Проектирование автоматизированного рабочего места врача - гастроэнтеролога
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 20.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА 5
1.1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 5
1.2 ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 11
1.3 ВЫБОР СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (MS Access) 11
1.4 ВЫБОР ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ 12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА 21
2.1 АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКАЗЧИКА 21
2.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 27
2.3 ТЕСТИРОВАНИЕАВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 56
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ К АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РАБОЧЕМУ МЕСТУ. 59
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К БАЗЕ ДАННЫХ. 59
3.2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ДОСТУПА К РЕСУРСАМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА. 59
3.3. ЗАЩИТА ОТ КОПИРОВАНИЯ ПРОГРАММНО ПРОДУКТА. 61
3.4 ЗАЩИТА УСТАНОВКИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА. 61
ГЛАВА 4. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Информация о различных заболеваниях не хранится ни в одном документе. Врачи сами выполняют эту работу, вспоминая различные лекарства.Вся эта работа выполняется вручную администратором и другим оперативным персоналом, и для обработки и ухода требуется много документов. Врачи должны помнить различные лекарства, доступные для лечения и иногда пропускают лучшие альтернативы, поскольку они не могут вспомнить их в нужное время.Наименование программного продукта – Автоматизированная система принятия решений «Регистратура поликлиники». Программный продукт предназначен для применения в медицинских учреждениях, осуществляющих диагностику пациентов при первичном осмотре [2].Симптомы — информация, доступная врачу на этапе постановки диагноза, описывающая текущее состояние пациента. Симптомы составляются врачом из связного множества параметров, объявленных в базе знаний. Примеры симптомов: «боль в спине справа», «повышенная температура».Диагнозы — названия всех возможных заболеваний человека и их групп по международной классификации МКБ-10. Пример диагнозов: «мигрень классическая», «ишемическая болезнь сердца».Структура базы данных клиники, предназначенная для хранения и обработки сведений, представлена на рисунке 2.16Рисунок 2.16 – Структура базы данныхВ C# встроена возможность соединения с базой данных и работы с SQL-запросами.Исходя из разработанной модели, сформируем основные возможности пользователя приложения:Добавление нового врача и закрепление за ним участка;Добавление новой истории болезни с автоматическим добавлением пациента, если его не было ранее в базе;Отображение списка историй болезни пациента;Исходя, из пунктов 2.2 и 2.3, можно сформировать таблицы, отвечающие за хранение информации о врачах, пациентах и историях болезни – doctors (рис. 2.5), patient (рис. 2.6), illnesses (рис. 2.7) соответственно.Для обеспечения целостности связей необходимо ввести дополнительную таблицу, хранящую связь участков и пациентов (area – рис. 2.8).Рис. 2.5 Структура таблицы doctorsРис. 2.6 Структура таблицы patientРис. 2.7 Структура таблицы illnessesРис. 2.8 Структура таблицы areaВидно, что все необходимые данные занесены в соответствующие таблицы.Следующим шагом является установка связей между таблицами, с учетом каскадного обновления и удаления связанных записей.Рис. 2.9 Схема связей между таблицами в базе данныхРассмотрим подробнее установленные связи в таблице 2.2Таблица 2.2 Список связей между таблицами базы данныхТаблицыТип связиОписание«doctors» – «area»Один ко многимВрач имеет один участок, на участке может быть множество пациентов«patient» – «area»Один ко многимПациент принадлежит только к одному участку, однако на участке может быть множество пациентов«patient» – «illnesses»Один ко многимОдна история болезни относится лишь к одному пациенту, однако у одного пациента может быть множество историй болезнейИсходя из поставленных требований разработанаUML-диаграмму активности для приложения (рис. 2.2)Рис. 2.2 UML-диаграмма активности разрабатываемого приложенияС учетом поставленных требований, был разработан интерфейс приложения (рис. 2.3)Рис. 2.3 Интерфейс программыВидно, что слева находится главное меню приложения, в котором присутствуют функции добавления врача, пациента и истории болезни, а также поиска всех историй болезни пациента по его идентификационному номеру в автоматизированной информационной системе.Справа же находятся поля ввода информации для занесения в базу.