Коррекция артикуляторно-фонематической дисграфии у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 50 50 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 09.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретическая
1.1. Психофизиологические особенности процесса письма 7
1.2. Дисграфия, причины и формы 11
1.3. Механизмы нарушения при артикуляционно-фонематической дисграфии 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент
2.1. Организация, принципы и методика проведения констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
Глава 3. Коррекционная работа по преодолению артикуляторно-фонематической дисграфии
3.1. Цели, задачи, принципы направления работы по преодолению артикуляторно-фонематической дисграфии 39
3.2. Содержание логопедической работы 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение
Фрагмент для ознакомления

У 4 ребенка (40%) отмечается правильное произношение звука [л] в свободной речи, у 1 детей (10%) правильное произношение наблюдается в отраженной речи, у 5 детей (50%) зафиксировано отсутствие звука [л], замена на звуки [в], [л’], [j].
Правильное произношение звука [л’] в свободной речи зафиксировано у 8 детей (80%), 2 детей (20%) правильно произносят данный звук в отраженной речи.
Звуки [р] нарушен у 4 учеников (40%), звук [р’] несформирован у 2 учеников (20%). Отмечается горловое, боковое произношение, замена [л’], [j], отсутствие звука:
отсутствие звука [л], замена на звуки [в], [л’], [j];
отсутствие звука [л’], замена на звук [j];
отсутствие звуков [р], [р’];
горловое произношение звуков [р], [р’];
боковое произношение звуков [р], [р’];
замена звуков [р], [р’] на [л’], [j].
Результаты исследования представлены в Табл. №4б.

Таблица №4б. Результаты исследования произношения звуков [л], [л’], [р], [р’] у детей со стертой формой дизартрии
Имя [л] [л’] [р] [р’] Баллы Ср. балл Женя 3 3 1 1 8 2 Степа 2 3 1 7 1,75 Олеся 1 1 1 4 1 Рома 1 2 3 1,25 Никита 1 2 1 4 1,55 Карина 2 3 5 1,75 Игорь 1 2 3 1,25 Маша 2 2 4 1,55 Катя 2 2 4 1,55

Третья серия состояла из трех заданий и была направлена на исследование фонематического восприятия.
Первое задание позволило выявить умение воспринимать звуки, произнесенные изолированно. Исследование показало, что у 2 детей (20%) экспериментальной группы данное умение сформировано, задание затруднений не вызвало. У 8 детей (80%) отмечаются трудности дифференциации шипящих и свистящих звуков, звуков [л]-[р]. Зафиксированы следующие ошибки и трудности:
трудности дифференциации твердых и мягких звуков;
трудности дифференциации шипящих и свистящих звуков;
трудности дифференциации звуков [л] – [р].
Второе задание позволило выявить умение воспринимать и воспроизводить звуки в слогах. В экспериментальной группе 4 ребенка (40%) с заданием не справились, 6 детей (60%) испытывали трудности при дифференциации глухих и звонких, твердых и мягких согласных. Зафиксированы следующие ошибки и трудности:
уподобление всех слогов первому слогу;
уподобление всех слогов последнему слогу;
перестановка слогов.
Третье задание позволило выявить умение воспринимать слова с оппозиционными звуками. По его результатам 1 ребенок (10%) с заданием справился, 2 ребенка (20%) задание не выполнили, зафиксирован неправильный показ большей части слов, нарушено восприятие нескольких групп звуков, отмечаются трудности дифференциации свистящих и шипящих, мягких и твердых звуков, глухих и звонких звуков, звуков [л] – [р], [л’] – [j]. У 7 детей (70%) отмечается правильный показ половины слов, трудности дифференциации свистящих и шипящих, звуков [л] – [р], [л’] – [j], нарушено восприятие одной – двух групп звуков. Зафиксированы следующие ошибки и трудности:
неумение различать слова близкие по звуковому составу, но разные по смыслу;
трудности при восприятии слов с оппозиционными звуками.
Результаты исследования представлены в Табл. №5.

