Адаптированная программа для детей дошкольного возраста (на примере детского центра)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 60 60 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 06.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации дополнительного образования 6
1.1.Понятия "программа дополнительного образования", "Педагог дополнительного образования", "временный/постоянный детский коллектив", история становления дополнительного образования в России 6
1.2. Особенности организации педагогической деятельности в условиях временного детского коллектива 16
Глава 2. Программа дополнительного образования как механизм реализации педагогической деятельности 39
2.1. Какие существуют эффективные программы в Москве по дополнительному образованию дошкольников 39
2.2. Какие проблемы возникают при реализации программ в детском временном коллективе 45
Заключение 48
Список литературы 61

Фрагмент для ознакомления

Ежегодно образовательный комплекс «Воробьевы горы» проводит более 700 мероприятий в рамках городских фестивалей и праздников, в которых участвуют дети и их родители. Особое внимание уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и многодетным семьям.В образовательном комплексе трудятся 2,3 тысячи человек, в том числе 1,3 тысячи педагогов. Генеральный директор ГБПОУ «Воробьевы горы» — Ирина Сивцова, заслуженный педагог России, кандидат социологических наук.  2.2. Какие проблемы возникают при реализации программ в детском временном коллективе В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать методы индивидуального подхода, психолого-педагогическую поддержку, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям в соответствии со склонностями и способностями[12].Педагогический коллектив должен опираться в своей работе на образовательные технологии, а в частности: это – технологии развивающего обучения, игровые технологии; технологии дифференцированного обучения; технологии создания ситуации успеха, технология проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения, технология программного обучения и др. В работе с дошкольниками, должны соблюдаться организационные условия. Под организационными условиями следует понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления, процессы), и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен. «Педагогические условия есть характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы»[15]. В рамках учреждения дополнительного дошкольного образования, предметно-пространственная среда будет включать в себя материально-техническую базу (помещение, оборудование, информационная работа с родителями), финансовую, юридическую и кадровую составляющие. Особенностью среды в учреждениях дополнительного образования являются просторные классы с низкими полочками, столами и стульями, в которых стены окрашены в однотонные нейтральные спокойные цвета, много света, туалеты оборудованы детскими унитазами, есть легкий доступ к воде для детей, в раздевалке крючки и вешалки сделаны под рост ребенка. На полках, в доступе ребенка, размещены специальные дидактические материалы. Обязательно должны быть цветы, несколько картин на стенах, но тоже в зоне видимости ребенка. Информационная работа с родителями будет заключаться в распространении информации о предлагаемых курсах, методах обучения и т.п. Одним из самых важных условий, лежащим на стыке организационных и педагогических условий, является подбор педагогов. Именно педагог, прошедший обучение, способен и создать необходимую среду, и стать проводником в этом пространстве для ребенка[16]. Психолого-педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Традиционно технология личностно-ориентированного обучения сочетает в себе обучение (нормативно-сообразную деятельность) и учение (индивидуальную деятельность ребенка).В современной научной литературе под категорией психолого-педагогической технологии понимают совокупность форм, методов, приемов, способов обучения и воспитания, которая системно используется в образовательно-воспитательном процессе; обновление, модернизация инструментальных, теоретико-методологических инструментов педагогики; составляющую процессуальной части образовательного процесса, функционирующую в тесной взаимосвязи с дидактическими процессами, организационными формами и средствами обучения; модель совместной учебной и педагогической деятельности по планированию, организации и практической реализации процесса обучения. В основе каждой психолого-педагогической технологии – психолого-педагогические установки, закономерности учебного процесса, что позволяет осуществлять прогнозирование результатов при допустимой норме отклонений[18].В наиболее общем виде все характеристики педагогических технологий, отличающие их от совокупности других дидактических моделей, могут быть сведены к ряду следующих:Стандартизация – унифицированность дидактического процесса, обеспечивающая возможности последующего воспроизведения, тиражирования. Результативность – гарантия прогнозирования и достижения результатов с допустимой нормой отклонений;Направленность на личностное развитие, обеспечивающая реализацию дифференцированного подхода, обеспечивающая возможности разноуровнего обучения;Важной составной частью коллективной творческой жизни детского коллектива является коллективное целеполагание и планирование деятельности. Там, где начинает работать коллективная мысль, общими усилиями создаётся замысел нового общего дела.В основном проблема связана с адаптацией детей дошкольного возраста.