Развитие конституционного права Швеции
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 20.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Источники конституционного права Швеции 6
2. Этапы становления конституционного права 9
2.1. Период до 1809 года 9
2.2. Акты XIX века: форма правления 1809 и закон о престолонаследии 1810 9
2.3. Акт о свободе печати 1949 года и его реформа 9
2.4. Конституционная реформа 1974 9
2.5. Основной закон о свободе высказываний 1991 9
3. Конституционное право Швеции на современном этапе: общая характеристика 9
4. Тенденции развития конституционного права Швеции 9
5. Проблемы конституционного права Швеции 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Основной закон о свободе высказываний 1991 г., специально регулирующих свободу печати, под которой понимается право выражать свое мнение в газетах, журналах, книгах (регулируется Актом о свободе печати), а так же свобода высказывания по радио, на телевидении, в фильмах, видеозаписях и в иных средствах, предусмотренных Основным законом о свободе высказываний. В этой связи возникает вопрос о том, какие формы свободы высказываний защищаются Формой правления после принятия Основного закона о свободе высказываний и как понятие свободы высказываний, определяемое Формой правления, соотносится с понятием, при меняемым в Акте о свободе печати, из которого, собственно, исходит и Основной закон о свободе высказываний.
К высказываниям, которые не регулируются ни Актом о свободе печати, ни Основным законом о свободе высказываний, относятся высказывания между частными лицами и частично высказывания в театральных постановках и на художественных выставках, а также на публичных собраниях, но не транслируемые по радио или на телевидении.
Свобода высказывания тесно связана со свободой информации, под которой Форма правления Швеции понимает «свободу получать сведения и высказываться, а также принимать участие в высказываниях других лиц» (п. 2 § 1 гл. 2 ФП), однако она не охватывает регулируемое в гл. 2 Акта о свободе печати право принимать участие в общественных делах.
3. Конституционное право Швеции на современном этапе: общая характеристика
На современном этапе основной закон Швеции, состоит из четырёх нормативных актов:
Акт о престолонаследовании, одобрен риксдагом 26 сентября 1810 года;
Акт о свободе печати, одобрен в 1949 году;
Акт о форме правления, одобрен в 1974 году;
Акт о свободе выражения взглядов, одобрен в 1991 году.
Акт о риксдаге 1974 года занимает промежуточное положение между основным законом и обычным статутным правом. Акт о форме правления является самым важным конституционным документом. Он вступил в силу в 1975 году, сменив Акт о форме правления от 1809 года.
Действующую конституцию Швеции составляют: Акт о форме правления (принят в 1974 году), Акт о престолонаследии (действует с 1810 года), Акт о свободе печати (принят в 1949 году, изменён в 1974 году) и Основной закон о свободе высказываний (принят в 1991 году). Кроме того, особое положение занимает Акт о риксдаге, имеющий признаки как элемента Основного закона, так и нормы обычного статутного права. Официальной датой вступления нынешней конституции в силу считается 1 января 1975 года. До этого в стране действовала конституция 1809 года, которая ввела в Швеции принцип разделения властей и зафиксировала ограничение власти короля.
Уже в ст. 1 гл. 1 конституции Швеции зафиксировано, что правление шведского народа основывается на всеобщем и равном избирательном праве. В ст. 2 гл. 1 закреплён такой важный элемент политической системы страны, как обязанность государства «содействовать социальному обеспечению граждан».
Для того чтобы внести поправки в любой из четырёх нормативных документов, составляющих конституцию, предлагаемое изменение должно быть дважды поддержано риксдагом, при этом второе рассмотрение проекта поправки происходит после парламентских выборов, то есть при новой расстановке сил в риксдаге. Изменения, которые вносились в Акт о форме правления после его принятия, преимущественно закрепляли и расширяли политические и гражданские права жителей страны. Так, в первой половине 1990-х годов в число конституционных документов был включён Закон о свободе высказываний (1991 год), в конституцию были внесены поправки, целью которых было укрепление права частной собственности. Другую важную группу поправок того периода составили изменения, связанные с перспективой вступления Швеции в Европейский союз. В июле 2000 года вступили в действие новые поправки к Основному закону страны. Они были преимущественно нацелены на усиление контрольной функции парламента, а также заметное изменение его структуры: было создано правление риксдага, состоящее из председателя риксдага и представителей партийных фракций, сформирован Комитет по делам ЕС.
