Субъекты аудиторской деятельности и их правовой статус

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Аудит
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 20.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Аудиторская деятельность как экономико-правовая категория 5
2. Субъекты аудиторской деятельности в России: сущность и новое в нормативном регулировании 11
2.2. Состояние и перспективы развития аудиторской деятельности в РФ 11
2.2. Правовая природа аудита и аудиторской деятельности. 20
Заключение 26
Список использованных литературных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Например, аудит систем менеджмента качества продукции или кадровый аудита можно было отнести к сопутствующим услугам (аудит по специальному заданию). В действующем законодательстве изменилась сущность сопутствующих услуг, к ним стали относить только три услуги: обзорную проверку (ранее экспресс-аудит или неполную аудиторскую проверку), согласованные процедуры и компиляцию финансовой информации. Ранее называемые сопутствующими, сейчас прочие услуги ограничены п. 7 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» 2008 года. Их перечень является закрытым, следовательно, аудит систем менеджмента качества или кадровый аудит не попадают под понятие прочих услуг, в чем видится коллизионность норм общего гражданского и специального права. Кроме того, границы аудиторской деятельности по Закону ограничены финансовой информацией (проверкой бухгалтерской финансовой отчетности и иных финансовых данных, например, налоговой отчетности, перспективных планов и внутрихозяйственных отчетов).Следует обратить внимание на сущность аудита как одного из видов финансового контроля. С точки зрения Грачевой Е.Ю., под финансовым контролем следует понимать регламентированную нормами права «деятельность государственных, общественных органов и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования». По организации осуществления финансового контроля следует различать по ряду критериев ревизионный и аудиторский контроль, в том числе и по цели проведения. По меткому выражению Р. Адамса, «ревизор прежде всего стремится к установлению законности, а аудитор – к выяснению истины». Перед аудитором и государственным контролером стоят разные задачи, проверке подлежат разные объекты, используются разные формы и методы контроля, при этом по существу задача сводится к укреплению финансовой дисциплины, поскольку в рамках соблюдения финансового законодательства с большой долей вероятности финансовая отчетность организации будет достоверной и позволит пользователям принимать взвешенные управленческие решения. Активное взаимодействие аудиторов и государственных контролеров благоприятно для сокращения растрат государственных средств и снижения коррупции в нашей стране, при этом следует помнить, что основным принципом аудиторской деятельности является сохранение аудиторской тайны, что прописано в ст. 9 Закона № 307-ФЗ. К примеру, Счетная палата РФ, функции которой в соответствии с п. 6 ст. 14 Закона № 41-ФЗ от 05.04.2013 заключаются в контроле над использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, уполномочена привлекать к проверкам специалистов иных организаций, в том числе аудиторов. Аналогичная норма также содержится в законах субъектов Российской Федерации о региональных контрольно - счетных органах. Закон № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» вводит в действие новые термин «государственный аудит», но не раскрывает этого понятия, тем самым не разрешает проблемы соотношения государственного финансового контроля и государственного аудита. Между пониманием аудита в Законе № 307-ФЗ и Законе № 41-ФЗ видны существенные отличия: в ст. 1 Закона № 41-ФЗ указано, что Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения бюджетными средствами, что фактически отождествляется с функциями органов государственного контроля, только на более высоком уровне и с более «модным» названием. Согласно ст. 14 Закона № 41-ФЗ контрольная деятельность Счетной палаты должна осуществляться в виде финансового аудита, стратегического аудита и аудита эффективности на основании стандартов внешнего государственного аудита, утвержденных Счетной палатой РФ.Аудит частично не использует принципы, характерные для контрольной деятельности в целом. При этом существенными отличиями аудита, по мнению Л.Л. Арзумановой, являются подлинная независимость аудитора и более высокий уровень квалификации, который обеспечивается ежегодными периодическими аттестациями. Конечно, можно поспорить с этим утверждением: государственные служащие также обладают достаточными знаниями и постоянно повышают свою квалификацию. Однако согласимся в том, что в отличие от аудиторов, при проведении ревизий сотрудники госорганов используют четкие методические указания и инструкции, следовательно, независимости в выборе способов и методов проверки не наблюдается. Основная причина проведения аудита – это необходимость публичной защиты частных интересов. Законом «О бухгалтерском учете» в РФ № 402-ФЗ от 06.12.2011 (ст. 13 п. 9 и п. 11) предполагается возможность опубликования бухгалтерской финансовой отчетности, а также не допускается устанавливать в отношении отчетных данных коммерческую тайну. С одной стороны, аудиторская проверка проводится на основании гражданско-правового договора (отношения частноправовые в рамках предпринимательского права), с другой стороны, по своим функциям и предназначению аудитор действует в интересах неопределенного круга лиц и общества в целом, поэтому отношения, возникающие в ходе обязательного аудита имеют также и публично-правовой характер. Обязательный аудит не предполагает инициативу организации, а является обязанностью, что подразумевает императивный характер нормы права. Для аудиторской организации Законом также установлены императивные нормы: п. 6 ст. 1 Закона запрещает аудиторам заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме оказания аудита и сопутствующих аудиту услуг. Тем