Таблица №5. Результаты исследования фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии (в баллах)
Имя ребенка Изолированные звуки Звуки в слогах Звуки в словах Средний балл трудности дифференциации твердых и мягких звуков трудности дифференциации свистящих и шипящиз трудности дифференциации [л-р] уподобление слогов первому слогу уподобление последнему слогу перестановка слогов трудности при восприятии слов с оппозиционными звуками неточности при различении слов, близких по звуковому составу Женя 3 2 3 2,6 Степа 2 2 2 2 Олеся 2 1 2 1,6 Рома 2 2 2 2 Никита 2 2 2 2 Карина 2 1 1 1,3 Игорь 2 2 2 2 Маша 2 1 2 1,6 Катя 3 2 2 2,3 Наташа 2 1 1 1,3
Результаты эксперимента были проанализированы и выведены уровни развития звукопроизношения у детей с артикуляторно-фонематической формой дисграфии и представлены в Табл. №6.

Таблица №6. Уровни развития звукопроизношения
Уровень развития Высокий Средний Низкий Группа Экспериментальная 0 (0%) 3 (30%) 7 (70%)
Из Табл. №6 видно, что:
высокий уровень развития звукопроизношения в экспериментальной группе не зафиксирован;
средний уровень развития звукопроизношения отмечается у 30% детей экспериментальной группы;
низкий уровень развития звукопроизношения наблюдается у 70% детей экспериментальной группы.
Таким образом, уровень развития звукопроизношения у учеников младших классов ниже возрастной нормы. Отмечаются нарушения артикуляционной моторики, звукопроизношения, несформированность фонематических процессов. Следовательно, для формирования письменной деятельности необходима систематическая коррекционная работа, направленная на устранение выявленных нарушений устной речи.














Глава 3. Коррекционная работа по преодолению артикуляторно-фонематической дисграфии

3.1. Цели, задачи, принципы направления работы по преодолению артикуляторно-фонематической дисграфии

Цель – формирование и совершенствование представлений о звуковой стороне речи.
Задачи:
выработка произносительных умений и навыков:
- выработка основных артикуляционных укладов, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- постановка звуков;
- автоматизация звуков;
- дифференциация звуков.
Выработка основных артикуляционных укладов проводится на основе комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых отрабатываются серии последовательных движений с опорой на кинестетический, зрительный, слуховой анализатор. Постановка звуков осуществляется по подражанию, с механической помощью, смешанным способом;
развитие фонематических процессов:
формирование умения различать слоги, слова, близкие по звуковому составу, дифференциация слогов, звуков, развитие навыков звукового анализа.
Автоматизация поставленных звуков проводится с постепенным усложнением речевого материала. Сначала звук закрепляется в изолированном произношении, затем в слогах, в словах, предложениях и текстах. При этом закреплении звуков сначала проводится с опорой на образец, в отраженной речи, затем с опорой на наглядность. Коррекционная работа по автоматизации звуков проводится на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и автоматизация с постепенным усложнением речевого материала.
реализация полученных навыков на письме
Реализация коррекционных задач проводится параллельно, на индивидуальных и подгрупповых или фронтальных занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по выработке произносительных умений и навыков, развитие фонематических процессов и работа по закрепления навыков на письме осуществляется на подгрупповых или фронтальных занятиях.
Коррекционная работа основывается на следующих принципах:
онтогенетический принцип предполагает поэтапное формирование навыков звукопроизношения, учит последовательность усвоения звуков в онтогенезе;
принцип системности предполагает формирование звукопроизношения параллельно с другими языковыми компонентами;
принцип деятельностного подхода предполагает создание мотивации речевого общения, воспитание самоконтроля за своей речью;
принцип развивающего обучения предполагает учет зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
принцип сотрудничества предполагает участие семьи в коррекционном процессе;
принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов нарушения, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.


3.2. Содержание логопедической работы
I. Коррекция нарушений звукопроизношения проводиться в следующей последовательности.
1-й этап – подготовительный;
2-й этап – автоматизации поставленного звука:
- автоматизация проводится в определенной последовательности в прямых слогах, обратных и слогах со стечением согласных;
- автоматизация данного звука в словах различной звуко-слоговой структуры;
- автоматизация данного звука в словосочетаниях, в предложениях различной грамматической сложности;
- автоматизация данного звука в связной речи.
3-й этап – дифференциации смешиваемых звуков в устной речи:
- дифференциация смешиваемых звуков осуществляется в прямых слогах, обратных и слогах со стечением согласных;
- дифференциация смешиваемых звуков в словах различной звуко-слоговой структуры;
- дифференциация смешиваемых звуков в словосочетаниях; в предложениях различной грамматической сложности;
- дифференциация смешиваемых звуков в связной речи.
II. Развитие фонематического восприятия.
Данное направление работы тесно связано с развитием фонематического анализа и синтеза (Р. Лалаева) и предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
- выделение звука в звуковом, слоговом и словесном ряду,
- вычленение звука в начале и конце слова,
- определение последовательности, количества и места звука в слове по
отношению к другим звукам.
- определение количества и последовательности слогов в словах, делить слова на слоги и составлять слово из слогов,
- выделение гласных и согласных звуков в словах,
- усвоение школьниками понятия «ударение» в слове»,
- определение количества и последовательности слов в предложении;
- определение места заданного слова в предложении;
- составление предложения из заданного количества слов;
- добавление пропущенного слова в предложение;
- распространение предложения путем добавления второстепенных членов.
Каждая логопедическая тема при планировании коррекционной работы должна быть связана с грамматической.
III. Закрепление навыков на письме
Включает несколько направлений:
- работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные артикуляционные характеристики, развитие звукового анализа слов);
- на лексическом уровне (пополнение словаря, слоговая работа),
- на синтаксическом уровне (преодоление аграмматизмов в речи учащихся, построение предложений)