4. Тенденции развития конституционного права Швеции
В начале 90-х гг. в конституцию Швеции были внесены значительные изменения и дополнения, главным образом по четырем направлениям.
Во-первых, Форма правления определила, что теперь к числу основных законов относятся не только три указанных выше закона, но и Закон о свободе высказываний, принятый в 1991 г. В него в 1994 г. были внесены значительные изменения и дополнения. Он детально регламентирует вопросы, относящиеся к обеспечению свободы высказываний и условиям ее ограничения с учетом новых достижений науки и техники и появившихся новых возможностей выступлений на радио, телевидении, в кино, видеопрограммах и др. Закон исходит из того, что основные положения свободы высказываний закреплены в Акте о свободе печати и Форме правления. В связи с этим дана новая редакция гл. 7 Акта о свободе печати, учтены некоторые предложения по совершенствованию этого Акта, расширены права иностранцев по использованию свободы печати.
Во-вторых, был учтен ряд предложений, высказанных в ходе дискуссий по конституционным проблемам. Так, срок полномочий Риксдага установлен в четыре года, снижен до 18 лет возраст для наступления совершеннолетия главы государства или наследника престола (ранее он составлял 25 лет), ограничено субделегирование полномочий, переданных Правительству Риксдагом.
В третьих, повышена ответственность шведских граждан за оказание помощи оккупационным властям в период войны, а также за злоупотребление демократическими свободами, в т.ч. свободой печати и высказываний, повышена ответственность шведских граждан и иностранцев за передачу сведений, составляющих государственную тайну или приводящих к обстановке, опасной для государства, за передачу коммерческой тайны.
В-четвертых, конституционные изменения обусловливались и с намерением Швеции вступить в Европейский Союз. С этой целью в Форму правления были включены нормы о совещательном референдуме, который должен был решить вопрос о вступлении Швеции в ЕС, полностью изменен § 5 гл. 10 Формы правления, посвященный отношениям Швеции с другими государствами. При решении вопроса о передаче прав шведских органов Европейскому Союзу и другим международным организациям, а также Международному суду конституция требует, чтобы Риксдаг принимал закон в порядке, установленном для конституционных законов.
В связи с этим следует отметить, что Форма правления четко определила приоритет норм международных договоров, заключенных Швецией, по отношению к национальному праву, но в то же время оговорила, что это не относится к основным правам и свободам граждан. То же самое касается и других конституционных норм.
К конституционным новеллам можно отнести и предоставление Риксбанку - Государственному банку Швеции - права нормотворческой деятельности по вопросам, относящимся к компетенции этого банка.
Последующие поправки к основным законам Швеции, последние из которых вступили в силу 1 июля 2000 г., касаются как существенных изменений конституционного характера, так и редакции отдельных параграфов.
5. Проблемы конституционного права Швеции
По договорной конституции 1809 года, Швеция получила второй тип конституционной монархии – дуалистическую монархию, причем с трендом усиления самой монархии, особенно с восшествием на престол Жана Батиста Бернадота под именем короля Карла XIV Юхана.
И, наконец, в результате изменения политической ситуации за последние двести лет, Швеция пришла к британскому варианту конституционной монархии.
Вторым основным законом Швеции было положение (акт) о Риксдаге от 10 февраля 1810 года [5]. Он определял порядок образования курий, порядок деятельности Риксдага, прохождения законов, образования общих для всех курий постоянных комиссий и др.
Согласно этим двум законам король был наделен всей полной исполнительной власти и значительными правами в области законодательства. При короле состоял Государственный совет, исполняющий совещательные функции, в который сам король назначал государственных советников. Должности премьер-министра, да и правительства как такового до 1876 года в Швеции не было. Советники несли ответственность перед Королем за рекомендации, которые они давали Королю, и в силу этого были обязаны контрасигновать королевские декреты. Король являлся главнокомандующим вооруженными силами страны, решал все внешнеполитические вопросы, заключал международные договоры, назначал чиновников на высшие государственные посты и церковные должности, а так же своих представителей за границей.
