Основные направления и представители теологии ривайвелизма
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 51 + 51 источник
- Добавлена 03.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История возникновения и основные представители ривайвелизма 6
1.1. Исторический контекст возникновения течений ривайвелизма 6
1.2. Основные представители направлений ривайвелизма и специфика их воззрений 14
2. Магистральные направления и понятия теологии ривайвелизма 29
2.1.Типологизация направлений ривайвелизма 29
2.2. Православный анализ основных понятий теологии ривайвелизма 38
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51
Ривайвелисты следуют учению о единственности Бога, согласно которым, существует лишь одно Лицо Троицы, а именно – Бог-Отец, Христос является его воплощением, а Дух Святой – не личностью, а силой. Это богословие отражается в духовной практике крещения, которое осуществляется не во имя Троицы, а только во имя Иисуса Христа. Ривайвелисты утверждают, что Сын является высшим проявлением монотеистического Бога, а не отдельной личностью в троичном Боге.В православии троица имеет особое значение. Обращение к такому символу как пресвятая троица показывает прообраз человеческого общения. То есть через этот образ можно показать то, что человеческие отношения основаны на любви, доверии и взаимном понимании.Принцип троичности проступает всюду, в том числе в устроении храма (паперть, трапезная, алтарь), который понимается как путь горнего восхождения в православии. Идея Троицы это не только богословская экзегеза, выраженная невербальными средствами, это и конкретная реакция на ереси антитринитариев, это и призыв к единству Руси, то есть налицо социальный, политический смысл. Подлинная встреча основана на возможности богообщения, что порождает богословие общении практикой является евхаристия.По мнению И. Зизиулас, что под свободой личности стоит понимать не свободу по отношению к друг другу, а как свободу для другого. В этом смысле особое значение приобретает понятие любви, любви к другому. При этом у И. Зизиулас Бог олицетворяет Любовь, так как Бог- это троица. Бог «существует» как Троица, т. е. как Личность, а не как сущность, то любовь — это не следствие или свойство Божественной сущности, но то, что создаетЕго сущность, т. е. то, что позволяет Богу быть Тем, чем Он является. Любовь является онтологической категорией по преимуществу. В личном существовании Бога лежит причина Его онтологической свободы. Его бытие тождественно с актом общения, отношения общения факт свободы и только в любви возможно ее онтологическое проявление: благодаря любви онтология Божия не подчинена необходимости сущности. При этом, для И. Зизиулас характерным является понимание личности как неповторимого существа, уникального, что является абсолютным. И. Зизиулас называет личность как единственную, которая создана в любви и которая должна в ней развиваться в любви к Богу и к людям. При этом И. Зизиулас подчеркивает, что важная концепция спасения души, которая лежит в основе христианства заложена в личности с одной стороны в ипостаси едиснвтенности человека, а с другой в ипостаси свободы личности, неповторимости и соучастия божественного в развитии личности на основе любви как Бога к человеку, так и человека к Богу.Бог (Христос) всечеловечен, как и абсолютно-божественен. Слово (Логос) – есть энэргема (деятельность), как и Христос в его всечеловеческом бытии есть также деятельность; однако эта деятельность наследует и Абсолют (Бога) в его деятельно-абсолютном воплощении (всечеловеческом). Таким образом, всечеловечность Христа и Его учение (в качестве Логоса) – также предстают как всецело божественные. Отсюда божественность можно рассмотреть и как возможный модус Бога как человека; как модус Абсолюта быть всецело человеком. Однако обратная связь не всегда столь однозначна: бытие человека как человека еще не предполагает его модус в качестве человеко-бога. Единственным звеном связующим человека и Бога является Слово (Логос), как всегда неизменное в своем значении и, в тоже время, абсолютно-человеческое. В этом смысле Слово как бы инскрибирует (вписывает) человеческое в ранг божественного, но «не по существу, а по благодати».В православной традиции под грехом понимается «всякое, как свободное и сознательное, так и несвободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия». В богословии указываются различные виды греха, в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в грехе сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Для русского православного сознания существует в явном виде только семь смертных грехов, то есть делающие человека повинным смерти души, к которым возводятся все остальные (в том числе и совершаемые бессознательно): гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние. Белорусский православный мыслитель Кирилл Туровский называет «недостойное принятие на себя священного сана» одним из самых страшных грехов, поскольку именно церковные иерархи — это строители Дома Господня, наставники и хранители Святых Таин.Рассматривая концепт «спасение» на данном уровне, следует отметить учение Православной Церкви, которая говорит, что «спасение совершается Богом, но не без человека, от которого требуется правая вера и добродетельная жизнь по воле Божией, которая и есть спасение. Спасение состоит в том, что человек через личную веру получает доступ к спасительной благодати, подаваемой в таинствах, с помощью которой, при постоянном понуждении себя, становится возможным творение истинно добрых дел». Таким образом, вера является залогом спасения, необходимым условием.По мнению современных ученых, поверхностный взгляд на религиозную жизнь показывает, что современная религия представляет некую полемику различных представителей религий, конфессий, новых и традиционных религиозных движений. Однако глубокое восприятие религиозных течений показывает, что многие религии обращаются к своим истокам к единению и восприятию той или иной религии не как отдельных конфессий, а как единое целое. Безусловно, что на протяжении многих идет вопрос о преодолении расколов. На сегодняшний день, происходят процессы «генерирования историческиобусловленных практик в меняющихся условиях», поиск применения традиционного единения религии к современной повседневной жизни. В православной традиции наряду с символом троицы большое значение имеет послушание и молитва.Послушание обусловлено, прежде всего, учением Церкви о Божественном Триединстве, где Господь наш Иисус Христос и Святой Дух, Которые суть одного Существа с Отцом и имеют с Ним одинаковые достоинства и славу, все же подчинены Отцу Вседержителю. Это подтверждает и Священное Писание: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю мою, но волю Пославшего Меня» (Ин. 6,38); «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7,16); «Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня» (Ин. 7,28); «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15,10); «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2,8), - говорится о Спасителе. Святому Духу также свойственно послушание, о котором говорит Христос: «Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14,26); «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16,13). Какие же условия этого послушания должны быть у ученика перед наставником: «и всегда вознося меч духовный, убивают им всякую собственную волю»; «Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть… Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения», - так описывает прп. Иоанн Лествичник обязанности ученика. О том же говорит и свт. Василий Великий: «Наблюдай за собою, чтобы не делать тебе ничего вопреки воле учителя. Ибо все, что делается без него, есть некое хищение и святотатство, ведущее к смерти, а не к пользе, хотя бы казалось тебе добрым». «Если же ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, ибо оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чём не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без вопрошения и совета…Понуждай себя, и отсекай свою волю во всём »,- такие и подобные им советы дают все отцы-аскеты новоначальным подвижникам. То есть ученик, поступая в послушание своему наставнику полностью должен отречься себя: своей воли, свободы, своего понимания доброго и плохого. И даже свои помыслы и сердечные движения он должен поверять своему учителю. Откровение помыслов стало одним из основных практик аскезы в старческом окормлении. Эта практика возникла не в монашеской среде, ее можно отнести к установлениям апостольским: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5,16). Позже