Адаптация, или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточности адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». Организм может длительное время находиться в этой промежуточной зоне между здоровьем и болезнью. В случаях недостаточности или ухудшающихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация – начальная стадия патогенеза, когда на смену приспособительным приходят компенсаторные сдвиги в организме. В самом общем виде принято считать, что психологический механизм адаптации, являясь в значительной мере индивидуальным для каждого человека, определяется его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями. Очевидно, что адаптационные механизмы и черты личности развиваются параллельно и взаимно обусловлено. Репертуар механизмов интерпсихической адаптации, нередко отождествляемый с психологической защитой, определяется и реализуется в адаптационной стратегии, формирующей и направляющей адаптационную активность личности. Он также связан с комплексом некоторых других внутренних и внешних факторов, в том числе с особенностями деятельности и свойствами адаптогенной среды [15].Человек не только адаптируется, но и сам оказывает влияние на себя и свою жизнь, в человеке происходит соединение в одном лице пассивной и активной роли, поэтому сам процесс адаптации предполагает не только воздействие среды на субъекта, но и субъекта на среду.Для характеристики результативного аспекта адаптационного процесса в научной литературе нередко употребляется понятие адаптированности. Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. Адаптивность носит и биологический и социальный характер.Вопрос о показателях адаптации в настоящее время является дискуссионным. Большинство исследователей стремятся к выделению ключевых показателей эффективности адаптационного процесса. При различии подходов в обозначении критериев адаптированности, авторы едины в выделении одного из значимых внутренних ее показателей. Данный критерий в зависимости от особенностей авторской концепции маркируется по разному: «эмоциональное самочувствие» (А.Н. Жмыриков, А.А. Реан, Н.А. Нестеренко); «уровень удовлетворенности условиями деятельности и общения» (О.Ф. Гефеле); «субъективное благополучие личности» (Р.М. Шамионов).Социально-психологическая адаптированность в большинстве случаев относительна. Так, личность может быть достаточно успешно адаптирована в адаптационной нише, связанной с одной деятельностью (игровая) и значительно хуже в других (познавательная, семейная и т.п.).При несформированной адаптивности адаптационные навыки могут стереотипно воспроизводиться в онтогенезе, существенно затрудняя процессы развития и самореализации личности [15].Адаптационные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками. Так, А.Г. Маклаковым данные психологические особенности определены как личностный адаптационный потенциал (ЛАП), позволяющий дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям. Это дало возможность прогнозировать эффективность деятельности в изменяемых условиях. Автором была установлена взаимосвязь между успешностью обучения, эффективностью профессиональной деятельности и уровнем развития личностного адаптационного потенциала. Психологическими характеристиками личностного адаптационного потенциала, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации [25].Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Например, в период адаптации сдвиги в эмоциональной сфере сопровождаются изменениями функций дыхания, кровообращения, терморегуляции. Эмоциональные стрессоры запускают каскад гормональных реакций, которые приводят к сжиганию белков, служащих строительным материалом для иммунных тел, и блокированию выработки в организме собственного антибиотика – лизоцима, защищающего слизистые оболочки. В результате происходит снижение веса, уменьшение защитных сил организма и появление острых респираторных инфекций [5]. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана. Стрессовая ситуация требует от организма ребенка какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Как бы родители и взрослые не пытались оградить ребенка от психических травм, дети становятся свидетелями или сталкиваются с событиями, которые несут угрозу его психическому состоянию. Вероятность того, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматичности события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее стресс, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. В том случае, если сразу после стресса переживания носят острый характер (учащенный пульс, повышенное кровяное давление, тревога, паника), если какое-то событие вызвало сильное потрясение, то в дальнейшем существует большая вероятность развития расстройства адаптации [2]. Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один травматический инцидент, но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени. Полученные психические травмы в детстве имеют тенденцию к повторению [2].В первую очередь у ребенка изменяется эмоциональное состояние, появляется напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, становится раздражительным, капризным. Разлука с родными происходит очень бурно. Нередко снижается интерес к игрушкам, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, нарушается сон, аппетит, состоянии здоровья ребенка [1].У детей при нарушении адаптации часто встречается реакция оппозиции или протеста. В основе реакции протеста лежит глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность. Патохарактерологические реакции этого типа отличаются большим разнообразием и интенсивностью проявлений, обязательной агрессивностью и яркими вегетативными реакциями: гиперемией кожных покровов, потливостью, учащением пульса, отказом от еды, мутизмом, недержанием мочи, насильственным кашлем.Реакция отказа при расстройстве адаптации всегда является патологической. Наиболее яркие черты этой реакции — неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению, подавленность, угнетенность, расстройство сна, утрата аппетита.