Шведский риксдаг состоял из четырех курий, представляющий различные сословия: дворян, духовенство, крестьян и горожан. Он избирался сроком на пять лет. Для принятия закона требовалось, чтобы он был одобрен не менее чем в трех куриях, а для принятия конституционного закона - во всех четырех куриях. Кроме того, чтобы принять конституционный закон, следовало получить его одобрение в риксдаге следующего созыва.
Однако с ограничениями в законодательной области риксдаг был наделен широкими правами в финансовой области. Под его контроль попадала деятельность Государственного банка Швеции, через своих депутатов-уполномоченных, а также Управление национального долга, поэтому без согласия риксдага не могли заключаться государственные займы. Ригсдаг осуществлял контроль исполнения бюджета и его финансовых постановлений. Поскольку эти постановления не рассматривались как законы, то они не нуждались в одобрении Короля. Такое положение было закреплено законодательно, и вызвано стремлением крепнувших буржуазных кругов страны ограничить влияние королевской власти на экономику и финансы. Тогда же законодательно был закреплен институт Омбудсменства [13], осуществляющий контроль соблюдения законности и исполнительной (королевской) власти. Этот институт возглавлял парламентский омбудсмен - опытный юрист, облаченный общественным доверием, но который не являлся при этом членом риксдага (впоследствии эта должность трансформирована в должность Канцлера Юстиции). В 1917 году в связи с усилением парламента, его позиции были закреплены изменением в закон о риксдаге.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон, И. История Швеции. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1951.
2. Вейбуль, Й.В. Краткая история Швеции / Шведский ин-т. – Стокгольм, 1997.
3. Канн, А.С. История скандинавских стран. – М. : Высшая школа, 1971.
4. Конституция 1719 года [Электронный ресурс]. – На швед. яз. – Режим доступа :
http://sv.wikisource.org/wiki/Regeringsform_1719.
5. Конституция 1772 года [Электронный ресурс]. – На швед. яз. – Режим доступа :
http://sv.wikisource.org/wiki/Regeringsform_1772.
6. Мабли, Г.Б. Об изучении истории // О шведском правлении. – М. : Наука,
1993.
7. Боботов С.В. Конституционная юстиция. - М., 2006 г.
8. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. - М., 2008 г.
9. Козлов Ю.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2001.
10. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. Ред. члена - корр. РАН, проф. М.В. Баглая, доктора юридических наук, проф. Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, проф. Л.М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М) 2008 г.
11. Конституции зарубежных государств. - М., 1999 г.
12. Конституционное право зарубежных стран Ирина Гоптарева
13. Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2016.
14. Конституции государств Европы: в 3 т. / Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001.
15. Исаев М.А. Институциональный анализ в сравнительно-правовых исследованиях: на примере конституций стран Скандинавии. // Актуальные проблемы сравнительного, зарубежного и российского конституционного права: сб. науч. трудов / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. конституционного права; [науч. ред. И.А. Ракитская; отв. ред. Н.Ю. Молчаков]. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 26-51.
16. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. – М.: РГГУ, 2001.
17. Ракитская И.А. Гражданство в Швеции. / Институт гражданства в зарубежных странах: коллект. монография / под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. – М.: МГИМО-Университет, 2015. C. 171-192.
18. Ракитская И.А. Законодательный процесс в Швеции. / Законодательный процесс в зарубежных странах: учеб. пособие / Ю.И. Лейбо [и др.]; под ред. Ю.И. Лейбо. МГИМО (ун-т) МИД России, каф. Конст. права. – М.: МГИМО-Университет, 2012. С. 38-59.
19. Ракитская И.А. Омбудсманы в Швеции. / Омбудсман в зарубежных странах : коллективная монография /под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. – М.: МГИМО-Университет, 2014. С. 43-77.
20. Ракитская И.А. Правительство в странах Северной Европы / Правительство в зарубежных странах: кол. монография / под ред. К.В. Карпенко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. Конституционного права. – М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 281-319.
