Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 17 17 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.12.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие нарушения зрения, причины возникновения, классификация 5
2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17



Фрагмент для ознакомления

Для подобных дошкольников нужно создавать различные условия для способствования их более полноценной адаптации в современном социуме. Социализация ребят с разными дефектами зрения должна быть ориентирована на формирование у них знаний, умений и навыков для дальнейшего эффективного обучения их в школе.А. Крогиус, изучая влияние слепоты на психологическое развитие, написал: «Она кладёт глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может взывать самые разнообразные реакции так и слепота привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой» [4].Тифлопсихологи отмечают тот факт, что нарушения зрения иногда приводят к развитию отрицательных черт характера. Но при адекватной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего дошкольника формирование позитивных личностных качеств, мотивации общения и обучения оказывается почти независимым от состояния зрительного анализатора.Нарушение зрения затрудняет взаимодействие дошкольников с окружающей средой, трансформирует социальную позицию, способствует образование у слепых и слабовидящих специфических социальных установок и ориентиров.Дефект либо ограничение социальных контактов приводит к целому ряду осложнений в формировании личности у тех, кто родился слепым и рано утратил зрение. В зрелом возрасте при потере зрения могут появляться отрицательные характерологические особенности, которые связанны с переживаниями по поводу болезни и потери самостоятельности, затруднений в смене вида деятельности, бытовых неудобств и т.д.У дошкольников потеря зрения влечет за собой сдерживание в формировании активных позиций, снижению степени самостоятельности, появлению замкнутости и необщительности. При гиперопеке со стороны взрослых отмечается понижение устремлений дошкольника к самопроявлению в первоначальных формах самообслуживания, в дальнейшем затруднений в формировании личности.Понижение когнитивной активности в особенности ярко проявляется в предшкольном и дошкольном возрасте, в больше степени в понижении ориентировочно-поисковой деятельности. Данное понижение когнитивной эготенции обусловлено недостаточной стимуляцией снаружи. Одной из причин понижения активности слепых и слабовидящих будут негативные эмоциональные состояния по причине фрустраций (выпадения из реальности, отрыв от неё, обусловленные неправильной самооценкой и сложностями исполнения самых разных социальных функций [6].ЗаключениеВ заключение дадим родителям и воспитателям методические рекомендации по развитию памяти путем сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения: 1. Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.2. Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.3. Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем, напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.4. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика - к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми.5. Важным условием сенсорного развития детей является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.6. В целях улучшения планирования работы воспитателей предлагается тематический план занятий по сенсорному развитию.7. С целью повышения эффективности работы воспитателей по данному разделу предлагается разработанная схема по анализу и самоанализу своей деятельности и консультация.8. Для родителей воспитанников предлагается провести консультации по вопросам сенсорного развития детей, оформить стенды в группах с информацией о дидактических играх сенсорной направленности, о подборе сенсорных игрушек, об уровне овладения детьми сенсорными знаниями.9. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.Список используемой литературыГусева М. Р. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения . - М. : Просвещение, 1978. – 300 с.Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000. — 240 с.Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.Основы специальной психологии. - М. : Академия, 2002. — 480 с. Слабовидящие дети / под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. — М.: Просвещение, 1967. - 252 с.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. –Академия, 2005. – 464 с.Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980. — 76 с.

1. Гусева М. Р. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения . - М. : Просвещение, 1978. – 300 с.
2. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000. — 240 с.
3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
Основы специальной психологии. - М. : Академия, 2002. — 480 с.
Слабовидящие дети / под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. — М.: Просвещение, 1967. - 252 с.
4. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
5. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. –Академия, 2005. – 464 с.
6. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980. — 76 с.









Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к нарушению зрения у детей?

Причинами нарушения зрения у детей могут быть генетические факторы, врожденные аномалии развития глаза, травмы, инфекции, неправильное формирование зрительной системы в период беременности или раннего детства.

Как можно классифицировать нарушения зрения у детей?

Наиболее распространенной классификацией нарушений зрения у детей является деление их на проблемы со зрительной рефракцией (короткозоркость, дальнозоркость, астигматизм), проблемы с оптическими средами глаза (катаракта, глаукома), проблемы с нервными путями зрительного анализатора (дальнозоркость, деформации зрительного поля).

Какие психологические и педагогические особенности характерны для детей с нарушением зрения?

У детей с нарушением зрения могут быть затруднения в ориентации в пространстве, восприятии окружающего мира, развитии связной речи и социальной коммуникации. Они часто испытывают трудности в самообслуживании и моторных навыках. Обучение таких детей требует особых методов и подходов, направленных на развитие их навыков ориентировки, коммуникации и самообслуживания.

Какие условия нужно создавать для адаптации детей с нарушением зрения в современном обществе?

Для адаптации детей с нарушением зрения в современном обществе необходимо создавать соответствующие условия, такие как доступность архитектурной среды, специальные помощники и технические средства, особые методики обучения и развития. Также важно формировать у детей навыки независимости и самостоятельности, помогать им развивать свои способности и интересы, поддерживать их позитивное самоощущение и самооценку.

Как должна быть организована социализация детей с нарушением зрения?

Социализация детей с нарушением зрения должна быть ориентирована на формирование у них знаний, умений и навыков, необходимых для успешного участия в жизни общества. Она должна включать в себя разнообразные виды коммуникации и взаимодействия с другими людьми, возможности для самовыражения и самореализации, адаптированные программы обучения и развития.

Каково понятие нарушения зрения?

Под нарушением зрения понимается состояние, при котором органы зрения, такие как глаза или мозг, не функционируют должным образом, что приводит к частичной или полной потере зрения.

Какие могут быть причины возникновения нарушения зрения?

Причины возникновения нарушения зрения могут быть разные: генетические предрасположенности, травмы, инфекции, врожденные аномалии, патологии нервной системы и др. Важно провести детальное медицинское обследование, чтобы определить конкретную причину у каждого ребенка.

Какие психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют свои особенности в развитии и обучении. Они могут испытывать проблемы с ориентацией в пространстве, восприятием информации, моторикой и коммуникацией. Для этих детей необходимо разрабатывать специальные методики обучения и проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу.