Русская школа культурологии (Данилевский, Бердяев, Соловьёв, Гумилёв, Сорокин).
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 29.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Концепции Н. Данилевского, Н. Бердяева, Н. Соловьева и Л. Гумилева 6
Глава 2.Концепция П. Сорокина 11
Заключение 19
Список литературы 20
Наконец, тут нужно сказать об усилении авторитета и значимости культурных образцов и идеалов «святого», «монаха», «аскета» или «шамана» – в зависимости от того, какой тип религии представлен. Соответственно, этические и законодательные аспекты жизни также определяются религиозными заповедями, то же самое имеет отношение и к экономической сфере. «Вследствие этого, идеациональная культура является нетворческой в области науки и технологии, так как она сосредоточивает свою познавательную энергию на изучении Царства Божьего и реализации [его] ценностей во время краткого земного путешествия человека к вечности», – отмечает Сорокин. Тут можно выделить определенные моменты, которые отличают религиозные культуры. Такой культуре свойственно проявлять малую заботу о комфорте существования. Для религиозной культуры не близки ценности технологического процесса и повышения качества жизни.Скорее наоборот, идеациональная культура направлена на умерщвление и укрощение плоти, тут господствует культ аскезы, это есть самоценность. Соответственно, в эстетическое сфере идеациональных культур непрезентованы принципы умерщвления плоти, самоистязания и удивительного пренебрежения к собственному здоровью. Это послужило причиной того, что впоследствии были введены строгие законы относительно проявляющих чрезмерное рвение в религиозных практиках. Эта культура предполагает низведение до уровня нуля ценность тела. Именно отсюда и берут свое начало ужасные средневековые казни, пытки. Это рассматривалось как естественное явление. Что же касается самоценности телесного, то в те времена это была ересь, проявление безумия. Сознание среднего человека религиозной эпохи не восприняло бы ее точно так же, как сегодня оно не воспринимает идею вечной жизни после земной кончины. Мучения, смерть рассматривались не как благо, но как проявление нормы жизни, обыденность. Таким образом, классическая религиозная культура направлена на господство сверхчувственного. И все же, такое небрежное отношение к чувственному и телесному, конечно же, не может продолжаться долго. Наступает момент возрастания ценности земного и телесного. Данный процесс связан с тем, что смещается баланс магистральных социальных ценностей и культура начинает движение к иной фазе – она определяется как чувственная или сенсорная культура. И процесс нарастания «удельного веса» чувственных ценностей и одновременно процесс постепенного упадка влияния идеационального принципа могут завершиться синтезом органичного целого, а значит, образуется совершенно новая культура. Такая культура характеризуется соединением небесной и земной реальности. Религия здесь также находится в почете. Но все же, фактически человеком усматривается возможность нахождения «последней истины» уже не в мистических откровениях, а преимущественно в том, чтобы осуществлять интеллектуальные и эстетические поиски, так как рациональная мысли и искусство выступают в качестве универсальных инструментов познания. Процесс органичного сочетания ценностей «неба» и «земли» оказывается возможным только на базе такого элемента, как высокоразвитая «метафизика» – абстрактная философская мысль – и изящных искусств. Именно им свойственно выходить в такие периоды на передний край культурного творчества, участвуя в рождении произведений, жанров, стилей, называемых классическими. «Идеалистическое» искусство Сорокин характеризует как «великолепный синтез идеационального и благороднейших форм чувственного искусства», достигающий идеального сочетания высокого содержания и высокой формы. Эти же черты присущи идеалистической концепции истины, поскольку она объединяет чувственную, религиозную и рационалистическую системы. Сорокин особо выделяет здесь системы, созданные Платоном, Аристотелем, Фомой Аквинским. Эти концепции объединены принципом равноправия, гармонией начал, культурной универсальностью. Но далее снова начинается процесс смещения культурного маятника, а значит, происходит смена этой стадии на третью фазу социально-культурного развития. Данный культурной суперсистемы для нас является знакомым, привычным. Сорокин считает, что это евроамериканская цивилизация XX века. Она отличается стремительной экспансией автономной светской культуры, нормы и институты которой играют определяющую роль в жизни общества. Лозунг этой культуры – «Здесь и теперь!» Ее краеугольные камни представлены эмпирической наукой, технологией, светской идеологией и «человеческими, слишком человеческими», говоря словами Ф. Ницше, этико-правовыми нормами.Благодаря развитию утилитаризма появляется новое достижения чувственного общества, а именно, речь идет о технологических открытиях, повышающих степень комфорта жизни человека.Техника и технология находятся на правах культурной автономии, представляя собой цель и важнейший критерий общественного развития.Такая же автономия принадлежит и идеологии - речь идет о «религии земного», лишенной трансцендентного измерения и ориентированной на приоритет конечных, светских аксиологий, представляющих более или менее органичные гибриды ценностей идеалистического и чувственного характера.Светское, «чувственное» право рассматривается обществом как созданное человеком. Его цель также утилитарна: сохранить человеческую жизнь, охранять собственность и имущество, мир и порядок, счастье и благополучие общества в целом и господствующей элиты. Нормы светского права носят относительный и условный характер, они постоянно меняются. Кары его являются чувственными, здесь отсутствуют сверхчувственные санкции. Правила и процедуры отличаются гибкостью, изменяемостью, они не имеют формальности, как это было в рамках религиозного закона. Закон, как светский по природе, не дополняется какими-либо священными или каноническими установлениями; его база – чувственная система наказаний, светский статус судей.Еще одна важнейшая характеристика «чувственного» этапа развития культуры – новый тип искусства. К достижениям современного «чувственного» искусства Сорокин причисляет техническое совершенство, превосходящее совершенство чувственного искусства любого другого века и культуры.Религия в чувственной культуре переживает глубокий кризис. В результате многосторонних процессов секуляризации она постепенно оттесняется на периферию культуры. Будущая культура Сорокиным видится как интегральная, она соединит традиции почти всех стран и народов. Основываться она будет на рациональном разуме, искусстве и религии.ЗаключениеН. Данилевским была разработана знаменитая теория культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского представляет собой целостную систему, для которой определяющими являются культурный, психологический и некоторые другие факторы, присущие народу или совокупности близких по духу и языку народов.Н. Бердяев и В. Соловьев много внимания уделили русской идее, прогнозам относительно развития России. Они полагали, что будущее России заключается в сохранении духовной культуры. Л. Гумилев стал автором пассионарной теории, которая и сегодня актуальна, поскольку позволяет объяснить многие культурные, социально-исторические явления. Теория социокультурной динамики П. Сорокина является на сегодняшний день одной из самых тщательно разработанных систем развития культуры и человеческого общества. Теория Сорокина уникальна охватом всех критериев и факторов социально-культурного развития, а именно, речь идет об искусстве, религии, науке, мировоззрении и т.п. Культурно-исторические типы у Сорокина являются автономными и духовно непроницаемыми друг для друга организмами.Сорокин во многом усовершенствовал все циклические концепции культуры, дав им солидное научное обоснование. Список литературыБердяев Н. Судьба России. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txtВасиленко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// https://cyberleninka.ru/article/n/idei-a-s-lappo-danilevskogo-v-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokina-1Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. [Электронный ресурс] -(http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/etnogenez_i_biosfera_zemli/readДанилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.htmlЛебедев С. Культура и религия в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// http://www.pravoslavie.ru/122.htmlСоловьев В. Русская идея. http://www.vehi.net/soloviev/russianidea.htmlСорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14.Сорокин П.А. Символы в общественной жизни // П. Сорокин. Ранние сочинения. 1910-1914. СПб., 2014. https://www.twirpx.com/file/1592096/ Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1992.– С. 427–504.
1. Бердяев Н. Судьба России. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt
2. Василенко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// https://cyberleninka.ru/article/n/idei-a-s-lappo-danilevskogo-v-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokina-1
3. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. [Электронный ресурс] -(http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/etnogenez_i_biosfera_zemli/read
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
5. Лебедев С. Культура и религия в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// http://www.pravoslavie.ru/122.html
6. Соловьев В. Русская идея. http://www.vehi.net/soloviev/russianidea.html
7. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14.
8. Сорокин П.А. Символы в общественной жизни // П. Сорокин. Ранние сочинения. 1910-1914. СПб., 2014. https://www.twirpx.com/file/1592096/
9. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1992.– С. 427–504.
Вопрос-ответ:
Какие концепции представлены в русской школе культурологии?
В русской школе культурологии представлены концепции Н. Данилевского, Н. Бердяева, Н. Соловьева и Л. Гумилева.
Какие концепции представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлены концепции Н. Данилевского, Н. Бердяева, Н. Соловьева и Л. Гумилева.
Какие концепции представлены в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи представлена концепция П. Сорокина.
Какие аспекты жизни определяются религией представленной в русской школе культурологии?
Религия представленная в русской школе культурологии определяет этические и законодательные аспекты жизни, а также усиливает авторитет и значимость культурных образцов и идеалов святого монаха, аскета или шамана.
Какие авторы входят в русскую школу культурологии?
В русскую школу культурологии входят Н. Данилевский, Н. Бердяев, Н. Соловьев и Л. Гумилев.
Какие концепции русской школы культурологии рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются концепции Н. Данилевского, Н. Бердяева, Н. Соловьева и Л. Гумилева.
Какие аспекты жизни определяются культурными образцами и идеалами русской школы культурологии?
Культурные образцы и идеалы русской школы культурологии определяют этические и законодательные аспекты жизни.
Какой тип религии определяет авторитет и значимость культурных образцов и идеалов?
Авторитет и значимость культурных образцов и идеалов зависит от типа религии, представленной в данной культуре. Могут быть представлены типы религий, такие как святой монах, аскет или шаман.
Какие концепции русской школы культурологии рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются концепции Н. Данилевского, Н. Бердяева, Н. Соловьева и Л. Гумилева.
Какую информацию можно найти в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи рассматривается концепция П. Сорокина.
Кто является представителями русской школы культурологии?
Представителями русской школы культурологии являются Н. Данилевский, Н. Бердяев, В. Соловьев, Л. Гумилев и П. Сорокин.
Какие концепции разработали Н. Данилевский и Н. Бердяев?
Н. Данилевский разработал идею о культурных типах и цивилизационном развитии, а Н. Бердяев внес вклад в разработку концепции свободной культуры и русского идеализма.