самым, можно сделать вывод о том, что аудиторская деятельность является предпринимательской, что косвенно и признается в Законе. Кроме того, аудиторским проверкам в большей степени присущ риск и ответственность, нежели проверкам органов государственного контроля. Аудиторы несут ответственность не только перед проверяемым субъектом, но и перед третьими лицами (пользователями финансовой информации), которые понесли убытки в результате умышленных действий со стороны аудиторов. Таким образом, специфика аудиторской деятельности проявляется в том, что: она признается предпринимательской; ей присущи принципы и методы финансового контроля, которые аудитор должен использовать при независимых проверках финансовой информации; между аудитором и аудируемым лицом складываются как частноправовые, так и публично-правовые отношения, которые регулируются нормами различных отраслей права, преимущественно императивного характера, что несколько не характерно для гражданского права в целом и предпринимательского права в частностиЗаключениеВ курсовой работе рассматривается сущность аудиторской деятельности и ее основные слагаемые. Приведенырезультаты исследования состояния рынка аудиторских услуг в России. Систематизированы нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в нашей стране с учетом последних новаций.В современном понимании аудиторская деятельность является предпринимательской, поскольку осуществляется субъектами хозяйственной деятельности, заинтересованными в получении прибыли. Тем не менее, в определении, данном в Законе «Об аудиторской деятельности» нет упоминания о предпринимательстве. В курсовой работе проводится анализ научной и законодательной базы по аудиту с целью определения специфики аудиторской деятельности в Российской Федерации.Решение большинства задач, относящихся к экономике аудита, требует достаточно полного развития аудиторской статистики. Сейчас имеются лишь фрагменты статистики аудиторской деятельности. Во-первых, как и любые другие предприятия, аудиторские организации представляют основные данные о своей деятельности в статистические органы страны. Во-вторых, начиная с 2007 года все аудиторские организациидолжны представлять данному государственному органу отчетность значительно более широкого плана, нежели в статистические органы. Однако этот документ нацелен не столько на задачи создания аудиторской статистики, сколько на задачи организации – чересчур плотного, на наш взгляд, государственного контроля за аудитом. Поэтому с позиции аудиторскойстатистики он обладает рядом серьезных недостатков. Оценивая ситуацию в целом, можно сказать, что сейчас остро стоит задача перехода от нынешнего фрагментарного состояния аудиторской статистики к созданию цельной ее системыХарактерной чертой аудиторской организации является то, что она ничего не производит, ее продукт – услуга, которая, как было отмечено выше, не носит материальной формы. Поэтому главной ценностью аудиторских фирм является их репутация, которая формируется под влиянием ее деятельности. В результате можно сделать вывод о том, что именнокадровый потенциал играет огромную роль в развитии аудиторской фирмы.Предметами труда выступают профессиональные знания и опыт сотрудников, соответственно, для укрепления своих ценностей и повышения эффективности предоставления аудиторских услуг любой аудиторской фирме необходимо инвестировать значительные средства на повышение квалификации своих сотрудников. Одним из главных целей аудиторской фирмы является умение удерживать завоеванный сегмент рынка. Это означает, цепко удерживать клиентскую цепочку и ограждать завоеванный сектор рыночной экономики от посягательств конкурентов. В этой связи, многие аудиторские фирмы научились грамотно применять приемы конкурентной борьбы, опережая конкурентов не только скоростью мысли, но и качеством предлагаемых аудиторских услуг. Большой опыт аудиторов, профессионализм, компетентность, независимость, высокая квалификация и значительный интеллектуальный капитал – главное составляющие аудиторской профессии. Многими учеными отмечается, что вторым, самым распространенным комплексом конкурентных преимуществ являются: высокое качество аудиторских услуг, взвешенная ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество, оперативность, минимальные сроки, постоянное совершенствование методов работы.Список использованных литературных источников1. Об аудиторской деятельности [Текст] :[Федер. Закон № 119-ФЗ : принят Гос. Думой 7 авг. 2001 г. (утратил силу)] // Российская газета, № 151-152, 09.08.2001. 2. Об аудиторской деятельности [Текст] : [Федер. закон № от 307-ФЗ : принят Гос. Думой 6 дек. 2008 г. ( в ред. от 03.07.2016) // Российская газета, № 267, 31.12.2008. 3. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография / под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект. 2011. 144 с. 4. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1995. 560 с.5. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. - М., ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. 583 с.6. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М: ВолтерсКлувер, 2005.7. Данилевский Ю.А. Аудит и основные направления аудиторской деятельности: учебное пособие. - М.,20058. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов H.A., Старовойтова Аудит. М.: ФБК-Пресс, 2005. 544 с.9. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации / И.В. Ершова, А.А. Ершов. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 167 с. 10. Закон РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности».11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М.: ИНФА, 2001. 351 с.12. Макарова И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание иприменение в России // АУДИТОР. 2012. № 11.13. Минфин России Официальный сайт Основные показатели рынка аудиторских услуг вРоссийской Федерации, -https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex. - статистика14. Ержанов М.С. Аудит – 1 (базовый учебник). Алматы: Бастау, 2005. 382 с.

