Правовое регулирование отношений создания юридического лица
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 06.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие, признаки и виды юридического лица в современном гражданском обороте 6
1.1. Понятие и значение юридического лица 6
1.2. Признаки и виды юридических лиц 11
1.3. Место и роль юридических лиц в гражданском обороте 23
2. Правовое регулирование создания юридического лица 31
2.1. Порядок образования юридического лица 31
2.2. Учредительные документы 40
2.3. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц 42
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Наряду с общими административно-правовыми принципами законности, гласности, приоритета личности и ее интересов и др. представляется возможным выделить следующие специальные принципы государственной регистрации юридических лиц: принцип достоверности – презюмируется как достоверность сведений, представляемых заявителем в регистрирующий орган, так и достоверность сведений, содержащихся в государственных реестрах; принцип обязательности, означающий, что государственной регистрации подлежат все без исключения действия: создание юридического лица, внесение изменений в учредительные документы, реорганизация и ликвидация юридического лица и др.; принцип публичности выражается в общедоступности для всех сведений о зарегистрированных юридических лицах; принцип оценки (предварительной проверки), означающий, что внесению записи (ГРН) должна предшествовать оценка соответствия, заявленного для государственной регистрации действия требованиям законодательства и сведениям, уже содержащимся в реестре, то есть их действительности; принцип приоритетности выражается в том, что сведения, включенные в записи государственных реестров, являются приоритетными и сведения, представляемые на государственную регистрацию в регистрирующий орган, должны быть совместимы со сведениями, уже содержащимися в государственных реестрах; принцип индивидуализации выражается в том, что каждому регистрационному действию присваивается индивидуальная запись (ГРН), позволяющая выделить и идентифицировать его из других регистрационных действий. В случае первичной регистрации организации ей присваивается основной государственной регистрационный номер, позволяющий идентифицировать данное юридическое лицо среди других; принцип непрерывности означает, что регистрационные отношения являются длящимися; регистрационное дело хранится и ведется регистрирующим органом с момента государственной регистрации организации и до ее ликвидации. Перейдем к рассмотрению непосредственно процедуры регистрации юридического лица. В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган предоставляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. Подпись заявителей на указанной форме подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. решение о создании юридического лица. Оно оформляется в виде протокола общего собрания учредителей или решения единственного учредителя. В таком документе фиксируется намерение лиц создать юридическое лицо, указывается наименование, адрес местонахождения юридического лица. Также в протоколе (решении) прописывается порядок формирования уставного капитала, протоколом (решением) утверждается и устав. учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением). В случае, если документы на государственную регистрацию юридического лица направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (оригинал).Уставный капитал ООО может быть оплачен на момент государственной регистрации юридического лица либо в течение четырех месяцев с момента государственной регистрации общества. Срок оплаты Уставного капитала определяется в решении единственного учредителя или в договоре об учреждении.Государственная регистрация юридических лиц производится в том регионе, в котором поданы документы о регистрации. Чаще всего, это территория на которой находится руководство организации, его еще называют исполнительным органом юридического лица. К этому расплывчатому определению можно отнести правление, дирекцию, директора, или генерального директора. В качестве адреса юридического лица при регистрации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом юридического лица может быть и адрес арендованного помещения.Документы на государственную регистрацию можно подать несколькими удобными способами: Лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности непосредственно в налоговый орган или в многофункциональный центр. По почте ценным письмом с описью вложения. В электронном виде.Вне зависимости от того, в какой форме сдаются документы для регистрации – лично, почтой или в электронной форме, готовые документы (подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью) будут направляться только в электронной форме на e-mail ООО или ИП. Бумажные документы – листы записи, уставы с печатью и так далее – налоговые теперь выдавать не будут. Однако если заявитель направит дополнительный запрос о выдаче бумажных документов, то налоговая в ответ предоставит не сами бумажные документы, а документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание своих электронных исходников.