Избирательная система в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 23.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовые основы избирательной системы в РФ 6
1.1 Понятие избирательной системы и история ее становления в РФ 6
1.2 Избирательное законодательство об избирательной системе РФ 13
Глава 2. Общая характеристика избирательной системы РФ 17
2.1 Мажоритарная избирательная система 17
2.2 Пропорциональная избирательная система 22
2.3 Смешанная избирательная система 24
Заключение 27
Список использованных источников 30
Таким образом, при пропорциональной избирательной системе выборные органы формируются на основе партийного представительства.2.3 Смешанная избирательная системаНа сегодняшний день, мало в каких странах используются мажоритарные или пропорциональные системы в чистом виде, чаще всего применяются смешанные избирательные системы.Смешанная избирательная система возникла в связи с необходимостью использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки. При смешанной избирательной системе часть депутатов в представительный орган избираются на основе мажоритарной системы, а часть – на основе пропорциональной.Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже – многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Избирателю предоставляется возможность одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), который баллотируется на персональной основе и за список кандидатов (политическую партию).Можно выделить следующие виды смешанных систем:–смешанная несвязанная система выборов. При данной системе распределение мандатов по мажоритарной системе и результаты выборов по пропорциональной системе никак не связаны;–смешанная связанная избирательная система. Здесь распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе.Смешанная избирательная система представляется оптимальной, поскольку она позволяет совместить преимущества мажоритарной и пропорциональной систем. В настоящий момент по смешанной избирательной системе проводятся выборы в нижнюю палату парламента РФ. Половина депутатов Государственной Думы (225 человек) избираются по одномандатным избирательным округам. Вторая половина депутатов избирается единому избирательному округу. Используется пропорциональная избирательная система, все мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, которые получены избирательными блоками и избирательными объединениями.В настоящий момент установлен порог, который партия должна преодолеть для получения допуска к распределению депутатских мандатов. Сегодня это, как было отмечено выше, 5 % голосов избирателей, ранее было необходимо 7 %. Многие высказывают мнение, что существующие сегодня процент хоть и был снижен, но все равно остается достаточно высоким, и настаивают на необходимости его снижения до 3%. Учитывая, что в 2011 году, когда прошли выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, одна партия – «Единая Россия» получила абсолютное большинство в нижней палате парламента, а на следующих парламентских выборах – «Единая Россия» получила конституционное большинство, данное предложение достаточно целесообразно. Сегодня, фактически, одна партия может принять любой федеральный, или даже федеральный конституционный закон не учитывая мнение остальных фракций. Подобная ситуация является предметом обсуждения и критики как в научной среде, так и в обществе, поэтому снижение процентного барьера для прохождения в нижнюю палату парламента необходимая мера, иначе будут нарушены принципы многопартийности и политического плюрализма.Политическая партия может выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федераций, которые не являются ее членами. Помимо этого, каждый гражданина РФ, который обладает пассивным избирательным правом, в течение трех дней после назначения выборов может прийти в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов. Если его кандидатуру поддержат десять членов политической партии, то она может быть рассмотрена на общем собрании регионального отделения. В случае одобрения кандидата на общем собрании регионального отделения, вопрос о его выдвижении ставится уже на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами.Главным отличием выборов депутатов в Государственную Думу от выборов в Совет Федерации является то, что верхняя палата российского парламента не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, то есть каждый регион представляют два человека.Выборы в Государственную Думу не всегда проводились по смешанной избирательной системе. Например, Дума предыдущего созыва, в 2011 году была избрана по пропорциональной системе. В 2012 году В.В. Путин высказал мнение о целесообразности возвращения к смешанной системе.Таким образом, можно выделить три вида избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная. ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования, можно сделать определенные выводы.Во-первых, избирательная система может пониматься в узком и широком смыслах.В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.В узком избирательная система – это своеобразная юридическая формула, которая позволяет выявить победителя на выборах.Современная избирательная система начала формироваться с принятием Конституции в 1993 году. С тех пор произошли структурные изменения всех составных элементов избирательной системы РФ. Изменения претерпели институты и процедуры, юридические нормы, гарантии, обеспечивающие реализацию конституционного права.Во-вторых, избирательная система в РФ регулируется целым пластом законодательства. Особое место занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.Сегодня многие эксперты говорят о необходимости оптимизации избирательного законодательства России путем кодификация норм избирательного права. Представляется, что данная мера действительно необходима, опыт многих стран и субъектов РФ показывают, что принятие избирательного кодекса является эффективной мерой, позволяющей более системно подходить к дальнейшему реформированию избирательной системы.В-третьих, можно выделить следующие основные виды избирательных систем:–мажоритарная:–пропорциональная;–смешанная.В основе мажоритарной избирательной системы лежит персональное представительство во власти. По данной системе избирается Президент РФ.Можно выделить следующие достоинства мажоритарной системы:–простота подсчета голосов;–ответственность кандидатов перед избирателями;–соревновательный характер выборов;–возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства.В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. Партиями выдвигаются ранжированные ими списки кандидатов, за которые избирателю предлагается проголосовать. Пропорциональной данная система названа потому, что мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.К преимуществам пропорциональной системы относятся:–способствует становлению многопартийности;–более четкие партийные идентификации избирателей;–стимулирование коалиционного парламентского большинства;–защита интересов политических меньшинств.Данные системы имеют не только достоинства, но и недостатки. Из необходимости использования достоинств базовых избирательных систем и нивелирования их недостатков было создана смешанная избирательная система. При смешанной избирательной системе часть депутатов в представительный орган избираются на основе мажоритарной системы, а часть – на основе пропорциональной. В Росси на сегодняшний день по смешанной системе формируется Государственная Дума. Смешанная избирательная система представляется оптимальной.Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, цель достигнута. Подводя итог, стоит отметить, что данная тема не теряет своей актуальности, поскольку избирательная система Российской Федерации продолжает трансформироваться и развиваться в соответствии с существующими общественными потребностями. Список использованных источниковНормативно–правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993//СПС Консультант Плюс2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63–ФЗ//Консультант Плюс3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195–ФЗ//СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24.06.1999 № 121–ФЗ//СПС Консультант Плюс5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19–ФЗ//СПС Консультант Плюс7. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229–ФЗ//Консультант Плюс8. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 № 93–ФЗ//СПС Консультант Плюс9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 06.12.1994 № 56–ФЗ (утратил силу) //СПС Консультант Плюс10. Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»//СПС Консультант ПлюсУчебная литература11. Ахременко А.С., Мелешкина Е.Ю. Голосование «против всех» как форма политического протеста: проблемы изучения // Политическая наука, 2012, № 1. – С. 2312. ВеденеевЮ.А. Развитие избирательнойсистемы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006, № 6.–С.4913. Гришин Н.В., Мармилова Е.П. Избирательный кодекс как проект оптимизации избирательной системы РФ//Человек. Сообщество. Управление, 2013, № 4.–С.5414. Гмырин А.А. Графа «против всех»//Инновационная наука, 2016, № 2.–С. 17315. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. –М.: Юстицинформ, 2018. –630 с.16. Зиновьев А.В, Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2013. –630 с.17. Иванченко А.В. Избирательная система Российской Федерации: новый этап развития / А.В.Иванченко // Журнал российского права. – 1998, № 9. –С. 3-518. Иванченко А. В., Кынев А. В., Любарев А. Е. Пропорциональная избирательная система в России: История, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс. 2015.–328 с.19. Ким А.И. Советское избирательное право. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1965. – 447 с.20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: «Юридическая литература», 2015. – 720 с.21. Колюшкин Е.И Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства // Вестник Московского университета//Право, 2011, № 1.–С. 12122. Лобарев А.Е. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: российский опыт//Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2015, № 3.–С.7523. Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения// Российский юридический журнал. 2013, № 5–С.101-10524. Морозова О.С. Электоральное таргетирование в избирательном процессе // Российский научный журнал. 2012, № 31. –С. 48-5025. Морозова О.С. Влияние типа избирательной системы на функционирование политической системы общества//Теория и практика общественного развития, 2013, № 4.–С. 175-17926. Романюк А., Шведа Ю. Партии и электоральная политика. М., 2005.–427 с.27. Скосоренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность / Е.Е. Скосоренко. - М.: Формула права, 2007. –404с. 28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2008.–645 с.Электронные источники29. Вестник избирательных комиссий Свердловской области. История развития избирательной системы. [электронный ресурс] http://ikso.org/arhiv/novosti_tik/show/istoriya_razvitiya_izbirateljnoy_sistemi/ (дата обращения 18.11.2018)30. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 [электронный ресурс] http://президент.рф/%D0%BD%D0% BE%D0%B2%D0%BE%D1 %81 %D1 %82%D0%B8/17118. (дата обращения 18.11.2018)
Нормативно–правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993//СПС Консультант Плюс
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63–ФЗ//Консультант Плюс
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195–ФЗ//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24.06.1999 № 121–ФЗ//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.)//СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19–ФЗ//СПС Консультант Плюс
7. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229–ФЗ//Консультант Плюс
8. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 № 93–ФЗ//СПС Консультант Плюс
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 06.12.1994 № 56–ФЗ (утратил силу) //СПС Консультант Плюс
10. Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
Учебная литература
11. Ахременко А.С., Мелешкина Е.Ю. Голосование «против всех» как форма политического протеста: проблемы изучения // Политическая наука, 2012, № 1. – С. 23
12. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006, № 6.–С.49
13. Гришин Н.В., Мармилова Е.П. Избирательный кодекс как проект оптимизации избирательной системы РФ//Человек. Сообщество. Управление, 2013, № 4.–С.54
14. Гмырин А.А. Графа «против всех»//Инновационная наука, 2016, № 2.–С. 173
15. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. –М.: Юстицинформ, 2018. –630 с.
16. Зиновьев А.В, Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2013. –630 с.
17. Иванченко А.В. Избирательная система Российской Федерации: новый этап развития / А.В.Иванченко // Журнал российского права. – 1998, № 9. –С. 3-5
18. Иванченко А. В., Кынев А. В., Любарев А. Е. Пропорциональная избирательная система в России: История, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс. 2015.–328 с.
