Мониторинг загрязнения вод суши
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 25.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВОДООЧИСТКИ РОССИИ 5
1.1 Качество питьевой воды в Российской Федерации 5
1.2 Подземное питьевое водоснабжение городов 6
1.3 Методика комплексной эколого-геохимической оценки состояния поверхностных и подземных водных объектов, водозаборов и сточных вод 7
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОТЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВОДЫ В РОССИИ 17
2.1 Нормативные законы и документы 17
2.2 Направления совершенствования госуправления 18
2.3 Воодоочистка и охрана водных объектов 21
2.4 Единая межрегиональная база данных 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Создание рекомендуемой межрегиональной системы водозащиты и водоочистки и, следовательно, водовосстановления в бассейне рек, помимо модернизации традиционных очистных сооружений и создания водоохранных зон, прибрежно-защитных полос и т. д., может сыграть роль "спускового механизма" в решении проблем социально-экологической реабилитации большей части территории России. На этой территории сосредоточена значительная часть населения России, озабоченного состоянием своего здоровья и заинтересованного в его улучшении прежде всего за счет принятия профилактических мер. Следует отметить, что каждый гражданин России имеет право на возмещение ему фондом обязательного медицинского страхования (ОМС), в том числе в судебном порядке, нанесенного ущерба здоровью в результате техногенного загрязнения окружающей среды и прежде всего от некачественного питьевого водоснабжения, обусловившего развитие той или иной заболеваемости и тем более летального исхода. Первое место по числу обращений граждан России в суд по этому поводу устойчиво занимает Мурманская обл., в то время как население регионов Волжского бассейна почти не осведомлено о такой возможности хотя бы частично компенсировать последствия экологически обусловленной заболеваемости.Эффективность предлагаемой системы определяется ее межрегиональным и комплексным характером, что требует разработки и принятия специальной программы действий на государственном уровне, обязательной для всех субъектов РФ, муниципальных образований, предприятий и предпринимателей. Все они должны принять активное участие в ее реализации с определенной законодательством долей финансирования за счет всех доходов от водопользования, которые должны значительно возрасти в соответствии с новой редакцией Водного кодекса РФ. Заметим, что и в существующем законодательстве предусмотрено 50%-ное использование средств от водных доходов местными бюджетами исключительно на водохозяйственные цели, хотя на практике используется менее 20 %, что прямо или косвенно обусловливает повышенную заболеваемость населения.Рекомендуемая межрегиональная система водо-защиты и водовосстановления Волжского бассейна должна включать сеть региональных научно-производственных центров (НПЦ "Волгобасс"), на базе которых возможна реализация вышеперечисленных способов комплексного решения рассматриваемой проблемы. Ожидаемая результативность такого решения определяется указанными выше перспективами снижения заболеваемости и смертности населения, которая на 70-80 % обусловлена качеством питьевой воды, т. е. 10-кратной эффективностью профилактики по сравнению с затратами на лечение, а также перспективами возврата значительных объемов очищенной воды в замкнутые системыводоснабжения предприятий, т.е. эффективностью ресурсо- и энергосбережения.2.4 Единая межрегиональная база данныхВ настоящее время отсутствует единая межрегиональная база данных о характере и степени загрязнения водных объектов в бассейнах озёр и рек, которая должна включать информацию, необходимую для принятия управленческих, инженерно-технических и медико-профилактических решений. Эта информация может быть получена путем организации как территориального медико-эколого-геохимического обследования геоэкосистем, так и путем проведения точечного, т. е. по предприятиям-загрязнителям, экологического аудита. В результате таких работ может быть создана многослойная электронная эколого-геоинформационная система (ЭГИС) или картографо-аналитическая база данных, необходимая для выбора приоритетов обеспечения экологической безопасности на территории бассейнов, представляющих его регионов и муниципальных образований, ТПК и конкретных предприятий. В частности, только с использованием этой базы данных в масштабах от 1:50000—1:25000 до 1:10000—1:5000 могут быть выделены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в районах повышенных техногенных нагрузок на окружающую среду. Очевидно также, что при составлении балансов водопотребления и проведении водовосстановительных мероприятий должны учитываться данные о техногенном загрязнении гидросистем, включая донные осадки и почвы водосборных элементов ландшафта. Создание ЭГИС по водным объектам в конечном результате послужит основой стоимостной оценки водных ресурсов, упорядочения платы за водопользование и загрязнение источников водоснабжения.Если же решение этой проблемы будет осуществляться исключительно на уровне отдельных регионов, то оно заведомо обречено на неудачу, так как несогласованность методов и действий приведет к неэффективной работе всей системы в целом. Все способы решения рассматриваемой проблемы могут быть реализованы в рамках деятельности НПЦ, системы "Волгобасс", которые предлагается создать в каждом из существующих и тем более в будущих (укрупненных) субъектах РФ. Такие центры должны включать прежде всего современные экспресс-аналитические лаборатории, необходимые как для комплексного поликомпонентного эколого-гидрохимического обследования и оценки состояния водных сред и донных осадков, так и для осуществления мониторинга. Рекомендуемый для таких лабораторий многоцелевой атомно-эмиссионный спектральный анализ (АЭСА) с дуговыми источниками возбуждения спектров позволяет одновременно определять до 40—60 химических элементов с чувствительностью от n⋅10-1 до n⋅10-6 %, что делает его наиболее рациональным и незаменимым при проведении многоцелевых площадных картировочно-оценочных работ ресурсно-поискового направления.Стоимость спектрометрических комплексов не-высокая — в пределах 900 тыс. руб., ежегодные затраты на эксплуатацию — около 2 млн. руб., что почти в десять раз дешевле аналогичного зарубежногоприбора; производительность — 100 тыс. элементо-определений в год при сроке окупаемости до 2 лет. Дальнейшее развитие этого метода осуществляется в целях определения содержаний почвообразующих макрокомпонентов, традиционно определяемых, в отличие от микрокомпонентов, трудоемкими, дорогими и неэкспрессными силикатными анализами. Диапазон измеряемых концентраций почвообразующих элементов (мас. доли) следующий: SiO2 (0,1—100); TiО2 (0,01—30); Al2O3 (0,01—30); Feобщ (0,01—50); MnO (0,01—30); MgO (0,01—30); CaO (0,01—40); Na2O (0,1—10); K2O (0,1—10); P2O5 (0,1—10).Разнообразие природных ландшафтов, геологических формаций и техногенных источников загрянения поверхностных и подземных пресных вод, в том числе используемых для питьевого водоснабжения, требует организации системного опробования водных сред и донных осадков на возможно более широкий круг ингредиентов загрязнения. Согласно требованиям ВОЗ, последний включает более 1000 потенциально токсичных элементов, тогда как российская лабораторная база служб государственного мониторинга позволяет определять в водных средах не более 15—20 компонентов. В центрах "Волгобасс" должны быть сосредоточены создаваемые ими многослойные региональные ЭГИС по водным объектам, предоставляющих весь комплекс информационно-консалтинговых услуг органам власти, предприятиям и населению, а также необходимые технические средства водоочистки.Главная задача — снижение токсичности производственных сточных вод, которая достаточно индивидуальна в соответствии с техноэкогеохимической специализацией предприятий: поскольку предприятия имеют свою специфику технологии производства и, соответственно, состава ВХВ в сточных водах, то эту работу надо проводить на каждом предприятии индивидуально. Для этого необходим прежде всего независимый от них государственный контроль за характером и степенью загрязненности производственных сточных вод, поскольку без достоверной информации невозможно осуществлять управление их качеством, а также разработать оптимальный для каждого предприятия способ снижения токсичности промстоков за счет повышения культуры производства, применения локальных способов водоочистки от специфических ВХВ и т. п. ЗАКЛЮЧЕНИЕК сожалению, принятый в России разовый инспекционный контроль производственных сточных вод (определение примесей в случайной разовой пробе воды) на предприятии не только не может дать достоверной информации о ежесуточных сбросах ВХВ предприятием, но даже позволяет ему бесконтрольно сбрасывать с производственными сточными водами любые количества ВХВ в любое время суток (кроме момента отбора инспекторами разовой пробы). Это парализует всякую возможность снижения токсичности производственных сточных вод и обусловливает необходимость огромных государственных средств на водоочистку. В то же время в разработаных в 1984 г. МосводоканалНИИпроектом "Правилах приема производственных сточных вод" совершенно четко сформулированы правила получения достоверной информации о суточном сбросе ВХВ предприятиями: "Сброс производственных сточных вод предприятием должен осуществляться через самостоятельные выпуски с устройством за пределами территории предприятия контрольных колодцев, оборудованных автоматическими пробоотборниками и измерительными устройствами для непрерывного контроля за составом и расходом сточных вод по каждому выпуску".