Конституция и Конституционное развитие Франции
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 03.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конституционное развитие Франции после принятия Конституции 1958 г. 5
1.1 Положения, закрепленные в Конституции 1958 г. 5
1.2 Порядок пересмотра и конституционные реформы 10
1.2.1 Маастрихтский договор 12
1.3 Конституционный контроль 13
2. Конституционные права и свободы 17
2.1 Личные права и свободы 17
2.2 Социальные и экономические права 18
2.3 Политические права и свободы 19
2.4 Юридические гарантии прав и свобод 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Социальные и экономические права французов строятся на принципах либерализма. То есть, граждане сами должны устраивать свою судьбу. Государство в этих отношениях играет лишь внешнюю роль, определяя правила поведения. Вопрос может возникнуть в отношении определения роли. Конституционный строй Франции показывает, что она должна быть социально ориентированной, гарантировать защиту наименее защищенных слоев. Такой подход явно выражен в Преамбуле к Конституции 1946 года.Но основное содержание этих прав относится к сфере трудовых правоотношений. Государство взяло на себя обязанность гарантировать реализацию трудовых прав и их защиту, в том числе посредством профсоюзных организаций.Работники могут заключать с работодателями коллективные договоры, а также бастовать в случае доведения трудовых конфликтов «до тупика».Помимо трудовых прав, Преамбула провозглашает конституционные права развития личности и семьи. Под этим понимается забота о матери и ребенке, помощь престарелым и нетрудоспособным, охрана здоровья, обеспечение отдыха и досуга, способствование образованию и получению профессии.2.3 Политические права и свободыКонституционные политические права и свободы закреплены практически во всех частях Конституции Франции 1958 года.Базовым принципом политических прав является возможность создавать союзы, в том числе государственные, которая ответственна перед нацией и подчиняется ей как единственному источнику власти и суверенитета. Отсюда и главный политический принцип: правление народа, через народ и для народа.Поэтому главная задача государства заключается в защите естественных прав человека и создании благоприятных условий для их реализации. Задача решается посредством публичной власти, причем не имеет значение в ее республиканском содержании: является ли она парламентской, президентской или смешанной. Она должна служить не частным интересам, а всему народу.Соответственно, политический суверенитет принадлежит нации в целом, никакая ее часть или отдельная личность не может себе ее присвоить.Власть народ осуществляет путем прямой или косвенной демократией, то есть через референдум или своих представителей. Голосование является всеобщим, равным и тайным, хотя и может иметь косвенную или прямую форму волеизъявления.На конституционном уровне провозглашены политический плюрализм, свобода создания политических партий (даже если в них состоит всего два члена), свобода слова и другие классические и исторические признанные права.Текст Конституции содержит ограниченный перечень политических прав и свобод. Но дело в том, что в их развитие Конституционный совет признал нормы, содержащиеся в иных законов в отношении данной категории прав, также конституционными по своему содержанию и характеру.2.4 Юридические гарантии прав и свободЮридическую гарантию прав и свобод должны обеспечивать законы, которые квалифицируются как выражение народной воли. Законотворчество гражданами реализуется непосредственно путем участия в референдуме или через своих представителей.Декларация 1789 года провозглашает равенство перед законом всех граждан, социальные же различия связаны с понятием общественной полезности, а не принадлежностью к определенной социальной группе.Соответственно Декларация объясняет принцип свободы: дозволено все, что не запрещено законом, при условии, что эти свободы не вступают в конфликт с аналогичными интересами других граждан. Задача закона – минимизировать, а лучше устранить возможный конфликт.Главным гарантом прав и свобод провозглашена судебная ветвь власти, охраняющая личную свободу и уважение к личности.Посягательство на права и свободы личности со стороны административных структур подлежит рассмотрению в специальных трибуналах, правомочных отменить любое решение этих органов управления и власти.Защита от посягательств других лиц и государства возложена на суды общей юрисдикции. Они разнообразны по компетенции: существуют суды, осуществляющие гражданское и уголовное судопроизводство, коммерческие трибуналы, суды по трудовым спорам, по делам несовершеннолетних и тому подобное.Согласно Конституции, судебная система выглядит следующим образом:Высший совет магистратуры в отношении судей и прокуроров (ст. 64, 65).Высокая Палата правосудия: парламент, выполняющий функции по рассмотрению вопроса об отстранения Президента от власти (разд. IX).Палата Правосудия: избирается из членов Парламента и рассматривает вопросы уголовной ответственности членов Правительства (разд. X).