Заключение
Анализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о дисграфии, ее механизмах и проявлениях.
При составлении методики эксперимента использовались разработки Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной. Выбор методики констатирующего эксперимента позволил определить ряд особенностей:
- артикуляционной моторики,
- произношения звуков,
- уровень сформированности фонематического восприятия.
По результатам проведенного эксперимента было отмечено:
отсутствие высокого уровня развития звукопроизношения учащихся;
средний уровень развития звукопроизношения отмечался у 30% учащихся;
низкий уровень развития звукопроизношения – у 70% учащихся.
Следовательно, уровень развития звукопроизношения у учащихся младших классов ниже возрастной нормы и характеризуется многочисленными искажениями, смешениями, отсутствием звуков.
Артикуляционная моторика детей данной категории недостаточно сформирована, отмечаются сложности в подъеме языка, удержании позы и переключении с одной артикуляционной позы на другую. Нарушена как кинетическая, так и кинестетическая основа артикуляционных движений.
Фонематические процессы сформированы не полностью. Дети испытывают трудности при дифференциации твердых и мягких, глухих и звонких звуков, нарушена дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Полученные экспериментальные данные позволили определить основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизносительных навыков учащихся младших классов. Логопедическая работа требует системного подхода и направлена на формирование артикуляционной моторики, развитие навыков звукопроизношения и фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также закрепления сформированных навыков на письме.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. - С.104-148.
2. Анисимова, Г.И. Дидактические игры и упражнения по логоритмике [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.И, Анисимова, В.А. Жарова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2004. -165 c.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст]: практическое пособие / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - Москва, Ось – 89, 2009. - 224 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. - М., 197 9, Т.1. - 304с. Т.2. – 399 с.
5. Боскис Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции //Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 15, - С. 167-191.
6. Вахрушева, Т.В. Сборник упражнений по русскому языку [Текст]: учебное пособие для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В. Попова. – Москва: АСТ – ПРЕСС, 1998. - 190 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –Москва: Владос Страниц, 2002. – 680с.
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
8. Гизатуллина, Д.Х. Русский язык в играх, или когда учится трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе [Текст]: книга/ Д.Х. Гизатуллина. - Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2000. -125 с.
9. Гопиченко О. М. Дефекты письма у учащихся младших классов вспомогательной школы // Вопросы дефектологии, - 1972. - Вып. 8. - С. 80 -85.
10. Грибова О. Е. Особенности формирования грамматического строя речи (в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи): Дис... канд. пед. наук. - М., 1990. - 217 с.
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
12. Зубарева, Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы [Текст]: практические и тренировочные задания и упражнения / Л.В. Зубарева. Волгоград: Учитель, 2011. – 67 с.
13. Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии. //Дефектология, - 2004, - № 4, - с. 81-85
14. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы [Текст]: / В.А. Ковшиков. – Москва, КАРО, 2006. - 71 с.
15. Колповская И.К., Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 72
16. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст]: / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: -Гиппократ,1995. – 224с.
17. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: – МиМ,1995. – 275с.
18. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст]: пособие / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение,1967 г.- 367 с.
20. Лыков, В.М. Дисграфия [Текст] / В.М. Лыков, //Начальная школа. - 1974.- № 4. – с. 74-78.
21. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
22. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная педагогическая академия. 1994. - 150 с.
23. Мещерякова, Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе [Текст]: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
24. Мисаренко, Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями [Текст] / Г.Г. Мисаренко. -Москва: Академия, 2004. - 336 с.
25. Пасечник, Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст]: пособие / Л.В.Пасечник. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. 112с.
26. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006.285 с.
27. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников[Текст]: / И.Н. Садовникова. –Москва: ВЛАДОС,
28. Синицына, Е.И. Умные пословицы. Серия: «Через игру – к совершенству». [Текст]: пособие для родителей, гувернеров, воспитателей детских садов, руководителей студий, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов / Е.И.Синицына. -Москва: Лист, 2000. -164 с.
29. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма //Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965. - С. 33-46.
30. Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. - 80с.
31. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
32. Фомина, И.В. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания. [Текст]: пособие / И.В.Фомина. - Волгоград: Учитель, 2009. -167 с.
33. Цветкова Л. С, Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. -151 с.
34. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998. -112 с.
35. Яковлев С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1988. -16 с.
36. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Текст]: пособие / А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. -360 с.