Такие пробоотборники и устройства давно разработаны и рекомендованы к серийному производству. Поэтому реализация указанного положения зависит только от политической воли администрации и законодателей всех уровней, от руководства МПР, до руководителей конкретных предприятий.Достижение гарантированного обеспечения водными ресурсами населения и объектов экономики будет способствовать сбалансированному пространственному развитию страны, поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности.Истощение водных ресурсов может угрожать устойчивому развитию. Нынешнее чрезмерное использование воды в связи с ростом населения, отходов и загрязнения делает воду ограниченным ресурсом. В нынешнее время развития глобализации, устойчивое развитие означает организацию в глобальном масштабе общего управления дефицитными ресурсами. Угроза нехватки воды, вызывающие тревогу проблемы глобального производства продовольствия, вкупе с ростом загрязнения и чрезмерной нагрузки на почву, приводящей к сокращению сельскохозяйственных земель, дефицит энергетических ресурсов и возможных последствий всего этого на климат, а также растущие горы отходов: все это также часть комплекса проблем, которые предстоит решать каждой стране в отдельности и международным сообществам в целом. Как подчеркивается в докладах Программы ООН по окружающей среде ЮНЕП по человеческому развитию за последние годы в предстоящие десятилетия возрастет конкуренция за воду. Рост потребности в воде вызывается ростом народонаселения, урбанизацией, промышленным развитием и потребностями сельского хозяйства. Основные проблемы водопользования связаны с: расточительным потреблением воды; неудовлетворительным качеством воды в водных объектах в связи с низкой эффективностью очистных сооружений; неудовлетворительным состоянием хозяйственно-питьевого водоснабжения из-за загрязнения поверхностных вод и недостаточного использования современных методов очистки воды; возрастанием материального ущерба от негативного воздействия вод в связи с ухудшением технического состояния защитных сооружений, нарушениями режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях; ухудшением технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства и, в первую очередь, водоподпорных гидротехнических сооружений; недостаточностью законодательной базы в области использования и охраны водного фонда.Приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе включают: а) гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России; б) снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, в первую очередь, в источниках питьевого водоснабжения; в) защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая обеспечение безопасного состояния водоподпорных гидротехнических сооружений; г) развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование прогнозирования и информационного обеспечения; д) внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса.Рассматривая воду как рыночный товар многим странам в своих стратегиях социально-экономического развития необходимо управлять водой как социальным благом (продуктом), создавать необходимые условия для удовлетворения основных потребностей населения в воде. Все жители определенного региона водоснабжения должны получать гарантированное количество воды. Удовлетворять основные потребности природных экосистем в воде. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСтрельбицкая Е.Б., Соломина А.П. Организация и проведение наблюдений за качественным составом дренажно-сбросных вод для оценки их влияния на водоприемники. В сборнике: Основные результаты научных исследований института за 2017 год. Сборник научных трудов. Москва, 2018. С. 320-330. Стрельбицкая Е.Б., Соломина А.П. Мониторинг качества дренажно-сбросных вод мелиоративных систем для оценки их воздействия на водоприемники // Природообустройство. 2017. № 5. С. 75-83.Сысуев В.В. Экологическое нормирование и мониторинг - университетский курс для географов. В сборнике: Здоровая окружающая среда - основа безопасности регионов сборник трудов первого международного экологического форума в Рязани: посвящается году экологии в Российской Федерации. 2017. С. 355-362. Гостюхина Д.Ф. Современное тематическое картографирование. В книге: Геосфера сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов географического факультета. Ответственный редактор А.Ф. Нигматуллин. 2017. С. 95-97. Костяной А.Г., Лебедев С.А., Семенов А.В. О необходимости спутникового мониторинга трансграничных вод России// Проблемы постсоветского пространства. 2015. № 2 (4). С. 18-33.Отечественные гидрологи XX в. историко-биографическое описание. Под редакцией Клименко Д.Е. Екатеринбург, 2018. Крапивин В.Ф., Потапов И.И. Проблемы окружающей среды в контексте национальной безопасности и стратегического планирования // Экологические системы и приборы. 2017. № 1. С. 14-41.Глава 2. средства и методы работы с данными спутникового дистанционного зондирования. В книге: Спутниковые методы выявления и мониторинга зон экологического риска морских акваторий Лаврова О.Ю., Митягина М.И., Костяной А.Г. Москва, 2016. С. 50-100. Солнцев А.М. Использование космических средств для целей охраны окружающей среды. В книге: Современные проблемы международного космического, воздушного и морского права. Материалы круглого стола XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения». 2015. С. 136-145.Попова Д.С. Анализ мониторинга гидросферы в России. В сборнике: Современная наука: проблемы и перспективы Сборник статей ХI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 37-43. Стрельбицкая Е.Б., Соломина А.П. Мониторинг качества дренажно-сбросных вод мелиоративных систем для защиты природных вод от загрязнения. В сборнике: Современные энерго- и ресурсосберегающие, экологически устойчивые технологии и системы сельскохозяйственного производства Рязань, 2017. С. 146-150.Федотов В.И. География России. Водные ресурсы и хозяйство // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2015. № 2. С. 73-107.Брускова А.С., Левитская Т.И., Хайдукова Д.М. Прогнозирование паводковой ситуации с использованием космических снимков.В сборнике: Физика космоса труды 47-й Международной студенческой научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 2018. С. 241-242.Ткаченко А.В., Ильченко Г.В., Шипкова Л.Н. Исследование поллютантов речной воды, влияющих на здоровье человека //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. № 4. С. 149-152.Гармашов А.В., Толокнов Ю.Н., Коровушкин А.И. Гидрометеорологический мониторинг в голубом заливе // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 2 (68). С. 49-52.
1. Стрельбицкая Е.Б., Соломина А.П. Организация и проведение наблюдений за качественным составом дренажно-сбросных вод для оценки их влияния на водоприемники. В сборнике: Основные результаты научных исследований института за 2017 год. Сборник научных трудов. Москва, 2018. С. 320-330.
2. Стрельбицкая Е.Б., Соломина А.П. Мониторинг качества дренажно-сбросных вод мелиоративных систем для оценки их воздействия на водоприемники // Природообустройство. 2017. № 5. С. 75-83.
3. Сысуев В.В. Экологическое нормирование и мониторинг - университетский курс для географов. В сборнике: Здоровая окружающая среда - основа безопасности регионов сборник трудов первого международного экологического форума в Рязани: посвящается году экологии в Российской Федерации. 2017. С. 355-362.
4. Гостюхина Д.Ф. Современное тематическое картографирование. В книге: Геосфера сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов географического факультета. Ответственный редактор А.Ф. Нигматуллин. 2017. С. 95-97.
5. Костяной А.Г., Лебедев С.А., Семенов А.В. О необходимости спутникового мониторинга трансграничных вод России// Проблемы постсоветского пространства. 2015. № 2 (4). С. 18-33.
6. Отечественные гидрологи XX в. историко-биографическое описание. Под редакцией Клименко Д.Е. Екатеринбург, 2018.
7. Крапивин В.Ф., Потапов И.И. Проблемы окружающей среды в контексте национальной безопасности и стратегического планирования // Экологические системы и приборы. 2017. № 1. С. 14-41.
8. Глава 2. средства и методы работы с данными спутникового дистанционного зондирования. В книге: Спутниковые методы выявления и мониторинга зон экологического риска морских акваторий Лаврова О.Ю., Митягина М.И., Костяной А.Г. Москва, 2016. С. 50-100.
9. Солнцев А.М. Использование космических средств для целей охраны окружающей среды. В книге: Современные проблемы международного космического, воздушного и морского права. Материалы круглого стола XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения». 2015. С. 136-145.
10. Попова Д.С. Анализ мониторинга гидросферы в России. В сборнике: Современная наука: проблемы и перспективы Сборник статей ХI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 37-43.
11. Стрельбицкая Е.Б., Соломина А.П. Мониторинг качества дренажно-сбросных вод мелиоративных систем для защиты природных вод от загрязнения. В сборнике: Современные энерго- и ресурсосберегающие, экологически устойчивые технологии и системы сельскохозяйственного производства Рязань, 2017. С. 146-150.
12. Федотов В.И. География России. Водные ресурсы и хозяйство // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2015. № 2. С. 73-107.
13. Брускова А.С., Левитская Т.И., Хайдукова Д.М. Прогнозирование паводковой ситуации с использованием космических снимков. В сборнике: Физика космоса труды 47-й Международной студенческой научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 2018. С. 241-242.
14. Ткаченко А.В., Ильченко Г.В., Шипкова Л.Н. Исследование поллютантов речной воды, влияющих на здоровье человека // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. № 4. С. 149-152.
15. Гармашов А.В., Толокнов Ю.Н., Коровушкин А.И. Гидрометеорологический мониторинг в голубом заливе // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 2 (68). С. 49-52.
Вопрос-ответ:
Каким образом осуществляется мониторинг загрязнения вод на суше?
Мониторинг загрязнения вод на суше осуществляется с помощью комплексной эколого-геохимической оценки состояния поверхностных и подземных водных объектов, водозаборов и сточных вод. Для этого применяются различные методики и анализы, позволяющие определить качество воды и выявить загрязняющие вещества.
Какой методикой проводится комплексная эколого-геохимическая оценка состояния водных объектов?
Для комплексной эколого-геохимической оценки состояния водных объектов применяются различные методики, включающие анализ физико-химических показателей, определение концентраций загрязняющих веществ, изучение биологических индикаторов и др. Также для проведения мониторинга используются современные приборы и аналитическая аппаратура.
Какова общая характеристика состояния системы водоочистки в России?
Система водоочистки в России имеет свои особенности. Качество питьевой воды в Российской Федерации оценивается в соответствии с нормативами, установленными законодательством. Также важным аспектом является подземное питьевое водоснабжение городов, которое требует постоянного контроля и мониторинга. Для определения состояния водных объектов и сточных вод используется методика комплексной эколого-геохимической оценки.
Какие законодательные акты регулируют работу системы мониторинга воды в России?
Работа системы мониторинга воды в России регулируется нормативными законами и документами. К таким актам относятся законы и постановления, устанавливающие нормы качества питьевой воды, нормы выбросов загрязняющих веществ, а также правила и инструкции по проведению мониторинга воды. Важным направлением совершенствования госуправления в области мониторинга воды является разработка новых нормативных актов и совершенствование имеющихся.
Какое качество питьевой воды в Российской Федерации?
Качество питьевой воды в Российской Федерации разнообразно и зависит от многих факторов. В некоторых регионах качество воды соответствует нормам, а в других оно может быть ниже установленных норм. Количество химических загрязнений, бактерий и вирусов в воде может варьироваться в зависимости от источника водоснабжения и состояния водоочистных систем. Однако, в целом, стандарты качества питьевой воды в России соответствуют международным нормам и строго контролируются государственными органами.
Как осуществляется подземное питьевое водоснабжение городов?
Подземное питьевое водоснабжение городов осуществляется через специальные водозаборы, которые расположены на подземных водоносных горизонтах. Вода из этих источников проходит процесс очистки и подготовки к использованию в виде питьевой воды. В России существует разветвленная система подземных водозаборов, которая обеспечивает города и населенные пункты водой высокого качества. Однако, для поддержания этой системы в работоспособном состоянии необходимо регулярное мониторинг загрязнения воды и принятие соответствующих мер по ее очистке и очищению источников воды.
Как проводится комплексная эколого-геохимическая оценка состояния поверхностных и подземных водных объектов, водозаборов и сточных вод?
Проведение комплексной эколого-геохимической оценки состояния водных объектов, водозаборов и сточных вод включает в себя ряд этапов. Сначала производится отбор проб воды из различных источников для последующего анализа. Затем проводятся лабораторные исследования, включающие определение содержания различных веществ в воде, таких как химические загрязнители, бактерии и другие микроорганизмы. Полученные данные анализируются, сравниваются с установленными нормами и делается вывод о состоянии водных объектов и эффективности системы очистки воды. На основе результатов оценки принимаются меры по предупреждению и устранению загрязнений в водных объектах и системах водоочистки.
Какое качество питьевой воды в Российской Федерации?
Качество питьевой воды в Российской Федерации может быть разным в разных регионах. В некоторых регионах качество питьевой воды соответствует нормативным требованиям, в то время как в других регионах обнаруживаются превышения различных показателей. Национальные санитарные правила устанавливают допустимые значения для таких показателей, как содержание хлорида натрия, сульфатов, нитратов, аммония и других веществ.
Как проводится комплексная эколого-геохимическая оценка состояния поверхностных и подземных вод?
Комплексная эколого-геохимическая оценка состояния поверхностных и подземных вод включает в себя проведение исследований и анализов различных показателей качества воды. Это могут быть показатели физико-химического состава, биологического состава, радиоактивности и другие. Полученные данные анализируются и сравниваются с нормативными требованиями. Таким образом, можно оценить степень загрязнения водных объектов и принять меры по их защите и очистке.