Защитник прав (разд. XI bis) – уполномоченный по защите прав человека.Защитные функции выполняют и некоторые другие государственные органы.Например, Президент Пятой республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятие актов либо действий, связанных с нарушением прав человека. Для этого он может воспользоваться правом отлагательного вето, обращения в Конституционный совет или воспользоваться чрезвычайными полномочиями, указанными в ст. 16 Конституции.Конституция страны предусматривает и должность уполномоченного по правам человека, но его полномочия более, чем скромные: прежде всего привлекать внимание общественности к фактам нарушения прав человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.Французская Конституция V Республики, семнадцатая по счету, была принята путем всенародного голосования в условиях острого политического кризиса при парламентской форме правления.Ее своеобразие заключается в том, что основной упор в тексте делается на вопросах функционирования исполнительной и законодательной ветвей власти с доминированием первой.Преобладание президентской власти над парламентом заключается не только в том, что он имеет больше полномочий, но и в вопросах реформирования конституционного закона.Вместе с тем, определенный баланс сил призваны обеспечивать органы конституционного контроля: Конституционный совет в отношении законов и Государственный совет в отношении подзаконных актов Правительства.Вопросы прав и свобод человека и гражданина непосредственно в основном тексте затронуты незначительно. Они перечисляются в составных блоках Конституции: Декларации 1789 года и Преамбуле 1946 года.Принципом и основой конституционных прав и свобод провозглашены исторический лозунги «Свобода! Равенство! Братство!» и «Власть для народа и посредством народа».В основе же личных, а также социально-экономических прав заложено право неприкосновенности частной собственности. Но в некоторых случаях, если этого требуют общественные интересы, собственность может быть национализирована с соответствующей компенсацией.Политические права и свободы соответствуют современным ценностям: свобода слова, политический плюрализм, право объединения в политические партии и так далее.Юридической гарантией соблюдения и реализации прав и свобод являются Президент, разветвленная судебная система и уполномоченный по правам человека.В целом, Конституция 1958 года отражает существующие реалии жизни современной Франции.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Франции 1958 года // Конституции государств (стран) мира: Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=138 (дата обращения: 17.11.2018).Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С.Ю. Кашкин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 650 с.Специальная литератураБаглайМ.В., Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 976 с.Борискова, И.В. Судебная система Франции / И.В. Борискова // Территория науки. – 2015. - № 5. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-sistema-frantsii-1 (дата обращения: 18.11.2018).Бочкарев, С.В. Основные конституционно-правовые принципы Пятой республики во Франции / С.В. Бочкарев // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2015. - № 2 (27). – С. 32-35.Коллиар, Ж.-К. Новый конституционный совет? / Ж.-К. Коллиар // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. – 2014. - № 3. – С. 63-67.Леонтьева, Я.К. Политические права граждан в конституции Франции / Я.К. Леонтьева, Д.Ю. Ковалева // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей. – Курск, 2016. – С. 75-78.Лучинин, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. – 2-е изд. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 727 c.Пилипенко, А.Н. Публичный контроль во Франции: монография / А.Н. Пилипенко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 256 с.Рассказов, Л.П. Развитие конституционного строя Германии и Франции в новейшее время: сравнительно-правовой анализ / Л.П. Рассказов // Научный журнал КубГАУ–ScientificJournalofKubSAU. 2013. №94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-konstitutsionnogo-stroya-germanii-i-frantsii-v-noveyshee-vremya-sravnitelno-pravovoy-analiz (дата обращения: 18.11.2018).Хабриева, Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография / Т.Я. Хабриева. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Франции 1958 года // Конституции государств (стран) мира: Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=138 (дата обращения: 17.11.2018).
2. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С.Ю. Кашкин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 650 с.
Специальная литература
3. Баглай М.В., Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 976 с.
4. Борискова, И.В. Судебная система Франции / И.В. Борискова // Территория науки. – 2015. - № 5. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-sistema-frantsii-1 (дата обращения: 18.11.2018).
5. Бочкарев, С.В. Основные конституционно-правовые принципы Пятой республики во Франции / С.В. Бочкарев // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2015. - № 2 (27). – С. 32-35.
