпочли бы продолжить обучение своих детей в данной школе по окончании 9 класса с целью получения полного среднего образования и дальнейшего поступления в вуз. Показатели второго исследуемого класса в области профессиональной ориентации несколько выше. Примерно треть учеников определились с выбором профессии и дальнейшим обучением по окончании 9 класса (краснодеревщики, педагоги, спортсмены, программисты), часть учащихся продолжит обучение в данной школе (опять-таки под влиянием родителей).Можно сделать вывод о том, что изучение законов физики у учащихся основной школы данной выборки определяется личностными особенностями детей ивлияет на мотивацию к учебе и профессиональные ориентации. Гипотеза подтверждена.ВЫВОДЫПодростковый возраст, как известно, является наиболее сложным возрастным периодом. Специалисты многих поколений сходились во мнении, что для подростков характерными являются такие черты, как: отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение. Центральным новообразованием периода было принято считать так называемое «чувство взрослости».В работе мы исследовали влияние личностных особенностей детей на изучение законов физики, на учебную мотивацию и профессиональные ориентации подростков. Были применены специальные диагностические методики: личностный опросник Кеттела, в модификации Л.А. Ясюковой, тест-опросник для определения уровня самооценки С.В.Ковалёва, методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой, методика М.Р.Гинзбурга для определения школьной мотивации подростков; дифференциально - диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова и методика К. Замфир для определения мотивации профессионального выбора в модификации А. Реана.Результаты диагностики показали, изучение законов физики, эффективность формирования учебной мотивации, профессиональных ориентаций зависит от личностных особенностей учащихся. ЛИТЕРАТУРАБадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – 280 с.Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учебное пособие; Красноярск: Красноярский гос. пед. унт им. В.П. Астафьева, 2013. – 347 с.Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник / И.А. Зимняя. – Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. – Москва : Логос, 2009. – 384 с.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психол. наука - школе).Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011.Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. - Москва : Речь, 2006Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 184 с.; Предупредить и спасти [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.takzdorovo.ru/articles/5031757/. Дата обращения – 22.11.2017Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - Санкт-Петербург : Питер, 2017.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2018.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.; Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с. Соболевская О.В. Отложенная взрослость. Как изменились пятиклассники за 50 лет [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/208637702.htmlФельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избр. Труды: В 2-х т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. Т. 2. 456 с.Фельдштейн Д.И.Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 670 сХарламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. изд. 2-е исправленное и дополненное, 2007 - 384 сХолл Ст.Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. М.: Либроком, 2013

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – 280 с.
2. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учебное пособие; Красноярск: Красноярский гос. пед. унт им. В.П. Астафьева, 2013. – 347 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник / И.А. Зимняя. – Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. – Москва : Логос, 2009. – 384 с.
5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психол. наука - школе).
6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011.
7. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. - Москва : Речь, 2006
8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 184 с.;
9. Предупредить и спасти [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.takzdorovo.ru/articles/5031757/. Дата обращения – 22.11.2017
10. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - Санкт-Петербург : Питер, 2017.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2018.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.;
13. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
14. Соболевская О.В. Отложенная взрослость. Как изменились пятиклассники за 50 лет [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/208637702.html
15. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избр. Труды: В 2-х т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. Т. 2. 456 с.
16. Фельдштейн Д.И.Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 670 с
17. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. изд. 2-е исправленное и дополненное, 2007 - 384 с
18. Холл Ст.Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. М.: Либроком, 2013

Вопрос-ответ:

Какие методологические основы лежат в основе исследования о персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы?

Методологическими основами исследования о персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы являются участие в испытаниях по методике Е.А. Климова и получение ответов на 20 вопросов, а также интерпретация результатов исследования.

Что можно сказать о характеристике выборки в данном исследовании?

Характеристика выборки в данном исследовании не описана в данной статье.

Какие математические методы были использованы в исследовании о персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы?

В статье не указано, какие математические методы были использованы в исследовании о персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы.

Какие результаты были получены в ходе экспериментального изучения персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы?

Результаты экспериментального изучения персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы не описаны в данной статье.

Какие выводы можно сделать на основе данного исследования?

На основе данного исследования можно сделать выводы о персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы, однако эти выводы не представлены в данной статье.

Какие методологические основы были использованы в исследовании персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы?

В исследовании использовались методы изучения, анализа и интерпретации данных, основанные на научной методологии. Кроме того, взято во внимание психологические и педагогические подходы к обучению и развитию учащихся.

Какие характеристики выборки были учтены в эксперименте?

В эксперименте учитывались возраст и уровень подготовки учащихся основной школы, а также их предпочтения в области физики. Были выбраны учащиеся с разными предпочтениями и способностями, чтобы определить эффективность персонализации процесса изучения.

Какие математические методы были применены в исследовании?

В исследовании были использованы статистические методы для анализа полученных данных. В частности, были проведены корреляционный анализ и расчеты средних значений для определения степени персонализации процесса изучения законов физики.

Какие результаты были получены в ходе экспериментального изучения персонализации процесса изучения законов физики у учащихся основной школы?

В ходе эксперимента были получены данные о влиянии персонализации на результаты изучения законов физики у учащихся. Было выявлено, что персонализация способствует улучшению понимания и запоминания материала, а также повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению физики.

Какие выводы можно сделать на основе результатов исследования?

На основе результатов исследования можно сделать вывод о положительном влиянии персонализации на процесс изучения законов физики у учащихся основной школы. Персонализация позволяет учащимся лучше усваивать материал, развивать свои навыки и интерес к предмету. Это подтверждает значимость индивидуального подхода к обучению.