Налогообложение и налоговое планирование

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 42 42 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 20.12.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Часть 1. Теоретические основы налогообложения 4
Часть 2. Основы налогового планирования 32
Заключение 41
Список литературы 42

Фрагмент для ознакомления

Формула для расчета налога ЕСХН имеет следующий вид:ЕСХН = (Доход – Расход) ∗ 6% (4) где, ЕСХН – размер сельскохозяйственного налога, подлежащего уплате в бюджет; Доход - Расход – это налоговая база - Размер налоговой базы определяется на основании книги КУДиР. То есть как понятно, налоговая база равна чистой прибыли которую получила крестьянское (фермерское) хозяйство; 6% - размер определения налога из чистой прибыли. Сразу видно, что формула простейшая и у предпринимателя или организации не должно возникнуть никаких проблем с расчетом налога ЕСХН. Расчет по данной формуле производится два раза в год: - авансовый платеж. За полугодие предприниматель должен оплатить первый взнос налога, который как раз и будет рассчитываться по формуле ЕСХН; - налог ЕНСХ. Окончательная оплата ЕСХН производится по итогам года и для его расчета так, же необходимо воспользоваться формулой для ЕСХН. Часть 2. Основы налогового планированияНалоговое планирование является новым явлением для российской экономики и является результатом применения научных знаний на практике. Его важность состоит в разработке и внедрении схем оптимизации налоговых платежей, не нарушающих требований законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения РФ. Ознакомимся с определением исследуемой категории. Что касается терминологии, то в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) [6; 7] понятия «налоговое планирование» отсутствует, кроме того в данном нормативном документе не закреплены права налогоплательщика на налоговое планирование. В учебных пособиях, монографиях, периодических изданиях, обзорах СМИ, рассматривающих вопросы налогового права, налогообложения и оптимизации налоговой базы, представлены различные трактовки, однако общепризнанное понятие налогового планирования нет. Следовательно, появляется проблема в решении вопроса о том, какое из понятий исследуемой категории будет более приемлемым для применения на микроуровне с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения[1]. Учитывая многочисленные определения налогового планирования в деятельности экономического субъекта (организации и индивидуального предпринимателя), выделим основные характеристики исследуемой категории: полное и правильное применение льгот, скидок, изъятий, вычетов, разрешенных законодательством в области налогообложения с учетом мнения налогового контроля, денежной и инвестиционной стратегии страны, а также собственника бизнеса; воздействие налогоплательщика на совокупность элементов налогов с целью достижения налоговой выгоды в рамках налогового законодательства. По нашему мнению, сущность налогового планирования специфической области управленческой деятельности заключается в оптимизации налоговой нагрузки и недопущении неправомерных или спорных ситуаций с налоговыми органами, влекущие штрафные санкции. Цели при организации налогового планирования в современных условиях представлены на рисунке 1. Рисунок 1 - Цели налогового планированияВыстраивать налоговое планирование необходимо в общем контексте планирования бизнеса экономического субъекта, т.к. изначальная цель деятельности – прибыль, а не минимальный размер налоговых платежей. Таким образом, любые действия налогоплательщика должны, в первую очередь стремиться к максимизации прибыли, а потом уже принимать во внимание оптимизацию налоговой нагрузки [2]. В рамках налогового планирования используются общепринятые принципы, а также специфические принципы, присущие только налоговым отношениям. Отметим, что в современной экономической литературе отсутствует четкая формулировка принципов налогового планирования. Данный вопрос остается дискуссионным и его нужно рассмотреть, как с позиции интересов налогоплательщиков, так и государства. Таблица 2 – Принципы налогового планирования и их характеристика No п/п Название принципа Характеристика принципа 1 Экономическая самостоятельность Экономический субъект имеет право формировать и оптимизировать налоговую базу по одному налогу или по всей их совокупности. Однако в первом случае необходимо учитывать множественность фискальных платежей в российской налоговой системе, и что уменьшение размера одного налога обязательно вызовет рост другого 2 Плановость Подразумевает применение современных методов внутрифирменного планирования и контроля финансово- хозяйственной деятельности с целью своевременного поступления денежных ресурсов по окончанию отчетного периода, не нарушая срока уплаты налоговых платежей 3 Законность Соблюдение требований действующего законодательства. Регулирующего начисление и уплату налогов, сборов и взносов 4 Оперативность Налоговая политика экономического субъекта требует своевременной корректировки с учетом всех изменений в действующем законодательстве по налогам и сборам 5 Оптимальность Применение механизмов, оптимизирующих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников 6 Конфиденциальность При использовании методов налоговой оптимизации следует соблюдать конфиденциальность, т.к. распространение сведений об удачно проведенной налоговой оптимизации способно вызвать негативные последствия 7 Комплексная налоговая экономия Его сущность заключается в применении множества легальных способов налоговой оптимизации Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации налогового планирования. В качестве основных инструментов налогового планирования выделяется множество приемов и способов, представленных в таблице 3. Таблица 3 – Способы налогового планирования и их характеристика No п/п Название способа Характеристика способа 1.