В нижней части приложения находится таблица, в которую выводятся найденные истории болезни по номеру пациента (рис. 2.9).Рис. 2.4 Результат поиска по базе данных2.3 ТЕСТИРОВАНИЕАВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТАОтладка – этап разработки компьютерной программы, на котором обнаруживают, локализуют и устраняют ошибки. Чтобы понять, где возникла ошибка, приходится:узнавать текущие значения переменных;выяснять, по какому пути выполнялась программа.Существуют две взаимодополняющие технологии отладки.Использование отладчиков — программ, которые включают в себя пользовательский интерфейс для пошагового выполнения программы: оператор за оператором, функция за функцией, с остановками на некоторых строках исходного кода или при достижении определённого условия.Вывод текущего состояния программы с помощью расположенных в критических точках программы операторов вывода — на экран, принтер, громкоговоритель или в файл. Вывод отладочных сведений в файл называется журналированием.Тестирование программного обеспечения – процесс исследования, испытания программного продукта, имеющий две различные цели:продемонстрировать разработчикам и заказчикам, что программа соответствует требованиям;выявить ситуации, в которых поведение программы является неправильным, нежелательным или не соответствующим спецификации.Существующие на сегодня методы тестирования программного обеспечения не позволяют однозначно и полностью выявить все дефекты и установить корректность функционирования анализируемой программы, поэтому все существующие методы тестирования действуют в рамках формального процесса проверки исследуемого или разрабатываемого программного обеспечения.Качество программного обеспечения можно определить как совокупную характеристику исследуемого ПО с учётом следующих составляющих:надёжностьсопровождаемость,практичность,эффективность,мобильность,функциональность.Было проведено функциональное тестирование полученного программного продукта. При тестировании неполадок обнаружено не было, следовательно полученный продукт готов к использованию в реальных условиях.ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ К АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РАБОЧЕМУ МЕСТУ.3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К БАЗЕ ДАННЫХ.Информационное обеспечение представляет собой совокупность необходимых для функционирования AИС данных и документов. Данные должны быть организованы в соответствующие таблицы базы данных, обеспечивающие оптимальный доступ к требуемой информации при реализации алгоритмов (поиска, фильтрации, сортировки).В своем составе система имеет средства создания баз данных, работы с информацией баз данных, перенесения данных из других систем и в другие системы, резервного копирования и восстановления данных, развитую систему транзакций, систему репликации данных, реляционную подсистему для анализа, оптимизации и выполнения запросов клиентов, систему безопасности для управления правами доступа к объектам базы данных и пр. Система не содержит средств разработки клиентских приложений.3.2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ДОСТУПА К РЕСУРСАМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА.Организационное обеспечение AИС должно быть представлено совокупностью мероприятий, средств и нормативных документов, определяющих:нормативно-правовую и организационную базы;разработку, внедрение и функционирование системы;финансирование проектирования, внедрения и функционирования системы;структуру и порядок взаимодействия элементов AИС;затраты, источники и эффективность использования денежных средств; должностные инструкции, устанавливающие функции, права, обязанности и ответственность работников, участвующих в эксплуатации AИС.функции пользователей и порядок работы в AИС должны быть описаны в документе «Руководство пользователя».обучение специалистов правилам работы с программным обеспечением AИС должно происходить в процессе опытной эксплуатации.Требования к информационному обеспечениюВ состав информационного обеспечения входят: нормативно-справочная информация, входные данные, выходные данные.Состав данных должен быть достаточным для выполнения всех функций AИС и отвечать требованиям: полноты, достоверности, однозначной идентификации, непротиворечивости, необходимой точности представления.Информационная база данных должна представлять собой реляционную базу данных, состоящую из связанных между собой информационных таблиц. Классификация и кодирование информации в AИС должны осуществляться на основе общероссийских и отраслевых классификаторов, а также классификаторов и справочников, действующих в смежных системах.Требования к лингвистическому обеспечениюЛингвистическое обеспечение включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с AИС. Языковые средств, включенные в данную подсистему делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).3.3. ЗАЩИТА ОТ КОПИРОВАНИЯ ПРОГРАММНО ПРОДУКТА.Защита от несанкционированного доступа к информации осуществляется путем создания учетной записи для каждого пользователя информационной базы. Каждой учетной записи назначается:Пароль;Основной интерфейс – будет автоматически открываться при каждом запуске системы;Роль – набор прав на совершение тех или иных действий, предоставленных пользователю. Одному пользователю можно назначить несколько ролей, в этом случае он будет обладать более широкими правами.3.4 ЗАЩИТА УСТАНОВКИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА.В системе присутствует защита от установкиГЛАВА 4. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА.Таблица 3.1 -Нормативные показатели Наименование показателяУсловное обозначениеЕдиница измеренияЗначение показателя1234Число рабочих дней в месяц/в год (в соответствии с нормой рабочего времени)ДрабДень244Годовой фонд рабочего времени ФрабЧас1944Продолжительность рабочего дняtраб.час8Коэффициент дополнительной заработной платыКдоп0,1Коэффициент накладных расходовНР%10Областной коэффициентКур0,15Нормативный срок окупаемости капитальных вложенийТнгода3Таблица 3.8 Показатели экономической целесообразностиразработки и внедрения программного продукта Наименование Значение Ед.измер Условно годовая экономия113601,48 Руб. Чистый дисконтированный доход146506,65 Индекс доходности2,3 Срок окупаемости1 Год Затраты на разработку29708,6Руб. Затраты на внедрение83162,47 Руб.Произведенные расчеты свидетельствуют, что внедрение, разработанного в ВКР программного продукта, позволит сократить временные затраты на обработку результатов тестирования, что приведет к сокращению годовых текущих затрат на 113601,48 руб.Опираясь на оценку экономической эффективности можно сделать вывод о том, что разработка и внедрение предлагаемого программного продукта является экономически обоснованной и целесообразной.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате выполнения курсовой работы было:Проанализирована существующая информация по тематике проекта, проработаны литературные источники, проведен анализ средств разработки, как программной оболочки, так и базы данных;Согласно с проведенным анализом, были выбраны средства разработки программного продукта и базы данных: C# и MicrosoftAccess 2013 (из-за простоты в присоединении и упрощении задачи написания приложения);Разработана структура приложения и базы данных, UML- диаграммы, показывающие суть работы приложения и его функциональностьВ системе управления базами данных MicrosoftAccess 2013 создана база данных, соответствующая поставленным требованиям;При помощи языка программирования C# реализована программная оболочка для созданной базы данных с функциональностью согласно поставленным в техническом задании требованиям;Проведено функциональное тестирование и отладка приложения, обнаруженные ошибки и недочеты исправлены полностью.В итоге, можем сделать вывод, что поставленные задачи были решены полностью. Полученный программный продукт готов к использованию.В дальнейшем возможно усовершенствование продукта посредством консультаций со специалистами в этой отрасли и более детальной проработки предметной области, что позволит увеличить детализацию в структуре базы данных и добавить тот функционал в разработанное программное обеспечение, который необходим потенциальным пользователям.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требование к качеству и тестирование».ГОСТ 28195-89 «Оценка качества программных средств. Общие положения».Роберт Т. Фатрелл, Дональд Ф. Шафер, Линда И. Шафер. Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004г. – 1136 с.Международный стандарт ISO/IEC 9126-1:2001. Программирование. Качество продукта. Часть 1. Модель качества.Липаев В. В. Технико-экономическое обоснование проектов сложных программных систем. — М.: СИНТЕГ, 2004, - 284 с.ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Автоматизированные системы. Термины и определения.Зельковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения. – М.: Мир, 1982 – 368 с.Сборник временных норм на работы по ведению Государственного мониторинга геологической среды (состояния недр), информационной деятельности, цифровому картографированию.– Томск.: ОГУП ТЦ Томскгео-мониторинг,– 2005,– 27 с.Баймухамбетова С.С. Финансовый менеджмент. М., 2004.ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ФЗ "О защите прав потребителей", "Санитарно-гигиеническими требованиями к медицинским организациям" №48 от 07.07.2009 года.
