Природа человека и смысл его существования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 30.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Специфика человеческого бытия. Образы человека в философии 4
2. Соотношение биологического и социального в человеке 13
3. Философская концепция сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека. Взгляды З. Фрейда и Юнга 13
4. Ценность жизни и смысл человеческого существования 16
5. Гуманистический характер деятельности сотрудника ОВД 18
Задачи 22
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Задачи1.Ф. Ницше руководствовался своей концепцией «сверхчеловека». В философии Ницше представление о нигилизме становится всеобъемлющей концепцией, которая подводит итог всему европейскому историческому и культурному развитию, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и выступает, по мнению философа, как первая причина нигилизма, который развивался далее на основе «морально-христианского истолкования мира». Как «опаснейшее покушение на жизнь» Ницше рассматривает все основные принципы разума, которые сформулировала европейская философская традиция, – единство, цель, истина и др. Под «клевету на жизнь» он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие своего рода культа интеллектуальной честности. Т.о., устойчивая нигилистическая ситуация в культуре Европы формируется благодаря за счет утраты «истинным миром» традиционных религий, философии и морали своей жизненной силы, однако при этом сама жизнь, земной мир не обретают собственные ценности, свое настоящее оправдание.Ницше также выделяет качественные характеристики «сверхчеловека». В первую очередь, «сверхчеловек» должен принадлежать к высшему слою общества, к элите. Человек массы, толпы по мысли Ницше достигнуть уровня «сверхчеловека» не сможет при любых обстоятельствах. Социальный статус «сверхчеловека» имеет огромное значение. Во-вторых, «сверхчеловек» постоянно находится в процессе познания: «…Познавая,очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того, ктовозвысился, становится радостной…».«Сверхчеловек» является творцом. Здесь подразумевается то, что «сверхчеловек» возвышается над жизнью, её низким состоянием, а также трансформирует её качество:«…Сверхчеловек — соль земли... Взгляните на добрых и праведных. Кого ненавидят они больше всего на свете? Человека, который рушит их скрижали, сокрушителя, нарушителя закона; но он — творец…». Для «сверхчеловека» не существует общепринятых норм морали, границ добра и зла, для него есть нечто «благородное», что располагается по ту сторону добра и зла. Жизнь для «сверхчеловека» - это борьба, поскольку сущность «сверхчеловека» отождествляется с воинственностью. Важно заметить, что «сверхчеловек» вступает в борьбу не только с окружающим миром, но и с самим собой. Через войну и разрушение в концепции Ницше возможно обрести рождение: «… Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель…».Ницше выдвигает целую систему противовесов. К примеру, любви к ближнему, к которой взывает христианская религия, Ницше противопоставляет любви к дальнему, так как любовь к ближнему губительна, низка, недостойна «сверхчеловека», она не ведет к обновлению. Бесконечному и бесцельному труду противопоставляется труд творческий, суть которого заключена в созидании. Однако созидающим человек может стать только в том случае, если откажется от старых ценностей и добродетелей, разрушит их, а также подвергнется испытаниям, страданиям, трансформациям.В противовес страданию Ницше утверждает эгоизм. Собственная самость – вот что представляет ценность для «сверхчеловека», так как именно самость должна реализоваться в созидании. Добродетели также проистекают из самости, они не должны носить внешний, принудительный, заданный характер. В добродетелях проявляются подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма отвергается Ницше, так как она означает отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе. «Сверхчеловеком» признаются только те добродетели, которые несут страдания и смерть: «Ты должен любить свои добродетели – ибо от них ты погибнешь…». «… И да гласит правило вашей добродетели: «ты должен убить самого себя! Ты должен сам себя украсть у себя!..». «… Так умереть – лучше всего; а второе – умереть в борьбе и растратить великую душу...». «… Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою – а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека…».То есть, жизнь «сверхчеловека» не может быть длинной, бесцельной, она насыщена борьбой, в которой растрачиваются душевные и физические силы.В идее «сверхчеловека» заложено презрение к слабому человеку, так как он не способен на обновление мира. Смысл бытия – «сверхчеловек», поскольку через него возможно обновление мира, ведь жизнь «сверхчеловека» посвящена преодолению слабостей. Основополагающей является идея «вечного возвращения». В этой идее важно проявить силу, которая отсеет слабых и усилит жизнеспособность, тех, кто сможет превзойтивсю скверну жизни: «… Что падает, то следует подтолкнуть…». Человек, позволяющий себе низменные слабости, в дальнейшем окончательно падет. В трактате высказывается мысль о том, что падающего, деградирующего необходимо «подтолкнуть», что значит уничтожить низменную личность как систему взглядов, вогнать ее в кризис, выходом из которого будет путь к «Сверхчеловеку».В трактате высказана идея преодоления себя. «Сверхчеловек» каждый день преодолевает себя, заново открывает мир и мир вещей через создание новых и более совершенных.2.Согласно концепции Декарта, методическое размышление – это источник постоянных сомнений. Вместе с тем, отметим, что скептицизм Декарта не является самоцелью, смысл скептицизма Декарта состоит в том, что сомнение направлено на очищение человеческого ума от предрассудков. Какими бы непреодолимыми ни казались сомнения, это ошибочное впечатление, поскольку все сомнения действительно возможно преодолеть. Такой момент преодоления представлен фактом сомнений, которые проявляют наши мысли. Сомневающийся человек пребывает в процессе мышления, а если он мыслит, значит, живет. Именно здесь заложено начало знаменитого высказывания Р. Декарта: «Я мыслю (сомневаюсь), следовательно, я существую (Cogito (dubito) ergosum)». Данную истину, согласно мнению Декарта, невозможно оспорить. Это есть высшая истина, исходная.На основе данной истины Р. Декарт предпринимает попытку внести в собственную метафизику математическую достоверность. Методическое сомнение для Декарта – это средство испытать различные виды знания. В первую очередь, Декарт осуществляет рассмотрение философской традиции. Декарт полагает, что даже то, что говорят философы, возможно подвергнуть сомнению, поскольку по многим вопросам философам свойственно спорить между собой. Как уже отмечалось ранее, чувственные восприятия также обманчивы.Таким образом, чувства могут ошибаться, а значит, проверка нашего чувственного впечатления возможна только на основе другого чувственного впечатления. Но и здесь мы сталкиваемся с возможностью ошибки, поскольку нет гарантии того, что другое впечатление, которое мы используем для проверки, не ошибается. Таким образом, логическое сомнение является применимым ко всем чувственным впечатлениям. Чувства – это не источник очевидных предпосылок для дедуктивной философской системы. Также Р. Декарт говорил об отсутствии четких критериев для определения того состояния, в котором человек находится (речь идет о полном сознании или состоянии сна). То есть, сомневаться возможно даже и в том состоянии, в котором мы сейчас находимся. Далее Декарт обращается к рассмотрению логики, где им применяется методическое сомнение к тому критерию, который в ней используется. Здесь речь идет о том, что у нас отсутствуют иные способы проверки рассуждения, кроме как иные рассуждения. Однако все эти рассуждения могут быть ошибочными, соответственно, логические аргументы также можно подвергнуть сомнению. Хотя конечно же, в логическом выводе сомнение отличается от того сомнения, которое присутствует в чувственных впечатлениях, поскольку логический вывод выступает для Декарта источником понимания, что логические выводы являются подверженными ошибкам. Иными словами, Декарт занимается поисками того, в чем логически возможно сомневаться, а не того, в чем возможно сомневаться обоснованно. Таким образом, методическое сомнение – это средство опровержения претензии философии, чувственного восприятия и логики на то знание, которое обосновано. Все эти знания не определены абсолютно для того, чтобы использовать их в качестве предпосылки в дедуктивной философской системе, которую стремился создать Р. Декарт. То есть, сомневаться мы не можем только в том, что обладаем сознанием и в том, что существуем (cogitoergosum). И мы не можем сомневаться в самом факте собственного сомнения.Таким образом, сомнение Р. Декарт рассматривал как средство преодоления ценностей культуры прошлого, отмены прежнего типа сознания. Сомнение является основой построения новой культуры – рациональной. Сомнение и эта новая культура, по мысли Декарта, должны помочь в построении также новой научной системы, благодаря которой человек получит господство над природой.ЗаключениеТаким образом, проблема смысла жизни человекаквесьма сложна и многоаспектна. Однако на сегодняшний день можно говорить об актуальности и необходимости для современного общества гуманистической трактовки проблемы смысла жизни. В целом, проблема человека, соотношения человек-общество и степени зависимости человека от общества, его свободы и ответственности достаточно подробно разработана в философии разных эпох. Стоит также заметить, что проблема свободы и ответственности человека в обществе тесно связана с проблемой происхождения и участия государства в жизнедеятельности человеческого общества.В античной философии проблема соотношения человек-общество рассматривалась достаточно глубоко, причем, с самых разных позиций. Впервые специфика человеческого бытия серьезно заинтересовала софистов. Здесь стоит вспомнить знаменитое выражение Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Соответственно, в соотношении Человек-Общество софисты в первую очередь выделяли человека, личность, тогда как общество играло второстепенную роль. Сократ (470-399 гг. до н.э.) рассматривал человеческую личность через его призму деятельности, нравственного поведения. Философа интересовало, что же движет поступками человека, как возможно отрегулировать поведение человека таким образом, чтобы общество в целом стало достойным и нравственным. Как полагал Сократ, главным в жизни человека и общества является добродетель. Достижение добродетели невозможно без ответственности и разумного ограничения свободы.Средневековая философская мысль принципиально отличалась от античной тем, что она находилась под сильнейшим влиянием религии (монотеистической) и Церкви, являющейся центром общественной, социальной и политической, духовной жизни средневекового общества. В связи с этим в эту эпоху сформировались теологические представления и учения об обществе и человеке. Согласно концепциям средневековых мыслителей, общество развивается по Божьему замыслу, провидению. Человек преимущественно ответственен перед Богом. Человек является социальным существом, а общество всегда основывалось и будет основываться на социальном неравенстве и ограничении свободы человека. Только начиная с эпохи Просвещения проблема человека, его свободы и ответственности начала тесно переплетаться с различного рода политическими течениями и идеологиями, в частности, можно отметить связь между проблемой свободы, либерализмом и философией естественного права. В основе принципов политической справедливости всегда лежат идеи охраны мира и всеобщего благоденствия в обществе. То есть, свободы в полной мере существовать не может, она должна носить ограниченный характер.Список литературыБауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады. — М., 2014. Киреев В.И. Юридическая этика. — М.: Институт экономики и предпринимательства, 2011. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета. URL http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspx Кобликов А.С. Юридическая этика.// http://bookre.org/reader?file=528942Лосев А.Ф. История античной эстетики. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.phpЛосев А.Ф. Эстетика Возрождения./Электронный ресурс// http://www.philosophy.ru/library/losef/renaesth/index.htmlМаслянка Ю.В. Проблема смысла жизни в современной философии: автореф. дисс. канд. фил.наук. – Пермь, 2008.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010. URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txtРатников В. П. Философия - [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Ратников В. П., Островский Э. В., Юдин В. В. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с. - URL :http://www.iprbookshop.ru/21009.Сергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]Феллер М.В. Стоицизм: философия как искусность.//Вестник Поволжского института управления. 2014.Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/Философия: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. Фрейд З. Введение в психоанализ. URL: http://lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txtФромм Э. Бегство от свободы. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txtЮнг К.Г. Проблема души современного человека. http://jungterra.ru/problema-dushi-yung/

Список литературы

1. Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады. — М., 2014.
2. Киреев В.И. Юридическая этика. — М.: Институт экономики и предпринимательства, 2011.
3. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета. URL http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspx
4. Кобликов А.С. Юридическая этика.// http://bookre.org/reader?file=528942
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.php
6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения./Электронный ресурс// http://www.philosophy.ru/library/losef/renaesth/index.html
7. Маслянка Ю.В. Проблема смысла жизни в современной философии: автореф. дисс. канд. фил. наук. – Пермь, 2008.
8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010. URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt
9. Ратников В. П. Философия - [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Ратников В. П., Островский Э. В., Юдин В. В. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с. - URL : http://www.iprbookshop.ru/21009.
10. Сергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]
11. Феллер М.В. Стоицизм: философия как искусность.//Вестник Поволжского института управления. 2014.
12. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/
13. Философия: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ. URL: http://lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt
15. Фромм Э. Бегство от свободы. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt
16. Юнг К.Г. Проблема души современного человека. http://jungterra.ru/problema-dushi-yung/

Вопрос-ответ:

Какую специфику имеет человеческое бытие?

Человеческое бытие отличается от животного тем, что оно обладает разумом, сознанием и способностью к самосознанию. Человек способен мыслить, рефлексировать, принимать решения и осознавать свое место в мире.

Какие образы человека встречаются в философии?

В философии существуют разные образы человека, например, человек как животное, человек как обладатель свободы воли, человек как трансцендентное существо, человек как существо социальное и т.д. Каждый образ человека выделяет определенные характеристики и особенности.

Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?

Биологическое и социальное в человеке взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Биологические факторы определяют основные черты человека, такие как физические возможности и генетический код. В то же время, социальное окружение и культура формируют индивидуальность, сознание и поведение человека.

Что представляет собой философская концепция сознания?

Философская концепция сознания изучает природу и структуру сознания человека. Она рассматривает вопросы о сознании и его возникновении, о взаимодействии сознательного и бессознательного, а также роли сознания в формировании личности и реализации жизненных стратегий.

Какие взгляды на сознательное и бессознательное имели Фрейд и Юнг?

Фрейд считал, что бессознательное играет особую роль в психике человека и определяет его поведение и желания. Он разработал концепцию подсознания и механизмов его функционирования. Юнг же считал, что бессознательное - это не только сфера запретных желаний, но и источник креативности и потенциала. Он акцентировал внимание на значении символов и архетипов в психической жизни человека.

Какая специфика человеческого бытия?

Специфика человеческого бытия заключается в том, что человек обладает разумом и самосознанием, что позволяет ему осознавать свою жизнь, принимать взвешенные решения и наделять свою деятельность смыслом. Также, человек обладает свободой воли и способностью к самоопределению.

Какие образы человека существуют в философии?

В философии существуют различные образы человека. Например, по Карлу Марксу, человек - это социальное существо, определяемое своей материальной деятельностью. По Рене Декарту, человек - это разумное существо, существующее независимо от своего тела. Есть и другие концепции, которые рассматривают человека как духовное, социальное или эмоциональное существо.

Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?

Соотношение биологического и социального в человеке является сложной проблемой, на которую есть разные точки зрения. Некоторые философы считают, что биологические факторы определяют основные черты человека, такие как инстинкты и базовые потребности. Другие считают, что социальное окружение и культурные факторы играют основную роль в формировании личности и поведения человека. Возможно, правильный ответ состоит в сочетании обоих факторов.

Что представляет собой философская концепция сознания?

Философская концепция сознания - это теория, которая пытается объяснить природу и структуру человеческого сознания. Одной из известных концепций является дуализм, который предполагает разделение сознания на физическую и ментальную составляющие. Еще одной известной концепцией является идеализм, который утверждает, что реальность существует только в сознании человека. Есть и другие концепции, которые исследуют различные аспекты сознания, такие как восприятие, мышление и самосознание.

Какую специфику имеет человеческое бытие?

Человеческое бытие характеризуется умением рассуждать и мыслить, обладанием свободной волей, способностью к сознательному выбору и саморазвитию.

Какие образы человека существуют в философии?

В философии выделяются разные образы человека: человек-ограниченное существо, человек-рациональное существо, человек-духовное существо и т.д.

Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?

Биологическое и социальное в человеке взаимосвязаны: биологические факторы определяют некоторые особенности человеческого поведения, однако социальная среда и культура также оказывают сильное влияние на человеческое развитие и поведение.