Живопись Франции первой половины 19 века
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 30.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Роль революционного классицизма в истории французской живописи 4
2 Особенности живописи романтизма во Франции 8
3 Становление и развитие критического реализма 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 20
Приложение А. Ж. Л. Давид «Клятва Горациев» 20
Приложение Б. Ж. Л. Давид «Смерть Марата» 21
Приложение В. Ж. Л. Давид «Портрет старика» 22
Приложение Г. П. Прюдон «Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением» 23
Приложение Д. А. Гро «Бонапарт на Аркольском мосту» 24
Приложение Е. Ж.О. Энгр «Портрет Бертена» 25
Приложение Ж. Т. Жерико «Плот «Медузы» 26
Приложение З. Т.Жерико «Скачки в Эмпсоне» 27
Приложение И. Э. Делакруа «Резня на Хиосе» 28
Приложение К. Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» 29
Приложение Л. К. Коро «Воз сена» 30
Приложение М. О. Домье «Семья на баррикадах» 31
Приложение Н. Г. Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане» 32
Приложение О. Ж.- Ф. Милле «Человек с мотыгой» 33
Ее выразительность усиливается за счет свободной манеры письма.Высочайшим достижением реализма стало творчество трех замечательных мастеров Франции 19 в.: Домье, Курбе и Милле.О. Домье (1808-1879) известен в основном как график. Его язвительная сатирана буржуазное общество связала искусство с политической жизнью. Он был также прекрасным живописцем.Героями его произведений стали простые люди, трудящиеся больших городов. В живописи он воплощал чаще всего положительные образы. Его живопись эмоционально-насыщенная,монументальная, обобщенная.Выразительности образного решения способствует динамичный, широкий,свободный мазок кисти художника.Пламенный образ восставшей Франции он создает в картине «Семья на баррикаде» (1848, Прага, Национальный музей) (приложение М), передав пафос революционного порыва.Изображение людей подвинуто близко к раме, видна лишь часть фигур, и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. Суровы и сосредоточенны лица старой женщины и мужчины, печаль на лице молодой женщины, решимость -на лице юноши. Их головы даны в разных поворотах, отчего фигуры воспринимаются в движении, и это усиливает напряженность композиции.Художник использует свет для усиления эмоциональнойнасыщенности произведения. Иногда художникприменял приемы контражура, помещая персонажи против света, подчеркиваяостроту их силуэтов[5]. Тем самым он придавал обыденным сценам особую значительность, акрасочная гамма насыщалась многочисленными оттенками, отсветами.Г. Курбе (1819 - 1877)впервые употребил термин «реализм» по отношению к живописи.Он писал, что «передавать нравы, идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке…, …создавать искусство живое - такова была моя цель» [1]. Он с особой энергией боролся против официального буржуазного искусства, лицемерного приукрашивания действительности. Начав с романтических образов, свои наиболее значительные работы он создал в русле реализма. Жанровым сценам в своих картинах Курбе умел придать монументальную значительность, свойственную исторической живописи. В картинах «Дробильщики камня» и «Веяльщицы» он показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа.Картина «Похороны в Орнане» даетправдивый, безжалостно разоблачительный образ французского буржуазного мещанства. В картине «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849, Лилль, Дворец изящных искусств)(приложение Н) художник изобразил людей своей среды: в кухне, пообедав, сидят сам художник, егоотец,их знакомые - музыкант Промайе и Марлэ. Одного из присутствующих художник изобразил спиной к зрителю. Между тем,чувствуется общность между людьми, объединенными настроением, вызванным музыкой. Художник написал картину на большом холсте, как бы приближая зрителя к персонажам. Опуская детали, он дает обобщенные образы, достигая этимзначительности и монументальности. Картина на обыденную темув то время показалась дерзостью[1].Эта картина свидетельствует о выдающихся живописных способностях художника.Ж.-Ф.Милле (1814-1875) называли поэтом крестьянского труда[10].Зрелый период его творчества начался с момента сближения с барбизонцами. Избрав тему творчества, Милле был верен ей до конца.Он показал сельский труд как естественное состояние человека, облагораживающий его, связывающий с природой. Для живописи Милле характерны лаконизм, отбор того, что передает общечеловеческий смысл в простых, обыденных картинах повседневной жизни. Впечатлениепростоты он достигает объемно-пластической трактовкой и ровной цветовой гаммойпроизведений.Его творчество пронизано человечностью, покоем, умиротворением. В одном из образов художник выразил таящиеся в уставшем, изможденном тяжелым физическим трудом труженике, огромные дремлющие силы («Человек с мотыгой» 1863,Сан-Франциско, собрание Кроккер) (приложение О).Таким образом, в условиях упрочившегося буржуазного строя,вопреки противодействию и преследованиям со стороны правящих классов, лучшие французскиехудожники вели борьбу за утверждение реалистического искусства.Их поиски художественных средств, позволявших добиваться наибольшей выразительности образов, правдивости,красочногомногообразия, богатства форм и привели к пересмотрувсей системы живописи.ЗАКЛЮЧЕНИЕФранцузская живопись первой половины 19 в. сыграла важную роль в развитии мировой художественной культуры. Ее отличительной чертой была тесная связь с теми общественно-политическими движениями, которые протекали в этот период в стране. Социальные противоречия, быстрая смена политических реалий подвелихудожников к смелым идейно-творческим исканиям, вызвавшим серию переворотов в художественной жизни, рождению новых художественных направлений -революционного классицизма, романтизма и критического реализма. При всех отличительных особенностях эти направления в живописи обладают внутренним единством. В своих наиболее прогрессивных проявлениях они пронизаны революционным духом, демократичностью и героическим пафосом.Именно поэтому по произведениям многих художников можно проследить их творческую эволюцию, обнаружить характерные черты разных направлений.Революционный классицизм отзывался на события современности в отвлеченной форме, используя героические образы античности, служил средством пропаганды идеалов гражданственности, обращался не столько к чувствам зрителя, сколько к их разуму. Когда классицизм превратился в официальное искусство империи, он утратил свое прогрессивное содержание. В оппозиции к нему родилось искусство романтизма, создававшее героические и,в то же время,конкретно-исторические образы современников, воспевавшее родную природу, искавшее вдохновение в национальной истории.Неприятие буржуазного обществаобъединяет романтизм с реализмом, который видел свою задачу в его критике. Главным героем реализма стал не бунтарь, а люди труда. Искусство реализма смогло уловить и отразить закономерности жизни, влияющие на поведение и характеры людей. Так живопись Франции шла к правдивому изображению жизни народа, выразителем чьих надежд она была.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Всеобщая история искусств: в 6 т. / гл. ред. Ю.Д. Колпинский, Н.В. Яворская.- М: «Искусство». 1964.- Т. 5: Искусство 19 века.2.Искусство первой половины XIX века - две тенденции развития: классицизм, романтизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iskusstvoed.ru/2017/11/06/искусство-первой-половины-xix-века-две-т/ (дата обращения 25.11.2018).3.Французское искусство конца 18 - первой половины 19 века. Революционный классицизм в искусстве Франции конца 18 века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.la-fa.ru/history/history340.html (дата обращения 25.11.2018).4.Западноевропейское искусство XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st001.shtml (дата обращения 25.11.2018).5.История зарубежного искусства: Учебник / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой.- М.: изд-во «ИСКУССТВО», 1971.6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. - М.: Высшая школа, 2013.7. Общая характеристика романтизма во Франции[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://librolife.ru/g2990435 (дата обращения 26.11.2018).8. Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://evivid.ru/romantizm-v-zhivopisi-stran-evropy-xviii-xix.html (дата обращения 26.11.2018).9. Андреева О. Мировая художественная культура: Учебник. - Галерея «Юла», 2008.10. Замятина А. Французская живопись XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://paintingfrance.antikwariat.ru (дата обращения 26.11.2018).11. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): Учебное пособие. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.12. ARTEFACT [Электронный ресурс]:гид по музеям России с дополненной реальностью / Проект Министерства культуры Российской Федерации.URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/voz-sena-metropolis-1 (дата обращения 27.11.2018).ПРИЛОЖЕНИЯПриложениеАЖ. Л. Давид «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр)ПриложениеБЖ. Л. Давид «Смерть Марата»(1793, Брюссель, Музей современного искусства).ПриложениеВЖ. Л. Давид «Портрет старика»(1816, Антверпен, Музей изящных искусств)Приложение ГП. Прюдон «Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением» (1808, Париж, Лувр).ПриложениеДА.Гро«Бонапарт на Аркольском мосту»(Ок. 1797-1798, Париж, Лувр).ПриложениеЕЖ. О. Энгр«Портрет Бертена» (1832, Париж, Лувр)Приложение ЖТ. Жерико «Плот «Медузы»(1818-1819, Париж, Лувр)Приложение ЗТ.Жерико «Скачки в Эмпсоне»(1821, Париж, Лувр)ПриложениеИЭ. Делакруа «Резня на Хиосе»(1824, Париж, Лувр)ПриложениеКЭ. Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830, Париж, Лувр)Приложение ЛК. Коро «Воз сена»(1865-1870, Москва, ГМИИ)Приложение МО. Домье «Семья на баррикадах»(1848, Прага, Национальный музей)Приложение НГ. Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане»(1849, Лилль, Дворец изящных искусств)Приложение ОЖ.- Ф. Милле «Человек с мотыгой» (1863, Сан-Франциско, собрание Кроккер)
1. Всеобщая история искусств: в 6 т. / гл. ред. Ю.Д. Колпинский, Н.В. Яворская. - М: «Искусство». 1964. - Т. 5: Искусство 19 века.
2. Искусство первой половины XIX века - две тенденции развития: классицизм, романтизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iskusstvoed.ru/2017/11/06/искусство-первой-половины-xix-века-две-т/ (дата обращения 25.11.2018).
3. Французское искусство конца 18 - первой половины 19 века. Революционный классицизм в искусстве Франции конца 18 века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.la-fa.ru/history/history340.html (дата обращения 25.11.2018).
4. Западноевропейское искусство XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st001.shtml (дата обращения 25.11.2018).
5. История зарубежного искусства: Учебник / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой.- М.: изд-во «ИСКУССТВО», 1971.
6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. - М.: Высшая школа, 2013.
7. Общая характеристика романтизма во Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://librolife.ru/g2990435 (дата обращения 26.11.2018).
8. Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://evivid.ru/romantizm-v-zhivopisi-stran-evropy-xviii-xix.html (дата обращения 26.11.2018).
9. Андреева О. Мировая художественная культура: Учебник. - Галерея «Юла», 2008.
10. Замятина А. Французская живопись XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://paintingfrance.antikwariat.ru (дата обращения 26.11.2018).
11. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): Учебное пособие. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.
12. ARTEFACT [Электронный ресурс]: гид по музеям России с дополненной реальностью / Проект Министерства культуры Российской Федерации. URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/voz-sena-metropolis-1 (дата обращения 27.11.2018).
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказал революционный классицизм на французскую живопись?
Революционный классицизм сыграл важную роль в развитии французской живописи в первой половине 19 века. Он был характерен своими строгими стилистическими идеалами, воплощающими принципы доблести, героизма и моральной чистоты. Классицизм стал основой для создания грандиозных и идеализированных исторических композиций, таких, например, как «Клятва Горациев» и «Смерть Марата» Жака-Луи Давида.
Что особенного в живописи романтизма во Франции?
Живопись романтизма во Франции была проникнута эмоциональностью и индивидуальностью. Художники романтизма стремились передать свои внутренние чувства, страсти и мечты. Они часто обращались к фантастическим и мистическим темам, отображали природу в романтическом свете. Художники романтизма также активно использовали цвет и свет для выражения эмоций и настроения.
Каким образом сформировался и развивался критический реализм во Франции?
Критический реализм сформировался во Франции в первой половине 19 века в результате реакции на романтический идеализм. Художники критического реализма стремились передавать реальность и социальные противоречия своего времени. Они отображали обычную жизнь людей, проблемы рабочего класса, социальную несправедливость. Кроме того, художники критического реализма были озабочены идеей социальных реформ и политической активности.
Какие произведения Жака-Луи Давида известны?
Известными произведениями Жака-Луи Давида являются «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и портрет старика. «Клятва Горациев» изображает трех римских братьев, готовых пожертвовать своей жизнью ради блага родной страны. «Смерть Марата» представляет собой эмоциональное изображение покойного Жан-Поля Марата, революционера. Портрет старика является психологически глубоким изображением старика с выражением мудрости и опыта.
Какую роль играл революционный классицизм в истории французской живописи?
Революционный классицизм имел огромное значение для французской живописи первой половины 19 века. Он стал официальным стилем в эпоху Великой Французской Революции и Наполеоновской эпохи. Живопись в этот период была тесно связана с государственной политикой, и классицизм стал инструментом пропаганды революции и империи. Его представители, такие как Жак-Луи Давид, создавали полотна, где изображали эпические сцены борьбы за свободу и славу Франции. Классицизм также отличался строгой композицией, яркими контрастами и ясностью изображения.
Какие особенности присутствовали в живописи романтизма во Франции?
Живопись романтизма во Франции имела ряд характерных особенностей. Она была наполнена эмоциями, сильными чувствами и внутренним миром художника. Романтизм в живописи уходил от строгого классицизма и ставил акцент на индивидуальность, экспрессию и субъективность. Вместо эпических сцен революции и величия Франции, романтики изображали тайные уголки природы, живописали человеческие страсти и мечты. Они экспериментировали с цветом, светом и композицией, создавая произведения, полные драматичности и волшебства.
Каким образом происходило становление и развитие критического реализма во французской живописи?
Критический реализм стал противоположностью романтизму и классицизму. Этот стиль подчеркивал социальную критику и проблемы своего времени. Во французской живописи он развивался в первой половине 19 века под влиянием промышленной революции, роста городов и социальных противоречий. Художники обращались к реальности, изображали жизнь обычных людей, выявляли социальные несправедливости. Примерами критического реализма являются работы Гюстава Курбе, Жана-Франсуа Милье и других французских художников.
Какую роль классицизм сыграл в истории французской живописи?
Революционный классицизм стал одним из ключевых направлений во французской живописи первой половины 19 века. