Гражданское общество и конституционные институты гражданского общества в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 25 25 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 28.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Гражданское общество: понятие, признаки, история развития 5
1.1 Понятие и признаки гражданского общества 5
1.2 История развития гражданского общества в России 8
Глава II Конституционные институты гражданского общества 11
2.1 Общественные объединения и политические партии 11
2.2 Местное самоуправление и институты непосредственной демократии 13
2.3 Иные институты гражданского общества 20
2.4 Проблемы гражданского общества в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

В гражданском обществе духовная жизнь характеризуется идеологическим многообразием. Существование единой государственной идеологии, которая насильственно насаживается, недопустимо.2.4 Проблемы гражданского общества в РоссииНа сегодняшний день нельзя сказать, что гражданское общество в Российской Федерации сформировано окончательно. Рассмотрим, какие факторы этому препятствуют и что необходимо предпринять улучшения ситуации. Гражданское общество немыслимо без определенного уровня правовой культуры. Непонимание многими гражданами сущности права является серьезной проблемой. Также большой проблемой является правовой нигилизм большинства граждан России.Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но и внутреннее убеждение и стремление их исполнять. К сожалению, можно констатировать, что на сегодняшний день большая часть российских граждан привычкой к законопослушанию и стремлением к соблюдению правовых норм не обладает. Обусловлено это, на взгляд автора, низким уровнем образования, а также общей низкой заинтересованностью отсутствием желания у населения изучать историю государства и права и т.д.Такой же точки зрения придерживается М.В. Саакян, отмечая, что сегодня существует проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин, вне зависимости от возраста, пола и социального статуса. Как показывают исследования, около трети россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых необходимо в повседневной жизни. Все это затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами.Гражданское общество может существовать только в демократическом правовом государстве. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:-не обеспечивается равенство граждан перед законом и судом; -неразвитость оппозиционного движения;-зависимость СМИ от государства;-высокий уровень коррупции;-несоблюдение гарантий местного самоуправления, централизация власти.Многие авторы отмечают, что на сегодня в России фактически установился не демократический, а режим авторитарной власти или гибридный режим. В таких условиях развитие гражданского общества затруднительно. Для того чтобы вернуться к демократической форме правления необходимо:-обеспечить сменяемость власти на всех уровнях;-создать сильный парламент, исключить влияние исполнительной власти на законодательную;-создать многочисленные организации, ассоциации и институты, поддерживать их деятельность вне зависимости от лояльности к действующей власти;-обеспечить независимость СМИ, исключить пропаганду, обеспечить оппозиционным силам равный доступ к СМИ;-предоставить самоуправление основным институтам (университеты, сфера искусства и т.д.);Проблемой является недоверие граждан к государственной власти. Данная проблема является продолжением всех вышеназванных. Отсутствие реально работающих законов приводит к тому, что люди живут с мыслью, что отстаивать свои права бесполезно, и ни к чему не приведет.Доверие гражданского общества к политической власти должно определяться тем, насколько государство способствует развитию гражданского общества. «Без определенного уровня доверия людей друг к другу, к основным общественным институтам», - утверждают И. В. Мерсиянова и И. Е. Корнеева - «гражданское общество не может развиваться. Доверие растет по мере укрепления гражданского общества, и уровень доверия становится индикатором степени развитости гражданского общества».Д. М. Данкин пишет: «Процессом формирования доверия можно управлять через целевой мониторинг, аудит и изменения в системе ценностей, преобразование (защиту, закрепление, воспитание) нравственных норм, совершенствование законодательства и правосознания».Представляется, что эффективная работа всех государственных органов поможет решить данную проблему. Необходимо также увеличить влияние гражданского общества на решение важнейших проблем. Пока данное влияние недостаточно - многие инициативы и предложения граждан бесследно исчезают в бюрократическом аппарате разных уровней власти. Как верно отмечает А.П. Кочетков «Нет статистических данных о том, сколько инициатив или предложений, исходящих из недр гражданского общества, учтено и внедрено в практику работы органов государственной власти в масштабе всей страны. На общефедеральном уровне, а во многом и на региональном, не отработан механизм обратной связи, люди не чувствуют, что их гражданская деятельность нужна властям предержащим. Учет инициатив гражданского общества в масштабах всей страны, внедренных в практику работы государства, могли бы вести или Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, или Общественная палата, что на практике способствовало бы формированию механизма обратной связи в отношениях между государством и институтами гражданского общества».Это существенно повысило бы доверие граждан к власти.Стоит отметить, что сегодня наблюдаются и положительные тенденции в развитии гражданского общества в России. Граждане проявляют интерес, активно участвуют во всех сферах общественной жизни, развивается бизнес, уровень образования вырос. Даже сам факт того, что в общественную дискуссию вошли вопросы о гражданском обществе уже говорит о том, что существует запрос на его формирование. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день гражданское общество в России находится на этапе становления. Имеется ряд проблем, решив которые, станет возможным существенно продвинуться в этом направлении.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, гражданское общество представляет собой систему общественных институтов и отношений, независимых от государства, которые призваны создать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.Гражданское общество обладает определенным набором признаков, среди них можно выделить функционирование системы прав и свобод личности, наличие развитой системы самоуправления, плюрализм мнений, независимые СМИ, развитый средний класс, высокий уровень образования граждан.