Специфика развития памяти и внимания у детей с ЗПР
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 24.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Общая характеристика детей с ЗПР 4
2 Особенности развития памяти у детей с ЗПР 6
3 Особенности развития внимания у детей с ЗПР 8
Заключение 12
Список использованных источников 13
Даже если они слушают увлекательный и эмоциональный рассказ, они всё равно быстро устают, отвлекаются, теряют нить повествования. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек, упавший предмет — всё это отвлекает внимание ребёнка с ЗПР настолько, что он полностью забывает задание педагога. Для того, чтобы вернуть его в рабочее состояние, требуется немало усилий [1].Таким образом в специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются такие особенности внимания у детей с ЗПР, как:неустойчивость внимания, приводящая к снижению продуктивности, возникновению трудностей при выполнении заданий, требующих постоянного контроля, что указывает на незрелость нервной системы;сниженная концентрация, что выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и процессе её выполнения, а также быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;снижение объёма внимания, что мешает эффективно справляться с игровыми, учебными и жизненными задачами, а также мешает свободно воспринимать ситуацию в целом; сниженная избирательность внимания, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди менее существенных деталей;сниженное распределение внимания, что мешает ребёнку одновременно выполнять несколько действий, особенно находящихся на стадии усвоения и требующих контроля;трудность переключения внимания с одного вида деятельности на другой, недостаток гибкости в реакциях на изменяющуюся ситуацию;повышенная отвлекаемость.ЗаключениеДети с ЗПР — это дети младшего школьного возраста с нарушением нормального темпа психического развития. Уровень развития их интересов и психических функций соответствует дошкольному возрасту. Причины ЗПР могут быть различными, в том числе органические повреждения, функциональная недостаточность ЦНС, хронические заболевания в раннем детстве, социально-культурная депривация, церебрастенические состояния, осложннённый инфантилизм.Память и внимание и детей с ЗПР, как и многие другие функции, имеет ряд специфических особенностей.Память таких детей характеризуется сложностью запоминания, отсутствием попыток найти способ более качественного и быстрого запоминания, сниженным объёмом запоминания, нарушением порядка воспроизведения, низкой продуктивностью памяти.Внимание детей с ЗПР отличает неустойчивость, сниженная концентрация и неспособность долго сосредотачиваться на чём-либо, быстрая утомляемость, снижение объёма внимания и его избирательности, а также распределения внимания, трудность переключения внимания между видами деятельности, повышенная отвлекаемость.Такие особенности развития во многом препятствует успешности школьного обучения детей с ЗПР и являются причинами их неуспеваемости. Однако в ходе коррекционной работы и при использовании подходящих упражнений и методик проблемы памяти и внимания поддаются коррекции, в результате чего можно преодолеть и задержку психического развития в целом.Список использованных источниковБлинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 134 с. Возрастная и педагогическая коррекция / под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 342 с.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Педагогика, 1986. — 283 с.Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Педагогика, 1989. — 230 с.Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции инновации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, О.А. Шумакова. — Челябинск: «АТОКСО», 2008. — 115 с.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — М.: Академия, 1985. — 240 с.Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М.: Просвещение, 1985. — 170 с.Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. — Екатеринбург, 1995. — 154 с. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. — М.: Академия, 2001. — 314 с. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.: «Коменс-центр», 1990. — 340 с. Маллер А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 1999. — 280 с. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка. — М.: Школа здоровья, 1994. — 406 с. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — М.: АПН СССР, 1988. — 27 с.
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 134 с.
2. Возрастная и педагогическая коррекция / под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 342 с.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Педагогика, 1986. — 283 с.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Педагогика, 1989. — 230 с.
5. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции инновации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, О.А. Шумакова. — Челябинск: «АТОКСО», 2008. — 115 с.
6. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — М.: Академия, 1985. — 240 с.
7. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М.: Просвещение, 1985. — 170 с.
8. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. — Екатеринбург, 1995. — 154 с.
9. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. — М.: Академия, 2001. — 314 с.
10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.: «Коменс-центр», 1990. — 340 с.
11. Маллер А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 1999. — 280 с.
12. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка. — М.: Школа здоровья, 1994. — 406 с.
13. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — М.: АПН СССР, 1988. — 27 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характеризуют детей с ЗПР?
Дети с ЗПР имеют проблемы с памятью и вниманием, они быстро устают и легко отвлекаются от занятий. Также у них могут быть трудности в усвоении материала и склонность к дезорганизации.
Какие проблемы могут возникать у детей с ЗПР в развитии памяти?
Дети с ЗПР часто теряют нить повествования и трудно концентрируются на информации. Их память может быть слабо развитой и неустойчивой, что затрудняет усвоение новых знаний и задач.
Какие факторы могут отвлекать внимание ребенка с ЗПР?
Ребенка с ЗПР могут отвлекать внешние стимулы, такие как стуки в дверь, посторонние люди или упавшие предметы. Они легко теряют концентрацию и могут быть переключены на другую задачу.
Какие трудности возникают у детей с ЗПР в развитии внимания?
Дети с ЗПР имеют трудности в сосредоточении на задачах и легко отвлекаются от занятий. Их внимание неустойчиво и слабо развито, что затрудняет усвоение материала и выполнение задач.
Какие результаты может принести обучение и тренировка памяти и внимания для детей с ЗПР?
Обучение и тренировка памяти и внимания могут помочь детям с ЗПР улучшить свои навыки и способности. Они смогут лучше усваивать информацию, сосредотачиваться на задачах и стать более организованными.
Какие особенности развития памяти у детей с ЗПР?
Дети с ЗПР имеют особенности развития памяти. Они быстро устают, легко отвлекаются и теряют нить повествования. Даже увлекательный рассказ или эмоциональное повествование не помогает им сосредоточиться. Посторонние звуки или предметы, которые падают или стучатся, могут полностью отвлечь внимание ребенка с ЗПР.
Почему дети с ЗПР быстро устают от рассказов?
Дети с ЗПР имеют специфические особенности развития памяти. Они быстро устают от рассказов, потому что легко отвлекаются и теряют нить повествования. Для них сложно сосредоточиться на одном сюжете или задании в течение продолжительного времени. Их внимание легко отвлекается посторонними звуками или предметами, что затрудняет процесс запоминания информации.
Чем отличается развитие памяти у детей с ЗПР от обычных детей?
Развитие памяти у детей с ЗПР отличается от развития памяти у обычных детей. Дети с ЗПР имеют проблемы с концентрацией внимания и быстро устают от рассказов или заданий. Они могут легко терять нить повествования и забывать информацию из-за посторонних отвлекающих факторов. Обычно им требуется больше времени и дополнительная поддержка, чтобы запомнить и воспроизвести информацию.
Какие проблемы с вниманием у детей с ЗПР?
У детей с ЗПР есть особенности развития внимания. Они имеют проблемы с концентрацией внимания и легко отвлекаются. Даже если рассказ или задание увлекательные, они могут быстро устать и потерять интерес. Посторонние звуки или предметы могут полностью отвлечь их внимание, делая трудным процесс запоминания и усвоения информации.
Как можно помочь детям с ЗПР развить внимание?
Детям с ЗПР можно помочь развить внимание, обучая их специальным методам и техникам. Например, использование визуальных подсказок или разделение заданий на более мелкие части может помочь им сделать процесс более доступным и интересным. Также важно создавать спокойную и беспрепятственную обстановку, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и помочь им сконцентрироваться на задаче.