Грамотная разработка учетной политики для целей налогообложенияЗаконодательство во многих случаях предоставляет право налогоплательщику выбирать способы бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому от этого во многом зависят порядок и сумма уплачиваемых налогов. Из предложенных вариантов необходимо выбрать наиболее оптимальный и отразить в учетной политике 2 Использование пробелов в законодательстве Очень рискованный и краткосрочный способ. В современных рыночных условиях пробелы присутствуют всегда, особенно в условиях постоянно изменяющейся законодательной базы. Однако государство мобильно реагирует на них, стремясь ликвидировать их полностью или частично. В связи с этим организациям бессмысленно применять данный способ в долгосрочном налоговом планировании. Применение обоснованно только после грамотной юридической консультации, хотя это не дает ни какой гарантии и может привести к спорной ситуации. При этом нужно помнить норму п. 7 ст. 3 НК РФ, которая указывает, что при неустранимых сомнениях, противоречиях и неясностях в законодательных актах в области налогообложения толкование осуществляется в пользу налогоплательщика 3 Применение льготных условий в области налогообложения В законодательных актах для некоторых категорий налогоплательщиков предоставляются льготные условия налогообложения. Так, например, ст. 18 НК РФ предусмотрено применение специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений по разделу продукции, патентная система налогообложения) 4 Реализация права на налоговые льготы территории РФ на На законодательном уровне предусмотрено существенное количество налоговых льгот, которые не всегда применяется в полном объеме и не всеми экономическими субъектами. Применение данного способа заключается в том, чтобы правильно реализовать право льготы. Льготы устанавливается не только НК РФ, а также нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, поэтому об их существовании многие налогоплательщики не знают 5 Метод выявления и исправления ошибок В результате ошибок в налогообложении налогоплательщики увеличивают налоговые платежи. При выявлении этих ошибок налоговыми органами, налогоплательщику доначислят налоги и начислят штрафы, пени. Однако у налогоплательщика имеется возможность своевременно выявить и исправить ошибки в области налогообложения, что позволит избежать штрафных санкций 6 Правильная организация сделок и выбор оптимальной формы договорных отношений с учетом налоговых последствий Как правило, данный способ предусматривает метод:- замены отношений, предполагающий замену отношений между сторонами сделки. Например, договор купли-продажи заменяется на посреднический договор или наоборот;- разделения отношений, который предусматривает из одного отношения выделить два отношения, например, договор на строительство объекта и поставку оборудования можно разделить на два отдельных договора.- конкретизации отношений, уточняющий специфику договорных отношений. Например, продажа продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья 7 Лоббирование Применяя данный способ, налогоплательщик или его доверенное лицо влияет на нормативные акты, в результате чего формируется выгодная для него льгота или налоговый режим. Данный способ доступен только крупным компаниям, имеющим политическое влияние. Отдельной разновидностью метода лоббирования является получение разъяснений от финансовых или налоговых органов по вопросу, имеющему важное значение для налогоплательщика. Если налогоплательщик получит разъяснение налогового органа в свою пользу, то он будет застрахован от применения санкций в будущем, что указано в ст. 111 НК РФ. При наличии такого разъяснения сумма налога и пеней может быть взыскана в дальнейшем, но взыскание штрафов не последует. Кроме того, разъяснение финансового или налогового органа может повлиять на мнение лиц, проводящих проверку 8 Минимизация налоговых рисков Суть способа сводится к тому, при наличии у налогоплательщика серьезных налоговых рисков возникает потребность в их снижении с помощью применения различных способов – от правильного оформления документов до отказа от совершения некоторых сделок 9 Льготы в рамках международного сотрудничества Данный способ сводится к разработке схем международного налогового планирования, т.е. взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения 10 Налоговый календарь Он необходим для контроля за сроками налоговых платежей, что позволит не допустить нарушение установленных предельных сроков. Кроме того, наиболее выгодно осуществлять платежи в последние дни установленных сроков На наш взгляд, использование всей совокупности приемов налогового планирования позволит оптимизировать налоговую нагрузку, соблюдая законодательство по налогам и сборам [1, стр. 55-61]. Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов. В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах [6]. Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии. Конечно, налоговый аспект является наиболее значимым в этом вопросе, так как налоговая система является системой обеспечения социальной жизни страны. Налоговое планирование в большей части нацелено на оптимизацию основных налогов, сборов и взносов, что является основной целью системы экономической безопасности. С целью определения правового содержания и сущности налогового планирования как элемента системы экономической безопасности ознакомимся с его видами (таблица 4).Таблица 4 – Классификация видов налогового планирования в системе экономической безопасности бизнеса No п/пКлассификационный признакВид планированияВлияние на систему экономической безопасности 1Законность действий налогоплательщика и степень налоговой нагрузкиКлассическое налоговое планированиеЯвляется объектом системы экономической безопасности Оптимизационное налоговое планированиеПротивозаконное налоговое планированиеСистема экономической безопасности должна осуществлять контроль за начислениями налогов и проверять чистоту сделки 2Форма предпринимательской деятельностиНалоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателейЯвляется объектом системы экономической безопасности Налоговое планирование деятельности организаций3Стадия бизнес- процессаНалоговое планирование на стадии создания и организации бизнесаСоздание отдела налоговых начислений системы экономической безопасности Налоговое планирование на стадии развития бизнесаФункционирование отдела налоговых начислений экономической безопасности системы Налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельностиНалоговое планирование на стадии ликвидации бизнесаСистема экономической безопасности должна осуществлять контроль 4Масштаб бизнесаНалоговое планирование малого бизнесаКонтроль осуществляет финансовый директор Налоговое планирование среднего бизнесаСоздание отдела налоговых начислений системы Налоговое планирование крупногобизнесаэкономической безопасности Налоговое планирование в интегрированных структурах5Объект налогового планированияНалоговое планирование деятельности экономического субъекта в целомСоздание отдела налоговых начислений системы экономической безопасности Налоговое планирование структурных подразделений экономического субъекта6Направленность и масштаб налогового планированияСтратегическое налоговое планирование, направленное на продолжительный периодСоздание отдела налоговых начислений системы экономической безопасности Оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. направлено на отдельные факты хозяйственной жизни либо группу взаимосвязанных операцийКак следует из таблицы, необходимость налогового планирования является во всех аспектах классификационного признака важнейшей основой в формировании бизнеса [2]. Остановим свое внимание на двух критериях разграничения видов налогового планирования в системе экономической безопасности, а именно законности действий налогоплательщика и степени налоговой нагрузки), которые выделяют три вида налогового планирования Их характеристика представлена в таблице 5.Таблица 5 – Виды налогового планирования в зависимости от законности действий налогоплательщика и степени налоговой нагрузки в системе экономической безопасности No п/пВид налогового планированияХарактеристика1Классическое налоговое планированиеЕго сущность состоит в планировании механизма правильного и своевременного начисления, уплаты налогов, сборов и взносов, т.е. его смысл в организации налогового учета и отчетности с соблюдением требований законодательства в сфере налогообложения и своевременным погашением налоговых обязательств2Оптимизационное налоговое планированиеПланирование и организация экономической деятельности налогоплательщика производится путем использования пробелов и льгот в законодательстве с целью оптимизации налогооблагаемых показателей. При этом он реализует налоговые схемы, которые позволяют применять такие формы экономических действий, при которых налогообложение минимально3Противозаконное налоговое планированиеПри данном виде налогового планирования налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежейОстановим свое внимание на каждом виде налогового планирования подробно. Так, для целей классического налогового планирования необходимо формировать и реализовывать правильную учетную политику на предприятии. Следует своевременно и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет, что позволит избежать ошибок в методике ведения бухгалтерского и налогового учета. Особое внимание здесь необходимо уделить мониторингу изменений законодательства по бухгалтерскому учету и вопросам налогообложения. Персонал, отвечающий на предприятии ведение налогового учета, должен быть ориентирован на предотвращение или избежание учетных ошибок при наличии существенного оборота, разовых капиталоемких и нестандартных операций [7, стр. 44-67]. Главное требование классического налогового планирования состоит в обязательном, достоверном и грамотном оформлении первичных бухгалтерских документов. Отметим, что налоговыми органами их отсутствие рассматривается негативно. Поэтому, наилучшим вариантом является наличие оправдательных документов, подтверждающих каждую операцию. Классическое налоговое планирование с заключается в грамотном формировании денежных ресурсов для оплаты налогов, сборов и взносов, в соответствии с привязкой конкретных налоговых платежей к налоговому календарю, составленному с учетом налогового законодательства. [4] ЗаключениеПроцесс сбора информации для стратегии налогового планирования проводится по следующим направлениям, а именно: - мониторинг и анализ действующего законодательства в сфере бухгалтерского учета и налогообложения; - изучение проблем по вопросам налогообложения определенного налогоплательщика с тем, чтобы выявить перспективные направления налогового планирования; - ознакомление с опытом и реализацией налоговых схем партнеров и конкурентов в конкретном виде деятельности; - оценка рынка налоговых консультационных услуг. Отметим, что налоговый учет ведется на основании данных, представленных бухгалтерским учетом, но налоговые расчеты осуществляются вне последнего, т.к. финансовый учет не дает возможность рассчитать все налоговые платежи. В связи с этим имеется цель в особенном инструменте налогового учета, администрирования и управления налогообложением. Наиболее точную информацию о налоговых затратах экономического субъекта дает анализ движения денежных средств, который составляется по данным бюджета фонда оплаты труда, бюджета материальных затрат, бюджета заемных средств, а именно погашения, налогового бюджета и т. д. Особое внимание следует уделять такому локальному бюджету, как налоговый бюджет. Составление данного локального бюджета осуществляются по данным действующего календаря уплаты налогов, сборов и взносов. В связи с тем, что такие платежи осуществляются в другом бюджетном периоде по сравнению с формированием налоговой базы и суммой налогов, сборов и взносов, указанные данные могут не совпадать со сведениями финансового плана. Поэтому в локальном налоговом бюджете необходимо сформировать структурированную информацию о величине налоговых платежей.Список литературыАксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение: Учебник. Курск: РФЭИ, 2010. 356 с. Анисимов С. А. Модель влияния налоговой нагрузки на экономический рост// Финансовый журнал. 2012. No4. – С. 65-74. Барзилов Д.С. Легитимная оптимизация налогообложения в России: новые подходы // Вестник Российской таможенной академии. – Люберцы: Российская таможенная академия. 2012. No 2. – С. 123-127; Башкирова Н.Н. Основы налогового консультирования: учеб. пособие / Н. Н. Башкирова, Е. Б. Сугробова; под ред. Л.И.Гончаренко. - М.: Магистр. 2008. – 175с. Боброва А.В. Налоговое бремя в предпринимательстве // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет. 2012. No 22 (2810). – С. 90-94. Большухина И.С. Налоговое планирование: Учебное пособие. – Ульяновск. 2011. – 122с. Бондарчук Н.В., Грачева М.Е. и др. Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования / Н.В. Бондарчук, М.Е. Грачева, А.Ф. Ионова, З.М. Карпасова, Н.Н.Селезнева. М.: Информбюро, 2009. - 304 с. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации / Н. С. Бондарев // Молодой ученый. 2015. No1. - С. 186-188. Бородина А.С. Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели // Налоги и налогообложение. 2011. No 6. – С. 5-15. Бородина А.С. Оценка налоговой нагрузки производственного предприятия// Налоги и налогообложения. 2011. No 9. – С. 5-14. Бочкарева Т.Н. Анализ влияния изменений законодательства на налоговую нагрузку в малом и среднем бизнесе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ». 2012. No29. – С. 40-45. Викторова Н.Г. Налоговая нагрузка: подходы к исчислению // Налоги и финансовое право. – Екатеринбург: ООО «Журнал «Налоги и финансовое право». 2012. No2. – С. 259-263. Высотская А.Б. Развитие методов налогового планирования в системе управления финансовой деятельностью предприятия/Сборник аспирантов и соискателей ЮФУ/ Том XVI. - Ростов-на-Дону. 2011. - С.224- 227. Гордеева О.В. Налоговые льготы: классификация и особенности применения // Налоги и финансовое право. 2008. No 6. С. 124 - 130