Во-вторых, в России формирование гражданского общества имело свои исторические и социокультурные особенности. Началом зарождения гражданского общества можно считать период правления Александра Второго. В период СССР гражданского общества фактически не существовало. Ситуация изменилась в 1980-е гг, когда было проведено множество реформ. После распада СССР Россия перешла к демократической форме правления, изменения затронули все сферы жизни – установилось идеологическое многообразие, вернулась частная собственность, появились выборные органы. Все это заложило основы для формирования гражданского общества.В-третьих, проанализировав основные положения Конституции РФ, можно сделать вывод, что важнейшими конституционными институтами гражданского общества являются:-плюрализм, общественные объединения и политические партии;-местное самоуправление;-институты непосредственной демократии, в частности право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право собираться мирно и без оружия;-свободные СМИ;-частная собственность.В-четвертых, поскольку гражданское общество в России находится на этапе становления, многие его институты нуждаются в совершенствования. Среди основых проблем можно выделить следующие:-низкий уровень правовой культуры и образования граждан;-неразвитость оппозиционного движения, отсутствие политического плюрализма-зависимость СМИ от государства;-несоблюдение гарантий местного самоуправления, централизация власти.В работе обозначены пути решения данных проблем. Все же стоит отметить, что сегодня можно наблюдать положительные тенденции в развитии гражданского общества в России. Граждане проявляют интерес, активно участвуют во всех сферах общественной жизни, развивается бизнес.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//СПС Консультант Плюс2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ//СПС Консультант Плюс3. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ//СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ// СПС Консультант Плюс5. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//СПС Консультант Плюс6. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ//СПС Консультант ПлюсУчебная и иная литература7. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления//Журнал российского права. 2007. № 7. – С. 44-478. Гараев О.М. Доверие граждан как фактор укрепления политической власти в современной России//Вестник Башкирского университета, 2014, № 4.-С. 1519. Громов М. Н., Козлов Н. С.. Русская философская мысль X-X X веков: Учеб. пособие.-М.: Изд-во МГУ.- 1990.-685 с.10. Данкин Д. М. Доверие как ресурс модернизации // Человек в экономических и социальных отношениях: Мат-лы Всероссийской научной конференции. М.: Институт психологии РАН, 2012.-315 с.11. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. № 2 –С.12-1512. Замотаев А.А., Местное самоуправление: основные понятия и термины, М.: Институт РАН, 1999.-414 с.13. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис. 1992. №1–С. 2-514. Кальной И.И. и др.. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И. И. Кальной, доц. И. Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. -- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.-608 с.15. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.-711 с.Кочетков А.П. Некоторые особенности развития гражданского общества в России//Власть, 2015, № 8.–С.5916. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение.- 1995. № 3.–С.8317. Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: Высшая школа экономики, 2011.-312 с.18. Одинцова А.В. Гражданскоеобщество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12.-С.114-11619. Пенская Т.М. Феномен российского авторитаризма (к вопросу о его происхождении) //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 2011. № 7. –С. 14520. Перевалов В.Д.Теория государства и права.М.,2013.-720 с.21. Резник Ю. М. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4.–С. 11822. Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 2.–С. 126-129Фадеев В.И., Муниципальное право РФ, М.: Проспект, 2013.-569 с.Электронные источники23. Электронная библиотека. Политология. Структура гражданского общества [электронный ресурс] https://banauka.ru/22371.html (дата обращения 28.11.2018)24. Шульман Е. Царство политической имитации [электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/08/15/carstvo-imitacii (дата обращения 28.11.2018)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//СПС Консультант Плюс
2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ//СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ// СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ//СПС Консультант Плюс
Учебная и иная литература
7. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления//Журнал российского права. 2007. № 7. – С. 44-47
8. Гараев О.М. Доверие граждан как фактор укрепления политической власти в современной России//Вестник Башкирского университета, 2014, № 4.-С. 151
9. Громов М. Н., Козлов Н. С.. Русская философская мысль X-X X веков: Учеб. пособие.-М.: Изд-во МГУ.- 1990.-685 с.
10. Данкин Д. М. Доверие как ресурс модернизации // Человек в экономических и социальных отношениях: Мат-лы Всероссийской научной конференции. М.: Институт психологии РАН, 2012.-315 с.
11. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. № 2 –С.12-15
12. Замотаев А.А., Местное самоуправление: основные понятия и термины, М.: Институт РАН, 1999.-414 с.
13. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис. 1992. №1–С. 2-5
14. Кальной И.И. и др.. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И. И. Кальной, доц. И. Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. -- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.-608 с.
15. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.-711 с.
Кочетков А.П. Некоторые особенности развития гражданского общества в России//Власть, 2015, № 8.–С.59
16. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение.
- 1995. № 3.–С.83
17. Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: Высшая школа экономики, 2011.-312 с.
18. Одинцова А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12.-С.114-116
19. Пенская Т.М. Феномен российского авторитаризма (к вопросу о его происхождении) //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 2011. № 7. –С. 145
20. Перевалов В.Д.Теория государства и права.М.,2013.-720 с.
21. Резник Ю. М. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4.–С. 118
22. Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 2.–С. 126-129
Фадеев В.И., Муниципальное право РФ, М.: Проспект, 2013.-569 с.
Электронные источники
23. Электронная библиотека. Политология. Структура гражданского общества [электронный ресурс] https://banauka.ru/22371.html (дата обращения 28.11.2018)
24. Шульман Е. Царство политической имитации [электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/08/15/carstvo-imitacii (дата обращения 28.11.2018)

