46. Проблемы рефинансирования коммерческих банков Банком России
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 27.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Теоретические основы анализа системы рефинансирования кредитных организаций 4
1.1 Рефинансирование кредитных организаций: понятие и сущность 4
1.2. Ликвидность кредитных организаций как фактор финансовой стабильности 8
1.3. Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики 19
2 Анализ моделей рефинансирования кредитных организаций в условиях финансовой нестабильности 29
2.1 Анализ современного состояния и динамики ликвидности в банковском секторе РФ в контексте обеспечения финансовой стабильности 29
2.2 Современная система рефинансирования кредитных организаций в РФ 32
3. Совершенствование функционирования системы рефинансирования в РФ в условиях финансовой нестабильности 43
3.1. Проблемы функционирования системы рефинансирования в РФ в условиях финансовой нестабильности 43
3.2 Проблемы и пути имплементации подходов БКБН и Совета по финансовой стабильности к управлению ликвидностью кредитных организаций 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
В июне 2018 г. также происходил некоторый рост спроса на заимствование валюты у Банка России посредством свопов со стороны нескольких участников рынка. Однако объем предоставления валютной ликвидности Банком России был незначительным, что указывает на возможные действия случайных факторов. Некоторое расширение базисных спредов на валютных свопах происходило на фоне сезонно низкого притока валюты по текущему счету и роста объемов покупки валюты Минфином России в рамках бюджетного правила в соответствии с ростом цен на нефть в мае. Вместе с тем ситуацияс текущим счетом была более благоприятной по сравнению с прошлыми периодами, что способствовало сохранению стабильности на валютном рынке в целом. По предварительной оценке Банка России, профицит текущего счета в II квартале 2018 г. составил 22,3 млрд. долл. США против 1,9 млрд долл. США за аналогичный пери- од 2017 года.3. Совершенствование функционирования системы рефинансирования в РФ в условиях финансовой нестабильностиПроблемы функционирования системы рефинансирования в РФ в условиях финансовой нестабильностиЦентральный банк Российской Федерации (Банк России) - верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций). Центральный банк является посредником между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Банк России - это экономически самостоятельное учреждение, которое осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Банк России является юридическим лицом, уставной капитал и имущество которого являются федеральной собственностью. Председатель назначается Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Банк России осуществляет полномочия по владению, использованию и распоряжению золотовалютными резервами и другим имуществом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, вследствие чего государство может быть объявлено банкротом даже при наличии большого количества золотовалютных резервов, или процветать, даже при их отсутствии. Деятельность Банка России регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, в то время как федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ. Согласно данному федеральному закону, одной из целей деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Для осуществления данной цели Банк России выполняет такие функции, как проведение денежно-кредитной политики и рефинансирование кредитно- банковских институтов. Банк России имеет сложную организационную структуру, представленную во всех регионах страны. Механизм кредитования организаций является хорошо отлаженным, однако, в некоторых регионах с наступлением кризиса 2008 года стали выявляться проблемные места. В некоторых регионах стала появляться просроченная задолженность по кредитам Банка России, что является очень тревожным знаком для всей системы кредитования кредитных организаций. Посмотрев в динамике на объемы представленных кредитов Банка России как по Российской Федерации в целом, можно сделать выводы о том, что с каждым годом банки все больше пользуются кредитами Банка России, обеспеченными залогом ценных бумаг, нерыночных активов и поручительствами. Каждый год объем предоставленных кредитов увеличивается в 3–4 раза, однако, если взглянуть на кредитные требования банков, потенциально пригодные для обеспечения кредитов Банка России, то в них можно выявить множество несоответствий данных по отчетности и факту, и, таким образом, более половины всех кредитных требований не могут служить обеспечением кредитов Банка России. Цена на ценные бумаги, используемые в качестве залога под кредит Банка России, определяется на рынке ценных бумаг ежедневно. Но в то же время стоимость нерыночных активов, которыми могут являться векселя, права требования по кредитным договорам, выпуски облигаций и поручительства банков, и их категория качества определяется банками самостоятельно по их собственным методикам оценки. Ряд оценок, проведенных Банком России, показал, что зачастую оценка финансового положения заемщика кредитной организации и, следовательно, нерыночного актива заемщика, является завышенной. Неверно определенная категория качества актива влечет за собой множество рисков для Банка России. В ходе работы по оценке активов кредитных организаций было выявлено значительное