Предмет методического обеспечения СКД: сущность, структура, специфика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 26.09.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность и особенности методического обеспечения социально-культурной деятельности.
1.1. Определение и сущность социально-культурной деятельности
1.2. Сущность и специфика методического обеспечения социально-культурной деятельности
2.Структура методического обеспечения
2.1. Структура методического обеспечения, построенная на основании выделения функций методической службы
2.2. Организация системы методического обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Большинство не имеет средств на ведомственную подписку, доступ к ресурсам Интернета, приобретение современных технических средств и т.д
Необходимость существования данного направления вызвано очевидной необходимостью – отсутствием единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров работников социально-культурной сферы.
Как важное отдельное направление можно выделить Редакционно-издательскую деятельность Основные задачи редакционно-издательской деятельности:
- экспертиза конкурсных материалов;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта;
- формирование информационно-методического фонда;
- создание единого информационного пространства [10. С. 25].
Методическое обеспечение включает в себя научно-методическое или теоретико-методическое:
Теоретико-методическая деятельность также может быть осмыслена как отдельное направление. Оно рассматривается нами как объясняющие социальную природу культурной деятельности и отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой, просветительной и рекреативной деятельности в данной сфере. На сегодняшний день в России сложилась достаточно стройная система исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, ученых, методистов и практиков, которая так или иначе заинтересована в изучении особенностей социально-культурной сферы.
Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследовательский институт культурологии; Российский научно-исследовательский институт искусствознания; региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук; Государственный Российский Дом народного творчества; Государственный Российский Дом фольклора; Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремесел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности. В число субъектов федерального уровня входят и высшие отраслевые учебные заведения, в структуре которых функционируют соответствующие подразделения: научно-исследовательские секторы и отделы, проблемные лаборатории, социологические группы, докторантуры, аспирантуры [3. С. 14].
Ведущими исследовательскими организациями на уровне субъектов Федерации являются научно-методические центры культуры или аналогичные объединения, главными задачами которых выступают сбор, анализ, обобщение регионального опыта организаций социально-культурной сферы и распространение на своей территории передовых технологий.
Существенную помощь в этой работе оказывают коллективы средних специальных учебных заведений культуры и искусства.
На муниципальном уровне и уровне отдельных предприятий культуры решаются организационные, творческие вопросы организации социально-культурной деятельности конкретного населенного пункта, коллектива промышленного предприятия, той или иной категории населения.
Сложившаяся структура отрасли культуры не позволяет сегодня делегировать полномочия полноценного научного анализа социально-культурной деятельности на места, в отдельные ее подразделения.
Кроме того, многие субъекты Федерации не обладают достаточным научным потенциалом, способным адекватно решать насущные теоретико-эмпирические проблемы. Также эмпирико-технологические вопросы не могут быть эффективно решены без научно-методических, фундаментальных положений, которые могут быть разработаны, апробированы и зафиксированы на федеральном уровне.
Общий негативный фон и нежелательные тенденции в исследовании социально-культурной деятельности не снижают достоинств уже имеющегося опыта и предпринимаемых ныне попыток научного анализа общественной организации досуга. В течение последних четырех десятилетий в основном определился предмет научных исследований, обобщающих широкий круг научных и организационно-методических проблем социально-культурной деятельности.
Одно из новейших направлений научно-методологических исследований социально-культурной деятельности – прогностическое, так как на сегодняшний день мало уделяется внимания объективным тенденциям и перспективам развития социально-культурной деятельности, формации видов и форм, ее стратегическим целям и задачам. Важнейшим предметом научного анализа представляется проблематика функционирования социально-культурной деятельности в условиях рынка. Развитие рыночных отношений в России, по нашему мнению, является определяющим условием развития социально–культурной деятельности, объективным фактором, влияющим на отбор содержания и форм духовного наполнения досуга.
Можно обозначить направления деятельности методических служб несколько иначе:
Это: -
Образовательное: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей. –
Информационное: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям социально-культурной и культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.
Консультативное: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.
Проектировочное: участие в разработке программ, проектов и др.
Экспертное: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.
Аналитическое: анализ итогов деятельности учреждений.
Прогностическое: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.
2.2. Организация системы методического обеспечения
Структура системы методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы организована на основе административно-территориального принципа построения сети культурно-досуговых учреждений и представляет собой взаимосвязанные методические службы нескольких уровней: федерального, регионального, муниципального и более частного подуровня – учрежденческого или институционального.
Осуществление методического обеспечения можно описать посредством нескольких уровней. Стратегический уровень - определение целей системы методической работы в целом и координация деятельности учреждений культуры.
Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов Российской Федерации, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами (факультетами, курсами) повышения квалификации; научно-методическими (учебно-методическими) центрами, кабинетами и т.п.
Тактический уровень - управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой. Оперативный уровень - непосредственное управление методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений.
Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах: - как учреждение социально-культурного типа (являться самостоятельным юридическим лицом); - как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры; - как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) социально-культурного учреждения или органа управления культурой. На уровне области функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования социально-культурной сферы осуществляют областные методические центры. В некоторых исследованиях мы можем встретить критику современного состоянии системы методических служб [3. С. 17 ].
На основании подробного рассмотрения функционального назначения информационно-методических служб, ключевых направлений их деятельности и связей, которыми объединены между собой информационные структуры, И.А. Базаров приходит к заключению, что состояние системы -методического обеспечения на всех уровнях характеризуют: неопределенность относительно ее целей; ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера; отсутствие опережающего видения роли информационно-методического обеспечения в развитии кадрового потенциала социально-культурной сферы; отсутствие единых, принятых в системе, методик и технологий работы; невысокий инновационный потенциал системы информационно-методического обеспечения. Из чего делается вывод: несмотря на то, что система информационно-методического обеспечения возникла во многом как ответ на стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, экспоненциальный рост информации, на сегодняшний момент ее организационная составляющая и в первую очередь содержательное наполнение не адекватны требованиям информационного общества, вследствие этого необходима модернизация деятельности методических служб [3. С. 19].
И. А. Базаров предлагает модель построения системы методических служб. Модель представляет собой совокупность муниципальных информационно-методических служб во главе с региональным координационным центром, объединенную единой целевой установкой, ориентированной на непрерывное развитие информационной компетентности работников социально-культурной сферы, охватывающую регулярной методической помощью максимально возможное число специалистов. Модель основана на ряде принципов, которые разделены на две группы.
Первая группа содержит принципы, в соответствии с которыми должны производиться отбор и структурирование информации: принцип тематической направленности информации; принцип системности и комплексности предоставляемой информации; принцип соответствия информационных ресурсов качественным характеристикам, предъявляемым к ним в теории информационной деятельности с учетом специфики сферы.
Вторая группа – принципы, на основании которых социально-культурной олжно строиться функционирование методических структур: принцип интеграции и кооперации усилий всех субъектов информационного взаимодействия; принцип разделения полномочий всех уровней организационно-функциональной структуры модели; принцип дифференцированного подхода к пользователям информации, предполагающий систематический мониторинг информационных потребностей специалистов социально-культурной сферы, учет их профессиональных и индивидуальных особенностей; принцип открытости и доступности системы для каждого специалиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема методического обеспечения – одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности учреждений культуры.
Мы можем прийти к выводу, что правомерно говорить о взаимовлиянии методического обеспечения, способного выступить действенным фактором совершенствования профессиональной деятельности специалистов, и самой этой деятельности, специфические особенности которой оказывают влияние на принципы, формы, методы, средства методического обеспечения.
Методическая деятельность в целом направлена на разработку и внедрение нового содержания социально-культурной работы, на совершенствование деятельности работника сферы, повышение его профессионального мастерства и включает в себя: организацию и проведение опытно-экспериментальной и исследовательской работы, прогнозирование, планирование и организацию повышения профессионального уровня работников, организацию совместной работы с научными и методическими организациями, разработку комплексной системы управления образовательно-воспитательным процессом, обеспечение работников необходимой информацией об основных направлениях развития, осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЭГО, 2001. – 356 с.
Базаров И.А. Взаимосвязь информационных технологий с образовательным процессом в социокультурной сфере / И.А. Базарова // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы : материалы межвузовской науч.-практ. конф., 10 февраля 2006г. / Науч. ред. Р.З. Богоудинова ; сост. М.С. Галявиева. – Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – С.132-133
Базаров И.А. Образовательный потенциал информационной среды / И.А. Базарова // Культура глазами молодых ученых : сб. научных статей. Вып.17. – СПб. : АОС, 2006. – С.12-19
Базаров И.А. Проблемы информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы / И.А. Базарова // Молодежь в науке и культуре XXI века : сб. науч. трудов V Всероссийской научно-творческой конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей. Ч.2. – Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2006. – С.13-16
Громов, С. Н.. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. / С. Н.. .Громов , В. М. Чижиков. – М.. : МГУК, 1994. – С. 22 – 78.
Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991. – 345 с.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1995. – 167 с.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. М.: МГУКИ, 2001. – 236 с.
Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность : [Социол. исслед. Методика и орг. Эффективность] / А.С. Ковальчук ; Орл. гос. ин-т искусств и культуры. - Орел : ОГИИК, 1997. - 172 с
Лаврецова С.В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга. – СПб., 2004. – 86 с.
Сабуцкая, С.В. Проблемы исследования методического обеспечения социально-культурной деятельности как фактора повышения ее эффективности / С.В. Сабуцкая // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегион. сб. науч. ст. молодых ученых / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – С. 418-424.
Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА, 2002. – 456 с.
Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.
Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности Педагогические основы технологий СКД в сфере досуга: Монография. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – 349 с.
Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально - культурной деятельности : учебник : для магистрантов, обучающихся по направлению 071400 – «Социально-культурная деятельность» / Н.Н. Ярошенко ; М-во культуры Рос. Федерации. – М. : Московский государственный университет культуры и искусств, 2007. - 359 с.
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. -М: МГУКИ, 2000. - 204 с.