Реакция имитации при расстройстве адаптации характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица и может сыграть положительную роль при правильном поведении взрослого. Реакция компенсации при расстройстве адаптации возникает как форма непсихологической защиты, при которой дети стремятся достичь больших успехов в других областях деятельности. Педагог играет большую роль в процессе адаптации ребенка, используя индивидуальный подход, смягчает протекание адаптационного периода у детей. Педагог стремится к сохранению, укреплению здоровья ребенка путем создания соответствующих условий. Воспитатель создает предметно – развивающую среду, помогающую ребенку и адаптироваться и развиваться, приобретать новые знания и навыки, познавать окружающий мир. Основные задачи Педагог для успешной адаптации детей дошкольного возраста:1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу.2. Сформировать у детей положительную установку на занятия.3. Сформировать у детей чувство уверенности в окружающем.4. Познакомить детей друг с другом и помочь им сблизиться.Важным условием обеспечения ребенку психологического благополучия является создание комфортной среды. Среди организующих ее принципов, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, можно выделить принцип эмоциогенности – обеспечения индивидуальной комфортности, психологической защищенности – доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), эмоционального благополучия. Детское сообщество обладает своей субкультурой. В связи с этим Т.С. Комарова и О.Ю. Филлипс рекомендуют проводить беседы с детьми с целью привлечения их к сотворчеству с педагогом[22]. Следующее условие обеспечения социально-эмоционального благополучия – создание в коллевтиве атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребенка и поддержание положительного эмоционального состояния. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. Педагог дополнительного образования знает, что целью занятий является поддержка мотивации к той или иной деятельности, повышение эффективности обучения. Рассмотрим приемы и методы организации занятий с дошкольниками, которые позволяют создать ситуацию успеха на занятиях, побуждают к творчеству, мотивируют детей на преодоление трудностей. Рассматривая возрастные особенности организации занятия с детьми дошкольного возраста, отметим, что дошкольный возраст является этапом психического развития от 3 до 6–7 лет, который занимает особенное место в развитии личности ребенка. Различают три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В нашей работе внимание будем уделять периода старшего дошкольного возраста.Под воздействием обучения и воспитания в дошкольном периоде происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов.Ведущим видом деятельности по Д.Б. Эльконину[33]выступает сюжетно–ролевая игра. Дошкольный период – важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы ребенок получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры 28. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для ребенка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение 32. В советский период практики дошкольного воспитания считали занятия с использованием дидактических игр основной формой обучения детей. Следовательно, и в дополнительном образовании занятия с дошкольниками целесообразно организовать как обучающую, развивающую, воспитывающую игру.На современном этапе дошкольная педагогика ищет и предлагает новые формы образовательной деятельности: интеграция разных видов деятельности, реализация проектов, проведение мастерских по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческих групп (например, для участия в конкурсах), интеллектуальные игры, решение проблемных ситуаций.В дополнительном образовании основной формой организации деятельности обучающихся является занятие, которое имеет традиционную структуру и представляет собой последовательность определенных этапов деятельностив процессе освоения знаний. Но обучать дошкольников занимательно и эффективно на традиционных занятияхнельзя. Занятия с временной группой обучающихся требуют обязательного творческого подхода всех участников образовательного процесса, оригинальности, имеющей игровую основу, применения современных педагогических технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных и др.).Все занятия проводятся с обязательным выполнением гигиенических и дидактических требований в соответствии с возрастными особенностями, с использованием приемов здоровьясбережения (чередование различных видов деятельности, обязательные физкультминутки: зрительные, двигательные, музыкальные).Наиболее интересной, эффективной формой работы является развивающее занятие, в ходе которого обучающимся предлагается проблемная ситуация, затем дети выдвигают с помощью педагога гипотезу, намечают пути решения проблемы и далее выполняют задание каждый на своем уровне.Такая методика проведения занятий требует от педагога колоссальной подготовки к ним, но разноуровневые задания поддерживают интерес к занятиям и создают ситуацию успеха для каждого ребенка.Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями; использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции. Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала; применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.изучение и усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и т.д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); самостоятельное применение знаний, умений и навыков. Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; - целесообразное расходование времени занятия; - применение разнообразных методов и средств обучения; - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; - практическая значимость полученных знаний и умений[16]. Основные этапы современного занятия 1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия. 2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы. 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. 4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера. 5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов. Цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Цель должна быть достаточно конкретна и достижима за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании цели занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.