19. Ким А.И. Советское избирательное право. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1965. – 447 с.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: «Юридическая литература», 2015. – 720 с.
21. Колюшкин Е.И Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства // Вестник Московского университета//Право, 2011, № 1.–С. 121
22. Лобарев А.Е. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: российский опыт//Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2015, № 3.–С.75
23. Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения// Российский юридический журнал. 2013, № 5–С.101-105
24. Морозова О.С. Электоральное таргетирование в избирательном процессе // Российский научный журнал. 2012, № 31. –С. 48-50
25. Морозова О.С. Влияние типа избирательной системы на функционирование политической системы общества//Теория и практика общественного развития, 2013, № 4.–С. 175-179
26. Романюк А., Шведа Ю. Партии и электоральная политика. М., 2005.–427 с.
27. Скосоренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность / Е.Е. Скосоренко. - М.: Формула права, 2007. –404с.
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2008.–645 с.
Электронные источники
29. Вестник избирательных комиссий Свердловской области. История развития избирательной системы. [электронный ресурс] http://ikso.org/arhiv/novosti_tik/show/istoriya_razvitiya_izbirateljnoy_sistemi/ (дата обращения 18.11.2018)
30. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 [электронный ресурс] http://президент.рф/%D0%BD%D0% BE%D0%B2%D0%BE%D1 %81 %D1 %82%D0%B8/17118. (дата обращения 18.11.2018)
Вопрос-ответ:
Каковы правовые основы избирательной системы в Российской Федерации?
Правовые основы избирательной системы в Российской Федерации включают в себя законы, конституционные акты и иные нормативно-правовые акты, которые регулируют проведение выборов и гарантируют основные принципы и процедуры выборов.
Какие избирательные системы применяются в России?
В России используются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. В мажоритарной системе побеждает кандидат, получивший наибольшее количество голосов. В пропорциональной системе голоса распределяются пропорционально количеству голосов, полученных партиями. В смешанной системе объединяются элементы мажоритарной и пропорциональной систем.
Какие особенности имеет мажоритарная избирательная система в России?
Мажоритарная избирательная система в России предполагает отдельных кандидатов в одномандатных избирательных округах. Победителем становится кандидат, получивший наибольшее количество голосов. Это позволяет избирателям выбирать конкретного представителя для своего округа.
Что такое пропорциональная избирательная система в России?
Пропорциональная избирательная система в России предусматривает голосование за партии, а не за отдельных кандидатов. Голоса, полученные партиями, распределяются пропорционально общему количеству голосов, полученных всеми партиями. Это позволяет обеспечить более равномерное представительство различных политических сил в парламенте.
Как работает смешанная избирательная система в России?
Смешанная избирательная система в России объединяет элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Она предполагает голосование за партии, но также предусматривает избрание отдельных кандидатов в одномандатных избирательных округах. Поэтому, в результате выборов, партии получают определенное количество мандатов в парламенте, а также есть отдельные представители, избранные по мажоритарной системе.
Что такое избирательная система и как она стала регулироваться в Российской Федерации?
Избирательная система - это набор правил и процедур, определяющих порядок проведения выборов. В Российской Федерации она начала регулироваться с принятием Конституции РФ в 1993 году и последующим принятием законодательных актов, таких как Федеральный закон "Об выборах Президента Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Что входит в избирательное законодательство Российской Федерации?
В избирательное законодательство Российской Федерации входят законы, которые регулируют все стадии избирательного процесса - от подготовки и проведения выборов до учета голосов и определения победителя. К ним относятся Федеральный закон "Об выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты.
Какова общая характеристика избирательной системы РФ?
Избирательная система РФ может быть охарактеризована как комбинированная, так как в ней применяются различные виды избирательных систем. В России используются мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы. Мажоритарная система применяется при выборах в одномандатные округа, пропорциональная - при выборах парламента, а смешанная - при выборах некоторых муниципальных и региональных органов власти.
Как работает мажоритарная избирательная система в РФ?
В мажоритарной избирательной системе в РФ выборы проводятся в одномандатных округах. Победителем становится кандидат, получивший наибольшее количество голосов. Эта система позволяет избирателям выбирать конкретных представителей в органы власти, однако она может быть недемократичной, так как может приводить к неравномерному представительству партий и групп населения.
Какие законы регулируют избирательную систему в России?
Избирательная система в России регулируется несколькими законами, включая Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и другими. Эти законы устанавливают правила проведения выборов и гарантируют избирательные права граждан.
Какая избирательная система применяется в России?
В России используется смешанная избирательная система. Это означает, что при проведении выборов различные методы определения победителей применяются в зависимости от уровня выборов. Например, для выборов в Государственную Думу используется пропорциональная система, а для выборов президента применяется мажоритарная система.
История становления избирательной системы в России?
История становления избирательной системы в России начинается с конца XX века. В 1993 году была принята первая Конституция Российской Федерации, в которой были закреплены основные принципы и правила избирательной системы. В последующие годы проводились различные реформы, в результате которых были внесены изменения в законодательство, чтобы сделать избирательную систему более прозрачной и справедливой.