Курсовая по теме
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 26.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: 4
I. ЗАСЕЛЕНИЕ СИБИРИ СЕМЕЙСКИМИ СТАРООБРЯДЦАМИ 5
II. РЕЛИГИЯ, БЫТ И ТРАДИЦИИ СЕМЕЙСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ 9
2.1 Месяцеслов семейских как отражение народной мудрости и особенности быта 9
2.2 Жилищно – хозяйственные постройки семейских 17
2.3 Религия семейских 20
2.3.1 Особенности религии семейских 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Так, часовня в Урлуке была образована в 1783г.По данным ГАИО в 1840 г. в Забайкалье у старообрядческого населения в разных селах действовала 15 часовен с колокольнею и колоколами, с главами и крестом, одна церковь с колокольнею и колоколами, с тремя главами и крестами, алтарем, в коем престо и жертвенник с главой и крестом. Эта церковь была построена в 1833 г. с дозволения окружного начальства. Там же имелись пять молитвенных домов и несколько молельных с иконостасом в домах богатых людей[15].В другом документе 1839 г. приводятся сведения о раскольниках, находящихся в Верхнеуденском округе и о часовнях. Из этих материалов узнаем, что в четырех волостях Тарбагатайской, Мухоршибирской, Куналейской и Урлуцкой раскольников более половины против православных и их число достигает до 20 тыс.душ[16].Известно, что старообрядцев церковные и светские власти заставляли насильно или с помощью миссионеров переходить в лоно православия или вединоверие. Но эти меры не всегда были успешными, а иногда и усиливали старообрядчество. Особенно сильно насаждалось единоверие на Чикое.Наиболее страшные последствия имели события, которые наступили после Октябрьского переворота 1917 г. Они привели к полному уничтожению старообрядческих храмов в Забайкалье.2.3.1 Особенности религии семейскихВ православии, народно-бытовом обиходе русского человека, в его обрядовой сфере все должно быть осмыслено, продумано и совершаться по всем церковным и бытовым правилам, отступление от которых объявлялось ересью. Говоря о старообрядцах, об их приверженности к обрядности П.А.Ровинский писал: «Вообще русский народ крепко привязан к обрядности, вся жизнь у него сложилась в определенные формы и сопровождается известными обрядами и обычаями. В этих обрядах и обычаях у него вся вера…»[20].Известно, что у старообрядцев Забайкалья браки до восьмого колена были запрещены. Вот поэтому людей, знающих родословные, оченьуважали.По своим религиозным убеждениям, семейские — христиане. Старообрадцами и раскольниками их назвали за то, что они не приняли исправленных церковных книг, не изменили своему 2-х перстному крестному знамению и признали все нововведения патриарха Никона делом богопротивным, а самого Никона называли не иначе, как антихристом. Боязнь наказания за общение с «еретиками» — никонианцами прошла через века и сохранилась еще до нашего времени и упорно поддерживалась и поддерживается в народе их начетчиками и уставщиками.Долгое время старообрядцы придерживались своей веры, соблюдая ее в чистоте, сохраняя в точности предписания «священного писания». Но постепенно фанатизм падал, и теперь, когда-то живая мысль, за которую гибли сотни людей, превратилась в мертвую форму, в обычай, в суеверие. Между собою семейские перессорились, раскололись на разные толки и только, благодаря еще своему невежеству, объединяются легендами о приходе антихриста и о конце мира. Приход антихриста они приурочивают к каждому более или менее важному событию в истории России. Петр I — антихрист. Наполеон I, Вильгельм II и, наконец, Владимир Ильич Ленин тоже. Но о Ленине общее мнение раскололось. В некоторых селах держится слух о том, что Владимир Ильич перед смертью раскаялся, отступился от «комунии», позвал попа, причастился, и его похоронили с «архиреями». Если о Ленине ходят разноречивые слухи, то о коммунистах, как о слугах антихриста, мнение довольно дружное у остальных семейских. К советской власти семейские относятся не особенно доброжелательно. Во многих селах некоторые слои населения — даже враждебно, но признают ее, придерживаясь слов писания «несть власти, аще не от бога» [17, 21].В религии у семейских благотворный сдвиг сделала революция. До 17 года не каждый семейский подал бы из общей кружки пить, не позволил бы коснуться без креста кадки с водой и т.д.Теперь же этого нет, у некоторых передовых старообрядцев даже иноверцу дадут чистую посуду. Но и сейчас есть семьи, где для «еретиков» — православных и бурят — особая посуда, к которой не прикасаются члены семьи. Кроме того, молодежь уже явно и тайно отпала от религии и вносит новые порядки в обращении с иноверцами. Только пожилые женщины и часть средних лет мужчин строго держатся писания.Благодаря вере в антихриста, в роковое число 666, а также в «лик звериный», многие, понимая пользу различных нововведений, не принимают их, так, например, многие боятся вступить в кооперацию, так как членам выдается книжка о печатью. Из имени Ленина, а также из пятиконечной звезды, по мудрствованию книжников, выходит 666. Красноармейский головной убор наводит многих «умных» людей на мысль: «а уж не лик ли это звериный».Питаясь такими суеверными бреднями, семейские мечутся между двух огней, мучаются и некоторые еще больше убеждаются, что пришел конец мира. Неосторожные выпады против религии, некоторые насмешки, которые были допущены в первые годы прихода советской власти, запугали население, и теперь необходимо очень осторожно исправлять сделанное. Для этого умелые школьные и культурно-просветительные работники среди семейских нужнее, чем где бы то ни было.Духовным руководителем в сектах беспоповцев, темноверцев, а также беглопоповцев является уставщик, который выбирается миром. Уставщиком может быть каждый обыкновенный крестьянин, не посвященный в духовный сан, умеющий хорошо читать по церковному, знающий «святое писание». Благодаря невежеству старообрядцев, он играет до сих пор громадную роль в их жизни. Из треб уставщик может выполнять только крещение, погребение и напутствовать умирающего. Венчать он не может, не может также приготовить «святые дары» — причастие. В богослужении ему помогают начетчики, также знающие хорошо писание. Церковные службы уставщики совершают в молитвенных домах, или церквах. Молитвенный дом (церковь) разделяется обыкновенно на две части: впереди для мужчин, сзади для женщин, по бокам — «клыросы» для певчих и спереди аналой, у которого стоит уставщик. Все стены увещаны иконами старинного письма. К потолку или балкам прикреплены «паникадила». На «клыросах» певчие, чтецы установленных молитв, обыкновенно мальчики. Пение протяжное, немного в нос, и очень унылое. Все молящиеся делают очень низкие поклоны, опираясь на «подрушники» и перебирая лестовки-четки. Крестятся двумя перстами. Посещаемость молитвенного дома с каждым годом падает. Молятся только старики. Молодежь бывает в большие праздники, да и то с неохотой. Они бы не ходили, да боятся стариков: «вот здохнут старики, мы живо коммуну примем», — говорили уже не молодые крестьяне. Мало по малу исчезают и многие старые обряды и обычаи, чему сильно способствуют экономические соображения. Возьмем для примера похоронные и родильные обряды, которые «вставали в копеечку», т.е. стоили очень дорого, — рублей 100–150. В настоящее же время стараются обойтись рублей на 50–40[8, 12, 19].Похоронные обряды очень интересны в этнографическом отношении; с изучением их следует поторопиться, так как они мало помалу теряют свои особенности. Семейские до сих пор не хоронят своих покойников в гробах. Для покойника они берут колоду, выдолбленную из ствола дерева. Обмытого покойника одевают в «смеретную» одежду, сшитую из коленкора и пеленают его в белый коленкоровый саван. Хоронят умершего очень быстро — на следующий же день, по церковному обряду. На «похоронки» собирается много народу, для которого устраивается поминальный стол. Готовят на поминки специальные кушанья, из которых следует упомянуть кутью (вареная с медом пшеница), блины с различными приправами; постом стряпают омулевые пироги и варят постные щи, а мясоедом стряпают все скоромное. Во время похорон все родственники «голосят» — плачут с приговорами[18].Не менее интересны и родильные обряды: до настоящего времени, при особо тяжелых муках, открывают царские двери, т.е. двери, ведущие в алтарь. Кроме того, родильнице для скорейшего разрешения дают в рот ее волосы, ставят ее «на четвереньки». Послед зарывается с особыми молитвами в подполье. Родившую женщину бабка моет в трех банях — «правит» и после этого, получив от нее подарки, «размываются» с родильницей и уходит на другую работу. Младенца недели две не показывают посторонним, а потом уже с предосторожностями допускают смотреть на него: боятся «уроков». Верят, что если посмотреть на ребенка попристальнее, то его можно «сглазить», особенно, если глаз нехороший, черный. От «глаза» обыкновенно умывают «с уголька» и «носят на зори», т.е. рано утром или поздно вечером. Когда женщина родит, то все знакомые пекут пироги, шаньги и несут ей гостинцы. Она все это принимает и впоследствии в подобных случаях должна оделить каждую приносящую подобным же даром.ЗАКЛЮЧЕНИЕРеформа разделила церковь на две лагеря православия: господствующий и старообрядческий. Она вызвала мощное и сложное антифеодальное, антиправительственное движение, известное под названием «раскол». Суть которого внешне связывалась с защитой старых обычаев и обрядов, старой веры, а на самом деле под религиозной оболочкой народные массы (крестьяне, посадские люди, низшее духовенство) выражали свой стихийный политический протест против засилия крепостников – помещиков и церкви, оправдывающие феодальный гнет.В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича, в 1765 – 1768 гг., около пяти тысяч староверов были расселены в 30 деревнях Забайкалья. Селились старообрядцы часто в глухой тайге, иногда отдельными селениями. Она свято оберегали все, что связывало их корнями со своими предками, поклонялись старине, не приняв преобразований патриарха Никона.Приметы, накопленные русским народом в течение столетий, позволили создать ему свой производственный и бытовой календарь. В приметах, приуроченных к отдельным праздникам, народ очень точно отразил сезонные изменения в природе, хотя и не для всех мест подобные приметы оказывались пригодными. Сотни примет содержат советы и поучения о том, как вести сельское хозяйство.Значение народного календаря в жизни земледельцев трудно переоценить. Весь сельскохозяйственный год крестьянина в этом календаре распределен, расписан заранее. Крестьянин умеет распределить годовой запас кормов, знает, когда нужно подготовить тот или иной сельскохозяйственный инвентарь.Замкнутый образ жизни семейских и удаленность их селений от больших городов диктовали ограниченность внутреннего рынка. Поэтому повсеместно у них было развито натуральное хозяйство.Семейно-бытовая обрядность староверов отличалась необычайно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада и была закреплена целой системой запретов, которые регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и похорон-поминок, в отличие от календарных обрядов, у семейских сохранились и по сей день почти в неизмененном виде.Семейские привезли в Забайкалье передовые навыки земледелия и своеобразный инвентарь: непромокаемые лукошки из бересты, ступки, минимаслобойки, бочонки. Сейчас они хранятся в этнографическом музее в с. Красный Чикой.Семейским Забайкалья был присущ свой комплексный вид традиционного ведения хозяйства, основанный на земледелии и огородничестве, подсобное, но не менее большое значение имело скотоводство. Развитие получили таежные промыслы и ремесла.В настоящее время семейским, как и другому населению приходится приспосабливаться к новым экономическим условиям. Прежний образ занятий по выращиванию хлебных культур, сенокошению, разведение скота на мясо и молоко сохранился в традициях общественных форм ведения хозяйства.Таким образом, появление семейских в Забайкалье расширило ареал русского заселения, создало предпосылки к распространению среди коренного населения более передовых форм и навыков земледелия; устойчивость поселений семейских стало результатом их тесной связи с окружающей средой, которая выразилась в многолетней хозяйственной деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБолонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с.40.Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с.44.Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с.46.Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с.54.Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с.56.Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. –Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Новосиьирск, 1994. –с.54.Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья. Опыт сравнительной характеристики. Изд. 2-ое, исправленное. Барнаул: Изд-во БЮИ, 2001 г.-с.10БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.246БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.247БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.252БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.257БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.262БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.266БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.268БолоневФ.Ф.СтарообрядцыЗабайкальявXVIII–XXвв.–Москва:ИПЦ“ДИК”, 2004.-352с.:илл.-с.269Гирченко В.П. «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев-семейских». Восточно-Сибирскаябиблиотека. Л. 5. ВерхнеудинскМартос А. Письма о Восточной Сибири. М., Унив.типогр., 1827 г.Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Изд. Академии Наук, СПБ., 1788. Ч. 3. Половина первая. 1772–1773 г.Ровинский П.А. Изв. СибОтд. Рус. Геогр. О-ва. Т. 4. № 3. С.12Селищев А.М. «Забайкальские старообрядцы. Семейские». Иркутск, 1920Семёнова Т.Н. Старообрядческие коллекции в фондах музея // Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: мат-лы3 международной научно-практической конференции 26-28 июня 2001 г., г. Улан-Удэ.-Улан-Удэ:Из-воБНЦСОРАН,2001г.-с.385-386.СвистуновИ.И.Чикойскиймонастырь//Знамятруда,3.12.1999г.ШмулевичМ.М.ОчеркиисторииЗападногоЗабайкалья.17-сер.19вв.-Новосибирск:: Наука,1985г.-285с.Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т. 1.Общий очерк Главный редактор Р.Ф.Гениатулин.-Новосибирск«Наука»,2000г.–300с
1. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с. 40.
2. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с. 44.
3. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с. 46.
4. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с. 54.
5. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирск, 1990. – с. 56.
6. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. –
7. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Новосиьирск, 1994. – с.54.
8. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья. Опыт сравнительной характеристики. Изд. 2-ое, исправленное. Барнаул: Изд-во БЮИ, 2001 г.- с.10
9. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 246
10. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 247
11. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 252
12. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 257
13. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 262
14. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 266
15. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 268
16. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. – Москва: ИПЦ “ДИК”, 2004.- 352 с.: илл.- с. 269
17. Гирченко В.П. «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев-семейских». Восточно-Сибирская библиотека. Л. 5. Верхнеудинск
18. Мартос А. Письма о Восточной Сибири. М., Унив. типогр., 1827 г.
19. Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Изд. Академии Наук, СПБ., 1788. Ч. 3. Половина первая. 1772–1773 г.
20. Ровинский П.А. Изв. СибОтд. Рус. Геогр. О-ва. Т. 4. № 3. С.12
21. Селищев А.М. «Забайкальские старообрядцы. Семейские». Иркутск, 1920
22. Семёнова Т.Н. Старообрядческие коллекции в фондах музея // Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: мат- лы 3 международной научно-практической конференции 26-28 июня 2001 г., г. Улан-Удэ.- Улан-Удэ: Из-во БНЦ СО РАН, 2001г.- с.385-386.
23. Свистунов И.И. Чикойский монастырь//Знамя труда, 3.12.1999г.
24. Шмулевич М.М.Очерки истории Западного Забайкалья. 17-сер. 19вв. - Новосибирск:: Наука, 1985г.-285с.
25. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т. 1. Общий очерк Главный редактор Р.Ф. Гениатулин. - Новосибирск «Наука»,2000 г. – 300 с
Вопрос-ответ:
Какие задачи были поставлены для достижения цели?
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: заселение Сибири семейскими старообрядцами.
Какие были особенности религии и традиций семейских старообрядцев до революционной России?
До революционной России религия, быт и традиции семейских старообрядцев имели свои особенности, которые изучались в данной работе.
Какими постройками жилищно-хозяйственного назначения обладали семейские старообрядцы?
Семейские старообрядцы обладали различными жилищно-хозяйственными постройками, которые были частью их обычной жизни и быта.
Какие особенности имела часовня в Урлуке?
Часовня в Урлуке имела свои особенности и образовалась в 1783 году, как указывают данные ГАИО. В 1840 году в Забайкалье было создано учреждение с таким названием.
Какие источники и данные использовались в работе?
В данной работе использовались источники и данные из ГАИО, которые позволили получить информацию о заселении Сибири семейскими старообрядцами, их религии, быта и традициях.
Какие задачи были поставлены для достижения цели в курсовой работе?
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были выдвинуты следующие задачи: заселение Сибири семейскими старообрядцами и изучение религии, быта и традиций семейских старообрядцев в дореволюционной России.
Какие особенности быта и традиций семейских старообрядцев были изучены в курсовой работе?
В курсовой работе были изучены особенности быта и традиций семейских старообрядцев, такие как месяцеслов семейских как отражение народной мудрости и особенности быта, жилищно-хозяйственные постройки семейских, а также религия семейских.
Когда была основана часовня в Урлуке и какие сведения по этому поводу есть?
Часовня в Урлуке была основана в 1783 году. По данным ГАИО, в 1840 году в Забайкалье она уже существовала.