Список литературы
1. Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение: Учебник. Курск: РФЭИ, 2010. 356 с.
2. Анисимов С. А. Модель влияния налоговой нагрузки на экономический рост// Финансовый журнал. 2012. No4. – С. 65-74.
3. Барзилов Д.С. Легитимная оптимизация налогообложения в России: новые подходы // Вестник Российской таможенной академии. – Люберцы: Российская таможенная академия. 2012. No 2. – С. 123-127;
4. Башкирова Н.Н. Основы налогового консультирования: учеб. пособие / Н. Н. Башкирова, Е. Б. Сугробова; под ред. Л.И.Гончаренко. - М.: Магистр. 2008. – 175с.
5. Боброва А.В. Налоговое бремя в предпринимательстве // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет. 2012. No 22 (2810). – С. 90-94.
6. Большухина И.С. Налоговое планирование: Учебное пособие. – Ульяновск. 2011. – 122с.
7. Бондарчук Н.В., Грачева М.Е. и др. Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования / Н.В. Бондарчук, М.Е. Грачева, А.Ф. Ионова, З.М. Карпасова, Н.Н.Селезнева. М.: Информбюро, 2009. - 304 с.
8. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации / Н. С. Бондарев // Молодой ученый. 2015. No1. - С. 186-188.
9. Бородина А.С. Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели // Налоги и налогообложение. 2011. No 6. – С. 5-15.
10. Бородина А.С. Оценка налоговой нагрузки производственного предприятия// Налоги и налогообложения. 2011. No 9. – С. 5-14.
11. Бочкарева Т.Н. Анализ влияния изменений законодательства на налоговую нагрузку в малом и среднем бизнесе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ». 2012. No29. – С. 40-45.
12. Викторова Н.Г. Налоговая нагрузка: подходы к исчислению // Налоги и финансовое право. – Екатеринбург: ООО «Журнал «Налоги и финансовое право». 2012. No2. – С. 259-263.
13. Высотская А.Б. Развитие методов налогового планирования в системе управления финансовой деятельностью предприятия/Сборник аспирантов и соискателей ЮФУ/ Том XVI. - Ростов-на-Дону. 2011. - С.224- 227.
14. Гордеева О.В. Налоговые льготы: классификация и особенности применения // Налоги и финансовое право. 2008. No 6. С. 124 - 130

