Алкоголизм, наркомания, сектанство в подростковом и раннем юношеском возрасте
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 21.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Девиантное поведение и его специфика в подростковой среде 5
2. Виды девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте 8
3. Причины девиантного поведения подростков 12
Заключение 16
Список литературы 17
К ним относятся дефекты общественного, школьного или семейного воспитания, в основе которых лежат индивидуальные и половозрастные особенности развития детей, которые приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучные семьи. Важно выделить стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:- Дисгармоничный стиль внутрисемейных и воспитательных отношений. Сочетает в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризуется утверждением в семье двойной морали: для общества - одни правила поведения, для семьи - другие.- Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания родителей и их детей.- Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением наркотиков, алкоголя, криминальным поведением родителей, аморальным образом жизни, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. Жестокое обращение (пренебрежение, оскорбление) - это широкий спектр действий, которые наносят вред ребенку со стороны людей, которые его опекают и заботятся о нем. Такие действия включают в себя: мучения, физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, повторяющиеся неоправданные ограничения или наказания, влекущие физический ущерб ребенку.4. Социально-экономические факторы включают в себя:расслоение общества на бедных и богатых;социальное неравенство и безработица;обнищание большей массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка;социальная напряжённость.5. Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, в утверждении психологии «вещизма», разрушении ценностей, падения нравов, в нейтральном отношении общества к проявлениям девиаций.Все причины возникновения девиантных подростков можно свести к трём основным:1. Биологические причины:нарушения нервной системы;несвоевременная диагностика отсталости в умственном развитии;неравномерность полового созревания;наследственная предрасположенность к отклоняющемуся поведению (наркомания, алкоголь).2. Социальные причины:пассивность общественности;социальный статус района;педагогические ошибки воспитателей;неблагополучный социально - психологический климат в школе;трудность школьных программ;воспитание детей в жестокой семье;неблагополучие семьи (потеря авторитета родителей, напряженность супружеских отношений);многодетные семьи.3. Психологические причины:ролевой конфликт у подростка;сексуальный конфликт;конфликт самооценки и уровня притязаний;конфликт со сверстниками или взрослыми;неадекватная самооценка;личностный кризис.Подытожив можно сказать, что девиантное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя. Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности- это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому, важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится девиантным. Иначе, в «подростковом» социуме, расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика творчества, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступит место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.ЗаключениеОтклоняющееся поведение имеет свою природу, которая обусловлена самыми разными факторами, находящимися в трудном взаимовлиянии и взаимодействии. Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых социальных норм поведение. Также - это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных. Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Девиантом можно называть того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», которое носит социально-негативный характер. Девиантное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя. Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности - это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому, важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится девиантным. Иначе, в «подростковом социуме», расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика творчества, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступит место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.Список литературыКовальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.Комарова И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт / Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 22-23.04.2011, Москва // Под ред. В.В. Барцалкина, Н.Б. Флорова, В.В. Аршинова. - М.: МГППУ, 2014. - 260 с.Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.Психология развития / Под ред. Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2013. - 992 с.Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / Под ред. З.В. Коробкина, В.А. Попов. -М., 2015. - 192 с.Социальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Власов, 2013. - 416 с.Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 192 с.Педагогически трудные дети. Работа с «трудными детьми». Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/116-working-with-difficult-children/999-rabota-s-trudnymi-podrostkami, свободныйПодростковая наркомания и алкоголизм: Факторы риска и защиты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nnovschool183.narod.ru/files90/podrostkovaja_narkoman, свободный
1. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.
2. Комарова И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт / Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 22-23.04.2011, Москва // Под ред. В.В. Барцалкина, Н.Б. Флорова, В.В. Аршинова. - М.: МГППУ, 2014. - 260 с.
3. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
4. Психология развития / Под ред. Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2013. - 992 с.
5. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / Под ред. З.В. Коробкина, В.А. Попов. -М., 2015. - 192 с.
6. Социальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Власов, 2013. - 416 с.
7. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 192 с.
8. Педагогически трудные дети. Работа с «трудными детьми». Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/116-working-with-difficult-children/999-rabota-s-trudnymi-podrostkami, свободный
9. Подростковая наркомания и алкоголизм: Факторы риска и защиты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nnovschool183.narod.ru/files90/podrostkovaja
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития подростков могут привести к девиантному поведению?
Одной из основных причин девиантного поведения подростков являются индивидуальные и половозрастные особенности их развития. Подростки находятся в периоде активного формирования личности, их самоопределение и поиск смысла жизни могут быть сложными процессами. Неразвитые коммуникативные навыки и низкая самооценка также могут способствовать возникновению девиантного поведения.
Какие виды девиаций характерны для подросткового и раннего юношеского возраста?
В подростковом и раннем юношеском возрасте часто встречаются различные виды девиаций. Одним из распространенных является алкоголизм, когда подросток злоупотребляет алкоголем, что может привести к серьезным последствиям для его здоровья и социальной адаптации. Наркомания также является проблемой подросткового возраста, когда молодые люди начинают употреблять наркотики, что может иметь разрушительные последствия. Еще одной формой девиации является сектанство, когда подросток присоединяется к секте и отказывается от общественной жизни. Все эти виды девиаций требуют внимания и вмешательства со стороны родителей, педагогов и специалистов.
Какие причины могут быть у девиантного поведения подростков?
Девиантное поведение подростков может быть вызвано различными причинами. Одной из таких причин являются дефекты общественного, школьного или семейного воспитания. Неправильная социализация ребенка, негативный вклад взрослых и отсутствие внимания к подростку могут приводить к его отклонениям. Кроме того, индивидуальные особенности подростка, такие как низкая самооценка, стремление к признанию или отсутствие социальной поддержки, могут также стать причинами девиантного поведения.
Какие дефекты воспитания могут привести к девиантному поведению подростков?
Дефекты общественного, школьного или семейного воспитания могут включать в себя отсутствие контроля со стороны родителей, неадекватную модель поведения, недостаток эмоциональной поддержки, конфликты и насилие в семье, неблагоприятные условия в школе, отсутствие положительного образца. Все эти факторы могут привести к формированию девиантного поведения у подростков и молодых людей.
Какое девиантное поведение характерно для подросткового возраста?
В подростковом возрасте характерны следующие виды девиаций: употребление алкоголя, наркотиков, курение, прогулы, агрессивное поведение, противоправные действия, сексуальные девиации, суицидальные попытки, сектантство и другие формы отклоняющегося поведения.
Какие причины могут способствовать развитию девиантного поведения у подростков?
Причины девиантного поведения подростков могут быть разнообразными: негативный опыт семейной жизни, отсутствие внимания и заботы со стороны родителей, образовательные и школьные проблемы, недостаток социальной поддержки, влияние товарищей по школе или окружения, генетическая предрасположенность, психологические проблемы и травмы.
Какие виды девиаций могут развиваться в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте могут развиваться следующие виды девиаций: алкоголизм, наркомания, курение, суицидальное поведение, противоправные действия, агрессия, девиантное сексуальное поведение, сектантство, школьные проблемы и другие формы отклоняющегося поведения.
Какие последствия девиантного поведения могут быть у подростков?
Девиантное поведение у подростков может привести к различным последствиям: проблемы со здоровьем, зависимости, нарушение отношений в семье и социальной адаптации, проблемы в образовании, противоправные действия, травмы и суицидальное поведение. Длительное отклоняющееся поведение может оказать серьезное влияние на будущее развитие и благополучие подростка.
Почему подростки впадают в алкоголизм и наркоманию?
Подростки могут попадать в алкоголизм и наркоманию по разным причинам. Одна из них - стремление к самоутверждению и принятию в группе сверстников. Молодые люди, испытывающие трудности в общении и формировании своей личности, могут использовать алкоголь или наркотики как способ быть в центре внимания и привлечь к себе внимание окружающих. Кроме того, подростки могут быть влиянии врагов окружающей среды, таких как неблагополучная семья, проблемы в школе или жизненные трудности.
Влияют ли секты на формирование девиантного поведения у подростков?
Секты могут оказывать влияние на формирование девиантного поведения у подростков. Члены сект часто используют манипуляцию и уговоры, чтобы привлечь молодых людей в свои ряды и обеспечить им чувство принадлежности и смысла в их жизни. Это может вести к отрыву от семьи и друзей, а также к отказу от общественных ценностей и норм. В некоторых случаях, подростки могут быть вынуждены принимать участие в незаконных или опасных действиях по указанию секты.
Какие могут быть последствия девиантного поведения подростков?
Девиантное поведение подростков может иметь серьезные последствия для их жизни. Это может привести к проблемам со здоровьем, включая алкоголизм, наркоманию и психические расстройства. Кроме того, подростки, занимающиеся девиантным поведением, могут испытывать проблемы в образовательном процессе, иметь трудности с общением и социальной адаптацией. Они также могут стать объектами преступлений или попасть в опасные ситуации, связанные с употреблением наркотиков или алкоголя.