Региональные проблемы социальной политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология управления
  • 39 39 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 29.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие и основные проблемы социальной политики 5
1.1. Сущность социальной политики и ее основные принципы 5
1.2. Социальная защита населения 14
ГЛАВА 2. Особенности социальной политики в России 19
2.1. Социальная политика в современной России 19
2.2. Региональные проблемы социальной политики России 24
Заключение 37
Список литературы 38

Фрагмент для ознакомления

Реформирование системы финансирования здравоохранения, которое включает:
·обеспечение прозрачности и устойчивости многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;
·внедрение механизмов оплаты медицинской помощи и механизмов финансового планирования, которые стимулируют увеличение результативности применения ресурсов в здравоохранении;
·завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств к страховому финансированию медицинских организаций и для здравоохранения;
·усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, которая оказывается в муниципальных и государственных медицинских учреждениях;
·постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.
Обеспечение хозяйственной самостоятельности муниципальных и государственных медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций.
Проведение реструктуризации сети медицинских организаций.
Изменение подходов к оплате и организации труда медицинских работников.
Основание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения, формирование технологических разработок и научных исследований для совершенствования качества лекарственных средств и предоставляемых медицинских услуг.
Укрепление институтов защиты прав медицинских работников и пациентов.
Динамичное развитие образовательной сферы является залогом поступательного социального и экономического развития страны. Технология и содержание образования должны соответствовать требованиям современного общества и экономики, механизмы финансирования и государственного управления - для развития системы образования создавать благоприятные условия. Требуют решения насущные для российских граждан проблемы качества и доступности образования.
Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:
Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Недостаточное финансирование учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
Низкая заработная плата педагогов.
Как результат из отмеченного выше, заметным стало уменьшение качества образования по основным уровням:
общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;
высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.
Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:
Большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
Отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;
Большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.
Пути решения проблем в данной системе:
В общем среднем образовании:
осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя;
создание при общеобразовательных школах попечительских советов;
разработка стандартов содержания общего образования;
разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;
акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового образа жизни;
широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного».
В высшем профессиональном образовании:
разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;
повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);
развитие практики со учреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;
разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь - филиалов и негосударственных;
введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);
создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов».
Что касается дошкольного образования, то здесь складывается ситуация нехватки мест в детских садах. За последние несколько лет в стране произошел демографический «бум». Но как водится в нашей стране, никто не был к этому готов. Из этого «вытекают» некоторые проблемы. Детей много, детских садов на всех не хватает, мамочки не могут выйти на работу, производительность труда падает. Кроме того, через несколько лет, когда сегодняшние «дошколята» подрастут, стране грозит нехватка мест в школе.
На итоговом заседание Госсовета этот вопрос обсуждался президентом : «Несколько лучше обстоят дела в образовании, но проблем и в этой сфере ещё очень много. Одна из них, как это не странно, связана с демографией. Рождаемость повышается, а темпы строительства новых детских садов до сих пор оставляют желать лучшего. И на заседании губернатор Приморского края Владимир Миклушевский предложил решить эту проблему за счет материнского капитала. Пустить деньги, в том числе и на оплату частных детских садов. "У нас же субсидируются детские сады, вы можете эти субсидии распространить и на частный сектор. А дополнительных каналов не нужно создавать, чтобы у женщины деньги утащили. Мы так много создадим всяких вариантов, по которым потом у людей будут вытаскивать деньги. И ставки за счет этого сразу поднимутся в детских садах, тут же вырастут, как только поймут, что есть дополнительные средства", - считает Владимир Путин. ».
На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Кризис, наконец, заставит власти правильно считать число безработных, повысить адресность выдачи пособий по безработице, улучшить качество профессиональной переподготовки кадров. После выхода из кризиса правительство, возможно, поймет, что надо воссоздать фонд занятости (по ошибке ликвидированный в начале 2000 г.), из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу. Сейчас же выплата пособий безработным дополнительным грузом легла на бюджет. В идеале, возможно, в стране возникнут настоящие профсоюзы, которые на деле будут отстаивать интересы наемных работников и добиваться увеличения их роли в управлении предприятием.
Следующая проблема - формирование доходов. Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.
Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения:
Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты - это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки заработной платы позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.
Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц - он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов:
·применительно к заработной плате он должен оставаться по своим размерам таким же или может быть даже иметь прогрессивную шкалу, причем взимание НДФЛ должно начинаться не с 401-го рубля заработной платы по основному месту работы, а только после двукратного размера минимальной месячной оплаты труда;
·применительно к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходам от прибыли хозяйствующего субъекта надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10 процентов от размера дохода;
·применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательства и тому подобного), надо законодательно установить более высокую шкалу налога - ставка налога может быть установлена, например, на уровне 25 процентов.
Заключение