Таким образом, занятия для дошкольников в дополнительном образовании целесообразно проводить в игровой формес использованием современных педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, которые позволяют создать ситуацию успеха. Развивающие занятия, метод проектов, интеграция разных видов деятельности делают  работу педагогов эффективной, занятия становятся  привлекательными для детей, повышают  мотивацию к посещению кружков.Итак, на современном этапе развития общества деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на работу с детьми дошкольного возраста актуальна, что способствует решению более широких задач: приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям, традициям, реализации творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, умственных способностей, умений учиться. И, обобщая анализ деятельности учреждений дополнительного образования необходимо отметить, что создание развивающей среды должно быть направлено на развитие свободной, талантливой, способной к творческому развитию, самовыражению, нравственному поведению личности. Учреждения дополнительного образования должны вести целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.ЗаключениеСовременная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ  – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а  школьная программа целиком направлена  на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное  образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.Дополнительное образование   дает ребенку возможность      развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику  не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна.  И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.Система дополнительного образования    помогает выстраивать: межличностные отношения,улучшает состояние эмоциональной сферы,способствует развитию самопониманияи снятию поведенческих проблем.Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал   детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.И все это, потому что основополагающим фактором является: индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам, немногочисленным группам  и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.  Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.  А в случае спортивных секций - идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.Список литературыАйбазова Мария. Временный детский коллектив в лагере. – Иркутск. Методическая служба ИО СПО – ВДК.- (Электронный ресурс).- ms/ ucoz/net/index/vdk/0-79Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение. - 1982. - 196 с. Беляева Л. А. Научно-исследовательская работа преподавателя вуза: смена парадигм // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход : матлы II Междунар. науч.-практ. конф. (9-12 дек. 2015 г.). Т. I. – Сухум, Республика Абхазия, 2015. – С. 42-45.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. -1980. - 190 с.Бруднов А.К., От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Внешкольник, 1995, № 1.Винокурова О.А. Методика организации и проведения отрядных «огоньков»: подсказка начинающему вожатому/ методическое пособие/ - ВДЦ «Орлёнок».- 2010, 65 с.Веккер Л.М. Психологические процессы. - М.: Мир, 2014. – 207 с. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. - М.: Владос, 2014. – 117 с. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с. Газман О.С. Концепция социального самоопределения. - М.: Просвещение, 2001. – 213с.Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 5. – С.159Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Учебник для студ. ВУЗов, пед. училищ и колледжей.— М.: Владос, 2004. — 349 с.Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания /Книга для учителя/.- М.: Просвещение,1990.-143 с.Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания.- СПб., 2003, 503 с.Иванов И.П. Коллективная организаторская деятельность./ в кн. Педагогический поиск/ .-М.: Педагогика.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика. 2002. – 217с.Иванченко И.В. Как рождается микрогруппа?/Методическое пособие/.- ВДЦ «Орлёнок».-2010,- 84с.Иоффе А.Н., Пахомов В. П. Методические приёмы в гражданском образовании. Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1999.Киреева А.А. Планирование совместной творческой деятельности детей и взрослых: базовая методика и современные подходы в работе педагога. ВДЦ «Орлёнок». 2008.- 68с.Киреева А.А. Методика работы по коллективному целеполаганию и планированию деятельности временного детского коллектива /Методическое пособие/.- ВДЦ «Орлёнок». 2010, -29с.Коваль, М. Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. — Оренбург : Южный Урал, 1993. - 62 с.Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебн.- метод.пособие.- М.: Гуманит. Изд-во Центр ВЛАДОС, 2001.Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1986. -2007с.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008 - 583 с. Можейко О.В. Организация аналитической работы с детьми во временном детском объединении. Библиотека журнал «Методист». Выпуск 2, 3. М.: Издательский дом «Методист», 2009.Можейко О.В. Организация аналитической работы с детьми в отряде./ Методическое пособие/-ВДЦ «Орлёнок», 2010.,45с. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 215с.Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М.: Знание, 1990.-№2.Семья Л.В. Формирование лидерской позиции подростка в условиях детского оздоровительного лагеря./Учебно-методическое пособие. - М., 1988.Титова Е.В. Если знать, как действовать /Разговор о методике воспитания/.-М.: Просвещение,1993.-191с.Царёва Н.П. Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения / учебн. метод.пособие: СПб., 2011, 186 с.Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Наука, 2016.

