теневая экономика как угроза экономической безопасности государству
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 29.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Теневая экономика: понятие и причины образования 6
1.2 Классификация теневой экономики и ее проявление 10
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ПЕТРОПАВЛОВСКЕ-КАМЧАТСКОМ 18
2.1 Масштабы теневой экономики 18
2.2 Пути решения проблем, связанных с теневой экономикой 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Однако необходимо обеспечить систематическое наблюдение за уровнем неформальной занятости с целью своевременной корректировки государственной политики и оперативного принятия мер, способствующих, с одной стороны, увеличению уровня благосостояния населения, а с другой снижению влияния выявленных в исследовании факторов на желание граждан перейти из официального сектора экономики в теневой.2.2 Пути решения проблем, связанных с теневой экономикойВ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, принятой 13 мая 2017 года, выделены основные угрозы, среди которых есть угроза сохранения значительной доли в теневой экономике [1].К основным последствиям теневой экономики относят: -экономические кризисы,спады производства, -рост организованной преступности. Также теневая экономика приводит к сложным разрушительным процессам, например: усиление социальной дифференциации появился существенный разрыв между различными слоями общества, что создаёт большое социальное напряжение. Последствия деятельности теневой экономики сказываются на многих государствах, кроме того, в условиях глобализации сформировалась транснациональная организованная преступность, борьба с которой не по силу одному государству и поэтому большинству государств приходится действовать сообща. Развитие многих государств свидетельствует о том, что благосостояние народа, эффективность и независимость экономики, устойчивость экономической формации зависят от экономической системы государства на данный момент. Стабильность и высокий прогресс развития системы экономики становятся одними из необходимых условий, с помощью которых можно будет реализовать стратегии экономической безопасности. Последнее упомянутое понятие означает, что государство ставит в приоритет, прежде всего, защиту коренных национальных целей (духовное развитие общества, социально-экономическая стабильность общества, территориальная целостность) и приоритетов, разумеется, в экономической сфере. Есть два пути борьбы с теневой экономикой: -первый – радикально-либеральный; -второй – репрессиями. Радикально-либеральная борьба подразумевает собой пакет документов, существенно ограничивающих незаконную деятельность. Репрессивный метод борьбы подразумевает применение жестких карательных мер. Как бы кому ни хотелось применять репрессии, это приведёт только к тому, что большие объёмы финансовых ресурсов безвозвратно потеряются для государства. Цель другая – заставить работать «теневые деньги» на экономику страныПоэтому, в июле 2017 года Минфин представил проект документы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2018-2020 годы, большая часть которого посвящена обелению экономики и борьбе с теневым сектором[14]. Минфин собирается повысить доходы бюджета, увеличив собираемость налогов. Также предлагается интегрировать информационные системы таможенной, налоговой служб и других органов, чтобы было проще отслеживать денежные потоки и потоки товаров. Ещё одним пунктом Минфина является введение маркировки на различные виды товаров, так же, как это уже сделано в системе ЕГАИС – система, ведущая учёт производства алкоголя. Также предлагается снизить прямые налоги на труд и повысить косвенные налоги.Для уменьшения негативного влияния теневого сектора на российскую экономику приоритетным направлением государственной политики должна стать разработка эффективных мероприятий, позволяющих снизить уровень теневой экономики не только в пределах отдельного региона, но и по всей стране.Комплекс мероприятий, проводимых в рамках борьбы с теневой экономической деятельностью, можно оптимизировать следующим образом:1) формированием добросовестной конкуренции;2) совершенствованием деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ;3) проведением постоянного государственного контроля за соблюдением оптимальной ставки налоговых платежей и таможенных пошлин;4) формированием прозрачной финансово-хозяйственной деятельности предприятий;5) повышением качества государственного контроля за соблюдением упрощенных форм регистрации и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций;6) достижением значительного снижения кредитных рисков;7) ежегодным повышением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;8) оказанием постоянной финансовой помощи малому и среднему бизнесу; улучшением условий их вхождения в новые рынки сбыта;9) совершенствованием мер, направленных на снижение уровня коррупции чиновников, деятельность которых связана с теневым сектором экономики;10) осуществлением контроля за соблюдением морально-нравственных принципов всеми гражданами российского общества;11) совершенствованием средств массовой информации;12) осуществлением тесного взаимодействия правоохранительных органов со всеми социальными институтами общества для предупреждения коррупционных преступлений;13) расширением сотрудничества с международными организациями по обмену опытом, касающимся вопросов борьбы с теневой экономикой.Для борьбы с теневой экономикой главными направлениями государства должны стать: 1. повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках; 2. совершенствование денежно-кредитной политики; 3. реформирование управленческой системы; 4. создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что теневая экономика, в особенности криминальная («черная»), наносит огромный вред всему обществу. Некриминальная («серая») оказывает негативное влияние на экономическую структуру, деформирует рынок в случае утраты динамического равновесия между законной экономикой и экономикой вне закона. Главная задача государства – сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Поэтому изучение теневой структуры экономики необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод теневой экономикой следует понимать хозяйственную деятельность, развивающуюся вне государственного контроля, и имеющая большие масштабы в экономической сфере общества. Теневая экономика в тех или иных формах присуща любой социально-экономической системе и может погибнуть только вместе с этой системой и государством, регулирующим социально-экономические отношения правовыми нормами. По мнению многих исследователей, полностью ликвидировать теневую экономику невозможно. Хотя возможно эффективно уменьшать ее масштабы и ликвидировать наиболее опасные для государства и общества проявления теневой экономики.Развитие теневой экономика, как правило, способствуют две причины: -вмешательство государства в экономику;кризис или депрессивное состояние национальной экономики. Существует различная классификация теневой экономики, наиболее распространенная следующая:-Вторая (беловоротничковая); -Серая (неформальная); -Черная (подпольная) теневая экономика. Наибольший вред из всех трёх для государства несёт в себе подпольная теневая экономика, так как она связана с незаконной экономической деятельность, отрицательно влияющей на состояние государственных финансов, сокращает возможности формирования государственного бюджета, деформирует его структуру, негативно сказывается на всей бюджетной сфере, приводит к искажениям в инвестиционных отношениях.Проводя анализ масштабов теневой экономики, необходимо отметить, что численность неформально занятых, начиная с 2010 г., систематически увеличивается. По нашим расчетам, доля неформально занятых в общей численности занятого населения России в период с 2010 по 2015 гг. увеличилась с 16,4 % до 20,5%. На Камчатке – в 2015 году общая численность неформально занятого населения составляло 31 тысяча человек.В 2017 году неформальный сектор пополнился полумиллионом человек в сравнении с 2015 годом. С 2011 года сегмент вырос на 4 миллиона работников.Денежные доходы, в ноябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года понизились на 5,6%, с января по ноябрь 2016 года – на 5,8%, также несмотря низкую инфляцию и положительный рост экономики, доходы населения в конце 2017 года могут показать не положительную зависимость. В 2017 году снижение доходов населения может опуститься до 0,2%. Однако позднее доходы начнут повышаться: вначале на 0,3% в 2018году, и далее приблизительно на 1% в год в течение 2019–2021 годов.Таким образом, проведенное исследование показало, что на сегодняшний день занятость населения РФ в теневом (неформальном) секторе экономики достигла значительных масштабов. Одной из основных причин роста численности неформально занятых является низкий уровень доходов населения и невозможность в силу определенных обстоятельств (например, низкий уровень образования и квалификации, недостаточность вакантных мест) повысить уровень своего благосостояния, не прибегнув к помощи теневого рынка. Оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности общества, теневая экономика имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для борьбы с теневой экономикой главными направлениями государства должны стать: 1. повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках; 2. совершенствование денежно-кредитной политики; 3. реформирование управленческой системы; 4. создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в России, на данный момент, не удалось сформировать эффективную систему экономической безопасности государства. Национальная экономика должна стать конкурентоспособна на мировом рынке. Достигнуть этого можно путём создания комфортной макроэкономической среды. Важно отметить, что теневая экономика живёт только вместе с государством. Есть государство – есть теневая экономика. Полностью уничтожить её невозможно, так как это грозит разрушением всей экономической системы. Логично и продуктивно вести речь об уменьшениях её масштабом и уничтожении наиболее опасных для общества форм. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУказ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультатПлюсБарсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. – 2012. - №2. - С. 99–111Бурмистрова А.А., Кондрашова И.С., Родионова Н. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. – №2. – С. 5-8. Демидович И.А., Демидович А.А. Теневая экономика в России // Аллея науки. – 2018. - №4 (20). – с 230-232Дергунова Е.Ф. Основные способы борьбы с теневой экономикой в России // ПРО-экономика. – 2018. - №1 (3). - с4Качество жизни и экономическая безопасность России: монография / А. И. Татаркин [и др.]; под науч. ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина; Рос.акад. наук [и др.]. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. – 1179 Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94., Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М. Норма. 2006. 336 сМордовец В.А. Теневая экономика как угроза инновационному развитию России // Технико-экономические проблемы сервиса. – 2018. - №2 (44). – с 76-78Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №17. С. 7-11. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). – 2016: Стат.сб. // Росстат. – M., 2016. – 146 c.Рзаев И.М. Деятельность органов внутренних дел по противодействию теневым явлениям в природно- ресурсном комплексе СЗФО России // Российское предпринимательство. 2013. №20 (242). С. 114 – 131Санинский Р.А. Теневая экономика –механизмы правового ограничения: теория, практика , техника. // Юридическая техника. – 2018. - №12. – с 607-609Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект / О.А. Цепелев, О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, Вып. 5. – С. 832–844Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2017. – №1. – С. 13-16. Юшаева Р.С.-Э., Дебиева И.И. Теневая экономика современной России // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. - №3-19. - с. 290-294Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/file/196024/Гарнева О. И. Теневая экономика в России // Интерактивплюс [Электронный ресурс] URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/119633/discussion_platform По данным АССА Россия вошла в 5-ку стран с крупнейшей теневой экономикой (4 место 39% от ВВП), РБК, [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9840519 Россия занимает первое место в мире по заболеванию героиновой наркоманией по данным Управления ООН по наркотикам, Исаев И. И., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15747Сорокина Ю. Росстат: теневая экономика в России составляет 10-14% // Znak [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2017-03-29/rosstat_tenevaya_ekonomika_v_rossii_sostavlyaet_10_14 Теневая экономика в России ставит рекорды // Амур.инфо [Электронный ресурс]. URL: http://www.amur.info/news/2017/04/19/123465 Федеральнаяслужбагосударственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/tisyach-faktov-neformalnoj-anyatosti/53241126/Beckert J., Wehinger F. In the Shadow: Illegal Markets and Economic Sociology // MPIfG Discussion Paper 11/9 Max-Planck-InstitutfürGesellschaftsforschung, Cologne. 2011. 27 p.
2. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. – 2012. - №2. - С. 99–111
3. Бурмистрова А.А., Кондрашова И.С., Родионова Н. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. – №2. – С. 5-8.
4. Демидович И.А., Демидович А.А. Теневая экономика в России // Аллея науки. – 2018. - №4 (20). – с 230-232
5. Дергунова Е.Ф. Основные способы борьбы с теневой экономикой в России // ПРО-экономика. – 2018. - №1 (3). - с4
6. Качество жизни и экономическая безопасность России: монография / А. И. Татаркин [и др.]; под науч. ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина; Рос. акад. наук [и др.]. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. – 1179
7. Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94.,
8. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М. Норма. 2006. 336 с
9. Мордовец В.А. Теневая экономика как угроза инновационному развитию России // Технико-экономические проблемы сервиса. – 2018. - №2 (44). – с 76-78
10. Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №17. С. 7-11.
11. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). – 2016: Стат.сб. // Росстат. – M., 2016. – 146 c.
12. Рзаев И.М. Деятельность органов внутренних дел по противодействию теневым явлениям в природно- ресурсном комплексе СЗФО России // Российское предпринимательство. 2013. №20 (242). С. 114 – 131
13. Санинский Р.А. Теневая экономика –механизмы правового ограничения: теория, практика , техника. // Юридическая техника. – 2018. - №12. – с 607-609
14. Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31
15. Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект / О.А. Цепелев, О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, Вып. 5. – С. 832–844
16. Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2017. – №1. – С. 13-16.
17. Юшаева Р.С.-Э., Дебиева И.И. Теневая экономика современной России // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. - №3-19. - с. 290-294
18. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/file/196024/
19. Гарнева О. И. Теневая экономика в России // Интерактивплюс [Электронный ресурс] URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/119633/discussion_platform
20. По данным АССА Россия вошла в 5-ку стран с крупнейшей теневой экономикой (4 место 39% от ВВП), РБК, [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9840519
21. Россия занимает первое место в мире по заболеванию героиновой наркоманией по данным Управления ООН по наркотикам, Исаев И. И., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15747
22. Сорокина Ю. Росстат: теневая экономика в России составляет 10-14% // Znak [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2017-03-29/rosstat_tenevaya_ekonomika_v_rossii_sostavlyaet_10_14
23. Теневая экономика в России ставит рекорды // Амур.инфо [Электронный ресурс]. URL: http://www.amur.info/news/2017/04/19/123465
24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
25. http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/tisyach-faktov-neformalnoj-anyatosti/53241126/
26. Beckert J., Wehinger F. In the Shadow: Illegal Markets and Economic Sociology // MPIfG Discussion Paper 11/9 Max-Planck-Institut für Gesellschaftsforschung, Cologne. 2011. 27 p.