Межрайонная ИФНС России №46 по г. Москве опубликовала по этому поводу Письмо (21 мая 2018 года N 15-18/04830з@), в котором разъясняет, что такой запрос о предоставлении налоговой бумажных «подтверждений» электронных документов, подается уже после проведения регистрации и внесения записи в реестр. При этом в запросе нужно указать:полное наименование организации;ОГРН;ИНН;юридический адрес;ФИО и подпись лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;обязательно указание государственного регистрационного номера (ОГРН/ГРН) внесенной записи, события, с которым связано внесение записи и даты внесения записи в ЕГРЮЛ.По результатам юридической проверки документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации. Решение об оставлении документов без рассмотрения в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено, что, по мнению автора, является существенным недостатком. Представим ситуацию, когда судебный пристав исполнитель на основании решения суда вынес постановление о запрете юридическому лицу совершать регистрационные действия (в том числе сменять единоличный исполнительный орган) или суд в качестве обеспечительной меры при рассмотрении корпоративного спора наложил запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. При данных обстоятельствах регистрирующий орган выносит отказ в государственной регистрации на основании пп. «м» п. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.На практике государственная регистрация юридических лиц связана с определенными проблемами. Так, в настоящее время представляется необходимым как определить понятие, обуславливающее адрес массовой регистрации, так и закрепить его в законе, включая критерии, в соответствии с которыми возможно его точно определить. Необходимость в обозначении рассматриваемого понятия увеличивается, так как это является достаточно проблематичным моментом относительно специализированного налогового органа. Так, например, в случае соотнесения какого-либо адреса с рассматриваемым понятием, у соответствующего специализированного органа появляется возможность осуществить действия для уточнения реального адреса фирмы, до принятия итогового решения. Традиционно таковым действием выступает непосредственная проверка адреса, выход на него, преследуя такую цель, как осмотр, поиск других лиц, прошедших аналогичную регистрацию по идентичному адресу.При этом, большое значение приобретает следующее. Рассмотренное действие со стороны государства, а именно работников специализированного налогового органа, получает противоречия относительно статьи 92 Налогового Кодекса Российской Федерации. Это объясняется тем, что осмотр места налогоплательщика без официального запланированного данного выезда (проверки) запрещается законом.На основании чего, государственный орган не имеет реальной возможности уточнения действительности адреса. При этом, как после регистрации (в течении определенного отрезка времени, до принятия официального решения), так и после нее.Многие авторы находят решение данного вопроса в возможности официального закрепления полномочия специализированного органа государства (налоговый орган), выражающегося в осуществлении осмотра места (помещения), обозначенного как адрес юридического лица. Что будет происходить, предварительно уведомляя руководителя организации, периодично. Рассмотренный процесс, при его реализации на практике, создаст возможность по уточнению действительности информации относительно адреса созданного образования.Так, в 2013 году налоговый орган стал располагать новым основанием, в соответствии с которым у него появилась возможность отказа в государственной регистрации: если в заявлении были указаны недостоверная информации относительно адреса места нахождения компании.При этом, многие авторы научных публикаций отмечают, что помимо введения данной нормы следует уточнить понятие «недостоверные данные об адресе юридического лица».Подробный анализ данного акта позволяет резюмировать следующие положения относительно адреса юридического лица (места нахождения):1. Регистрацию юридического лица можно осуществить в жилом помещении, без зависимости от вида экономической деятельности в следующих случаях: собственник соответствующего помещения заявляет о его согласии на регистрацию по данному адресу; жилое помещение - место жительства одного из участников юридического лица (или его единоличного исполнительного органа).2. В п. 2 ППВАС №61 определены обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности адреса: 1) по адресу зарегистрировано большое количество иных юридических лиц, в отношении значительной части из них (или всех) существует информация о невозможности связаться с этими компаниями по данному адресу; 2) по этому адресу объект недвижимости был разрушен или адрес в действительности не существует; 3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (органы государственной власти, воинские части, другое); 5) существует заявление от собственника соответствующего помещения или здания (иного уполномоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.