формирование полоролевой идентичности личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 24.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН 5
1.1 Понятие идентичности личности 5
1.2 Характеристика полоролевой идентичности личности 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 13
2.1 Теории полоролевой идентичности 13
2.2 Этапы формирования полоролевой идентичности личности 16
2.3 Факторы, влияющие на полоролевую идентичность личности 21
ВЫВОДЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления

Биологические факторы можно разделить на генетические, гормональные и органные. Генетические факторы связаны с генетическим полом, который определяется через сочетание 23 пар хромосом. Если это сочетание ХХ (где Х — это хромосома, которая образуется в яйцеклетке), то будет образовываться женский организм, если XY (где Y — это хромосома, которая образуется в сперматозоиде), то образуется мужской организм.Далее в эмбрионе развиваются половые железы, которые в будущем будут вырабатывать мужские или женские гормоны, а также окажут влияние на формирование специфических половых органов. Если половые железы вырабатывают тестостерон и андроген, у эмбриона формируются мужские внутренние половые органы; если же они вырабатывают эстроген — формируются женские. В это же время закладываются наружные половые органы.В дальнейшем могут наблюдаться другие воздействия биологических факторов. Например, врожденная дисфункция коркового вещества надпочечников может привести к нарушениям в работе половых желез, в результате чего может развиться мужской псевдогермафродитизм, возникнуть преждевременное половое развитие или его запаздывание.Также на половое развитие и полоролевое становление ребёнка влияет внутриутробное развитие, в процессе которого могут возникнуть различные отклонения. Значимыми факторами в этом случае могут быть принятие матерью во время беременности стероидных препаратов, влияние на плод гербицидов, заболевания, перенесённые матерью во время беременности, её уровень стресса и т.п.Биологические факторы, как правило, сложно контролировать, можно лишь наблюдать за течением беременности при помощи врачей и бережно относиться к здоровью беременной женщины, исключая воздействие хотя бы части опасных факторов. Социальные факторы более разнообразны и выстраиваются в классификацию в зависимости от масштабности действия.микроуровень, который включает влияние ближайшего окружения личности — семьи, друзей, соседей, сверстников, воспитательных, образовательных, общественных и других организаций;мезоуровень, который включает несколько микросистем — связи между семьёй и школой, школой и сверстниками и т.п.;макроуровень, который включает жизненные ценности и традиции культуры, к которой принадлежит личность — регион, государство, общество, этнос;мегауровень, который включает факторы, в той или иной степени влияющие на жизнедеятельность всех живущих на планете организмов — космос, планета, Интернет [19].Следует учитывать, что биологические и социальные факторы полоролевой идентичности связаны между собой и дополняют друг друга, воздействуя на личность в совокупности. Поэтому считается, что формирование полоролевой идентичности — это результат комплексного воздействия врождённых особенностей, воспитания и социальной среды [13].Отдельным фактором следует назвать общество и культуру, а также те представления о гендерных ролях, которые в них закреплены. Они могут различаться на разных этапах исторического развития, предопределяя существование стереотипов мужских и женских ролей, то есть маскулинности и феминности. При этом к типично мужским качествам традиционно относят независимость, силу, агрессивность, активность, рациональность, ориентацию на индивидуальные достижения и прочее, к типично женским — пассивность, зависимость, слабость, эмоциональность, мягкость, экспрессивность, ориентацию на других [1].Жесткое следование традиционной мужской или женской роли, а также резко противоположное ей полоролевое поведение может привести к нарушению половой идентичности.В.Е. Каган подразделяет нарушения половой идентичности на три группы:индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, которые сопровождают адаптационные реакции;полоролевой конфликт, который происходит на личностном уровне в виде переживания реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам и сопровождается личностными реакциями невротического характера;конфликт половой идентичности, который имеет вид активного и осознаваемого противостояния [9].В ряде случаев нарушения полоролевой идентичности могут указывать на дезадаптацию и проблемы с психологическим здоровьем здоровья. Прослеживается связь с аутоагрессией, аддикциями, социальной дезадаптацией. Также нарушения полоролевой идентичности могут быть связаны с психическими и невротическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией и другими факторами [21].ВЫВОДЫВопросами идентичности в целом занимаются многие науки, включая психологию, философию, социологию, а сама же идентичность может принимать различные формы: социальную, личную, Я-идентичность, которые, в свою очередь, также могут разделяться на более конкретные: этническую, расовую, национальную, профессиональную, классовую, групповую, гендерную, а также и полоролевую.Полоролевая идентичность многими авторами делится на половую идентичность и собственно полоролевую идентичность, предполагающую знание и усвоение соответствующих ролей — мужских или женских.При этом компоненты полоролевой идентичности имеют крайне разнообразный характер и с точки зрения каждого из исследователей представляются по-своему. Сложно выделить какой-то единый подход к этому вопросу.Теории и модели полоролевой идентичности также весьма разнообразны. Среди наиболее разработанных следует указать социально-когнитивную теорию А. Бандуры, теорию социального научения Дж. Роттера, теорию идентификации Дж. Кагана и П. Массена, теорию объектных отношений В. Файербраена и И. Мастерсона, теорию социальных ролей Е. Маккоби, многофакторную теорию полоролевой идентичности Д. Спенс, модель идентификации Г. Мартина и Ц. Халверсона, полоролевую модель личности Т.Л. Бессоновой.Формирование полоролевой идентичности происходит в несколько этапов и начинается, как правило, в возрасте 2-3 лет. Завершение же процесса приходится приблизительно на период юношеского возраста. На процесс формирования полоролевой идентичности оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две большие группы — биологические и социальные. К биологическим относятся преимущественно те из них, которые влияют на этапе эмбрионального развития, к социальным — семью, ближайшее окружение, общество, государство и т.