количество рисков. Одним из значимых рисков можно назвать неадекватную оценку некоторых кредитных продуктов. Это может повлечь за собой изменение первоначальных условий кредитования и изменение категории качества данного актива. Еще одним из выявленных рисков можно назвать несоблюдение заемщиком требований банка по обеспечению среднемесячного оборота денежных средств по всем открытым банковским счетам. Подобное нарушение может послужить причиной изменения процентной ставки по кредиту, а также срока кредита. Стоит отметить, что некоторые обеспечительные договоры не содержат условия по страхованию предметов залога, что противоречит Гражданскому Кодексу РФ (ст. 343), а значит, такой договор залога может быть признан недействительным. Случаи, когда руководитель организации-заемщика и организации-поручителя – одно и то же лицо, стали происходить все чаще. Таким образом, мы можем видеть, что совместно с ростом объема предоставленных кредитов кредитным организациям, риски Банка России также возрастают, и на сегодняшний момент это является крайне важной проблемой. Для того, чтобы найти оптимальное решение данной проблемы, на ситуацию стоит взглянуть с двух разных сторон: со стороны кредитных организаций и со стороны Банка России – и рассмотреть решения с этих позиций. Одним из вариантов улучшения системы кредитования банков Банком России может послужить внесение корректив в существующие методики оценки заемщиков таким образом, чтобы все те недостатки, которые препятствуют адекватному присвоению нерыночным активам соответствующей категории качества, а, следовательно, оценке рисков Банка России, были устранены. К сожалению, сегодня банки довольствуются имеющимися методиками и не вносят в них коррективы. Одной из альтернатив для кредитных организаций для получения кредитов служит межбанковский рынок. Однако, не каждая кредитная организация имеет возможность выйти на данный рынок и получить кредит по адекватной процентной ставке. Зачастую те банки, которые не соответствуют требованиям Банка России для получения кредита Банка России, могут получать кредиты на межбанковском рынке по существенно завышенной цене[16, с.87]. Еще одним вариантом для кредитных организаций получения денег может послужить продажа нерыночных активов, однако, подобные сделки в последнее время заключаются со всё большим дисконтом, который по некоторым сделкам может составлять до 30% от общей суммы контракта. Данный факт подтверждает некорректную оценку активов банками и говорит о том, что в самих кредитных организациях об этих несоответствиях известно. Существует также ряд возможных решений, которые можно принять на уровне Банка России. Так, например, Банк России осуществляет проверку на соответствие заявленной категории качества лишь малой части активов, предложенных кредитными организациями в качестве залога под кредиты. Внедрять практику проверки всех активов банков в Центральном Банке нецелесообразно. Еще одно решение, также радикальное, – это отказать ряду кредитных организаций в выдаче кредитов под обеспечение нерыночных активов. Но такое решение противоречит целому ряду, как законодательных актов, так и внутренним регламентам и положениям Банка России. Приказ председателя Банка России о предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, говорит о том, что для корректировки стоимости активов, принятых в целях обеспечения возможности получения кредитными организациями кредитов Банка России, в сводно-экономическом отделе Экономического Управления должны применяться поправочные коэффициенты, которые зависят от категории качества активов. Как вариант снижения рисков, можно понизить данные коэффициенты, что сократит сумму выданного кредита по отношению к определенной кредитной организацией стоимости актива. Такая практика имела место в 2008 г. в кризисное время, однако, сейчас коэффициенты повышены. И, наконец, еще один способ решить данную проблему – это ввести единый рыночный механизм оценки качества и стоимости активов кредитных организаций. Такой подход повлечет за собой определение единых стандартов качества, создание банками стандартных активов и применение единого метода оценки активов. Таким образом, получается, что решение задачи снижения рисков Банка России по выдаваемым кредитам полностью ложится на плечи Банка России. При выборе оптимального решения стоит учитывать целый ряд критериев, которым должно удовлетворять в будущем внедренное решение. К таким критериям можно отнести практическую реализуемость решения. Если решение на бумаге выглядит идеальным, а его реализация является крайне затрудненной, такое решение не подходит. Также немаловажным критерием должно служить отсутствие противоречий существующему федеральному и региональному законодательству. Принятое решение должно удовлетворять как Банк России, так и коммерческие банки, поэтому решение должно быть выгодно обеим сторонам. Одним из критериев также послужит стоимость детальной разработки решения и его внедрения на практике. Получается, что альтернатива внедрения стандартов качества активов и создания стандартных активов является наилучшей практически по всем значимым показателям. Создание стандартов качества банковских продуктов позволит достичь целого ряда критически важных целей. Так, например, будет достигнуто улучшение качества банковских продуктов за счет определения оптимальных клиентских свойств. Также качество