Федеральная налоговая служба регулярно выпускает обзоры судебной практики по вопросам госрегистрации. В большинстве рассмотренных дел суды поддерживают позицию налоговых органов и подтверждают законность отказов в регистрации. Какие же доводы регистрирующих органов при вынесении отказа суды считают справедливыми?Создавать юридические лица можно только в тех организационно-правовых формах, которые действуют после внесения масштабных изменений в Гражданский кодекс в сентябре 2014 года. Учредители же при подаче заявления на регистрацию юридического лица указали недействующую организационно-правовую форму «Потребительское общество» (дело № А65-16904/2015). Что же касается ООО, то хотя они теперь относятся к коммерческим корпоративным непубличным организациям, полное наименование организационно-правовой формы не изменилось. ООО – это «Общество с ограниченной ответственностью», никаких новшеств здесь не случилось.Основной документ заявителя, данные которого вносятся в форму Р21001, не должен содержать недействительных отметок или сведений. В деле № А12-8743/2015 гражданин России оспаривал отказ в регистрации ИП по причине того, что в его паспорте были сделаны отметки о регистрации российского гражданина на территории Республики Казахстан. УФМС России сообщило, что такой паспорт является недействительным и подлежит замене. Соответственно, регистрация индивидуального предпринимателя по такому документу невозможна.При реорганизации юридического лица в общество с ограниченной ответственностью заявители указали прежнее фирменное наименование «РОСИНВЕСТ-Э». Как известно, при выборе наименования ООО необходимо учитывать имеющиеся требования к его указанию. Заявленное наименование содержит корень «Рос», а такие слова могут включаться в название организации только при наличии соответствующего разрешения. Такое разрешение получено не было, потому что заявитель считал, что имеет на него право по факту правопреемства. Суд же поддержал доводы ИФНС об отказе, т.к. в этом случае в процессе реорганизации создается новое юридическое лицо, и его регистрация осуществляется на общих основаниях.В деле № А41-5816/15 рассматривался иск о признании недействительным отказа налоговой инспекции в регистрации ООО по причине того, что решение учредителей и договор об учреждении были распечатаны на двух сторонах листа. Суд указал, что двусторонняя печать всех документов, подаваемых на государственную регистрацию, не допускается, т.к. это затрудняет их технологическую обработку.В заявлении по форме Р21001 заявитель указал 20 кодов ОКВЭД, при этом только 13 из них имели 4 и более цифры. В рассматриваемом деле № А53-12231/2015 суд подтвердил решение ИНФС об отказе, т.к. все коды ОКВЭД в заявлении должны иметь не менее 4-х знаков.Учредителем регистрируемого ООО выступало юридическое лицо, документы на регистрацию подавались не лично руководителем, а в электронном виде. Однако сертификат ключа проверки электронной подписи не содержал достоверной информации о полномочиях физического лица действовать от имени этого юридического лица. Суд пришел к выводу обоснованности отказа в регистрации ООО по причине отсутствия сведений, подтверждающих полномочия руководителя (дело № А45-11584/2015).В деле № А43-8118/2017 уже зарегистрированное общество «Д. РОС» обратилось с жалобой на требование налоговой инспекции изменить фирменное наименование. В название ООО входит слово «Рос», и для того, чтобы зарегистрировать такое наименование, необходимо получать разрешение от государственных органов. Налоговая инспекция при первичной регистрации общества не затребовала такое разрешение от заявителя, и ООО было создано. Через два года ИНФС запросила документ, подтверждающий право использовать в фирменном наименовании слово «Рос», однако общество его не представило. Суд, рассмотрев дело, счел требование налогового органа изменить фирменное название справедливым. Доводы организации о том, что налоговая инспекция не может принудить изменить фирменное наименование после его регистрации, суд во внимание не принял. Согласно позиции суда, при первичной регистрации ИФНС вправе, но не обязана запрашивать соответствующее разрешение, однако, в заявлении на регистрацию по форме Р 11001 заявитель подтверждает достоверность сведений. В данном случае позднее было обнаружено, что сведения относительно фирменного наименования оказались недостоверными, поэтому ООО обязано изменить название.Таким образом, можно сделать следующие выводы.Государственная регистрация юридических лиц может рассматриваться как комплексный административно-правовой режим, регулирующий деятельность органов исполнительной власти, граждан и организаций, а равно порядок реализации ими прав и обязанностей в целях осуществления государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью юридических лиц, с момента создания юридического лица до его ликвидации, реализуемых путем вынесения уполномоченным органом исполнительной власти индивидуально-правового акта в рамках административной процедуры, посредством внесения в государственные реестры соответствующих сведений.Среди принципов государственной регистрации юридических лиц можно выделить: принцип достоверности, принцип обязательности, принцип публичности, принцип оценки, принцип приоритетности, принцип индивидуальности, принцип непрерывности. Подводя итог, следует обозначить, что на сегодняшний день существуют проблемные вопросы определения адреса места нахождения юридического лица при его регистрации, в связи с этим считается необходимым в целях соответствия действительности сведений, содержащихся в законе: 1. Определить критерии и понятие «адрес массовой регистрации». 2. Законодательно закрепить обязанность заявителя представить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет зарегистрировано юридическое лицо, если данный адрес является адресом «массовой регистрации». 3. Дополнительно разрешить осмотр помещения налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки с предварительным уведомлением руководителя организации с целью установления достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. В современном гражданском праве юридическому лицу выделено особое место, поскольку деятельность юридических лиц направлено на удовлетворение определенных потребностей государства и граждан. Большая часть ученых утверждают, что юридическое лицо - это не абстрактный субъект, который существует в праве. Вызвано это тем, что с развитием инфраструктуры, юридическое лицо тесно вошло в нашу жизнь. Немецкие специалисты указывают на то, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве юридико-технического понятия. Принимая во внимание вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что на сегодня институт юридических лиц – один самых древних институтов в гражданском праве. В разные эпохи юридическое лицо трактовали по-разному, однако в каждой теории существует значимость данного института. С развитием общества развивался и институт юридического лица, изменялись его функции, однако никогда не прекращал свое действия. И является значимым сегодня как для гражданского права, так и для всего законодательства в целом.2. Обращаясь к основным характеристикам юридических лиц в современной цивилистике, существующим классификациям и возможностям их применения к «нетрадиционным» юридическим лицам, можно выделить триаду основополагающих положений: юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц; юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Обобщая имеющийся накопленный опыт в рамках законодательства, цивилистические, а также публично-правовые исследования, можно предложить параметры для общего понятия, характеризующего юридическое лицо, которое в полной мере охватит то, что по существу присуще и юридическим лицам частного права и публичного права. На основе данных параметров, можно сформулировать понятие «юридического лица». В процессе моделирования определений считается возможным развить концепцию, которая основывается на том, что «юридическое лицо» — это признанное государством в данном качестве образование правового характера, обладающее различными организационно-правовыми формами и структурой управления, принимающее участие в гражданско-правовых и (или) публично-правовых отношениях, обладающее определенным имуществом на основании права собственности, пользования или иного основания, имеющее права и обязанности, а также несущее ответственность за решения и действия, которые им принимаются. На основе такого исходного определения можно сформулировать понятие юридического лица публичного права. Под ним понимается созданное либо некоммерческое образование, которое было признано государством таковым. Юридическое лицо публичн6ого права может иметь организационно-правовые формы, участвовать в различных социально-значимых целях в публично-правовых отношениях, применяя властные полномочия и принимающее в установленных законом случаях участие в гражданско-правовых отношениях, обладающее имуществом в установленном законе порядке, владеть, пользоваться и распоряжаться, а также лицо, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои действия. В завершении данного параграфа, необходимо отметить целесообразность закрепления в Конституции РФ понятия «юридическое лицо публичного права». Такие включения в Конституцию могут иметь не просто ориентирующее значение, в части гармонизации законодательства, а также правоприменительной практики, но и эффективное воздействие на все сферы жизнедеятельности страны.3. В современном гражданском обороте «юридическое лицо» занимает центральное место. Гарантия легального осуществления организациями деятельности лежит в гражданской правосубъектности, которая влечет наличие прав и осуществление обязанностей. Соответственно, легитимность осуществления ими своих действий проистекает из объема прав и обязанностей, предусмотренных в законе. Сама сущность коммерческого юридического лица, которая состоит в извлечении прибыли в качестве основной цели, определяет ограничения в осуществлении деятельности этой организации, которые могут проистекать из закона или, например, из учредительных документов. В настоящее время межотраслевой характер, затрагивающий отрасли корпоративного, налогового, административного, финансового, уголовного права, а также отечественный гражданский оборотимеет проблема фиктивных и недействующих юридических лиц носит, что обуславливает необходимость её дальнейшего исследования.4. В настоящее время известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).Распорядительным способом создаются госучреждения, муниципальные унитарные компании, их дочерние предприятия.Процесс созданию юридического лица состоит из следующих этапов:принятие решения об учреждении юридического лица (включая подготовку учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган);государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).после регистрационные действия.5. Учредительные документы юридических лиц могут состоять из устава организации, учредительного договора (для хозяйственных товариществ) или специального федерального закона. Для ведения деятельности ассоциацией (союзом) некоммерческих организаций необходимо наличие названных видов учредительных документов одновременно. Содержание, оформление и состав учредительной документации должны отвечать требованиям ГК РФ и других законов, регулирующих деятельность отдельных видов юридических лиц.6. Государственная регистрация юридических лиц может рассматриваться как комплексный административно-правовой режим, регулирующий деятельность органов исполнительной власти, граждан и организаций, а равно порядок реализации ими прав и обязанностей в целях осуществления государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью юридических лиц, с момента создания юридического лица до его ликвидации, реализуемых путем вынесения уполномоченным органом исполнительной власти индивидуально-правового акта в рамках административной процедуры, посредством внесения в государственные реестры соответствующих сведений. Среди принципов государственной регистрации юридических лиц можно выделить: принцип достоверности, принцип обязательности, принцип публичности, принцип оценки, принцип приоритетности, принцип индивидуальности, принцип непрерывности. Подводя итог, следует обозначить, что на сегодняшний день существуют проблемные вопросы определения адреса места нахождения юридического лица при его регистрации, в связи с этим считается необходимым в целях соответствия действительности сведений, содержащихся в законе:. Определить критерии и понятие «адрес массовой регистрации». Законодательно закрепить обязанность заявителя представить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет зарегистрировано юридическое лицо, если данный адрес является адресом «массовой регистрации». Дополнительно разрешить осмотр помещения налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки с предварительным уведомлением руководителя организации с целью установления достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.Список использованной литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета - 1993 г.- № 4.- Ст. 445; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)// Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301,Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.Федеральный закон от 30.09.2013 N 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 07.10.2013, N 40 (часть III), ст. 5030Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785,Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)// Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431,Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах»// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения»// Официальные документы, N 9, 02.03.2010 Научная и учебная литератураАлтухова С.М. Специфика гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органа юридического лица // Вестник Пермского университета. – 2013. - No 4 (22). – С. 16 - 26.Ахметова А.Т., Сайгафаров Р.В., Позднякова О.В. Понятие и признаки юридического лица // Синергия наук. 2018. № 19. − С. 1147-1151Бараненков В. В. Значение института юридического лица в современном российском праве и перспективы его совершенствования // Юридический мир. – 2016. – No 8. – С. 16 - 24.Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007.- 993cБелоконов А.В., Лигай В.О. Понятие, содержание и сущность государственной регистрации прав // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. N 3 (38). С. 127.Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве: понятие, виды, государственные юридические лица. М., 1947. С. 56.Голованов Н.М. Проблемы государственной регистрации прав // Вестник гражданских инженеров. 2013. N 6 (41). С. 281.Гущин В. В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. 2015. № 3. С. 20–28.Дзуцева М.Ф. Соотношение нотариальной формы удостоверения сделок с недвижимостью и государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014. N 2. С. 150.Долинская В. В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 13–22.Долинская В. В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2Дубень А.К. Теории юридических лиц и их значение в понимании и современном применении института юридических лиц// Молодежный научный вестник - №1 - 2017Зенович Е. С. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000. С. 268.Зыкова, И. В. Юридические лица. Создание, реорганизация, ликвидация/ И. В. Зыкова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Ось-89, 2007. - 256 с.Казаченок О.П. Юридическая конструкция международного ипотечного кредитования в РФ и странах Европы // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. – 2016. – № 3 (32). – С. 38-44.Коваленко Е.Г. Недействующие юридические лица и «фирмы—однодневки»: сравнительный анализ // Законодательство и экономика. 2017. N 1;Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица: учебник / Н.В. Козлова. - М.: Статут, 2005. - 318cКорякин В. М. Предпринимательское право в схемах: учебное пособие. М., 2016. С. 33.Кузнецова Н.В. Фиктивные и недействующие юридические лица в отечественном гражданском обороте // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 84-89.Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3. С. 113–124.Михайлова М. Ю. Актуальные вопросы реформы гражданского законодательства о юридических лицах // Гражданское право. 2016. № 4. С. 11–14.Началов А. В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация. – Москва: Налог-Инфо, 2015. – С. 145Новгородова Я.Ю. Правовое значение государственной регистрации прав // Проблемы современной науки и образования. 2016. N 37 (79). С. 88.Новицкий, И.Б. Римское право: учебник / И.Б. Новицкий. - М.: КНОРУС, 1997. - 245cОжегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 672.Световая А.Ю. Изменение в регистрации прав на недвижимость // ScienceTime. 2016. N 12 (36). С. 572.Суханов Е. А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. № 2. С. 24.Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. М. : Статут, 2014. С. 10—15Турбанов А. В. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 7. Хабриева Т. Я. Современные подходы к классификации юридических лиц (к 90-летнему юбилею В. Е. Чиркина) // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 5–16Хомкалова А.А. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.А. Хомкалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – №3. – С. 65-66Ченских А. А. Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты правопонимания // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 152-156.Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. М., 1910. С. 547.Чуряев, А. В. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Чуряев Александр Владимирович. - Орел, 2009. – 189 с.Яковлев В. Ф., Талапина Э. В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 125–140.Материалы правоприменительной практикиПостановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина» // СПС КонсультантПлюсОпределение ВАС РФ от 11.01.2009 № 17040/08 по делу № А40-19883/08-120-158//СПС Консультант ПлюсОпределение ВАС РФ от 21.03.2007 по делу № А05-3295/2006-17//СПС Консультант ПлюсПостановление Одиннадцатого Арбитражного суда от 11 декабря 2015 г. по делу № А65-16904/2015//СПС Консультант ПлюсПостановление от 21 декабря 2015 г. по делу № А12-8743/2015 Арбитражного суда Поволжского округа//СПС Консультант ПлюсРешение от 5 октября 2015 г. по делу № А76-12727/2015 Арбитражного суда Челябинской области//СПС Консультант ПлюсОпределение от 5 марта 2015 г. по делу № А41-5816/2015 Арбитражного суда Московской области//СПС Консультант ПлюсРешение от 29 июля 2015 г. по делу № А53-12231/2015 Арбитражного суда Ростовской области//СПС Консультант ПлюсПостановление от 20 декабря 2017 г. по делу № А43-8118/2017 Первого арбитражного апелляционного суда//СПС Консультант ПлюсРешение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2016 г. по делу № А11-8274/2015 //СПС Консультант ПлюсЭлектронные ресурсыСтатистика юридических лиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kartoteka.ru/info_ul
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета - 1993 г.- № 4.- Ст. 445;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)// Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Федеральный закон от 30.09.2013 N 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 07.10.2013, N 40 (часть III), ст. 5030
6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785,
7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)// Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431,
8. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах»// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.
9. Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения»// Официальные документы, N 9, 02.03.2010
Научная и учебная литература
10. Алтухова С.М. Специфика гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органа юридического лица // Вестник Пермского университета. – 2013. - No 4 (22). – С. 16 - 26.
11. Ахметова А.Т., Сайгафаров Р.В., Позднякова О.В. Понятие и признаки юридического лица // Синергия наук. 2018. № 19. − С. 1147-1151
12. Бараненков В. В. Значение института юридического лица в современном российском праве и перспективы его совершенствования // Юридический мир. – 2016. – No 8. – С. 16 - 24.
13. Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007.- 993c
14. Белоконов А.В., Лигай В.О. Понятие, содержание и сущность государственной регистрации прав // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. N 3 (38). С. 127.
15. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве: понятие, виды, государственные юридические лица. М., 1947. С. 56.
16. Голованов Н.М. Проблемы государственной регистрации прав // Вестник гражданских инженеров. 2013. N 6 (41). С. 281.
17. Гущин В. В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. 2015. № 3. С. 20–28.
18. Дзуцева М.Ф. Соотношение нотариальной формы удостоверения сделок с недвижимостью и государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014. N 2. С. 150.
19. Долинская В. В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 13–22.
20. Долинская В. В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2
21. Дубень А.К. Теории юридических лиц и их значение в понимании и современном применении института юридических лиц// Молодежный научный вестник - №1 - 2017
22. Зенович Е. С. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000. С. 268.
23. Зыкова, И. В. Юридические лица. Создание, реорганизация, ликвидация/ И. В. Зыкова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Ось-89, 2007. - 256 с.
24. Казаченок О.П. Юридическая конструкция международного ипотечного кредитования в РФ и странах Европы // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. – 2016. – № 3 (32). – С. 38-44.
25. Коваленко Е.Г. Недействующие юридические лица и «фирмы—однодневки»: сравнительный анализ // Законодательство и экономика. 2017. N 1;
26. Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица: учебник / Н.В. Козлова. - М.: Статут, 2005. - 318c
27. Корякин В. М. Предпринимательское право в схемах: учебное пособие. М., 2016. С. 33.
28. Кузнецова Н.В. Фиктивные и недействующие юридические лица в отечественном гражданском обороте // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 84-89.
29. Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3. С. 113–124.
30. Михайлова М. Ю. Актуальные вопросы реформы гражданского законодательства о юридических лицах // Гражданское право. 2016. № 4. С. 11–14.
31. Началов А. В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация. – Москва: Налог- Инфо, 2015. – С. 145
32. Новгородова Я.Ю. Правовое значение государственной регистрации прав // Проблемы современной науки и образования. 2016. N 37 (79). С. 88.
33. Новицкий, И.Б. Римское право: учебник / И.Б. Новицкий. - М.: КНОРУС, 1997. - 245c
34. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 672.
35. Световая А.Ю. Изменение в регистрации прав на недвижимость // Science Time. 2016. N 12 (36). С. 572.
36. Суханов Е. А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. № 2. С. 24.
37. Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. М. : Статут, 2014. С. 10—15
38. Турбанов А. В. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 7.
39. Хабриева Т. Я. Современные подходы к классификации юридических лиц (к 90-летнему юбилею В. Е. Чиркина) // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 5–16
40. Хомкалова А.А. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.А. Хомкалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – №3. – С. 65-66
41. Ченских А. А. Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты правопонимания // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 152-156.
42. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. М., 1910. С. 547.
43. Чуряев, А. В. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Чуряев Александр Владимирович. - Орел, 2009. – 189 с.
44. Яковлев В. Ф., Талапина Э. В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 125–140.
Материалы правоприменительной практики
45. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина» // СПС КонсультантПлюс
46. Определение ВАС РФ от 11.01.2009 № 17040/08 по делу № А40-19883/08-120-158//СПС Консультант Плюс
47. Определение ВАС РФ от 21.03.2007 по делу № А05-3295/2006-17//СПС Консультант Плюс
48. Постановление Одиннадцатого Арбитражного суда от 11 декабря 2015 г. по делу № А65-16904/2015//СПС Консультант Плюс
49. Постановление от 21 декабря 2015 г. по делу № А12-8743/2015 Арбитражного суда Поволжского округа//СПС Консультант Плюс
50. Решение от 5 октября 2015 г. по делу № А76-12727/2015 Арбитражного суда Челябинской области//СПС Консультант Плюс
51. Определение от 5 марта 2015 г. по делу № А41-5816/2015 Арбитражного суда Московской области//СПС Консультант Плюс
52. Решение от 29 июля 2015 г. по делу № А53-12231/2015 Арбитражного суда Ростовской области//СПС Консультант Плюс
53. Постановление от 20 декабря 2017 г. по делу № А43-8118/2017 Первого арбитражного апелляционного суда//СПС Консультант Плюс
54. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2016 г. по делу № А11-8274/2015 //СПС Консультант Плюс
Электронные ресурсы
55. Статистика юридических лиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kartoteka.ru/info_ul
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет юридическое лицо в современном гражданском обороте?