об этом пишет Ориген: «Смотри, как Божественное Писание поучает нас, что не должно таить греха внутри. Как имеющие несваренную пищу или обремененный мокротами желудок, когда сблюют, получают облегчение, так и согрешившие, когда скрывают и удерживают в себе грех, чувствуют внутреннюю тягость и почти задыхаются от флегмы или мокроты греховной, но когда он сам себя обвиняет и исповедуется, то вместе извергает грех и уничтожает причину немалую. Только будь осмотрительнее, кому ты должен исповедовать свой грех. Испытай прежде врача, которому бы открыть причину недуга и который бы умел быть с слабым слабым, плакать с плачущим, который умел бы сострадать и сочувствовать, и, если он, ранее показав себя опытным врачом и сострадательным, скажет что-нибудь и посоветует, то так делай и исполняй». Книги Ветхого Завета приписывают духовенству социальные статусы учительства (обучение религии), наставничества (религиозное воспитание) и врачевания (исправление нравственных недостатков). Христианские экзегеты ссылаются на библейские описания как на нравственные памятники и уроки, характеризуют священнослужение с точки зрения его прообразовательного значения для христианской миссии. Данная тенденция акцентирования внимания на этической стороне пастырского служения сохранилась вплоть до наших дней, поскольку в христианском мировоззрении моральные ценности оставили за собой ключевое место. Даже при обсуждении вопросов, напрямую не связанных с профессиональной этикой священнослужителя, официальные представители Церкви апеллируют к готовности священника к жертвенности, указывают на альтруизм как характерную черту пастырского призвания. Трудные условия жизни священника, по мнению православных иерархов, не должны понижать градус его духовной мотивации: «...в большинстве случаев священники ведут жизнь в материальном отношении очень скромную; жизнь их многотрудная, служение требует того, чтобы священник не жалел своих сил, не жалел себя, отдавал всего себя Богу и людям. И Господь именно таких людей призывает на служение». Как мы видим, пастырское призвание рассматривается в контексте христианской этики, его реконструкция в риторике христианских писателей первых веков происходит через противопоставление должного и недолжного: – одно из призваний Церкви – обучать людей правилам духовной жизни, поэтому нерадивый священник не может ко конца соответствовать пастырскому призванию; – отличительной чертой священнического служения является стремление достичь святости и стать достойным духовнонравственным примером для мирян, поэтому безразличие к собственному духовному развитию и духовной жизни прихожан свидетельствует об отсутствии пастырской мотивации. Таким образом, стоит отметить, что православная традиция отличается от протестантизма как ветви христианства не только в рамках обрядовой культуры, но и символизма, восприятия таких понятий как спасение, искупление грехов, идея триединства. Ривайвелизм ни в каких аспектах не имеет стыковки с православием, более того, ривайвелизм было лишь течением, и поэтому сравнением является неравноценным, поскольку православие направление христианства, а ривайвелизм лишь течение протестантизма. В этом смысле равноценным будет сравнение православия и протестантизма. В рамках сравнительного анализа ключевых понятий, стоит отметить, что в православии большое значение имеет троица и символизм треиединства, тогда как в ривайвелизме этого нет. В ривайвелизме речь идет об искуплении грехов всего человечества, что связано также с уверованием в это. Спасение достигается через обращение, когда человек покается в совершенных грехах, уверует в бога и признает его верховное водительство. В православии искупление греха носит более личностный характер. В целом ривайвелизм был в некоторой степени популистким, который впитал разные идеи протестантизма. В идеи популизма главная сила ривайвелизма. Выводы по главе 2.Типологию ривайвелизма можно проводить по разным критериям, например, по стране в которой он развивался можно выделить западноевропейские страны и США. В хронологическом плане в самом ривайвелизме выделяется 4 так называемых евангельских пробуждения, из которых 3 пробуждения свидетельствовали об активном развитии ривайвелизма. Четвертое «пробуждение» связано в большей степени со снижением влияния данного течения и критикой. В целом, на современном этапе, более мощные течения протестантизма вытеснили ривайвелизм. Кроме того, изменилась как социально-экономическая, так и политическая обстановка, что снизило роль течения ривайвелизма и его роль которую оно выполняло на протяжении трех «пробуждений».