Вопрос-ответ:

Что такое налогообложение?

Налогообложение - это система сбора налогов от физических и юридических лиц, которая осуществляется государством. Цель налогообложения - получение средств для финансирования государственных нужд и регулирования экономики.

Что такое налоговое планирование?

Налоговое планирование - это процесс оптимизации налоговых платежей путем использования легальных средств и стратегий для снижения налоговой нагрузки. Оно включает в себя анализ налоговых законов, выявление возможностей для сокращения налогов и разработку планов для их реализации.

Как рассчитывается налог ЕСХН?

Формула для расчета налога ЕСХН имеет следующий вид: ЕСХН = Доход - Расход, где ЕСХН - размер сельскохозяйственного налога, подлежащего уплате в бюджет. Доход и Расход - это налоговая база, которая определяется на основании книги КУДиР. То есть, налоговая база равна чистой прибыли, которую получило сельскохозяйственное предприятие.

Что входит в основы налогового планирования?

Основы налогового планирования включают в себя изучение налогового законодательства, анализ деятельности предприятия с точки зрения налогового бремени, выявление возможностей для снижения налоговых обязательств и разработку стратегий для их реализации. Они также включают в себя оценку рисков и соблюдение требований налогового законодательства.

Какова цель налогового планирования?

Цель налогового планирования - достижение оптимальной налоговой нагрузки путем использования легальных средств и стратегий. Оно позволяет снизить налоговую нагрузку предприятия, улучшить его финансовую позицию, повысить конкурентоспособность и обеспечить эффективное использование ресурсов. Однако, важно соблюдать законодательство и не нарушать правила налогообложения.

Какова формула для расчета налога ЕСХН?

Формула для расчета налога ЕСХН имеет следующий вид: ЕСХН = Доход - Расход. Где ЕСХН - размер сельскохозяйственного налога, подлежащего уплате в бюджете. Доход и Расход - это налоговая база. Размер налоговой базы определяется на основании книги КУДиР, то есть налоговая база равна чистой прибыли.

Как определяется налоговая база для расчета налога ЕСХН?

Налоговая база для расчета налога ЕСХН определяется на основании книги КУДиР. Она равна чистой прибыли, то есть разнице между доходами и расходами.

Что такое налоговое планирование?

Налоговое планирование - это процесс оптимизации налоговых платежей путем использования различных юридических и финансовых стратегий. Оно позволяет снизить налоговую нагрузку и повысить эффективность использования ресурсов.

Какие основные принципы налогообложения существуют?

Основные принципы налогообложения включают принцип равенства (граждане должны платить налоги в соответствии с своими возможностями), принцип социальной справедливости (налоговая нагрузка должна быть распределена справедливо), принцип экономической эффективности (налоги не должны искажать решения о производстве и потреблении) и принцип прогрессивности (чем выше доход, тем выше ставка налога).