Список литературы
1. Айбазова Мария. Временный детский коллектив в лагере. – Иркутск. Методическая служба ИО СПО – ВДК.- (Электронный ресурс).- ms/ ucoz/net/index/vdk/0-79
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение. - 1982. - 196 с.
3. Беляева Л. А. Научно-исследовательская работа преподавателя вуза: смена парадигм // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход : матлы II Междунар. науч.-практ. конф. (9-12 дек. 2015 г.). Т. I. – Сухум, Республика Абхазия, 2015. – С. 42-45.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. -1980. - 190 с.
5. Бруднов А.К., От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Внешкольник, 1995, № 1.
6. Винокурова О.А. Методика организации и проведения отрядных «огоньков»: подсказка начинающему вожатому/ методическое пособие/ - ВДЦ «Орлёнок».- 2010, 65 с.
7. Веккер Л.М. Психологические процессы. - М.: Мир, 2014. – 207 с.
8. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. - М.: Владос, 2014. – 117 с.
9. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с.
10. Газман О.С. Концепция социального самоопределения. - М.: Просвещение, 2001. – 213с.
11. Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 5. – С.159
12. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Учебник для студ. ВУЗов, пед. училищ и колледжей.— М.: Владос, 2004. — 349 с.
13. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания /Книга для учителя/.- М.: Просвещение,1990.-143 с.
14. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания.- СПб., 2003, 503 с.
15. Иванов И.П. Коллективная организаторская деятельность./ в кн. Педагогический поиск/ .-М.: Педагогика.
16. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика. 2002. – 217с.
17. Иванченко И.В. Как рождается микрогруппа?/Методическое пособие/.- ВДЦ «Орлёнок».-2010,- 84с.
18. Иоффе А.Н., Пахомов В. П. Методические приёмы в гражданском образовании. Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1999.
19. Киреева А.А. Планирование совместной творческой деятельности детей и взрослых: базовая методика и современные подходы в работе педагога. ВДЦ «Орлёнок». 2008.- 68с.
20. Киреева А.А. Методика работы по коллективному целеполаганию и планированию деятельности временного детского коллектива /Методическое пособие/.- ВДЦ «Орлёнок». 2010, -29с.
21. Коваль, М. Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. — Оренбург : Южный Урал, 1993. - 62 с.
22. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128
23. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебн.- метод. пособие.- М.: Гуманит. Изд-во Центр ВЛАДОС, 2001.
24. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1986. -2007с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008 - 583 с.
26. Можейко О.В. Организация аналитической работы с детьми во временном детском объединении. Библиотека журнал «Методист». Выпуск 2, 3. М.: Издательский дом «Методист», 2009.
27. Можейко О.В. Организация аналитической работы с детьми в отряде./ Методическое пособие/-ВДЦ «Орлёнок», 2010.,45с.
28. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 215с.
29. Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М.: Знание, 1990.-№2.
30. Семья Л.В. Формирование лидерской позиции подростка в условиях детского оздоровительного лагеря./Учебно-методическое пособие. - М., 1988.
31. Титова Е.В. Если знать, как действовать /Разговор о методике воспитания/.-М.: Просвещение,1993.-191с.
32. Царёва Н.П. Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения / учебн. метод. пособие: СПб., 2011, 186 с.
33. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Наука, 2016.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет адаптированная программа для детей дошкольного возраста?