Православная традиция отличается от протестантизма как ветви христианства не только в рамках обрядовой культуры, но и символизма, восприятия таких понятий как спасение, искупление грехов, идея триединства. Ривайвелизм ни в каких аспектах не имеет стыковки с православием, более того, ривайвелизм было лишь течением, и поэтому сравнением является неравноценным, поскольку православие направление христианства, а ривайвелизм лишь течение протестантизма. В этом смысле равноценным будет сравнение православия и протестантизма. В рамках сравнительного анализа ключевых понятий, стоит отметить, что в православии большое значение имеет троица и символизм треиединства, тогда как в ривайвелизме этого нет. В ривайвелизме речь идет об искуплении грехов всего человечества, что связано также с уверованием в это. Спасение достигается через обращение, когда человек покается в совершенных грехах, уверует в бога и признает его верховное водительство. В православии искупление греха носит более личностный характер. В целом ривайвелизм был в некоторой степени популистким, который впитал разные идеи протестантизма. В идеи популизма главная сила ривайвелизма.ЗаключениеОсновными итоговыми выводами явились следующие. Истоки ривайвелизма в страновом контексте уходят в историю религии Англии и США XVIII в. Анализ различных точек зрения на возникновение ривайвелизма или так называемого «Великого пробуждении» показывает, что большинство как отечественных, так и зарубежных исследователей склонны учитывать влияние социально-экономического и политического развития указанных стран, что в первую очередь, связано с колониальной политикой и особенностями религиозного многообразий течений, так и с кризисами этого периода времени, что требовало необходимости нового религиозного течения, способного под своей эгидой объединить не только разные течения в протестантизме, но и социальные страты. Идеология рабства в колониях оказывала также мощнейшее влияние на формирование нового течения ривайвелизма. Ривайвелизм явился апокалипсическим событием, как в Англии, так и в США, и в первую очередь в том смысле, что оспаривало установленную власть.Это вызвало раскол и разделение между традиционалистами, которые выступали за ритуал и доктрину, и возрожденцами, которые игнорировали или иногда жадно противоречили доктрине.В числе основных представителей ривайвелизма стоит выделять как английских, так и американских богословов. Среди английских, оказавших влияние на становление ривайвелизма, стоит назвать таких как: Д. Уайтфилд,Д.Уэсли, Д.Эдвардс. Среди американских, стоит сказать о влиянии Г.Теннет, Ч.Финней, Д. Муди, Р. Торрей, Ч. Инвуд, К. Морган, П. Дьюис, и другие.Особенностью представителей ривайвелизма было то, что они в короткие сроки своими проповедями объединяли большое количество людей. Формой проведения различного рода встреч были проповеди, которые постепенно вылились в издание соответствующих книг, которые пользовались популярностью в Великобритании и США и в последующие годы. Современные зарубежные исследователи неоднозначно подходят к учениям представителей ривайвелизма. Основной посыл проповедей заключался в так называемом великом пробуждении или духовном возрождении сущность которого состоит в обновлении. По сравнению с кальвинизмом, ривайвелизм в своем учении основой поставил то, что Христос искупил грехи и это распространяется на весь людской род. То есть основной посыл не в индивидуализации искупления греха, а во всеобщности охвата.Типологию ривайвелизма можно проводить по разным критериям, например, по стране в которой он развивался можно выделить западноевропейские страны и США. В хронологическом плане в самом ривайвелизме выделяется 4 так называемых евангельских пробуждения, из которых 3 пробуждения свидетельствовали об активном развитии ривайвелизма. Четвертое «пробуждение» связано в большей степени со снижением влияния данного течения и критикой. В целом, на современном этапе, более мощные течения протестантизма вытеснили ривайвелизм. Кроме того, изменилась как социально-экономическая, так и политическая обстановка, что снизило роль течения ривайвелизма и его роль которую оно выполняло на протяжении трех «пробуждений».