21. Ракитская И.А. Правовое регулирование института гражданства в Швеции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Выпуск 3. – 2006. - № 6.
22. Ракитская И.А. Референдум в Швеции: особенности организации и правила проведения // Московский журнал международного права. – 2015. - № 3. – С. 148-160.
Конституция 1719 года. URL : http://sv.wikisource.org/wiki/Regeringsform_1719.
Вейбуль Й.В. Краткая история Швеции / Шведский ин-т. Стокгольм, 1997. С. 58.
Андерсон И. История Швеции. М. : Изд-во иностр. лит., 1951. URL : http://lib.rus.ec/- b/218496
Канн А.С. История скандинавских стран. М. : Высшая школа, 1971. С. 85.
Канн А.С. История скандинавских стран. С. 85.
Конституция 1772 года. URL : http://sv.wikisource.org/wiki/Regeringsform_1772.
Канн А.С. История скандинавских стран. С. 100.
Канн А.С. История скандинавских стран. С. 100
Вейбуль Й.В. Краткая история Швеции. С. 70
Канн А.С. История скандинавских стран. С. 100.
Вейбуль Й.В. Краткая история Швеции. С. 70.
Андерсон И. История Швеции.
Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н.
27
1. Андерсон, И. История Швеции. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1951.
2. Вейбуль, Й.В. Краткая история Швеции / Шведский ин-т. – Стокгольм, 1997.
3. Канн, А.С. История скандинавских стран. – М. : Высшая школа, 1971.
4. Конституция 1719 года [Электронный ресурс]. – На швед. яз. – Режим доступа :
http://sv.wikisource.org/wiki/Regeringsform_1719.
5. Конституция 1772 года [Электронный ресурс]. – На швед. яз. – Режим доступа :
http://sv.wikisource.org/wiki/Regeringsform_1772.
6. Мабли, Г.Б. Об изучении истории // О шведском правлении. – М. : Наука,
1993.
7. Боботов С.В. Конституционная юстиция. - М., 2006 г.
8. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. - М., 2008 г.
9. Козлов Ю.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2001.
10. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. Ред. члена - корр. РАН, проф. М.В. Баглая, доктора юридических наук, проф. Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, проф. Л.М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М) 2008 г.
11. Конституции зарубежных государств. - М., 1999 г.
12. Конституционное право зарубежных стран Ирина Гоптарева
13. Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2016.
14. Конституции государств Европы: в 3 т. / Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001.
15. Исаев М.А. Институциональный анализ в сравнительно-правовых исследованиях: на примере конституций стран Скандинавии. // Актуальные проблемы сравнительного, зарубежного и российского конституционного права: сб. науч. трудов / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. конституционного права; [науч. ред. И.А. Ракитская; отв. ред. Н.Ю. Молчаков]. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 26-51.
16. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. – М.: РГГУ, 2001.
17. Ракитская И.А. Гражданство в Швеции. / Институт гражданства в зарубежных странах: коллект. монография / под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. – М.: МГИМО-Университет, 2015. C. 171-192.
18. Ракитская И.А. Законодательный процесс в Швеции. / Законодательный процесс в зарубежных странах: учеб. пособие / Ю.И. Лейбо [и др.]; под ред. Ю.И. Лейбо. МГИМО (ун-т) МИД России, каф. Конст. права. – М.: МГИМО-Университет, 2012. С. 38-59.
19. Ракитская И.А. Омбудсманы в Швеции. / Омбудсман в зарубежных странах : коллективная монография /под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. – М.: МГИМО-Университет, 2014. С. 43-77.
20. Ракитская И.А. Правительство в странах Северной Европы / Правительство в зарубежных странах: кол. монография / под ред. К.В. Карпенко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. Конституционного права. – М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 281-319.
21. Ракитская И.А. Правовое регулирование института гражданства в Швеции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Выпуск 3. – 2006. - № 6.
22. Ракитская И.А. Референдум в Швеции: особенности организации и правила проведения // Московский журнал международного права. – 2015. - № 3. – С. 148-160.
Вопрос-ответ:
Какие источники конституционного права существуют в Швеции?