20

1.Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЭГО, 2001. – 356 с.
2. Базаров И.А. Взаимосвязь информационных технологий с образовательным процессом в социокультурной сфере / И.А. Базарова // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы : материалы межвузовской науч.-практ. конф., 10 февраля 2006г. / Науч. ред. Р.З. Богоудинова ; сост. М.С. Галявиева. – Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – С.132-133
3. Базаров И.А. Образовательный потенциал информационной среды / И.А. Базарова // Культура глазами молодых ученых : сб. научных статей. Вып.17. – СПб. : АОС, 2006. – С.12-19
4. Базаров И.А. Проблемы информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы / И.А. Базарова // Молодежь в науке и культуре XXI века : сб. науч. трудов V Всероссийской научно-творческой конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей. Ч.2. – Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2006. – С.13-16
5.Громов, С. Н.. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. / С. Н.. .Громов , В. М. Чижиков. – М.. : МГУК, 1994. – С. 22 – 78.
6.Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991. – 345 с.
7.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1995. – 167 с.
8.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. М.: МГУКИ, 2001. – 236 с.
9.Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность : [Социол. исслед. Методика и орг. Эффективность] / А.С. Ковальчук ; Орл. гос. ин-т искусств и культуры. - Орел : ОГИИК, 1997. - 172 с
10.Лаврецова С.В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга. – СПб., 2004. – 86 с.
11.Сабуцкая, С.В. Проблемы исследования методического обеспечения социально-культурной деятельности как фактора повышения ее эффективности / С.В. Сабуцкая // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегион. сб. науч. ст. молодых ученых / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – С. 418-424.
12.Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА, 2002. – 456 с.
13.Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.
14.Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности Педагогические основы технологий СКД в сфере досуга: Монография. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – 349 с.
15.Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально - культурной деятельности : учебник : для магистрантов, обучающихся по направлению 071400 – «Социально-культурная деятельность» / Н.Н. Ярошенко ; М-во культуры Рос. Федерации. – М. : Московский государственный университет культуры и искусств, 2007. - 359 с.
16.Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. -М: МГУКИ, 2000. - 204 с.

Вопрос-ответ:

Что такое методическое обеспечение социально культурной деятельности?

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности - это система методов, средств и приемов, которая создает условия для успешной реализации социально-культурных программ и проектов. Оно включает в себя разработку планов и программ, подготовку методических материалов, обеспечение необходимыми ресурсами, контроль и оценку деятельности.

Какова сущность и специфика методического обеспечения социально культурной деятельности?

Сущность методического обеспечения социально-культурной деятельности заключается в создании оптимальных условий для эффективной организации и проведения культурных мероприятий, развития культурных и образовательных программ. Это включает разработку методических материалов, обучение и консультацию специалистов, организацию мониторинга и оценки деятельности.

Какая структура методического обеспечения социально-культурной деятельности?

Структура методического обеспечения социально-культурной деятельности строится на основе выделения функций методической службы. Она включает в себя планирование и разработку методических программ, подготовку методических материалов, проведение обучения специалистов, координацию и контроль деятельности, а также оценку результатов проведенных мероприятий.

Как организована система методического обеспечения социально-культурной деятельности?

Организация системы методического обеспечения социально-культурной деятельности основывается на установлении взаимосвязей и взаимодействия между различными участниками и организациями, занимающимися социально-культурной деятельностью. Это включает сотрудничество между методической службой, организаторами мероприятий, образовательными учреждениями, региональными культурными центрами и другими участниками культурной жизни.

Зачем нужно методическое обеспечение социально-культурной деятельности?

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности необходимо для обеспечения качественной и целенаправленной работы в области культуры. Оно позволяет разработать эффективные методы и стратегии развития, обеспечить соответствующее обучение и повышение квалификации специалистов, а также оценить результаты проведенных мероприятий и корректировать дальнейшие планы и программы.

Что такое методическое обеспечение социально-культурной деятельности?

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности включает в себя систему методов, приемов, средств и организационных мероприятий, осуществляемых с целью эффективного планирования, организации, контроля и оценки социально-культурных процессов и деятельности. Оно направлено на развитие и совершенствование социокультурной сферы общества.

Какова структура методического обеспечения социально-культурной деятельности?

Структура методического обеспечения социально-культурной деятельности может быть построена на основании выделения следующих функций методической службы: планирование, организация, координация, контроль и анализ. Каждая из этих функций выполняет свою роль в обеспечении эффективности социокультурных процессов.

Как организована система методического обеспечения социально-культурной деятельности?

Система методического обеспечения социально-культурной деятельности предусматривает сотрудничество между различными уровнями и структурами социально-культурной сферы, такими как государственные и негосударственные организации, образовательные учреждения, научные институты и другие. Она основывается на взаимодействии специалистов, обмене опытом и передаче знаний для повышения качества социально-культурной деятельности и достижения социокультурных целей общества.