Юридическое лицо - это организация, которая обладает гражданскими правами и обязанностями, может быть участником правоотношений и иметь собственность. Оно играет важную роль в гражданском обороте, поскольку позволяет объединять людей для достижения определенных целей и осуществления предпринимательской деятельности, создавать рабочие места, вести торговлю и заключать договоры.
Какие признаки и виды юридических лиц существуют?
Признаки юридических лиц включают наличие у них собственности, возможностью самостоятельно устанавливать свои права и обязанности, а также выступать от своего имени в правоотношениях. Виды юридических лиц подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы и др. Некоммерческие юридические лица представлены, например, общественными организациями и религиозными объединениями.
Какую роль играют юридические лица в гражданском обороте?
Юридические лица выполняют важную функцию в гражданском обороте, поскольку предоставляют людям возможность объединяться с целью совместной деятельности, осуществления предпринимательской активности, обеспечения защиты своих прав и интересов. Они являются участниками правоотношений, заключают договоры, совершают сделки, ведут торговлю и обеспечивают экономическое развитие общества.
Каков порядок образования юридического лица?
Порядок образования юридического лица предусматривает несколько этапов. Сначала необходимо выбрать форму организации, затем собрать учредительное собрание, разработать учредительные документы (устав, положение и др.), зарегистрировать их в установленном порядке и получить свидетельство о государственной регистрации. Кроме того, возможно необходимо получить разрешительные документы, если деятельность юридического лица требует специального разрешения или лицензии.
Какое значение имеет юридическое лицо и какие признаки оно имеет?
Юридическое лицо имеет особое юридическое значение, так как оно является субъектом права и способно иметь гражданские права и нести обязанности. Признаки юридического лица включают наличие собственного наименования, отдельного имущества, возможностью осуществлять гражданские права и нести обязанности от своего имени, а также самостоятельностью в осуществлении прав и нести обязанности.
Какова роль юридического лица в гражданском обороте?
Юридическое лицо играет важную роль в гражданском обороте, так как оно способно самостоятельно заключать сделки, вести бизнес и осуществлять гражданские отношения. Оно также может иметь имущественные права и обязанности, участвовать в судебных спорах и выполнять другие действия в рамках гражданского права.
Каким образом создается юридическое лицо?
Создание юридического лица осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством. Для этого необходимо оформить учредительные документы, определить размер уставного капитала, осуществить государственную регистрацию. После этого юридическое лицо приобретает правовую силу и может начинать осуществлять свою деятельность.
Какие документы необходимо оформить при создании юридического лица?
При создании юридического лица необходимо оформить учредительные документы. Это может быть учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица. В документе должны быть указаны основные характеристики юридического лица, такие как наименование, место нахождения, цель создания и другие важные сведения.
Какое правовое регулирование существует для государственной регистрации юридических лиц?
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации. Для этого необходимо подать заявление и предоставить соответствующие документы, оплатить государственную пошлину. После проведения регистрации выдается свидетельство о регистрации, которое является основным документом, удостоверяющим право на осуществление деятельности юридического лица.
Что такое юридическое лицо?
Юридическое лицо - это субъект гражданского права, которому законом предоставлено право иметь имущество на свое имя, нести ответственность, быть участником гражданских правоотношений.
Какие признаки и виды юридических лиц существуют?
Признаки юридического лица включают его независимость, наименование, имущество, банковские счета, ответственность. Виды юридических лиц могут быть разные: коммерческие организации (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.) и некоммерческие организации (общественные объединения, благотворительные фонды и т.д.).