Застенчивость в подростковом возрасте.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 04.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения личностных характеристик подростков, характеризующих застенчивость 6
1.1 Возрастные особенности подростков 6
1.2 Личностные особенности подростков, характеризующихся застенчивым поведением 15
ГЛАВА 2 Исследование личностных характеристик подростков, характеризующихся застенчивым поведением 34
2.1 Описание методов, выборки и хода исследования 34
2.2 Анализ экспериментального исследования 35
Заключение 42
Список литературы 44
Как результат такого состояния: ориентация на себя, «направленность вовне», замкнутость, одиночество.Обобщая зарубежные подходы в изучении застенчивости, можно констатировать, что состояние застенчивости зависит от целого «набора» чувств, поступков, мыслей, т.е. не является одной приединственнойглавной характеристикой. Разные психологи определяют такой набор характеристик «прототипом» застенчивой личности. Содержание застенчивости может меняться, в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды, в которой растет подросток.Изучение проблемы застенчивости в литературе отечественной необходимо начать с Л.С. Выготского (2003), который, считая, что социальная среда - это рычаг воспитательного процесса, конечной целью воспитания которого является приобщение к жизни, утверждает, что социальная среда формирует сложные формы поведения у «застенчивых людей». На протяжении времени и смены эпох исторический опыт по-разному рассматривал «застенчивость» в обществе, позитивно - в отношении женщин и негативно в отношении мужчин [3, с.261].Д.С. Ротенберг и В.П. Аршавский (1984), В.В. Абраменкова (1999), А.В. Минаев, Д.И. Насвитене, В.И. Куницина (1991), Ю.М. Швалб и О.В. Данчев (1991), В.Г. Ромек (1997), B.C. Мухина (1999) изучают застенчивость как форму отчуждения или отделения подростка, рождающегося в процессе воспитания, из-за отстраненности взрослого и подростка.А.И. Усман (1991) изучает застенчивость как «нереализованность» личности, «нераскрытость» ее в деятельностях, воспитания и социальное оказывают прямое влияние на формирование застенчивости.Т. Шишова называет в застенчивом ребенке «маленького невидимку», подростка, который старается исчезнуть среди детей, прячет свою индивидуальность, так как не чувствует позитивного поощрения со стороны взрослых. Для самореализации его умений его необходимо «расколдовать», используя психотехнические приемы [33, с.18].О.Б. Долгинова (2001) описывала специфику возникновения феномена застенчивости в образовательной сфере как ключевую беду общей российской образовательной системы, потому что настоящим субъектом учебной деятельности имеет место быть взрослый учитель, а не ребенок. Цельная смысловая сторона деятельности принадлежит взрослому, а детям имеется только исполнительская функция [7].М.И. Лисина (2001), в то же время описывала, что общение со старшими для маленьких детей является единственным возможно контекстом, в котором он познает и «присваивает» найденное людьми ранее. Личность людей закладывается только в их отношениях с окружающими личностями, и функционирует лишь в отношениях с ними. При этом общение играет ключевую роль не только в насыщении содержания детского сознания, оно обозначает опосредованное строение инклюзивных человеческих процессов психики. В своих работах М.И. Лисинаописывает крайние формы, когда обезличенное отношение взрослых и младенца не дает сложиться в нем «человеческому отношению» к окружающим личностям [17, с. 57].А.В. Петровский (2005) проводил исследование, в котором изучалось «формирование черт личности людей, чей рост не превышал 80-130 см». В результате исследования были выявлены следующие черты личности: инфантильный юмор, некритический оптимизм, непосредственность, высокая выносливость в ситуациях, требующих значительного эмоционального напряжения. Однако фактор застенчивости отсутствовал вообще. Дальнейшие исследования, проведенные А.В.Петровским показали, «что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мыслить так же, как остальные» [23, с.344].