Вопрос-ответ:

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сфера деятельности, в которой граждане организуются и взаимодействуют для решения общественных проблем и достижения своих интересов. Оно представляет собой совокупность общественных объединений, некоммерческих организаций и гражданских инициатив.

Какие признаки имеет гражданское общество?

Гражданское общество характеризуется такими признаками, как добровольность участия граждан, независимость и самостоятельность от государства, свобода самоорганизации и самоуправления, гражданская активность и ответственность, общественная открытость и прозрачность.

Как развивалось гражданское общество в России?

Гражданское общество в России начало развиваться в XIX веке, когда произошли социальные и политические изменения. В период 1980-х – 1990-х годов, во время перестройки и распада СССР, произошел значительный рост гражданского общества в стране. Сегодня Россия имеет активное гражданское общество, которое представлено различными социальными, благотворительными и общественными организациями.

Какие институты гражданского общества существуют в России?

В России существует несколько институтов гражданского общества, таких как общественные объединения и политические партии, местное самоуправление и институты непосредственной демократии. Кроме того, иные институты гражданского общества включают благотворительные организации, профсоюзы, профессиональные союзы и другие общественные инициативы.

Какое значение имеют общественные объединения и политические партии в гражданском обществе?

Общественные объединения и политические партии играют важную роль в гражданском обществе, поскольку они представляют интересы граждан, мобилизуют общественное мнение, предлагают и реализуют программы и идеи, а также контролируют деятельность государственных органов. Они способствуют развитию демократии и обеспечению гражданских свобод и прав в стране.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это форма организации граждан, которые объединяются для защиты своих интересов и решения общих вопросов. Оно характеризуется независимостью от государственной власти и политических партий.

Какие признаки характеризуют гражданское общество?

Гражданское общество обладает рядом признаков, включающих свободу ассоциации и самоорганизации, горизонтальные структуры, независимость от государственной власти, гражданскую активность, защиту прав и свобод граждан.

Как развивалось гражданское общество в России?

История развития гражданского общества в России включает различные этапы и периоды, начиная с формирования общественных движений в XVIII веке и заканчивая современной ситуацией. Важные вехи в развитии гражданского общества в России включают появление национальных общественных организаций, становление явления гражданского активизма и создание независимых СМИ.