Адаптированная программа для детей дошкольного возраста обеспечивает учебный процесс с учетом возрастных и психологических особенностей детей, предлагая им разнообразные игровые и творческие задания, развивающие их интеллект, мелкую моторику, коммуникативные и социальные навыки.

Что включает в себя программа дополнительного образования?

Программа дополнительного образования включает в себя комплекс различных образовательных мероприятий, направленных на развитие физических, интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков у детей. Это могут быть занятия по художественному творчеству, музыке, спорту, а также различные мастер-классы и экскурсии.

Что такое временный детский коллектив?

Временный детский коллектив - это группа детей, которая формируется на определенный период времени для проведения занятий в рамках дополнительного образования. Временный детский коллектив может состоять из разных возрастных групп детей, что требует особой организации педагогической деятельности.

Какие преимущества имеет история становления дополнительного образования в России?

История становления дополнительного образования в России позволяет учитывать опыт предыдущих поколений педагогов и успешные практики, что способствует разработке эффективных программ и методик обучения. Также история дополнительного образования помогает формированию понимания важности разностороннего развития ребенка и предоставляет богатый материал для исследований в области педагогики.

Какие особенности имеет педагогическая деятельность в условиях временного детского коллектива?

Педагогическая деятельность в условиях временного детского коллектива требует от педагога гибкости и умения быстро адаптироваться к новым условиям. Педагог должен учесть различия в возрастной и психологической специфике детей в коллективе, чтобы создать комфортную образовательную среду и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Что такое программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста?

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста - это специально разработанная система образовательных мероприятий, направленных на расширение кругозора, развитие интересов, творческого потенциала и умений детей дошкольного возраста.

Какие особенности имеет организация педагогической деятельности в условиях временного детского коллектива?

Организация педагогической деятельности в условиях временного детского коллектива предусматривает более гибкую адаптацию к каждому ребенку, учет его индивидуальных особенностей и потребностей, а также создание комфортной и безопасной образовательной среды.

Какова история становления дополнительного образования в России?

История становления дополнительного образования в России начинается с середины XIX века, когда появились первые общественные организации и учреждения, которые предоставляли дополнительное образование для детей. Затем, с развитием советской системы образования, дополнительное образование стало широко распространено и включало различные направления и формы обучения.

Что такое детский центр "3 Глава"?

Детский центр "3 Глава" - это учреждение дополнительного образования для детей дошкольного возраста, которое предлагает адаптированную программу обучения, направленную на комплексное развитие детей и развитие их творческого и интеллектуального потенциала.

Что входит в понятие программы дополнительного образования?

Под программой дополнительного образования понимается система учебных курсов, занятий и мероприятий, разработанных с учетом особенностей и потребностей детей, направленных на расширение и углубление знаний и навыков в различных областях, таких как искусство, спорт, наука и другие.