Застенчивость формируется в детстве и связана, в первую очередь, с эмоциональными ему отношениями, то с чувством могут доверия ка и безопасности в семейной системе. В уже подростковом возрасте, застенчивость правило могут достигает то своего пика, уже поэтому то старший подростковый возраст характеризуется повышенным уровнем застенчивости. В этом возрасте усиливается то склонность к самонаблюдению, застенчивости, эгоцентризму, снижается устойчивость образов «Я», ему общему самоуважению и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Застенчивость имеет могут две составляющие: то субъективные уже переживания негативного характера и поведенческие проявления, результат переживаний.Приблизительно в 12-15 лет подростки больше склоняются к самоанализу и самонаблюдению и пытаются найти свое место в окружающем их мире. Именно в этом возрасте самооценка неадекватна, занижена, подросток убежден, что все окружающие его люди думают о нем плохо, сам же считает себя не достаточно интересным и значительным. Состояние, когда подросток не способен с ним справиться самостоятельно, со временем может привести к депрессии, из которой выбраться гораздо сложнее без профессиональной помощи. Когда же подросток вступает в пору юношества, его самооценка и самоуважение повышаются, и со временем застенчивость становится менее заметной.Застенчивые подростки ненавидят свою стеснительность и хотят как можно быстрее от нее избавиться, чтобы стать такими, как остальные - смелыми, легкими в общении, открытыми. Неуверенного в себе подростка терзают страхи, сомнения и смятение из-за своей робости, он страдает и переживает. Иногда это перерастает в сверхкомпенсацию застенчивости, когда подросток ведет себя чрезмерно уверенно, дерзко, а иногда враждебно и агрессивно.При изучении различных форм общения необходимо сделать следующие выводы: - При интимно-личностном общении подростки ориентируются, в основном, своими индивидуалистическими мотивами; - У современных старшеклассников при групповом общении, значительный удельный вес отводиться таким формам время препровождения, как выпивка и бесцельное хождение по улицам. Большинство из них не уделяет времени творческим занятиям, чтению и посещению различных секций. Современные подростки существенно отличаются от своих сверстников прошлых лет. Изменились критерии, ценностные ориентации системы отношений в обществе, большинство подростков стало ориентироваться, преимущественно, на наличие материальных ценностей, таких как недвижимость, машины, дома, возможность отдыхать на дорогих курортахГЛАВА 2 Исследование личностных характеристик подростков, характеризующихся застенчивым поведением2.1 Описание методов, выборки и хода исследованияИсследование проходило на базе МБОУ СШ № 102.В исследовании приняли участие ученики 8-ых классов в количестве 60 человек. Возраст испытуемых 14-15 лет. Выборка состоит из 35 юношей и 25 девушек. Средний возраст испытуемых – 14 лет.В ходе исследования мы проверяли гипотезу: подростки, характеризующиеся застенчивостью, имеют такие личностные особенности как: эмоциональная неустойчивость, подозрительность. Для изучения особенностей личностных качеств подростков, склонных к застенчивому поведению мы использовали методики:- Методика диагностики личностных качеств 16 факторный опросник Кеттела.Опишем методики, подобранные для исследования:Методика диагностики личностных качеств 16 факторный опросник Кеттела. Опросник является русской версией опросника «SixtinPersonalityFactorQuestionnaire, 16PF) созданного американским психологом Р.Кеттеллом. Методика измеряет личностные черты, которые объединены в факторы.Мы произвели расчеты по описанным выше методикам, а также провели математическую обработку данных при помощи коэффициента Манна Уитни для проверки выдвинутой гипотезы.Для нашей выборки значение критерия находится в промежутке:U значимопри р=0,05733U не значимопри р=0,01589Таким образом, наше исследование проходило в несколько этапов: мы отобрали группу испытуемых, подобрали диагностический инструментарий под гипотезу исследования. Далее провели диагностику по выбранным методам, проанализировали полученные результаты и сделали выводы.2.2 Анализ экспериментального исследованияВ рамках нашего исследования мы решали следующие задачи:1 – определить выраженность застенчивости у подростков;2–сравнить личностные характеристики с признаками застенчивого поведения подростков.