Список использованных литературных источников

1. Об аудиторской деятельности [Текст] : [Федер. Закон № 119-ФЗ : принят Гос. Думой 7 авг. 2001 г. (утратил силу)] // Российская газета, № 151-152, 09.08.2001.
2. Об аудиторской деятельности [Текст] : [Федер. закон № от 307-ФЗ : принят Гос. Думой 6 дек. 2008 г. ( в ред. от 03.07.2016) // Российская газета, № 267, 31.12.2008.
3. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография / под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект. 2011. 144 с.
4. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1995. 560 с.
5. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. - М., ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. 583 с.
6. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М: Волтерс Клувер, 2005.
7. Данилевский Ю.А. Аудит и основные направления аудиторской деятельности: учебное пособие. - М.,2005
8. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов H.A., Старовойтова Аудит. М.: ФБК-Пресс, 2005. 544 с.
9. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации / И.В. Ершова, А.А. Ершов. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 167 с.
10. Закон РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности».
11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М.: ИНФА, 2001. 351 с.
12. Макарова И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // АУДИТОР. 2012. № 11.
13. Минфин России Официальный сайт Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, - https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex. - статистика
14. Ержанов М.С. Аудит – 1 (базовый учебник). Алматы: Бастау, 2005. 382 с.

Вопрос-ответ:

Кто является субъектами аудиторской деятельности в России?

Субъектами аудиторской деятельности в России являются аудиторы и аудиторские организации.

Каков правовой статус субъектов аудиторской деятельности?

Аудиторы и аудиторские организации имеют особый правовой статус, определяемый законодательством. Они обязаны иметь соответствующие сертификаты и лицензии для осуществления аудиторской деятельности.

Что представляет собой аудиторская деятельность?

Аудиторская деятельность является экономико-правовой категорией и представляет собой независимую проверку финансовой отчетности, в результате которой аудитор выносит профессиональное заключение о достоверности и соответствии этой отчетности требованиям законодательства и стандартам.

Какие нововведения в нормативном регулировании касаются субъектов аудиторской деятельности в России?

Среди нововведений в нормативном регулировании аудиторской деятельности в России - введение обязательной аттестации аудиторов, установление требований к качеству аудиторских услуг, а также усиление ответственности аудиторов за нарушения профессиональных стандартов.

Каково состояние и перспективы развития аудиторской деятельности в России?

Состояние аудиторской деятельности в России характеризуется ростом числа проведенных аудитов и повышением требований к качеству этих услуг. Перспективы развития включают в себя дальнейшее усовершенствование нормативной базы, повышение профессионального уровня аудиторов и расширение сферы применения аудиторских услуг.

Какие субъекты аудиторской деятельности существуют в России?

В России существуют различные субъекты аудиторской деятельности, включая аудиторские организации, аудиторов-физических лиц, аудиторские ассоциации и саморегулируемые организации аудиторов. Они являются участниками аудиторского процесса и выполняют различные функции, связанные с проведением аудиторской деятельности.

Какие изменения произошли в нормативном регулировании аудиторской деятельности в России?

В России были внесены значительные изменения в нормативное регулирование аудиторской деятельности. Например, был принят Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который устанавливает правовые основы для осуществления аудиторской деятельности и регулирует отношения между аудиторами, аудиторскими организациями, клиентами и государственными органами.

Что можно сказать о состоянии и перспективах развития аудиторской деятельности в России?

Состояние аудиторской деятельности в России можно охарактеризовать как динамичное и постоянно развивающееся. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к аудиту и аудиторской деятельности со стороны организаций и государственных органов. Перспективы развития аудиторской деятельности включают в себя внедрение новых технологий и стандартов, повышение профессиональных требований к аудиторам, а также укрепление контроля и надзора за аудиторской деятельностью.