Приложение
Планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения
Этап работы Содержание работы Игры и упражнения Первый этап – подготовительный.
Задачи:
нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;
нормализация моторики артикуляционного аппарата;
нормализация речевого дыхания. 1. Снижение патологических двигательных проявлений (гиперкинезов, синкинезий).
2. Развитие подвижности губ и мышц языка, увеличение объема артикуляционных движений, формирование координированных движений органов артикуляции.
3. Формирование целенаправленной воздушной струи. 1. Логопедический массаж.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Игры для развития речевого дыхания – «Ветерок», «Фокус», «Снежинки» Второй этап – выработка произносительных умений и навыков.
Задачи:
выработка основных артикуляционных укладов,
подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
развитие фонематического слуха;
постановка звуков;
автоматизация звуков;
дифференциация звуков. 1. Формирование умения точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы, удерживать их.
2. Выработка точных, плавных движений органов артикуляции, формирование умения переключаться с одного движения на другое.
3. Развитие речевого дыхания.
4. Формирование умения узнавать и различать гласные и согласные звуки, выделять звук из ряда звуков, слогов, слов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
5. Постановка звуков по подражанию, механическим и смешанным способом.
6. Автоматизация изолированных звуков, звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах. 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Улыбка», «Дудочка», «Окошко»
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопатка», «Иголочка» «Блинчик», «Чашечка», «Горка», «Киска сердится», «Качели», «Часики».
3. Упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха: «Погреем руки», «Парашют», «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
4. Игры «Поймай звук», «Повтори ряд слогов», «Назови первый звук, первый слог», «Посчитай слоги», «Назови последний звук», «Назови звуки по порядку», «Составь слово из слогов», «Придумай слово на звук», «Измени первый звук», «Выложи схему слова».
5. Игры «Повтори слоги», «Назови картинки», «Назови ласково», «1-2-5», «Скажи предложение», «Я - мы - они», «Проговори слова», «Какой? Какая? Какое?», «Придумай предложение».
6. Игры «Разложи картинки», «Найди картинки на заданные звуки», «Замени звук в слове», «Перескажи текст», «Составь рассказ» Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. Задачи:
закрепление приобретенных навыков в свободной речи. Закрепление произношения звуков в свободной речи. Заучивание стихов, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов.












42

Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. - С.104-148.
2. Анисимова, Г.И. Дидактические игры и упражнения по логоритмике [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.И, Анисимова, В.А. Жарова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2004. -165 c.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст]: практическое пособие / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - Москва, Ось – 89, 2009. - 224 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. - М., 197 9, Т.1. - 304с. Т.2. – 399 с.
5. Боскис Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции //Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 15, - С. 167-191.
6. Вахрушева, Т.В. Сборник упражнений по русскому языку [Текст]: учебное пособие для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В. Попова. – Москва: АСТ – ПРЕСС, 1998. - 190 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –Москва: Владос Страниц, 2002. – 680с.
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
8. Гизатуллина, Д.Х. Русский язык в играх, или когда учится трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе [Текст]: книга/ Д.Х. Гизатуллина. - Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2000. -125 с.
9. Гопиченко О. М. Дефекты письма у учащихся младших классов вспомогательной школы // Вопросы дефектологии, - 1972. - Вып. 8. - С. 80 -85.
10. Грибова О. Е. Особенности формирования грамматического строя речи (в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи): Дис... канд. пед. наук. - М., 1990. - 217 с.
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
12. Зубарева, Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы [Текст]: практические и тренировочные задания и упражнения / Л.В. Зубарева. Волгоград: Учитель, 2011. – 67 с.
13. Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии. //Дефектология, - 2004, - № 4, - с. 81-85
14. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы [Текст]: / В.А. Ковшиков. – Москва, КАРО, 2006. - 71 с.
15. Колповская И.К., Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 72
16. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст]: / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: -Гиппократ,1995. – 224с.
17. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: – МиМ,1995. – 275с.
18. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст]: пособие / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение,1967 г.- 367 с.
20. Лыков, В.М. Дисграфия [Текст] / В.М. Лыков, //Начальная школа. - 1974.- № 4. – с. 74-78.
21. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
22. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная педагогическая академия. 1994. - 150 с.
23. Мещерякова, Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе [Текст]: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
24. Мисаренко, Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями [Текст] / Г.Г. Мисаренко. -Москва: Академия, 2004. - 336 с.
25. Пасечник, Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст]: пособие / Л.В.Пасечник. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. 112с.
26. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006.285 с.
27. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников[Текст]: / И.Н. Садовникова. –Москва: ВЛАДОС,
28. Синицына, Е.И. Умные пословицы. Серия: «Через игру – к совершенству». [Текст]: пособие для родителей, гувернеров, воспитателей детских садов, руководителей студий, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов / Е.И.Синицына. -Москва: Лист, 2000. -164 с.
29. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма //Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965. - С. 33-46.
30. Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. - 80с.
31. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
32. Фомина, И.В. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания. [Текст]: пособие / И.В.Фомина. - Волгоград: Учитель, 2009. -167 с.
33. Цветкова Л. С, Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. -151 с.
34. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998. -112 с.
35. Яковлев С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1988. -16 с.
36. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Текст]: пособие / А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. -360 с.







Вопрос-ответ:

Чем характеризуются психофизиологические особенности процесса письма у детей младшего школьного возраста?

Психофизиологические особенности процесса письма у детей младшего школьного возраста характеризуются недостаточной координацией движений, неустойчивостью внимания и быстрым утомлением при выполнении письменных заданий.

Какие бывают причины и формы дисграфии?

Причинами дисграфии могут быть нарушения в развитии мелкой моторики рук, нарушения процесса формирования и запоминания букв, а также нарушения в артикуляции звуков. Формы дисграфии могут быть различными: артикуляционно-фонематическая, лексическая, синтаксическая и др.

Какие механизмы нарушения могут проявляться при артикуляционно-фонематической дисграфии?

При артикуляционно-фонематической дисграфии могут проявляться механизмы нарушения, связанные с затруднениями в артикуляции звуков, нарушением слухового восприятия звуков и их связью с графическим представлением букв, а также проблемами в обработке информации в мозге.

Как организуется и проводится констатирующий эксперимент?

Констатирующий эксперимент организуется путем выборки детей с артикуляционно-фонематической дисграфией, проведения анализа их письменных заданий, а также определения уровня и характера нарушений в письме. Для проведения эксперимента используются специальные методики и принципы, анализируются результаты и делаются выводы.

Какие результаты можно получить при анализе констатирующего эксперимента?

При анализе констатирующего эксперимента можно получить результаты, характеризующие уровень артикуляционно-фонематической дисграфии у детей, определить основные ошибки в письменных заданиях, выявить нарушения в артикуляции звуков и анализе графических представлений букв.

Какие психофизиологические особенности влияют на процесс письма у детей младшего школьного возраста?

Психофизиологические особенности, которые влияют на процесс письма у детей младшего школьного возраста, включают недостаток моторной координации, недостаток внимания, несформированность мелкой моторики, плохую зрительную эргономику, несформированность пространственного восприятия и другие.

Какие причины и формы дисграфии существуют у детей?

Дисграфия может быть обусловлена различными причинами, такими как нарушения общей и мелкой моторики, недостаток внимания, сниженное развитие мозговой коры, нарушения сенсорных функций, плохая осанка, недостаточное формирование психики и другие факторы. Формы дисграфии могут включать нарушения артикуляции и фонематики, проблемы со слоговой структурой и интонацией, нарушения графического плана, расстройства в пространственном представлении и др.

Какие методы и принципы используются при проведении констатирующего эксперимента?

При проведении констатирующего эксперимента используются методы наблюдения, сравнения, анализа данных, тестирования и др. Важные принципы включают системность и комплексность изучения, сопоставление полученных данных с нормализованными показателями, учет индивидуальных особенностей ребенка, использование стандартизированных инструментов и др.