В результате изучения и анализа литературы мы заключили следующее.
в настоящее время отсутствуют комплексные разработки теоретико-методологических основ формирования региональной социальной политики как политической деятельности и взаимодействия в контексте реализации федеративных отношений, ориентированных на совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения в регионах Российской Федерации.
Регионализация социальной сферы требует адекватных мер государственного регулирования, которые направлены на создание равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Исходя из данного, особую актуальность приобретает анализ форм влияния федерального центра на реализацию и формирование региональной социальной политики.
Имеется объективная необходимость в выработке результативных мер практической исполнения региональной социальной политики, как со стороны федерального центра, так и органов власти субъектов Федерации с учетом разграничения полномочий в социальной сфере.
Проблемы социальной политики привлекали внимание научной общественности на всех этапах развития российского общества.
На современном этапе реформирования российского общества в РФ появилась острая потребность в разработке и реализации новых подходов к исполнения социальной политики, в том числе, и смещения центра тяжести в реализации социальной политики в регионы.
Список литературы


Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. 2-ое изд., - М.: Инфра, 2016. – 458 с.
Алексеев Ю.П. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Экзамен, 2017. – 742 с.
Ахинов Г.А. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Инфра-М, 2015. – 528 с.
Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 416 с.
Денисова И.П. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Феникс, 2016. – 352 с.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 N6-ФКЗ, от 30.12.18 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, №5, 24-32, 01.2011.
Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, №9, 2012. С. 34–42.
Роженцов В.И. Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования РФ // Вестник государственного аграрного университета. 2013. № 9. С. 82-85.
Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. 2-ое изд., – М.: РГГУ, 2016. – 458 с.
Смирнов С.Н. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Высшая школа экономики, 2012. – 434 с.
Соболева И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2012. С. 24-38
Социальная политика в контексте «нормативной теории государства» / Под общей ред. проф. А.Я. Рубинштейна. 2-ое изд., – М: 2012. - 348 с.
Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. 4-ое изд., – М.: Вариант, 2012. – 456 с.
Социальная политика в трудовой сфере. / Под ред. И.П. Скворцова. 4-ое изд., – М.: РАГС, 2013. – 278 с.
Социальная политика региона: теория и практика / Под ред. И.П. Скворцова. – М.: КноРус, 2016. – 452 с.
Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: ВЦУЖ, 2013. – 312 с.
Социальная политика. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ. – М.: РАГС, 2016. – 568 с.
Социальное государство: концепция и сущность. Антология. – М.: Огни, 2015. – 512 с.
Социальная политика в контексте «нормативной теории государства» / Под общей ред. проф. А.Я. Рубинштейна. 2-ое изд., – М: 2012. С. 88

Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. 4-ое изд., – М.: Вариант, 2012. С. 75

Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия. – М.: Альфа-Пресс, 2008. С. 188

Алексеев Ю.П. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Экзамен, 2017. С. 102

Соболева И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2012. С. 24-38

Социальная политика. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ. – М.: РАГС, 2016. С. 401

Социальное государство: концепция и сущность. Антология. – М.: Огни, 2015. С. 388

Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. 2-ое изд., – М.: РГГУ, 2016. С. 322

Смирнов С.Н. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Высшая школа экономики, 2012. С. 122

Социальная политика региона: теория и практика / Под ред. И.П. Скворцова. – М.: КноРус, 2016.С . 28

Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: ВЦУЖ, 2013. С. 103

Социальная политика в трудовой сфере. / Под ред. И.П. Скворцова. 4-ое изд., – М.: РАГС, 2013. С. 18

Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, №9, 2012. С. 34–42.

Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. 2-ое изд., - М.: Инфра, 2016. С. 25

Денисова И.П. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Феникс, 2016. С. 211

Роженцов В.И. Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования РФ // Вестник государственного аграрного университета. 2013. № 9. С. 82-85.

Ахинов Г.А. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Инфра-М, 2015. С. 201

Смирнов С.Н. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Высшая школа экономики, 2012. С. 203

Социальная политика в трудовой сфере. / Под ред. И.П. Скворцова. 4-ое изд., – М.: РАГС, 2013. С. 45

Социальная политика региона: теория и практика / Под ред. И.П. Скворцова. – М.: КноРус, 2016.С. 42

Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, №9, 2012. С.38.

Роженцов В.И. Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования РФ // Вестник государственного аграрного университета. 2013. № 9. С. 84.

Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. 2-ое изд., - М.: Инфра, 2016. С. 52

Денисова И.П. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Феникс, 2016. С. 118

Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: ВЦУЖ, 2013. С. 88

Соболева И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2012. С. 32

Смирнов С.Н. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Высшая школа экономики, 2012. С. 211

Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, №9, 2012. С. 40

Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. 2-ое изд., - М.: Инфра, 2016. С. 31










42


3


1. Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. 2-ое изд., - М.: Инфра, 2016. – 458 с.
2. Алексеев Ю.П. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Экзамен, 2017. – 742 с.
3. Ахинов Г.А. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Инфра-М, 2015. – 528 с.
4. Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 416 с.
5. Денисова И.П. Социальная политика. 2-ое изд., – М.: Феникс, 2016. – 352 с.
6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 N6-ФКЗ, от 30.12.18 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, №5, 24-32, 01.2011.
7. Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, №9, 2012. С. 34–42.
8. Роженцов В.И. Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования РФ // Вестник государственного аграрного университета. 2013. № 9. С. 82-85.
9. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. 2-ое изд., – М.: РГГУ, 2016. – 458 с.
10. Смирнов С.Н. Социальная политика. 4-ое изд., – М.: Высшая школа экономики, 2012. – 434 с.
11. Соболева И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2012. С. 24-38
12. Социальная политика в контексте «нормативной теории государства» / Под общей ред. проф. А.Я. Рубинштейна. 2-ое изд., – М: 2012. - 348 с.
13. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. 4-ое изд., – М.: Вариант, 2012. – 456 с.
14. Социальная политика в трудовой сфере. / Под ред. И.П. Скворцова. 4-ое изд., – М.: РАГС, 2013. – 278 с.
15. Социальная политика региона: теория и практика / Под ред. И.П. Скворцова. – М.: КноРус, 2016. – 452 с.
16. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: ВЦУЖ, 2013. – 312 с.
17. Социальная политика. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ. – М.: РАГС, 2016. – 568 с.
18. Социальное государство: концепция и сущность. Антология. – М.: Огни, 2015. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социальная политика?

Социальная политика - это система государственных мер, направленных на решение социальных проблем и обеспечение благополучия населения.

Какие принципы лежат в основе социальной политики?

Основными принципами социальной политики являются гуманизм, социальная справедливость, социальное равенство и государственная ответственность.

Что такое социальная защита населения?

Социальная защита населения - это комплекс мер, предоставляемых государством и обществом, с целью обеспечения определенного уровня жизни и защиты социальных прав граждан.

Каковы особенности социальной политики в России?

Социальная политика в России характеризуется высокой социальной напряженностью, неравномерным распределением социальных благ и недостаточной эффективностью государственных программ социальной поддержки.

Какие региональные проблемы существуют в социальной политике России?

Региональные проблемы социальной политики в России включают ограниченные финансовые ресурсы, недостаточную доступность и качество услуг социальной защиты, а также различия в социальной инфраструктуре между регионами.