п. Все эти факторы дополняют друг друга и действуют в совокупности, из-за чего вопросы формирования половой идентичности представляются весьма сложными и запутанными.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанное исследование показывает, насколько сложным явлением является полоролевая идентичность личности, как много различных аспектов она включает и как много факторов могут оказывать влияние на неё. При этом очевидно, что полоролевая идентичность для личности очень важна и значима, так как она в том числе способствует адекватной самореализации, сохранению психического равновесия и здоровья, помогает личности быть более успешной и уверенной в себе. В связи с этим очень важно уделять внимание вопросам формирования полоролевой идентичности личности.Особую роль в этом может сыграть педагогическое содействие. Большинство социальных факторов, участвующих в формировании полоролевой идентичности личности, может поддаваться коррекции. Поэтому важно ещё в детском возрасте помогать личности определять свою полоролевую принадлежность и проходить процесс полоролевой идентичности наиболее гладко, эффективно, результативно и быстро.На основе проанализированных в работе литературных источников и выявленных групп факторов можно осуществлять дальнейшую работу, например, в направлении создания принципов наиболее оптимального педагогического воздействия на полоролевую идентификацию. Кроме того, возможно заняться разработкой особых воспитательных и обучающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в рамках которых дети будут знакомиться с различными полоролевыми образцами, лучше узнавать себя, свои интересы и склонности. Кроме того, на основе проведённого литературного анализа можно разрабатывать программы по работе с теми, у кого уже есть нарушения полоролевой идентичности, разрабатывать тренинги, предпринимать различные меры с целью помощи и поддержки, адаптации таких людей, принятия себя и т.п.Также возможной представляется работа в связи с биологическими факторами, которая предполагает просветительские мероприятия для будущих родителей и беременных женщин, направленные на предотвращение пагубного воздействия ряда факторов.Дальнейшие исследования могут быть направлены также на более подробное изучение формирования полоролевой идентичности с использованием лонгитюдного исследования, исследование более узких групп факторов — например, влияние семьи, сверстников, СМИ, социальных сетей и т.п.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАлешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — №4. — С. 74-82.Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб., 2005. — 267 с.Берн Ш. Гендерная психология — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001. — 210 с.Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1994Бучек А.А. Грани идентичности: коллективная монография / под общ. ред. Е.А. Кормочи. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2014. — 187 с.Гальчук Д.С. Понятие «Идентичность личности» // Вестник БГУ. — 2017. — №5. — С. 44-51.Джеймс У. Личность // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 288 с.Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2004. — 215 с.Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65-69.Коломинский Я.Л., Мелтсас М.X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165-171.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2010 — 944 с. Липовецкая А.А. Факторы полоролевого самоопределения с точки зрения возможности осуществления педагогического содействия // АНИ: педагогика и психология. — 2017. — №4 (21). — С. 101-103. Мид Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль / сост. Е.И. Кравченко. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 8-47.Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2010. -№ 1. — С. 135–141. Пекина О.В., Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1266-1269. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис...: канд. наук. — СПб., 1999. Устинкина Т.И., Шустов С.Б. Современные представления о нарушениях половой дифференцировки // Проблемы эндокринологии. — 2010 — №1. — С. 57-62. Фрейд З. Три очерка детской сексуальности. — СПб., 2011. — 193 с. Фролова А.В., Степашкина В.А. Полоролевая специфика образа мира личности // Вестник ТГГПУ. — 2011. — №23. — С. 330-335. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е издание. — СПб.: Питер, 2008. — 607 с. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 2006. — 344 с. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — №4. — С. 74-82.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб., 2005. — 267 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001. — 210 с.
4. Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1994
5. Бучек А.А. Грани идентичности: коллективная монография / под общ. ред. Е.А. Кормочи. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2014. — 187 с.
6. Гальчук Д.С. Понятие «Идентичность личности» // Вестник БГУ. — 2017. — №5. — С. 44-51.
7. Джеймс У. Личность // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 288 с.
8. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2004. — 215 с.
9. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65-69.
10. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165-171.
11. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2010 — 944 с.
13. Липовецкая А.А. Факторы полоролевого самоопределения с точки зрения возможности осуществления педагогического содействия // АНИ: педагогика и психология. — 2017. — №4 (21). — С. 101-103.
14. Мид Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль / сост. Е.И. Кравченко. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
15. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 8-47.
16. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2010. -№ 1. — С. 135–141.
17. Пекина О.В., Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1266-1269.
18. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис...: канд. наук. — СПб., 1999.
19. Устинкина Т.И., Шустов С.Б. Современные представления о нарушениях половой дифференцировки // Проблемы эндокринологии. — 2010 — №1. — С. 57-62.
20. Фрейд З. Три очерка детской сексуальности. — СПб., 2011. — 193 с.
21. Фролова А.В., Степашкина В.А. Полоролевая специфика образа мира личности // Вестник ТГГПУ. — 2011. — №23. — С. 330-335.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е издание. — СПб.: Питер, 2008. — 607 с.
23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 2006. — 344 с.
24. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с.