Православная традиция отличается от протестантизма как ветви христианства не только в рамках обрядовой культуры, но и символизма, восприятия таких понятий как спасение, искупление грехов, идея триединства. Ривайвелизм ни в каких аспектах не имеет стыковки с православием, более того, ривайвелизм было лишь течением, и поэтому сравнением является неравноценным, поскольку православие направление христианства, а ривайвелизм лишь течение протестантизма. В этом смысле равноценным будет сравнение православия и протестантизма. В рамках сравнительного анализа ключевых понятий, стоит отметить, что в православии большое значение имеет троица и символизм треиединства, тогда как в ривайвелизме этого нет. В ривайвелизме речь идет об искуплении грехов всего человечества, что связано также с уверованием в это. Спасение достигается через обращение, когда человек покается в совершенных грехах, уверует в бога и признает его верховное водительство. В православии искупление греха носит более личностный характер. В целом ривайвелизм был в некоторой степени популистким, который впитал разные идеи протестантизма. В идеи популизма главная сила ривайвелизма.Список использованных источников и литературыНаучная литература на русском языкеВысота и важность священнического звания // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 23. С. 202-205.Гаврилов Е.О. Религиозный традиционализм как форма социальной новации в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-4 (61). С. 193-195.Галкина Е.В. Отличительные особенности американского протестантизма (30-егоды XVII – XVIII вв) // Гуманитарные и юридические исследования 2017. № 1. С. 24-28. Галкина Е.В. Ранний американский протестантизм: истоки, становление, многообразие форм – М., 2016.Гнездилов Г.В., Зайцева М.Н. История становления методической деятельности вуза и психологические факторы обеспечения ее эффективности // Человеческий капитал 2017. № 3. С. 62-64. Громов М.Н. Учение о святой троице в древнерусской традиции // Вестник славянских культур 2008. № 1. С. 43-49. Гтльманов В.Х. Переписка И.Канта и И.Г. Хаманн // Кантовский сборник 2009. № 2. С. 112-126. Дударев С.Л. Рецензия на монографию Е.В.Галкиной «ранний американский протестантизм: истоки, становление, многообразие форм // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова 2018. № 1. С. 151-152.Ефимов Игорь, священник. Современное харизматическое движение сектантства. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6688Зизиулас И. Лицо и маска // Беседа. 1990. № 9. С. 24.Иоанн Златоуст. Творения : в 12 т. СПб., 1895. Т. 1. Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви (1900-1917 гг.). М.: Наука, 1969. Кошко М. В. Появление и развитие протестантского фундаментализма в США // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2013. Том 2. № 2. С. 227–237. Лествица. Ст.4, сл.2. М. 1999.Лиардон Р. Божии генералы III. СПб., 2008. Мандельштам Е. Э. Воспоминания / Публ. Е. П. Зенкевич. Предислов. А. Г. Меца // Новый мир. 1995. № 10. С. 119–178.Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Париж, 1982.Мандельштам Н. Я. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990.Митрополит Волоколамский Иларион. Служение священника – служение жертвенное // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/3659143.htmО пастырском служении // Христианское Чтение. М., 1847. Ч. 1. Об отношениях между пастырями и пасомыми // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 33. С. 407-409.Ориген. Толкование на псалом 37, п.6. У А.Алмазова «Тайная исповедь в Православной восточной Церкви». Том I. Одесса 1894г. Репринт изд. Паломник. - М. 1995. Пикирилли, Р. Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения / Р. Е. Пикирилли ; пер. с англ. – СПб. : Библия для всех, 2002. Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: дисс. … д. филос. н. СПб., 2008. Ревуненкова Н. В. Протестантизм. Москва [и др.] : Питер, 2007. Реформация и протестантизм: Словарь. http://slovari.yandex.ru/ dict/smirnov/article/reformation/ref-0063.htmРивайвелизм // [Электронный ресурс]: http://ponjatija.ru/node/15197Слово при вручении архиерейского жезла Преосвященному Порфирию (Преднюку), епископу Лидскому и Сморгонскому // [Электронный ресурс]: http://tv-soyuz.ru/peredachi/slovo-privruchenii-arhiereyskogo-zhezla-preosvyaschennomu-porfiriyu-prednyuku-episkopulidskomu-i-smorgonskomuТревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2001. Тулянская Ю.Т. Наследие кальвинизма в пятидесятническом движении // Гуманитарные науки в XXI в. : научный интернет журнал 2015 № 5. С. 79-88. Уэсли Д. Избранные проповеди. Киев, 2000. Уэсли Дж. Спокойное рассмотрение предопределения / Дж. Уэсли // Избранные проповеди / пер. с англ. Э. Керимова ; под ред. С. Гибсона. – СПб. ; Киев : Руфь, 2002. Уэсли, Дж. Избранные проповеди / Дж. Уэсли; пер. с англ. Э. Керимова; под ред. С. Гибсона. – СПб. : Руфь, 2002.Финней Ч. Отступники [Электронный ресурс]. URL: http://udovichenko.ucoz.ru/load/sbornik_propovedej_charlza_ g_finneja/4-1-0-526Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. —Т. 1. С. 430-435.Научная литература на иностранном языкеAhlstrom, Sydney E. (A Religious History of the American People (2nd ed.). YaleUniversityPress. 2004.Brian W. Gobbett, Inevitable Revolution and Methodism in Early Industrial England: Revisiting the Historiography of the Halevy Thesis, Fides et Historia, Winter 1997, Vol. 29, Issue 1, pp. 28–43.Caldwell, Robert W., III Theologies of the American Revivalists: From Whitefield to Finney. InterVarsityPress. 2017. D.L. Moody // [Электронный ресурс]: http://www.worthychristianlibrary.com/dl-moody/Findlay, James F. Dwight L. Moody: American Evangelist, 1837–1899. Eugene, Oregon: Wipf and Stock.2007.Fogel, Robert William. TheFourth Great Awakening & the Future of Egalitarianism, 2000.Johnson, George D. What Will A Man Give In Exchange For His Soul?. Xlibris Corporation.2011. Kee, Howard C.; Frost, Jerry W.; Albu, Emily; Lindberg, Carter; Robert, Dana L. Christianity: A Social and Cultural History (2nd ed.). Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall. 1998. McLoughlin, William G. Revivals, Awakenings, and Reform: An Essay on Religion and Social Change in America, 1607-1977. 1978.Smith, Howard John The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Fairleigh Dickinson University Press.2015. Р. 8.Sweeney, Douglas A. The American Evangelical Story: A History of the Movement. Baker Academic, 2005. Sydney E. Armstrong, A Religious History of the American People 1972.Taylor A. American Colonies: The Settling of North America. Penguin Books, 2001. Р. 354.The Fourth Great Awakening // [Электронныйресурс]: https://www.americanheritage.com/content/fourth-great-awakeningПрилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: дисс. … д. филос. н. СПб., 2008. Финней Ч. Отступники [Электронный ресурс]. URL: http://udovichenko.ucoz.ru/load/sbornik_propovedej_charlza_ g_finneja/4-1-0-526
Научная литература на русском языке
1. Высота и важность священнического звания // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 23. С. 202-205.
2. Гаврилов Е.О. Религиозный традиционализм как форма социальной новации в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-4 (61). С. 193-195.
3. Галкина Е.В. Отличительные особенности американского протестантизма (30-егоды XVII – XVIII вв) // Гуманитарные и юридические исследования 2017. № 1. С. 24-28.
4. Галкина Е.В. Ранний американский протестантизм: истоки, становление, многообразие форм – М., 2016.
5. Гнездилов Г.В., Зайцева М.Н. История становления методической деятельности вуза и психологические факторы обеспечения ее эффективности // Человеческий капитал 2017. № 3. С. 62-64.
6. Громов М.Н. Учение о святой троице в древнерусской традиции // Вестник славянских культур 2008. № 1. С. 43-49.
7. Гтльманов В.Х. Переписка И.Канта и И.Г. Хаманн // Кантовский сборник 2009. № 2. С. 112-126.
8. Дударев С.Л. Рецензия на монографию Е.В.Галкиной «ранний американский протестантизм: истоки, становление, многообразие форм // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова 2018. № 1. С. 151-152.
9. Ефимов Игорь, священник. Современное харизматическое движение сектантства. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6688
10. Зизиулас И. Лицо и маска // Беседа. 1990. № 9. С. 24.
11. Иоанн Златоуст. Творения : в 12 т. СПб., 1895. Т. 1.
12. Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви (1900-1917 гг.). М.: Наука, 1969.
13. Кошко М. В. Появление и развитие протестантского фундаментализма в США // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2013. Том 2. № 2. С. 227–237.
14. Лествица. Ст.4, сл.2. М. 1999.
15. Лиардон Р. Божии генералы III. СПб., 2008.
16. Мандельштам Е. Э. Воспоминания / Публ. Е. П. Зенкевич. Предислов. А. Г. Меца // Новый мир. 1995. № 10. С. 119–178.
17. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Париж, 1982.
18. Мандельштам Н. Я. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990.
19. Митрополит Волоколамский Иларион. Служение священника – служение жертвенное // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/3659143.htm
20. О пастырском служении // Христианское Чтение. М., 1847. Ч. 1.
21. Об отношениях между пастырями и пасомыми // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 33. С. 407-409.
22. Ориген. Толкование на псалом 37, п.6. У А.Алмазова «Тайная исповедь в Православной восточной Церкви». Том I. Одесса 1894г. Репринт изд. Паломник. - М. 1995.
23. Пикирилли, Р. Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения / Р. Е. Пикирилли ; пер. с англ. – СПб. : Библия для всех, 2002.
24. Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: дисс. … д. филос. н. СПб., 2008.
25. Ревуненкова Н. В. Протестантизм. Москва [и др.] : Питер, 2007.
26. Реформация и протестантизм: Словарь. http://slovari.yandex.ru/ dict/smirnov/article/reformation/ref-0063.htm
27. Ривайвелизм // [Электронный ресурс]: http://ponjatija.ru/node/15197
28. Слово при вручении архиерейского жезла Преосвященному Порфирию (Преднюку), епископу Лидскому и Сморгонскому // [Электронный ресурс]: http://tv-soyuz.ru/peredachi/slovo-privruchenii-arhiereyskogo-zhezla-preosvyaschennomu-porfiriyu-prednyuku-episkopulidskomu-i-smorgonskomu
29. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2001.
30. Тулянская Ю.Т. Наследие кальвинизма в пятидесятническом движении // Гуманитарные науки в XXI в. : научный интернет журнал 2015 № 5. С. 79-88.
31. Уэсли Д. Избранные проповеди. Киев, 2000.
32. Уэсли Дж. Спокойное рассмотрение предопределения / Дж. Уэсли // Избранные проповеди / пер. с англ. Э. Керимова ; под ред. С. Гибсона. – СПб. ; Киев : Руфь, 2002.
33. Уэсли, Дж. Избранные проповеди / Дж. Уэсли; пер. с англ. Э. Керимова; под ред. С. Гибсона. – СПб. : Руфь, 2002.
34. Финней Ч. Отступники [Электронный ресурс]. URL: http://udovichenko.ucoz.ru/load/sbornik_propovedej_charlza_ g_finneja/4-1-0-526
35. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. —Т. 1. С. 430-435.
Научная литература на иностранном языке
36. Ahlstrom, Sydney E. (A Religious History of the American People (2nd ed.). Yale University Press. 2004.
37. Brian W. Gobbett, Inevitable Revolution and Methodism in Early Industrial England: Revisiting the Historiography of the Halevy Thesis, Fides et Historia, Winter 1997, Vol. 29, Issue 1, pp. 28–43.
38. Caldwell, Robert W., III Theologies of the American Revivalists: From Whitefield to Finney. InterVarsity Press. 2017.
39. D.L. Moody // [Электронный ресурс]: http://www.worthychristianlibrary.com/dl-moody/
40. Findlay, James F. Dwight L. Moody: American Evangelist, 1837–1899. Eugene, Oregon: Wipf and Stock.2007.
41. Fogel, Robert William. The Fourth Great Awakening & the Future of Egalitarianism, 2000.
42. Johnson, George D. What Will A Man Give In Exchange For His Soul?. Xlibris Corporation.2011.
43. Kee, Howard C.; Frost, Jerry W.; Albu, Emily; Lindberg, Carter; Robert, Dana L. Christianity: A Social and Cultural History (2nd ed.). Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall. 1998.
44. McLoughlin, William G. Revivals, Awakenings, and Reform: An Essay on Religion and Social Change in America, 1607-1977. 1978.
45. Smith, Howard John The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Fairleigh Dickinson University Press.2015. Р. 8.
46. Sweeney, Douglas A. The American Evangelical Story: A History of the Movement. Baker Academic, 2005.
47. Sydney E. Armstrong, A Religious History of the American People 1972.
48. Taylor A. American Colonies: The Settling of North America. Penguin Books, 2001. Р. 354.
49. The Fourth Great Awakening // [Электронный ресурс]: https://www.americanheritage.com/content/fourth-great-awakening
50. Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: дисс. … д. филос. н. СПб., 2008.
51. Финней Ч. Отступники [Электронный ресурс]. URL: http://udovichenko.ucoz.ru/load/sbornik_propovedej_charlza_ g_finneja/4-1-0-526
Вопрос-ответ:
Какие есть основные направления в теологии ривайвелизма?
Основными направлениями в теологии ривайвелизма являются исторический ривайвелизм, экзистенциальный ривайвелизм и прагматический ривайвелизм. Исторический ривайвелизм придерживается взгляда, что религиозный опыт в своей сущности непостижим. Экзистенциальный ривайвелизм уделяет большое внимание роли и значению истории и личного опыта в религии. Прагматический ривайвелизм считает, что истина и ценность религии определяются практической полезностью и эффективностью для человека.
Кто является основными представителями теологии ривайвелизма?
Основными представителями теологии ривайвелизма являются Фридрих Шлейермахер, Альбрехт Ритцль, Карл Барт, Эмерих Штимпфли, Рудольф Отто и другие. Фридрих Шлейермахер считается основателем ривайвелизма. Альбрехт Ритцль разработал концепцию метафизического ривайвелизма. Карл Барт представил свою теологическую концепцию в рамках диалектического ривайвелизма. Эмерих Штимпфли разработал концепцию социального ривайвелизма. Рудольф Отто сфокусировался на религиозном опыте и разработал концепцию эмоционального ривайвелизма.
В каком историческом контексте возникли течения ривайвелизма?
Течения ривайвелизма возникли во второй половине XIX века в контексте религиозных и философских изменений. В это время происходили научно-технические революции, что приводило к изменению мировоззрения и религиозных позиций. Ривайвелисты стремились адаптировать христианство к новым условиям и представить его в более современном свете.
Что такое ривайвелизм?
Ривайвелизм - это термин, используемый в теологии для обозначения различных направлений, возникших в XIX веке в рамках протестантизма. Он акцентирует внимание на возрождении и преобразовании, которые должны происходить в христианской вере и практике.
Кто является основными представителями ривайвелизма?
Основными представителями ривайвелизма являются Чарльз Финни, Дуайт Муди, Томас Кэмпбелл и другие. Они активно проповедовали и пропагандировали идеи возрождения веры и преобразования индивида.
Каким образом ривайвелизм возник в историческом контексте XIX века?
Ривайвелизм возник в XIX веке в результате влияния ряда факторов, таких как промышленная революция, социальные и политические перемены, а также критика и разочарование в христианской церкви. Некоторые теологи пришли к выводу, что необходимо осуществить новое возрождение веры и привести ее в соответствие с современными вызовами.
Какие типы ривайвелизма существуют?
В рамках ривайвелизма можно выделить несколько типов, таких как социальный, эвангелический, харизматический, пятидесятнический и другие. Каждый из них имеет свою специфику и особенности в понимании и проповеди христианской веры.
Какое отношение православная традиция имеет к основным понятиям ривайвелизма?
Православная традиция критически относится к ривайвелизму и его основным понятиям. Она подчеркивает важность сохранения и передачи учения Церкви, основанного на Писании и Традиции, и выражает сомнения в отклонениях, которые происходят в рамках ривайвелистской теологии.