Безопасное информационное пространство как фактор социально-правовой защиты ребенка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 23 23 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки создания безопасной информационного пространства для детей 6
1.1 Понятие информационного пространства ребенка 6
1.2 Анализ нормативно-правовой базы формирования информационного пространства 7
1.3 Проблемы формирования информационного пространства 10
Выводы 12
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 13
2.1 Описание эксперимента 13
2.2 Анализ результатов исследования 13
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 1 20
Приложение 2 21

Фрагмент для ознакомления

Для проведения эксперимента был составлен план, включающий следующие этапы:I Этап (констатирующий) включал знакомство с классом, предварительное тестирование (родителей в формате анкетирования, детей в формате викторины). II Этап (формирующий) включал проведение обучающей дидактической игры с детьми и лекционного занятия с родителямиIII Этап (контрольный) включал проведение оценки роста информированности детей и родителей о способах формирования безопасной информационной среды ребенка и состоял в следующих действиях:Проведение социологического исследования в форме опроса среди учителей и учащихся.Анализ результатов.Обобщение полученных выводов, применение результатов к гипотезе исследования.В ходе эксперимента были использованы следующие материалы:Экран, мультимедиа проектор, рабочий ПК учителя.Материалы, разработанные Управлением «К» Министерства внутренних дел РФ (Приложение 1).Бланки анкет для учителей и учащихся (Приложения 2,3).Результаты эксперимента были обработаны с помощью электронных таблиц Excel, метод обработки данных – выявление тенденций через сравнение и анализ графической и табличной репрезентации результатов, описательная статистика, статистический анализ. Такой метод обработки данных был выбран, как наиболее наглядный, доступный и объективный.Рассмотрим подробнее результаты эксперимента.Итоги анкетирования родителей показывают, что: 27% родителей считают, что в социальных сетях ребенок должен участвовать уже с 1 класса, 15% - что после 4-го, остальные родители ответили, что профиль в социальных сетях у ребенка должен появиться тогда, когда он сам этого захочет;12% родителей подписаны на обновления страниц своих детей, 16% родителей считают, что у их ребенка нет аккаунта в социальных сетях, 22% считают, что не должны вмешиваться в общение ребенка в том числе в интернет, остальные не задумывались об этом;52% родителей никогда специально не говорили с ребенком о правилах поведения в социальных сетях, 14% родителей уверены, что говорили с ребенком об этом, остальные затруднились вспомнить был ли такой разговор.Особенно важно для выводов эксперимента подчеркнуть, что большинство опрошенных родителей (67,57%) ответили, что не знают точно сколько времени их ребенок проводит в сети Интернет, а 72% опрошенных указали, что никогда не проверяют историю браузера в гаджетах своего ребенка. По результатам эксперимента можно сделать вывод, что гипотеза исследования о недостаточном внимании родителей к формированию безопасной информационной среды подтверждена.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций.Сегодня к информационной среде в первую очередь относятся социальные сети, блоги и форумы, то есть среды с фактическим мгновенной скоростью распространения информации, обладающие большим влиянием на формирование личности.В этой среде информация может иметь любой противоречивый или негативный характер, а уровень контроля в этой среде минимально низкий.Де-юро закон обязывает распространителей информации предупреждать потребителя о том, что данный контент не предназначен для детей, но де-факто дети попадают в сеть интернет без родительского контроля и получают доступ к нежелательной информации.Разрабатываемые профильными министерствами материалы относятся в первую очередь к информационной культуре, к методам ее формирования. Но, как правило, не включают психологический, нравственный и другие гуманитарные аспекты проблемы.В рамках проведения эмпирического эксперимента было проведено внеклассное мероприятие для детей и родителей третьего класса Школа «МОБУ СОШ «Кудровский ЦО номер 1», 30 человек. Результаты эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что основная проблема безопасности детей в информационном пространстве заключается в низкой степени оценки уровня опасности, которую интернет представляет для ребенка, а также в поверхностном восприятии собственной роли родителей в решении этой проблемы.Список литературыФедеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) // Консультант.Плюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/2571/файл/1052/12.08.30-Ливанов-Правительство-Нацстратегия.pdfАрапова В.В. Некоторые аспекты создания безопасного информационного пространства для школьников в социальной сети // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76915Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077.Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.Марцинковская, Т. Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5, № 26. — Режим доступа: http://psystudy.ruФельдштейн, Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д. И. Фельдштейн. — М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 336 с. (с.7)Чернова Е.В., Давлеткиреева Л.З., Сторожева Е.В., Ошурков В.А. Механизмы противодействия явлений киберэкстремистской направленности в системе электронных платежей // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1089-1092.Чернова Е.В., Ошурков В.А., Давлеткиреева Л.З. Правовое регулирование процесса распространения явлений киберэкстремизма в современном Интернете // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом Печати, 2014. – 203 с., с.195-198Приложение 1Анкета для родителей.Приложение 2

1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) // Консультант.Плюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/2571/файл/1052/12.08.30-Ливанов-Правительство-Нацстратегия.pdf
3. Арапова В.В. Некоторые аспекты создания безопасного информационного пространства для школьников в социальной сети // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76915
4. Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
5. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
6. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
7. Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
8. Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077.
9. Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
10. Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
11. Марцинковская, Т. Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5, № 26. — Режим доступа: http://psystudy.ru
12. Фельдштейн, Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д. И. Фельдштейн. — М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 336 с. (с.7)
13. Чернова Е.В., Давлеткиреева Л.З., Сторожева Е.В., Ошурков В.А. Механизмы противодействия явлений киберэкстремистской направленности в системе электронных платежей // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1089-1092.
14. Чернова Е.В., Ошурков В.А., Давлеткиреева Л.З. Правовое регулирование процесса распространения явлений киберэкстремизма в современном Интернете // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом Печати, 2014. – 203 с., с.195-198

Вопрос-ответ:

Что такое информационное пространство ребенка?

Информационное пространство ребенка - это совокупность информационных ресурсов, доступных ребенку, включая интернет, социальные сети, мобильные приложения и т.д.

Какие проблемы возникают при формировании информационного пространства для детей?

Проблемы включают недостаточную защиту от вредных контентов, наличие насилия и порнографии, а также отсутствие контроля за личными данными ребенка.

Какая правовая основа существует для формирования безопасного информационного пространства для детей?

Существует ряд законов и нормативных актов, регулирующих информационное пространство, включая Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закон "О рекламе" и другие.

Как организовано эмпирическое исследование безопасного информационного пространства для детей?

Эмпирическое исследование проводится путем анализа данных, полученных в ходе эксперимента, включая наблюдения, опросы и сбор статистических данных.

Какие методы используются для обеспечения безопасности информационного пространства для детей?

Методы включают использование фильтров и блокировщиков контента, а также проведение обучающих программ и кампаний по осведомленности о безопасности в онлайн-среде.

Какие проблемы возникают при формировании информационного пространства для детей?

При формировании информационного пространства для детей возникают различные проблемы. Неконтролируемый и неограниченный доступ к информации может привести к появлению вредных контентов, включая материалы сексуального или насильственного характера. Отсутствие пропускного фильтра в информационном пространстве детей также способствует появлению рекламы, направленной на несовершеннолетних, что может привести к психологическим и эмоциональным проблемам у детей.

Что понимается под информационным пространством ребенка?

Информационное пространство ребенка - это окружающая его среда, в которой он получает и обменивается информацией. Это может включать в себя интернет, телевизионные и радиоэфиры, печатные и электронные издания и другие источники информации. Формирование безопасного информационного пространства для детей является важным фактором защиты их прав и интересов.

Какова роль правового аспекта в формировании информационного пространства для детей?

Правовой аспект играет важную роль в формировании информационного пространства для детей. Законы и нормативно-правовые акты определяют основные принципы и требования к информационному пространству, включая запрет распространения вредной информации, защиту детей от вредного контента и рекламы, установление ответственности за нарушение прав детей в информационной сфере. Правовая база является фундаментом для создания безопасного информационного пространства для детей.

Как проводилось эмпирическое исследование по организации и методам формирования безопасного информационного пространства?

В рамках эмпирического исследования был проведен опрос среди родителей и детей, а также проанализированы результаты эксперимента, в ходе которого детям предоставлялись доступ к информационному пространству с различными ограничениями и фильтрами. На основе полученных данных были сделаны выводы о том, какие методы и организационные меры могут быть эффективными для формирования безопасного информационного пространства для детей.

Что такое безопасное информационное пространство для детей?

Безопасное информационное пространство для детей - это совокупность правовых и технических мер, направленных на защиту детей от негативного воздействия информации в сети Интернет. Оно предоставляет ребенку возможность получать информацию, развиваться и общаться в интернете безопасным и контролируемым образом.

Какие есть проблемы при формировании информационного пространства для детей?

В процессе формирования информационного пространства для детей возникают различные проблемы. Некоторые из них включают: недостаточное законодательное регулирование в этой сфере, недостаточный контроль со стороны родителей и учреждений, отсутствие единой системы фильтрации и блокировки нежелательного контента, а также отсутствие образовательных программ, направленных на обучение детей безопасному поведению в интернете.