В Швеции основными источниками конституционного права являются: Конституция 1974 года, законодательные акты, которые вносят поправки в Конституцию, и международные соглашения, ратифицированные Швецией.
Каковы этапы становления конституционного права в Швеции?
Становление конституционного права в Швеции прошло через несколько этапов. К первому этапу можно отнести период до 1809 года, во время которого формировалась первая конституция Швеции. Второй этап связан с принятием актов XIX века, которые определили форму правления и правила престолонаследия. Третий этап относится к акту о свободе печати 1949 года и его реформе. Четвертый этап связан с конституционной реформой 1974 года, в результате которой была принята современная Конституция Швеции. Наконец, последний этап — это принятие Основного закона о свободе высказываний в 1991 году.
Как можно характеризовать конституционное право Швеции на современном этапе?
Конституционное право Швеции на современном этапе характеризуется тем, что оно представлено Конституцией 1974 года, которая определяет основные принципы государственного устройства и права граждан. Важное место занимают также законы, вносящие поправки в Конституцию, и международные соглашения, ратифицированные Швецией.
Какие тенденции развития конституционного права можно выделить в Швеции?
В Швеции можно выделить несколько тенденций развития конституционного права. Во-первых, это повышение гарантий прав граждан и защиты их свобод. Во-вторых, совершенствование механизмов контроля за исполнением законов и конституционных норм. Также можно отметить усиление роли международного права и его влияние на шведское конституционное право.
Какие источники являются основными в конституционном праве Швеции?
Основными источниками конституционного права Швеции являются Конституция Швеции и ряд специальных законов, определяющих основные положения организации государственной власти и права граждан.
Каким образом формировалось конституционное право Швеции?
Формирование конституционного права Швеции проходило в несколько этапов. В период до 1809 года основными законами были формы правления 1809 года и закон о престолонаследии 1810 года. В XIX веке было принято несколько актов, в том числе акт о свободе печати 1949 года. В 1974 году была проведена конституционная реформа, а в 1991 году вступил в силу основной закон о свободе высказываний.
Какова характеристика конституционного права Швеции на современном этапе?
Конституционное право Швеции на современном этапе характеризуется установленными конституционными принципами, гарантирующими права и свободы граждан, а также организацию государственной власти. Основной закон о свободе высказываний 1991 года является важным документом, обеспечивающим свободу слова и информации.
Какие тенденции развития можно выделить в конституционном праве Швеции?
В конституционном праве Швеции можно выделить такие тенденции развития, как укрепление гарантий прав и свобод граждан, становление демократических принципов в организации государственной власти, а также реформы, направленные на улучшение законодательства и совершенствование правовой системы.
Какие акты являются ключевыми в развитии конституционного права Швеции?
Ключевыми актами в развитии конституционного права Швеции являются акты XIX века, определяющие форму правления и правила престолонаследия. Также важным актом является акт о свободе печати 1949 года, который гарантирует свободу слова и объявляет цензуру запрещенной. Конституционная реформа 1974 года и основной закон о свободе высказываний 1991 года также имеют важное значение в развитии конституционного права.
Какие являются источниками конституционного права Швеции?
Источниками конституционного права Швеции являются прежде всего Конституция Швеции, которая была принята в 1974 году, а также основной закон о свободе высказываний 1991 года, акт о свободе печати 1949 года, а также ряд других законов и актов права.
Как развивалось конституционное право в Швеции до 1809 года?
Период до 1809 года считается древнейшим этапом становления конституционного права Швеции. На тот момент Швеция не имела формально принятой конституции, однако существовало ряд нормативных актов, определяющих основные положения политической системы страны. Важными актами были Закон Густава I Васа 1544 года, который устанавливал принцип монархического правления, а также Закон Кристины 1634 года, который ввел двухпалатную систему правления.
Какие законы были приняты в XIX веке в Швеции и как они повлияли на форму правления?
В XIX веке в Швеции было принято несколько важных законов, которые существенно повлияли на форму правления. В 1809 году был принят Закон о форме правления 1809 года, который установил конституционную монархию. В 1810 году был принят Закон о престолонаследии, который определял порядок преемственности трона. Эти акты сформировали основу современной конституционной системы Швеции.