управления банковскими рисками значительно повысится. Это произойдет за счет стандартизации ряда свойств банковских продуктов, которые ограничивают возможные материальные потери в процессе использования продукта. Еще будет достигнута цель развития вторичного рынка продуктов, в частности активов. Появление стандартных активов, по которым однозначно могут быть оценены риски и которые могут быть однозначно оценены, будет важным шагом на пути к достижению данной цели. На текущий момент планируется разработка стандартов таких банковских продуктов, как кредиты малому и среднему бизнесу, кредиты нефинансовым организациям, автокредиты, ипотечные и потребительские кредиты. Таким образом, механизм рефинансирования кредитных организаций под залог стандартных активов потребует выполнение ряда условий, как коммерческими банками, так и Банком России. Со стороны кредитных организаций потребуется наличие стандартных кредитов в кредитном портфеле, а также готовность покупать стандартные активы. Для Банка России будет необходимо решение о включении стандартных активов в пул обеспечения по кредитам Банка России и наличие вторичного рынка стандартных активов.В результате внедрения системы стандартов качества активов, и создания стандартных активов будет не только решена задача минимизации рисков Банка России при кредитовании коммерческих банков, но и укрепится устойчивость банковской системы. Реорганизация внутренних процессов в банках позволит устранить ряд причин финансовых проблем. Единые стандарты качества позволят определять реальную стоимость банковских активов. В целом новая система позволит улучшить механизм рефинансирования банковской деятельности.3.2 Проблемы и пути имплементации подходов БКБН и Совета по финансовой стабильности к управлению ликвидностью кредитных организацийПоскольку деятельность финансовых организаций, прежде всего кредитных, оказывает существенное влияние на денежный оборот, который является кровеносной системой бизнеса, она регулируется специальными надзорными органами, основным из которых выступает национальный центральный банк. В России это Банк России, в США - Федеральная резервная система. Международной организацией, осуществляющей выработку основных принципов по международному банковскому надзору, является Базельский комитет. Кредитный риск (creditrisk) - наиболее распространенный вид финансового риска. Он заключается в возможности потерь вследствие неспособности контрагента выполнить свои контрактные обязательства предоставлении ею товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную организацией в кредит готовую продукцию. Кредитные риски возникают при проведении большинства операций, совершаемых на финансовых рынках.Кредитный риск по источнику проявлений подразделяют на внешний (риск контрагента) и внутренний (риск кредитного продукта) риски.Внешний риск обусловлен оценкой платежеспособности и надежности контрагента, возможностью объявления им дефолта. Иными словами, риск находится вне данной организации, за пределами его хозяйственной обособленности. В его составе выделяют:- риск контрагента сопряжен с неполнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности заемщика, с негативными изменениями платежеспособности заемщика в период кредитования;- страновой риск - возможность невыплаты кредита по причинам политического характера, военных действий, неустойчивого развития экономики. Страновой риск возникает при осуществлении внешнеэкономических операций;- риск концентрации портфеля проявляется в преобладании в структуре заемщиков большого количества контрагентов из одной страны, отрасли, региона, что повышает риск неплатежа в силу схожести условий для всей группы.Внешние финансовые риски, связанные с соответствующим изменением: - налогооблагаемой базы и ставок налогоообложения; - действующих процентных ставок и др. Финансовые риски соответственно могут быть представлены в зависимости от характерного объекта управления следующим образом. Внутренние финансовые риски, связанные с управлением в организации: - активами; - пассивами. Внутренний риск связан непосредственно с самим кредитным продуктом. В его состав включают: - риск невыплаты долга и процентов по нему;- риск завершения операции предполагает, что существует вероятность того, что заемщик не сможет выполнить свои обязательства в оговоренные сроки и поэтому операция не будет завершена;- риск обеспечения кредита касается физического состояния материальных ценностей, взятых в обеспечение. Например, по долгосрочным кредитам предмет залога может потерять часть своей стоимости по причине морального устаревания, по причине изменения цены на аналогичные товары. Другая потенциальная опасность - юридическая невозможность осуществления прав залога. Особое значение имеет оценка и управление кредитным риском для финансовых организаций. Вместе с тем по мере становления и развития финансовых рынков и другие коммерческие организации все чаще вынуждены учитывать их в своей деятельности.Риск ликвидности (liquidityrisk) можно отнести к основным видам финансовых рисков нефинансовой организации. Риски ликвидности делятся на два типа: риск потери ликвидности в связи с разрывом в сроках погашения требований и обязательств (cashflowliquidityrisk), его называют еще риском балансовой ликвидности, и риск ликвидности рынка (marketliquidityrisk). Риск балансовой ликвидности выражается в вероятности несовпадения во времени денежных поступлений от реализации товаров и услуг и сроков погашения обязательств. Проявлением риска выступает неспособность организации оплачивать счета поставщиков, требования кредиторов, вовремя производить выплаты заработной платы.Риск ликвидности рынка возникает в результате невозможности продать имеющиеся активы по приемлемой цене в короткий период времени. На балансе организации активы отражены по стоимости, зафиксированной на определенный момент, эта стоимость может существенно отличаться от текущей рыночной стоимости.Валютный риск - возможные потери организации, вызванные необходимостью покупать валюту по более высокой цене, используя валюту, которая на момент операции упала в цене.Ценовой риск рынка акций, или фондовый риск существует во многих проявлениях и выражается в потери акциями своей стоимости. Это риск того, что инвестиции будут падать в цене из-за отрицательной динамики фондового рынка и повлекут за собой денежные потери. Падение цены собственных акций может иметь разные причины, в том числе нечеткая политика управления капиталом организации, падение акций в результате слияний и поглощений, формирование венчурного капитала. Этот риск распространяется не только на акции компаний, но и на фондовые индексы.Ценовой риск товарных рынков, или товарный риск схож с фондовым риском, но его объектом выступают не акции, а конкретные товары; Риск рынка производных финансовых инструментов является вторичным по отношению к фондовому риску. К производным финансовым инструментам относятся: фьючерсные, форвардные контракты, опционы и свопы.Процентный риск - риск потерь в результате изменения процентных ставок по долговым ценным бумагам (облигациям, займам и т. п.). Если на рынке происходит общее повышение процентных ставок вследствие уменьшения предлагаемой денежной массы, то стоимость облигации с фиксированной ставкой снижается.Операционный риск - риск, понесенный организацией по причинам внутренней деятельности. Стандарт «Базель II» определяет операционный риск как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий.Операционный риск охватывает группу рисков, возникающих из-за взаимоотношений между людьми, из-за некомпетентности менеджеров и других сотрудников, по причине нечеткости хозяйственной системы и процессов, с помощью которых организация - хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. Он может включать другие классы рисков, такие как мошенничество, правовые риски, физические и экологические риски. Операционный финансовый риск возникает как в процессе финансовой деятельности организации, так и в результате общей деятельности.Работа с рисками в кредитных организациях проводится на основании указа Банка России № 3624-У от 15 апреля 2015 года «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы». Но в то же время не прослеживается четко выстроенная система рисков кредитных организаций. На основании современного риск менеджмента можно выделить три стадии рисков в кредитных организациях:- на первой стадии выделяют регуляторный риск. Риск использования надзорных мер для контролирования и регулирования деятельности кредитных организаций;- на второй стадии выделяют два риска: стратегический риск и риск потери ликвидности;- на третьей стадии выделяют несколько важных для деятельности кредитной органиазции рисков: операционный риск (снижение доходов от операционной деятельности кредитных организаций), валютный риск (возникновение убытка при проведении операций с иностранной валютой, снижение курса российской валюты, повышение курса иностранной валюты), рыночный риск (потеря доли рынка, снижение присутствия кредитной организации на потребительском рынке, повышение уровня конкуренции на рынке), правовой риск (изменения в нормативно-законодательных актах).Основным методом при исчислении рисков для Банка России остается балльный метод. В настоящее время в западном банковском мире широко применяется многомерное шкалирование угроз и мультифакторный анализ [13, с.68].Многомерное шкалирование учитывает в нескольких плоскостях уровень нарастания напряжение системы и соответственно угроз в каждой точке прогнозного развития банка. Мультифакторный анализ позволяет выстроить систему факторов, воздействующих на банк, определенная совокупность которых может оказывать критическое воздействие, приводя к дисфункции. Данные методы позволяют видеть картину развития банка в целом. Балльный метод не учитывает прогноз деятельности банка, а оценивает только здесь и в настоящий момент времени конкретный параметр и не более того.На взгляд автора исследования в данной работе ошибкой явилось просто постулирование необходимости регуляторного риска без раскрытия методологии его оценки. В ситуации, когда данный риск был заявлен как главный, банки были вынуждены самостоятельно его оценивать в условиях полной неопределенности позиции Банка России.