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты про¬грамм. Требование к качеству и тестирование».
2. ГОСТ 28195-89 «Оценка качества программных средств. Общие положения».
3. Роберт Т. Фатрелл, Дональд Ф. Шафер, Линда И. Шафер. Управление про¬граммными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004г. – 1136 с.
4. Международный стандарт ISO/IEC 9126-1:2001. Программирование. Ка-чество продукта. Часть 1. Модель качества.
5. Липаев В. В. Технико-экономическое обоснование проектов сложных про-граммных систем. — М.: СИНТЕГ, 2004, - 284 с.
6. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Автоматизированные сис-темы. Термины и определения.
7. Зельковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения. – М.: Мир, 1982 – 368 с.
8. Сборник временных норм на работы по ведению Государственного мо¬ниторинга геологической среды (состояния недр), информационной дея¬тельности, цифровому картографированию.– Томск.: ОГУП ТЦ Томскгео-мониторинг,– 2005,– 27 с.
9. Баймухамбетова С.С. Финансовый менеджмент. М., 2004.
10. ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
11. ФЗ "О защите прав потребителей",
12. "Санитарно-гигиеническими требованиями к медицинским организациям" №48 от 07.07.2009 года.
Вопрос-ответ:
Какие основные задачи решаются при проектировании автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
При проектировании автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога решаются такие задачи, как анализ деятельности автоматизированного рабочего места, выбор жизненного цикла, выбор системы управления базами данных и выбор языка программирования.
Как происходит анализ деятельности автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
Анализ деятельности автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога включает в себя изучение основных задач, выполняемых врачом, анализ требований заказчика, определение функциональных возможностей и необходимых инструментов для работы врача.
Как выбирается жизненный цикл автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
Выбор жизненного цикла автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога осуществляется на основе анализа потребностей, возможностей и сроков использования системы. Принимаются во внимание факторы, такие как надежность, удобство использования, совместимость с другими системами и возможность дальнейшего развития.
Как выбирается система управления базами данных для автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
Выбор системы управления базами данных для автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога зависит от требований заказчика и особенностей работы врача. Один из вариантов - использование MS Access, которая обладает достаточной функциональностью и простотой в использовании.
Как выбирается язык программирования для автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
Выбор языка программирования для автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога зависит от требований заказчика, функциональных возможностей системы и опыта разработчиков. Один из вариантов - использование языка программирования, совместимого с выбранной системой управления базами данных, например, Visual Basic.
Какой анализ проводится при проектировании автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
При проектировании автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога проводится анализ его деятельности. Это позволяет выявить основные задачи, которые врач выполняет на своем рабочем месте, и определить функциональные требования к системе автоматизации.
Какой жизненный цикл автоматизированного рабочего места выбирается при его создании?
Выбор жизненного цикла автоматизированного рабочего места зависит от конкретной ситуации. Можно выбрать последовательный жизненный цикл, когда разработка программного обеспечения происходит в несколько этапов: анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение. Возможен и итеративный жизненный цикл, когда эти этапы повторяются для каждой итерации разработки.
Какая система управления базами данных выбирается для автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога?
Для автоматизированного рабочего места врача гастроэнтеролога выбирается система управления базами данных MS Access. Это популярная и удобная система, которая удовлетворяет требованиям работы врача и позволяет эффективно хранить и обрабатывать медицинские данные.