Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 21 21 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.12.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретическое исследование психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями слуха 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха 5
1.2 Особенности жестовой речи 8
2. Теоретическое исследование особенностей обучения детей с нарушением слуха 12
2.1 Современные подходы к обучению глухих в зарубежной и отечественной сурдопедагогике с использованием жестовой речи 12
2.2 Особенности использования жестовой речи в обучении детей с нарушением слуха 15
Заключение 19
Список использованных источников 20



Фрагмент для ознакомления

Кроме того, активно применяется билингвистическая система. Диалог педагога и обучающегося на уроке с применением жестовой речи дает возможность значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин. Словесный и жестовый языки равноправные речевые средства в билингвистической системе [10].Таким образом, в зарубежной сурдопедагогике выделяются следующие подходы к обучению глухих с использованием жестовой речи: орализм, рочестерский метод, тотальная коммуникация и билингвистический подход. А в отечественной сурдопедагогике выделяются следующие подходы к обучению глухих с использованием жестовой речи: коммуникационная и билингвистическая системы.2.2 Особенности использования жестовой речи в обучении детей с нарушением слухаВыдающийся сурдопедагог Н.М. Лаговский был убежден в том, что педагог, не зная жестовый язык, не сможет понять глубоко особенности психического развития ребенка с нарушением слуха и специфики развития его словесной речи. Поэтому утверждение гласящее, что жестовая речь является вспомогательным средством сурдопедагогического процесса, на сегодняшний день не поддается никакому сомнению. Но стоит указать на различное понимание сурдопедагогами данного утверждения. Более и полнее всех обосновали собственные подходы дефектологи А.И. Дьячков и С.А. Зыков. А.И. Дьячков знаменит тем, что разработал общие проблемы теории и истории сурдопедагогики, а также активно занимался исследованиями жестовой речи. Некоторые гипотезы, связанные с жестовой речью, ученый исследовал экспериментальным путем. Таким образом, при изучении процесса восприятия, узнавания и обозначения средствами жестового языка геометрических объектов глухонемыми, не обученным словесной речи он смог доказать, что дети, подростки, а также взрослые с нарушениями слуха, лучше владеющие жестовым языком, успешнее справляются с заданием, чем обследуемые, плохо знающие жестовый язык. Короче говоря, результаты экспериментов А.И. Дьячкова показывают, что жестовый язык является одним из средств мышления обучающегося с нарушением слуха [13]. Основываясь на материалы исследований и анализ практики советских школ, А.И. Дьячкову удалось доказать следующие свои утверждения:1. Жестовая речь или, как говорил ученый - мимико-жестикулярная, является средством общения в детском коллективе школ, играет значительную роль в познавательной и мыслительной деятельности обучающихся с нарушением слуха.2. Жестовая речь фактически применяется в качестве одного из средств в обучении глухих и ее полное вытеснение в практике специальных школ категорически нежелательно. 3. Жестовая речь может быть весьма полезной при решении некоторых педагогических проблем урока, например, при объяснении сущности арифметической задачи, но малоэффективной в иных ситуациях, к примеру, при изучении счетных операций.На определение принципов использования жестовой речи, ее роли и места в системе речевых средств педагогического процесса на разных этапах развития глухого ребенка должны быть направлены будущие исследования в сурдопедагогике. Таким образом, по мнению А.И. Дьячкова, жестовую речь целесообразно применять как вспомогательное средство, вместе со словесной речью, являющимся главным средством обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха. С.А. Зыков, известен как создатель коммуникационной системы обучения языку, а проблемы жестовой речи он рассматривал, в большей степени, в связи с определением ее воздействия на процесс овладения глухими словесной речью и на процесс обучения языку слов [1]. С.А. Зыков склонялся к следующим утверждениям:1. В общении глухие, которые только начинают обучаться в школе, используют различные невербальные средства общения: мимику, указательные движения, пантомиму и т. д. Эти средства, применяемые и слышащими, являются сопутствующими формирующейся жестовой речи — основному средству коммуникации глухих. «Необходимость и целесообразность употребления названных сопутствующих средств в педагогическом процессе ни у кого никогда не вызывали сомнений...».2. Жестовый язык — своеобразная языковая система со специфическим словарным составом и грамматическим строем. Но структура языка жестов крайне примитивна, это бедный язык. Поэтому жестовый язык не может служить основой для обучения языку слов.3. Жестовая речь используется глухими школьниками в общении между собой во внеклассное время. В детских коллективах специальных школ имеет место специфическое словесно-жестовое двуязычие. Обучение словесному языку следует организовать таким образом, чтобы стимулировать развитие «чистого двуязычия». При таком типе двуязычия пользование двумя языками осуществляется без перевода с одного на другой. В этих целях формирование словесной речи должно строиться независимо от жестовой речи и представлять собой процесс овладения новой для глухой языковой структуры.4. В интересах формирования словесной речи и создания в этих целях речевой среды «во всей организованной работе с глухими детьми жестовая речь должна уступить место словесной речи».С.А. Зыков строил свою концепцию, основываясь на сведения, которыми в его время располагала сурдопедагогика и сурдопсихология. Конечно же, на сегодняшний день науке известно намного больше. Современные исследования показали, что система жестового общения имеет сложную структуру, что русский жестовый язык является богатой знаковой системой, которая обладает широким набором средств для выражения смыслов и отношений между ними, и многое другое. Исследования, проведенные во многих странах мира, доказали, что жестовый язык может служить базой и средством обучения обучающихся с нарушением слуха, в частности словесному языку. Ранее педагогические аспекты жестовой речи исследовались лишь применительно к процессу обучения и воспитания, обучающихся с нарушением слуха вечерних специальных школ. Значение жестовой речи на данном этапе обучения доказано экспериментальным путем. Жестовая речь практически всегда применяется при проведении различных коллективных мероприятий, например, лекции, экскурсии и т. д. В этом случае, чаще всего, используется жестовый перевод. Например, это может выглядеть следующим образом, приглашенный лектор рассказывает старшеклассникам об истории обучения глухих, а переводчик - обычно учитель или воспитатель, хорошо владеющий жестовой речью, - переводит [12]. Таким образом, результаты зарубежных и отечественных исследований жестового языка говорят то том, что жестовая речь может служить одним из средств обучения детей с нарушением слуха.ЗаключениеПод нарушением слуха стоит понимать сниженные способности человека улавливать звуки окружающей действительности; под тугоухостью - частичное понижение способности воспринимать и понимать звуки, а под глухотой - полную потерю возможности слышать.Под жестовой речью понимается своеобразная и достаточно сложная система общения, в которой, соответственно, применяется жестовый язык.В зарубежной сурдопедагогике выделяются следующие подходы к обучению глухих с использованием жестовой речи: орализм, рочестерский метод, тотальная коммуникация и билингвистический подход. А в отечественной сурдопедагогике выделяются следующие подходы к обучению глухих с использованием жестовой речи: коммуникационная и билингвистическая системы.Результаты зарубежных и отечественных исследований жестового языка говорят то том, что жестовая речь может служить одним из средств обучения детей с нарушением слуха.Список использованных источниковБазоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2012. — 815 с.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Академия, 2012. – 203 с.Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Просвещение, 2011. - С. 200 – 263.Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Хрестоматия. СПб. 2012. с. 103 – 120.Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М. ВЛАДОС, 2012. – 192 с. Зайцева Г.Л. Жест и слово. – М. ВЛАДОС, 2013. – 627 с. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2004. - 144 с.Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Книголюб, 2014. - 155 с.Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. – М. ВЛАДОС, 2013. – 627 с. Речицкая Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха. – М.: Прометей, 2015. – 152 с.Специальная педагогика. Хрестоматия // ред. Назарова Н. М., Пенин Г. Н. – М.: Академия, 2014. – 655 с.Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. –Академия, 2015. – 464 с.Основы реабилитации. // под ред. Епифанова В.А., Епифанова А.В.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с. Усанова О. Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 41-46.


1. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2012. — 815 с.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Академия, 2012. – 203 с.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Просвещение, 2011. - С. 200 – 263.
4. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Хрестоматия. СПб. 2012. с. 103 – 120.
5. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М. ВЛАДОС, 2012. – 192 с.
6. Зайцева Г.Л. Жест и слово. – М. ВЛАДОС, 2013. – 627 с.
7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2004. - 144 с.
8. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Книголюб, 2014. - 155 с.
9. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. – М. ВЛАДОС, 2013. – 627 с.
10. Речицкая Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха. – М.: Прометей, 2015. – 152 с.
11. Специальная педагогика. Хрестоматия // ред. Назарова Н. М., Пенин Г. Н. – М.: Академия, 2014. – 655 с.
12. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. –Академия, 2015. – 464 с.
13. Основы реабилитации. // под ред. Епифанова В.А., Епифанова А.В.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.
14. Усанова О. Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
15. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 41-46.




Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют дети с нарушениями слуха?

Особенности детей с нарушениями слуха заключаются в том, что они испытывают трудности в восприятии и понимании речи, а также в коммуникации. У них может быть замедленное развитие речи и языка, а также трудности в усвоении знаний и учебе. Эти дети могут испытывать эмоциональные и социальные проблемы из-за своего состояния. Важно проводить психологические и педагогические исследования, чтобы лучше понять их потребности и разработать соответствующие методы обучения и поддержки.

Какие особенности жестовой речи свойственны детям с нарушениями слуха?

Жестовая речь является важным инструментом коммуникации для детей с нарушениями слуха. Они используют жесты, мимику и другие невербальные средства для передачи своих мыслей и идей. Жестовая речь позволяет им участвовать в общении и понимать других людей. Однако, у детей с нарушениями слуха могут быть затруднения в освоении жестовой речи и ее правильном использовании. Поэтому важно проводить специальное обучение и тренировки для развития навыков жестовой речи.

Какие подходы используются в обучении глухих детей с использованием жестовой речи?

В обучении глухих детей с использованием жестовой речи используются различные подходы. Одним из них является метод коммуникативного обучения, который направлен на развитие коммуникативных навыков и способностей детей. Вторым подходом является интеграция жестовой речи в обучение основным предметам, чтобы облегчить понимание материала. Также важным элементом обучения является развитие навыков чтения и письма на жестовом языке. Все эти подходы помогают детям с нарушениями слуха достичь лучших результатов в обучении и коммуникации.

Чем характеризуются дети с нарушениями слуха?

Дети с нарушениями слуха характеризуются сниженной слуховой функцией, что влияет на их способность воспринимать и понимать речь. Они могут испытывать сложности в развитии языка и коммуникативных навыков, а также в обучении в школе.

Какие особенности есть у жестовой речи?

Жестовая речь является одним из основных способов коммуникации для детей с нарушениями слуха. Она использует жесты и мимику для передачи информации. Жестовая речь имеет свою грамматику и структуру, отличную от устной речи.

Какие подходы к обучению глухих детей существуют?

Существуют различные подходы к обучению глухих детей, включая методику комбинированного обучения, методику знакомого языка и методику орального обучения. Комбинированный подход включает использование жестовой речи и устной речи, знакового языка или речи с поддержкой губ. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, и выбор методики зависит от индивидуальных потребностей и способностей ребенка.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении детей с нарушением слуха?

При обучении детей с нарушением слуха могут возникать проблемы в восприятии и понимании устной речи, задержки в развитии речи и языка, трудности в общении со сверстниками и учителями. Однако с помощью подходящей методики обучения и поддержки ребенка эти проблемы могут быть преодолены.

Какие особенности есть у психолого-педагогической характеристики детей с нарушением слуха?

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха включает описание их развития, способностей, навыков и потребностей. Эти дети могут иметь определенные особенности в психическом и эмоциональном развитии, а также в области коммуникации и социализации.