6. Коллиар, Ж.-К. Новый конституционный совет? / Ж.-К. Коллиар // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. – 2014. - № 3. – С. 63-67.
7. Леонтьева, Я.К. Политические права граждан в конституции Франции / Я.К. Леонтьева, Д.Ю. Ковалева // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей. – Курск, 2016. – С. 75-78.
8. Лучинин, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. – 2-е изд. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 727 c.
9. Пилипенко, А.Н. Публичный контроль во Франции: монография / А.Н. Пилипенко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 256 с.
10. Рассказов, Л.П. Развитие конституционного строя Германии и Франции в новейшее время: сравнительно-правовой анализ / Л.П. Рассказов // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. 2013. №94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-konstitutsionnogo-stroya-germanii-i-frantsii-v-noveyshee-vremya-sravnitelno-pravovoy-analiz (дата обращения: 18.11.2018).
11. Хабриева, Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография / Т.Я. Хабриева. – М.: ИНФРА-М, 2017.
Вопрос-ответ:
Какие положения закреплены в Конституции Франции 1958 года?
Конституция Франции 1958 года закрепляет принципы государственного устройства, власти, систему органов государственной власти, права и обязанности граждан. Она устанавливает президентскую республику, права и полномочия президента, систему парламента, органы исполнительной власти, независимую судебную систему. Конституция также определяет порядок избрания президента, премьер-министра, членов парламента, а также регулирует вопросы международных отношений, обороны и безопасности страны.
Какие порядок пересмотра и конституционные реформы в Франции?
В Франции порядок пересмотра и конституционные реформы определены статьями Конституции. Для изменения Конституции требуется две сессии парламента, промежуток времени между которыми должен быть не менее трех месяцев. Изменение Конституции должно быть принято не менее, чем двумя третями голосов обоих палат парламента. Также, Конституция может быть изменена путем референдума, который должен быть принят большинством голосов.
Какие конституционные права и свободы предусмотрены во Франции?
Конституция Франции гарантирует различные права и свободы граждан. К ним относятся личные права и свободы, такие как право на жизнь, свобода слова, вероисповедания, собраний и ассоциаций. Также, Конституция закрепляет социальные и экономические права, такие как право на образование, социальную защиту и здравоохранение. Политические права и свободы, такие как право на участие в выборах и свобода политической деятельности, также гарантированы. Конституция предусматривает юридические гарантии прав и свобод, такие как правосудие и защита от пыток и напрасных арестов.
Какое значение имеет Конституция для Франции?
Конституция имеет огромное значение для Франции, так как она является основным законом страны, определяющим систему правительства, права и обязанности граждан, а также гарантирующим защиту основных прав и свобод.
Какие положения закреплены в Конституции Франции 1958 года?
В Конституции Франции 1958 года закреплены основные принципы организации государственной власти, включая президентскую республику, двухпалатный парламент, независимость судебной власти, а также права и обязанности граждан.
Как можно изменить Конституцию Франции?
Изменение Конституции Франции возможно при условии принятия конституционной реформы. Она может быть инициирована президентом, парламентом или референдумом. Конституционная реформа требует одобрения большинства парламента или голосования на референдуме.
Какие права и свободы гарантируются Конституцией Франции?
Конституция Франции гарантирует широкий спектр прав и свобод граждан. Среди них личные права и свободы, такие как право на жизнь, свобода совести и вероисповедания, политические права и свободы, включая свободу слова и собраний, а также социальные и экономические права.
Как осуществляется конституционный контроль во Франции?
Конституционный контроль во Франции осуществляется Конституционным Советом. Он ответственен за проверку совместимости законов и других правовых актов с Конституцией. Конституционный Совет также имеет право рассматривать жалобы граждан на нарушение их конституционных прав.
Что такое Конституция и какое место она занимает в Франции?
Конституция - это основной закон государства, в котором закрепляются основные принципы и правила его организации и функционирования. Во Франции Конституция занимает центральное место в правовой системе и определяет структуру государственной власти, права и свободы граждан, порядок изменения Конституции и другие важные вопросы.
Какие положения были закреплены в Конституции Франции 1958 года?
В Конституции 1958 года были закреплены следующие положения: разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную; установление президентской республики с президентом во главе; возможность выдвижения предложений о проведении референдума; учреждение парламента, состоящего из Национальной ассамблеи и Сената; право на обжалование закона перед Конституционным советом и другие.