Таблица 11- Основное значение Банк России придает проверкам служб внутреннего контроляОбласти проверок служб внутреннего контроля:Экономическая среда –в принципе никак не оцениваетсяПравовая среда –главный предмет проверокслужб внутреннего контроля банков РоссииБизнес-процессы –постольку, поскольку затрагивает соответствие законодательствуРабота внутреннего контроля –остаточное значениеВ марте 2018 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 7 марта 2018 г. №53ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 452 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России), касающиеся применения Банком России в качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов. В частности, Банк России наделяется правом на основании решения Совета директоров Банка России устанавливать надбавки к коэффициентам риска для отдельных видов активов, которые учитываются при расчете нормативов достаточности капитала кредитных организаций. Виды активов, к которым могут быть установлены надбавки к коэффициентам риска, и характеристики указанных видов активов будут определены в нормативном акте Банка России. Надбавки к коэффициентам риска по отдельному виду активов могут быть дифференцированными в зависимости от значений характеристик этого вида активов, которые также могут устанавливаться Банком России на основании решения Совета директоров Банка России. Информация о размерах установленных Советом директоров Банка России надбавок к коэффициентам риска и значениях характеристик видов активов будет публиковаться на официальном сайте Банка России в сети Интернет. Банк России имеет достаточно длительный опыт применения в макропруденциальных целях повышенных коэффициентов риска для отдельных активов при расчете нормативов достаточности капитала банков, однако ранее вносились изменения в действующее пруденциальное регулирование (Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. №180И «Об обязательных нормативах банков» (далее – Инструкция Банка России №180И). В рамках реализации нового подхода на официальном сайте Банка России в сети Интернет 13 апреля для публичного обсуждения был опубликован проект указания Банка России. Новый механизм установления повышенных секторальных требований к капиталу в форме надбавок к коэффициентам риска должен способствовать повышению эффективности макропруденциальной политики Банка России. Во-первых, установление надбавок на основании решения Совета директоров без внесения изменений в нормативные акты Банка России повысит оперативность принятия решений по применению макропруденциальных мер. Во вторых, изменение надбавок к коэффициентам риска может осуществляться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, что даст возможности оперативно смягчать требования в случае стресса. В-третьих, дифференциация надбавок к коэффициентам риска в зависимости от изменения значений факторов риска соответствует таргетированному характеру макропруденциальных мер. На основании решения Совета директоров Банка России будут устанавливаться значения следующих характеристик видов активов: – показателя долговой нагрузки (ПДН) по потребительским кредитам (займам), определяемого как отношение суммы среднемесячных платежей по всем потребительским кредитам и займам заемщика к величине среднемесячного дохода заемщика; – полной стоимости потребительского кредита (займа), рассчитанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. №353ФЗ «О потребительском кредите (займе)»; – соотношения величины основного долга по потребительскому кредиту (займу) на приобретение жилого помещения, обеспеченному залогом жилого помещения (ипотекой), к справедливой стоимости предмета залога. Значения других характеристик видов активов определяются в проекте нормативного акта Банка России с учетом расшифровок кодов активов, по которым в соответствии с Инструкцией Банка России от 28 июня 2017 г. №180И «Об обязательных нормативах банков» (далее – Инструкция Банка России №180И) в настоящее время установлены повышенные коэффициенты риска. Предполагается, что для отдельных видов активов, к которым могут быть применены надбавки к коэффициентам риска в рамках нового механизма регулирования, коэффициенты риска в Инструкции Банка России №180И будут приведены к стандартному значению (100%, за исключением активов с пониженными коэффициентами риска). Действие проекта нормативного акта Банка России будет распространяться на все действующие кредитные организации. В соответствии с опубликованным проектом нормативного акта Банка России надбавки к коэффициентам риска по потребительским кредитам могут различаться в зависимости от значения ПДН заемщика. Использование ПДН при установлении надбавок к коэффициентам риска позволит более направленно влиять на кредитную политику банков, ограничивая рост кредитования именно заемщиков с высокой долговой нагрузкой, что будет способствовать снижению рисков банковского сектора и одно временно сдерживать рост закредитованности граждан. Для определения достаточности капитала банки должны будут рассчитывать ПДН по всем потребительским кредитам с суммой основного долга свыше 10 тыс. руб. при принятии решения об их выдаче, а также при установлении или увеличении предельного лимита по потребительским кредитам, предоставляемым с использованием банковских карт. Учитывая, что в настоящее время банки поразному подходят к оценке долговой нагрузки заемщика при принятии решения о кредитовании, введение данного требования будет носить отложенный характер: планируется, что расчет ПДН для банков станет обязательным с 1 января 2019 года. В целях унификации расчета ПДН в проекте нормативного акта Банка России определяются требования к расчету этого показателя, при этом банки самостоятельно определяют методику расчета ПДН в части, не противоречащей установленным требованиям. При подготовке документа были учтены существующая практика оценки банками долговой нагрузки заемщика, доступность и качество используемой информации, в том числе состав сведений по кредитам физических лиц, хранящихся в бюро кредитных историй. В соответствии с требованиями к расчету ПДН банки должны будут определять сумму среднемесячных платежей по всем потребительским кредитам и займам заемщика, в том числе по договорам, заключенным заемщиком с другими кредиторами. Для этого банки должны использовать информацию, содержащуюся в кредитном отчете, предоставляемом бюро кредитных историй по запросу банка в соответствии с требованиями и положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. №218ФЗ «О кредитных историях». В октябре 2017 г. на официальном сайте Банка России в сети Интернет был размещен консультативный доклад «О стратегии развития рынка услуг бюро кредитных историй», в котором представлено несколько вариантов схемы определения совокупных долговых обязательств заемщика. В настоящее время проводятся консультации с финансовыми организациями по предпочтительному варианту схемы. Формула предполагает включение в сумму среднемесячного платежа суммы просроченной задолженности заемщика. Такой подход направлен на ограничение предоставления кредитов высокорискованным заемщикам, уже имеющим неплатежи по другим кредитам. Именно предоставление таких кредитов стало причиной кризиса на ипотечном рынке США в 2007 году. В соответствии с проектом нормативного акта Банка России банки при определении величины среднемесячного дохода заемщика должны преимущественно использовать подтвержденный доход. В проекте предложен широкий перечень подтверждающих доход документов. Если при обращении в банк заемщик указал доход в оформленном заявлении о предоставлении кредита, а подтверждение дохода отсутствует, при расчете ПДН банк должен использовать наименьшую из следующих величин: заявленный заемщиком доход и среднедушевой доход в регионе местонахождения заемщика, публикуемый на официальном сайте Росстата в сети Интернет. В целях исключения регулятивного арбитража требования к расчету ПДН при принятии решения о кредитовании будут установлены и для микрофинансовых организаций с учетом особенностей их деятельности.ЗаключениеРефинансирование банков Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) – это разновидность межбанковского кредита (МБК). Современный этап развития экономической ситуации в России, имеет потребность в замедлении процесса инфляции и применении всех возможных инструментов для стимулирования экономического роста. Важнейшие значение для России имеет денежно-кредитная политика ЦБ РФ. Она отличается активным использованием всех возможных методов и инструментов воздействия в целях обеспечения укрепления и устойчивости банковской сферы. Банк России проводит рефинансирование кредитных организаций с помощью операций на открытом рынке и операций постоянного действия. С помощью рефинансирования ЦБ РФ управляет ликвидностью банковского сектора и поддерживает устойчивость национальной платежной системы.Система рефинансирования кредитных учреждений пришла в Россию в 90-х годах из за рубежа. В частности первый опыт Россия по рефинансированию кредитных учреждений переняла у страны с развитой экономикой - Голландии. В то время применялось только несколько видов рефинансирования кредитных учреждений. В современном мире ЦБ РФ и Правительство РФ разработали денежно-кредитную политику страны, в которой рефинансирование кредитных учреждений является одним из основных инструментов ее регулирования. Ликвидностью коммерческого банка называется его способность качественно и своевременно исполнять обязательства перед физическими и юридическими лицами (вкладчиками, инвесторами, кредиторами).Ликвидность банка – это способность банковской организации своевременно и в полноценном размере выполнять обязательства перед собственными клиентами. В данные обязательства входит несколько основных моментов – это настоящие обязательства перед клиентами, и обязательства, которые носят условный характер.Денежно-кредитная политика РФ совершенствуется при совместной работе правительства и Центрального банка страны (ЦБ РФ). Объем в экономике достаточного количества денежных средств и кредитов, которые требуются для экономического развития страны является основной задачей денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Основной инструмент реализации – проведение рефинансирования коммерческих банков ЦБ РФСостояние экономики РФ ухудшается из-за нехватки банковских активов. Возможный путь решения – использование государственных средств. Вклады населения недостаточны для развития кредитования, сфера бизнеса мало заинтересована банковским сектором, привлечение иностранного финансирование, чревато кредитной зависимостьюИз вышесказанного следует, что современный этап развития экономической ситуации в России, имеет потребность в замедлении процесса инфляции и применении всех возможных инструментов для стимулирования экономического роста. Важнейшие значение для России имеет денежно-кредитная политика ЦБ РФ. Она отличается активным использованием всех возможных методов и инструментов воздействия в целях обеспечения укрепления и устойчивости банковской сферы. Это значит, существует необходимость создания? результативно функционирующей системы рефинансирования кредитных организаций. Такая система должна обладать активной системой кредитования между банками, ЦБ РФ должен обеспечить для банковской сферы требующееся доступное рефинансирование. Введение новой системы может позволить повысить качество рефинансирования банковской деятельности. За счет совокупности возможностей, признанных ЦБ, подходящими для предоставления краткосрочных займов. Этот метод преобразования кредитного рынка страны, дает возможность для его участников сохранять функциональность системы экономики России согласно мировому уровнюВ целях поддержания финансовой стабильности банковского сектора Российской Федерации Центральным Банком осуществляются меры направленные на обеспечение ликвидности, платежеспособности и устойчивости кредитных организаций. Среди инструментов денежно- кредитной политики, применяемых мегарегулятором, отдельный интерес представляют направленные на регулирование ликвидности банковской системы. В частности, операции рефинансирования кредитных организаций Центрального Банка, проводимые в целях поддержания ликвидности банковской системы, и инструменты абсорбирования ликвидности банковского сектора, используемые для изъятия избыточной банковской ликвидности.Список используемой литературыФедеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 08.04.2008, с изм. от 27.10.2008) «О банках и банковской деятельности»;Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с послед. изм.) // СПС КонсультантПлюсФедеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (с послед. изм.). // СПС КонсультантПлюсПоложение Банка России от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с послед. изм.). // СПС КонсультантПлюс.Davenport T. Process Innovation: Reengeneering Work through Information Technology, Boston , MA.: Harvard Business School Press. 1993Zucchi F., Edwards S. Human resource management aspects of business process reengineering: a survey //Business process management Journal.- 1999.V.5, №4.-P.325-344.Банковское дело: Учебник /О.И.Лаврушин [и др.]; под ред. проф. О.И. Лаврушина.- М.: КноРус, 2013.- 723 с. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: розничный бизнес, 2016 год.Бобрик М.А. Кредитование реального сектора экономики//Банковское кредитование.- 2014.- №3.- С. 22 – 28. Бондаренко И.А., Басилашвили Т.П. Об особенностях внедрения международных банковских стандартов Банком России, электронный научный журнал «Киберленинка», 2015 год Иванова С.П. Эффективная и стабильная банковская система – необходимое условие для устойчивого развития российской экономики, электронный научный журнал ЕЛибрари, 2015 год № 42 с. 28-32Игонина Л.Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал//Финансы и кредит.- 2015.- №2.- С. 2 – 13.Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг/Р.А.Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 325 с.Новые модели банковской деятельности в современной экономике./ Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: КноРус, 2015.- 168 с.Обзор финансовой стабильности, http://www.cbr.ru/analytics/?ch=ITM_31265&prtid=fin_stab#CheckedItemСистема инструментов кредитно-денежной политики, http://cbr.ru/DKP/about_monetary_policy/monetary_policy_framework/Соловьева С.В., Ремезова М.Ю. Особенности функционирования российской банковской системы в условиях кризиса электронный научный журнал ЕЛибрари, 2016 год № 2 с. 24-30Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики. /Под ред. О.И.Лаврушина.- М.: КноРус,2014.- 280 с.www.government.ru – Официальный сайт Правительства РФwww.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФwww.raexpert.ru - Экспертное агентство «ЭкспертРА»http://www.ifin.ru/ - сайт портала «Интернет Финансы».http://www.paysyscenter.ru/ - Компания «Центр исследований платежных систем и расчетов» http://www.plusiminus.com – Независимая оценка финансовых компанийhttp://www.prime-tass.ru - Агентство экономической информации «Прайм-Тасс»
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 08.04.2008, с изм. от 27.10.2008) «О банках и банковской деятельности»;
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с послед. изм.) // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (с послед. изм.). // СПС КонсультантПлюс
4. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с послед. изм.). // СПС КонсультантПлюс.
5. Davenport T. Process Innovation: Reengeneering Work through Information Technology, Boston , MA.: Harvard Business School Press. 1993
6. Zucchi F., Edwards S. Human resource management aspects of business process reengineering: a survey //Business process management Journal.- 1999.V.5, №4.-P.325-344.
7. Банковское дело: Учебник /О.И.Лаврушин [и др.]; под ред. проф. О.И. Лаврушина.- М.: КноРус, 2013.- 723 с.
8. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: розничный бизнес, 2016 год.
9. Бобрик М.А. Кредитование реального сектора экономики//Банковское кредитование.- 2014.- №3.- С. 22 – 28.
10. Бондаренко И.А., Басилашвили Т.П. Об особенностях внедрения международных банковских стандартов Банком России, электронный научный журнал «Киберленинка», 2015 год
11. Иванова С.П. Эффективная и стабильная банковская система – необходимое условие для устойчивого развития российской экономики, электронный научный журнал ЕЛибрари, 2015 год № 42 с. 28-32
12. Игонина Л.Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал//Финансы и кредит.- 2015.- №2.- С. 2 – 13.
13. Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг/Р.А.Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 325 с.
14. Новые модели банковской деятельности в современной экономике./ Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: КноРус, 2015.- 168 с.
15. Обзор финансовой стабильности, http://www.cbr.ru/analytics/?ch=ITM_31265&prtid=fin_stab#CheckedItem
16. Система инструментов кредитно-денежной политики, http://cbr.ru/DKP/about_monetary_policy/monetary_policy_framework/
17. Соловьева С.В., Ремезова М.Ю. Особенности функционирования российской банковской системы в условиях кризиса электронный научный журнал ЕЛибрари, 2016 год № 2 с. 24-30
18. Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики. /Под ред. О.И.Лаврушина.- М.: КноРус,2014.- 280 с.
19. www.government.ru – Официальный сайт Правительства РФ
20. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ
21. www.raexpert.ru - Экспертное агентство «ЭкспертРА»
22. http://www.ifin.ru/ - сайт портала «Интернет Финансы».
23. http://www.paysyscenter.ru/ - Компания «Центр исследований платежных систем и расчетов»
24. http://www.plusiminus.com – Независимая оценка финансовых компаний
25. http://www.prime-tass.ru - Агентство экономической информации «Прайм-Тасс»
Вопрос-ответ:
Что такое рефинансирование кредитных организаций?
Рефинансирование кредитных организаций - это процесс, при котором Банк России предоставляет коммерческим банкам средства на определенных условиях для повышения их ликвидности и финансовой стабильности.
Какое влияние имеет ликвидность кредитных организаций на их финансовую стабильность?
Ликвидность кредитных организаций играет ключевую роль в их финансовой стабильности. Недостаточная ликвидность может привести к трудностям в выполнении обязательств перед клиентами, а избыточная ликвидность может уменьшить прибыльность и эффективность деятельности организации.
Какие инструменты используются для регулирования денежно-кредитной политики?
Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики включают: установление процентных ставок на кредитные операции, установление резервных требований, проведение операций на открытом рынке, использование прямых регулятивов и прочих мер по регулированию денежного обращения.
Какие модели рефинансирования кредитных организаций используются в условиях финансовой нестабильности?
В условиях финансовой нестабильности используются различные модели рефинансирования кредитных организаций, включая предоставление экстренных кредитов на специальных условиях, проведение операций по обмену ценных бумаг, долевое участие в капитале организаций и другие меры, направленные на обеспечение стабильности банковской системы.
Каково современное состояние и динамика анализа моделей рефинансирования кредитных организаций?
Анализ моделей рефинансирования кредитных организаций включает изучение текущего состояния и динамики использования различных инструментов рефинансирования, а также оценку их эффективности и влияния на финансовую стабильность банковской системы.
Какие основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики?
Основными инструментами регулирования денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, регулирование обязательных резервов, изменение ключевой ставки и другие меры, принимаемые Банком России.
Что такое рефинансирование кредитных организаций?
Рефинансирование кредитных организаций - это операция, при которой Банк России предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам под залог ценных бумаг и иных активов.
Какова роль рефинансирования в финансовой стабильности кредитных организаций?
Рефинансирование играет важную роль в обеспечении ликвидности и стабильности кредитных организаций. Предоставление кредитных ресурсов Банком России позволяет банкам выполнять свои обязательства перед клиентами и предотвращает развитие кризисных ситуаций.
Какие проблемы могут возникнуть при рефинансировании коммерческих банков?
При рефинансировании коммерческих банков могут возникнуть такие проблемы, как неплатежеспособность заемщиков, низкая качественная структура залогового пакета, высокий уровень кредитного риска и др. Эти проблемы могут привести к неустойчивости банковской системы и требуют анализа и принятия мер со стороны Банка России.
Какие модели рефинансирования кредитных организаций существуют в условиях финансовой нестабильности?
В условиях финансовой нестабильности существуют различные модели рефинансирования кредитных организаций, такие как предоставление льготных кредитов, увеличение сроков рефинансирования, снижение ставок и др. Эти модели направлены на повышение финансовой устойчивости банковской системы и смягчение последствий кризисных ситуаций.
Какие теоретические основы анализа системы рефинансирования кредитных организаций?
Теоретические основы анализа системы рефинансирования кредитных организаций включают в себя изучение понятий и сущности рефинансирования, роли и функций Банка России в данном процессе, а также основных инструментов регулирования денежно-кредитной политики.
Каким образом ликвидность кредитных организаций влияет на их финансовую стабильность?
Ликвидность кредитных организаций является важным фактором финансовой стабильности. Недостаток ликвидности может привести к нарушению платежеспособности и дальнейшему банкротству организации. Поэтому управление ликвидностью является одной из ключевых задач коммерческих банков.