Проанализируем полученные результаты по методике диагностики личностных качеств 16 факторный опросник Кеттела.Таблица 2.1 Выраженность личностных характеристик подростковФакторХарактеристика Высокий УровеньЧел / %Средний уровеньЧел / %Низкий уровеньЧел / %АЗамкнутость 22 / 3630 / 508 / 13Общительность8 / 1330 / 5022 / 36ВКонкретное мышление 35 / 5820 / 345 / 8Абстрактное мышление5 / 820 / 3435 / 58СЭмоциональная нестабильность 27 / 4526 / 447 / 11Эмоциональная стабильность7 / 1126 / 4427 / 45ЕПодчиненность - 16 / 2728 / 4616 / 27Доминантность16 / 2728 / 4616 / 27FСдержанность 31 / 5222 / 367 / 12Экспрессивность7 / 1222 / 3631 / 52GНизкая нормативность поведения 22 / 3630 / 508 / 13Высокая нормативность поведения8 / 1330 / 5022 / 36HРобость 27 / 4526 / 447 / 11Смелость7 / 1126 / 4427 / 45JРеализм 31 / 5222 / 367 / 12Чувствительность7 / 1222 / 3631 / 52LПодозрительность 35 / 5820 / 345 / 8Доверчивость5 / 820 / 3435 / 58MПрактичность 16 / 2728 / 4616 / 27Мечтательность16 / 2728 / 4616 / 27NПрямолинейность (наивность) 22 / 3630 / 508 / 13Проницательность (искусственность)8 / 1330 / 5022 / 36ОСпокойствие 16 / 2728 / 4616 / 27Тревожность16 / 2728 / 4616 / 27Q1Консерватизм 31 / 5222 / 367 / 12Радикализм7 / 1222 / 3631 / 52Q2Конформизм (зависимость от группы) 35 / 5820 / 345 / 8Нонконформизм (самостоятельность)5 / 820 / 3435 / 58Q3Низкий самоконтроль 22 / 3630 / 508 / 13Ввысокий самоконтроль8 / 1330 / 5022 / 36Q4Расслабленность 27 / 4526 / 447 / 11Эмоциональная напряженность7 / 1126 / 4427 / 45Проведем анализ выраженности факторов по методике Кеттела с высоким уровнем застенчивости.Таблица 2.2 Сравнение показателей личностных качеств и факторов застенчивого поведения среди подростковФакторХарактеристикаВысокий УровеньзастенчивостиЧел / %Средний уровень застенчивостиЧел / %Низкий уровень застенчивостиЧел / %АЗамкнутость 27 / 4526 / 447 / 11Общительность7 / 1126 / 4427 / 45ВКонкретное мышление 31 / 5222 / 367 / 12Абстрактное мышление7 / 1222 / 3631 / 52СЭмоциональная нестабильность 16 / 2728 / 4616 / 27Эмоциональная стабильность16 / 2728 / 4616 / 27ЕПодчиненность - 35 / 5820 / 345 / 8Доминантность5 / 820 / 3435 / 58FСдержанность 22 / 3630 / 508 / 13Экспрессивность8 / 1330 / 5022 / 36GНизкая нормативность поведения 22 / 3630 / 508 / 13Высокая нормативность поведения8 / 1330 / 5022 / 36HРобость 27 / 4526 / 447 / 11Смелость7 / 1126 / 4427 / 45JРеализм 22 / 3630 / 508 / 13Чувствительность8 / 1330 / 5022 / 36LПодозрительность 35 / 5820 / 345 / 8Доверчивость5 / 820 / 3435 / 58MПрактичность 16 / 2728 / 4616 / 27Мечтательность16 / 2728 / 4616 / 27NПрямолинейность (наивность) 22 / 3630 / 508 / 13Проницательность (искусственность)8 / 1330 / 5022 / 36ОСпокойствие 35 / 5820 / 345 / 8Тревожность5 / 820 / 3435 / 58Q1Консерватизм 31 / 5222 / 367 / 12Радикализм7 / 1222 / 3631 / 52Q2Конформизм (зависимость от группы) 16 / 2728 / 4616 / 27Нонконформизм (самостоятельность)16 / 2728 / 4616 / 27Q3Низкий самоконтроль 27 / 4526 / 447 / 11Ввысокий самоконтроль7 / 1126 / 4427 / 45Q4Расслабленность 22 / 3630 / 508 / 13Эмоциональная напряженность8 / 1330 / 5022 / 36Мы видим, что подросткине проявляющие застенчивости обладают такими личностными характеристиками как: общительность. Подростки этой группы открыты, доверчивы, общительны. Средним уровнем развития интеллекта. Эмоционально устойчивы, могут контролировать свои эмоции. Склонны уступать, тактичны, подчиненность на высоком уровне. Благоразумные и осторожные, но в то же время, пессимистичны и озабочены. Наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность Большому обществу они предпочитают одного-двух людей, друзей. Мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.Характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладят с людьми и хорошо работают в коллективе. Практичны, расчетливы и дипломатичны, спокойны, консервативны.У этой группы подростков развит самоконтроль, свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Самооценка адекватная.Подросткипроявляющие застенчивое поведение проявляют такие характеристик личности как:общительны, интеллект на среднем уровне. Выражены: низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.Подростки этой группы подозрительны, консервативны, зависимы от группы, следуют за общественным мнением, предпочитают и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируются на социальное одобрение. При этом у них зачастую отсутствует инициатива принятия решений.Средний уровень самоконтроля, зависящий от ситуации. Свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.Адекватность самооценки.Математическую обработку данных мы проводили при помощи коэффициента Манна Уитни для проверки выдвинутой гипотезы.Для нашей выборки значение критерия находится в промежутке:U значимопри р=0,05733U не значимопри р=0,01589На этапе математической обработки данных мы выявляли значимые различия по качествам личности по двум группам испытуемых (см таблицу 2.3).Таблица 2.3 – Критерий Манна-Уитни для показателей личностных чертКритерий Группа 1Группа 2Критерий Манна-УитниФактор А — «зам.кнутость — общител.ьность»65,366,4U = 387р=0,01Фактор В— «инте.ллект» - средняя сте.пень выраженности67,253,4U = 227р=0,01Фактор С — «эмоц.иональная неустойчивость» — эмоциональная устойч.ивость»73,135,1U = 733р=0,05Фактор Е— «подчинен.ность — доминантно.сть»32,168,2U = 730р=0,05Фактор F— «сдер.жанность — экспрессивн.ость»28,258,3U = 358р=0,01Фактор G — «под.верженность чувствам — высокая норматив.ность поведения»61,244,6U = 458р=0,01Фактор Н — «робо.сть — смелость»31,853,2U = 728р=0,05Фактор I — «же.сткость — чувствитель.ность»57,332,1U = 730р=0,05Фактор L — «доверчивость — подозрительно.сть»24,652,8U = 732 р=0,05Фактор М — «практи.чность — развитое воображ.ение»46,246,2U = 358р=0,01Фактор N — «прямолиней.ность — диплом.атичность»48,229,1U = 685р=0,05Фактор О — «увер.енность в себе — трево.жность»36,837U = 278р=0,01Фактор Q 1 - «консе.рватизм — радикализм»34,634,6U = 328р=0,01Фактор Q2 — «кон.формизм — нонконфо.рмизм»24,832,1U = 108р=0,01Фактор Q3 — «низкий самок.онтроль — высокий са.моконтроль»54,754,7U = 358р=0,01Фактор Q4 — «рассла.бленность — напряже.нность»36,436,4U = 418р=0,01Фактор MD— «адекват.ность самооценки»63,463,4U = 258р=0,01Исследование показало, что подростки, характеризующиеся застенчивостью поведению, имеют такие личностные особенности как: эмоциональная неустойчивость, подозрительность. ЗаключениеПодростковый возраст является наиболее чувствительным к переменам, происходящим в жизни ребенка. Появляются конфликтные тенденции, а также внутренние переживания, приводящие к внутриличностным конфликтам. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в сфере его самосознания, которые помогают осознавать свою неповторимость, переориентировать внешние оценки (родительские) на внутренние, которые влияют на выбор жизненных стратегий и мотивацию поведения. Несоответствие между самосознанием и актуальным жизненным опытом подростка способствует формированию «диффузностисамоидентичности», которая связана с чувством неполноценности.Подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций, т. к. социальные нормы и ценности воспринимаются им с ранее усвоенным негативным жизненным опытом, который разрушает позитивные нормы и ценности. У большинства подростков базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое) не сформированы.В связи с вышеизложенным, допустимо предположить, что подходы к феноменологии «застенчивости» различны, многие из них сложились с учетом традиций, принятых в мировой практике, российских. Вместе с тем очевидна разрозненность структур переживаний «застенчивости» и необходимость воссоздания целостности в теории феноменологии личности застенчивого человека, так как переживание застенчивости не является полностью субъективным или внутренним чувством, напротив, оно неотделимо от контекста жизненных отношений и связей.Наше исследование проходило в несколько этапов: мы отобрали группу испытуемых, подобрали диагностический инструментарий под гипотезу исследования. Далее провели диагностику по выбранным методам, проанализировали полученные результаты и сделали выводы.На этапе математической обработки данных мы выявляли значимые различия по качествам личности по двум группам испытуемых. Исследование показало, что подростки, характеризующиеся склонностью к застенчивому поведению, имеют такие личностные особенности как: эмоциональная неустойчивость, доминантность, смелость, жесткость, подозрительность и прямолинейность. Гипотеза подтвердилась.Список литературыАкутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – с.5-10.Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М. , 2013. - 23 с.Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. – М.: Пед. О-во России, 2012. – 160с. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости //Вопросы психологии. 2010. № 5. С.4-9Ершова, Ю.С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж.Боулби [Текст] / Ю.С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная работа, ювентология, социокинетика. – Кострома, 2010. - № 3. – С. 111 – 113. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 294 с.Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). // Ф. Зимбардо СПб: Питер Пресс, – 2014. – 256 с.Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо. М.: АльпинаПаблишер, – 2013. – 214 с. Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости [Электронный ресурс] / К.С. Кондратьева / канд.психол. наук. – 2015. Режим доступа: https://vk.com/doc98115523_465902285?hash=ba81d0b235faba6918&dl=ae170d12a576341c6, свободный. – загл.с экрана. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 350 с.Кравченко А.П., Тушенкова Н.Н. Связь социально-эмоционального развития с успешной социальной адаптацией // Вестник университета (Государственный университет управления). Выпуск 11. – М., 2010. – С. 67-70.Куницына В.Н., Бойцова Е.Н. Психологический портрет застенчивого человека //Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. - Ижевск, 2013. – 214с.Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 435с.Першина Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический проект, 2014. – 256с.Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 606 с.Петровский А. В., Абраменкова В. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 147с.Психология подростка. Полное руководство / Под общей ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.Руссо Ж. Ж. Подростковый период развития. Психологический журнал. 2015. - №9. - 34с.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. , 2015. – 154с.Романенко Е.А. Развитие личности в системе общественных отношений // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. – с. 189-192Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 142с.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института психотерапии, 2012. - 490 с. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2016. – 385 cШевандринН. И. Основы психологической диагностики: Учебник для студентов ВУЗов: в 3 частях. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 – ч. 2. с. 256ШевандринН. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М. ВЛАДОС, 2010. -508с.Шингаева Н.В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников //Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2018. С.181-182.
1. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – с.5-10.
2. Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М. , 2013. - 23 с.
3. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. – М.: Пед. О-во России, 2012. – 160с.
4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости //Вопросы психологии. 2010. № 5. С.4-9
5. Ершова, Ю.С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж.Боулби [Текст] / Ю.С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная работа, ювентология, социокинетика. – Кострома, 2010. - № 3. – С. 111 – 113.
6. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 294 с.
7. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). // Ф. Зимбардо СПб: Питер Пресс, – 2014. – 256 с
8. .Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо. М.: Альпина Паблишер, – 2013. – 214 с.
9. Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости [Электронный ресурс] / К.С. Кондратьева / канд.психол. наук. – 2015. Режим доступа: https://vk.com/doc98115523_465902285?hash=ba81d0b235faba6918&dl=ae170d12a576341c6, свободный. – загл.с экрана.
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 350 с.
11. Кравченко А.П., Тушенкова Н.Н. Связь социально-эмоционального развития с успешной социальной адаптацией // Вестник университета (Государственный университет управления). Выпуск 11. – М., 2010. – С. 67-70.
12. Куницына В.Н., Бойцова Е.Н. Психологический портрет застенчивого человека //Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. - Ижевск, 2013. – 214с.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 435с.
14. Першина Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический проект, 2014. – 256с.
15. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 606 с.
16. Петровский А. В., Абраменкова В. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 147с.
17. Психология подростка. Полное руководство / Под общей ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.
18. Руссо Ж. Ж. Подростковый период развития. Психологический журнал. 2015. - №9. - 34с.
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. , 2015. – 154с.
20. Романенко Е.А. Развитие личности в системе общественных отношений // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. – с. 189-192
21. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 142с.
22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института психотерапии, 2012. - 490 с.
23. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2016. – 385 c
24. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: Учебник для студентов ВУЗов: в 3 частях. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 – ч. 2. с. 256
25. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М. ВЛАДОС, 2010. -508с.
26. Шингаева Н.В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников //Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2018. С.181-182.
Вопрос-ответ:
Какие возрастные особенности свойственны подросткам?
В подростковом возрасте происходят значительные физиологические, психологические и социальные изменения. Подростки испытывают сильные эмоциональные скачки, избирательность в общении, стремление к самостоятельности, формирование собственной личности и сомнения в самооценке.
Что такое застенчивость и как она проявляется у подростков?
Застенчивость это особенность личности, которая проявляется в стеснительности, неуверенности и осторожности во взаимодействии с окружающими. У подростков застенчивость может проявляться в избегании контактов, сложности в общении с новыми людьми, страхе быть осужденным и нежелании проявлять себя.
Какие личностные особенности связаны с застенчивым поведением у подростков?
Подростки, характеризующиеся застенчивым поведением, часто имеют низкую самооценку, испытывают тревогу, страхи и сомнения в собственных способностях. Они могут быть неуверенными в себе, склонны к самокритике и избегают ситуаций, требующих проявления инициативы или выступления перед публикой.
Как проводилось исследование личностных характеристик подростков со застенчивым поведением?
Исследование проводилось с помощью опросников и экспериментов. Для определения застенчивости использовались различные шкалы и методики, например, опросник ЧеКС (Чувствительность, Критичность, Скрытность), который позволяет измерить степень застенчивости подростка. Также проводились эксперименты, например, изучение реакции подростков на социальные ситуации, чтобы выявить особенности их поведения.
Какие результаты получены в исследовании личностных характеристик подростков со застенчивым поведением?
Результаты исследования показали, что подростки со застенчивым поведением имеют более низкую самооценку, выраженный страх перед критикой и осуждением, сложности в общении и установлении доверительных отношений. Они также проявляют большую тревожность и неуверенность в себе. Исследование позволило дать более полное представление о застенчивости у подростков и ее влиянии на их жизнь и развитие.
Какие характеристики застенчивости характерны для подросткового возраста?
Подростковый возраст сопровождается различными изменениями в психологической сфере, включая застенчивость. Подростки часто проявляют такие характеристики застенчивости, как социальная неуверенность, переживание и тревожность в социальных ситуациях, склонность к избеганию общения с незнакомыми людьми.
Какие возрастные особенности связаны с застенчивостью у подростков?
Застенчивость у подростков может быть связана с определенными возрастными особенностями. Например, в переходный период от детства к взрослости подростки часто переживают интенсивные эмоциональные изменения, становятся более самосознательными и чувствительными к мнению окружающих. Эти факторы могут влиять на уровень застенчивости подростков.
Какие личностные особенности характеризуют подростков с застенчивым поведением?
Подростки, проявляющие застенчивое поведение, могут иметь определенные личностные особенности. Например, они могут быть менее уверенными в себе, бояться критики или отвержения, испытывать тревогу в социальных ситуациях и предпочитать избегать общения с незнакомыми людьми.
Какими методами исследования были получены данные о личностных характеристиках подростков с застенчивым поведением?
Для изучения личностных характеристик подростков с застенчивым поведением были использованы определенные методы. В исследовании проводился анализ экспериментальных данных, а также использовалась выборка подростков и проводились определенные процедуры для сбора информации о их личностных особенностях.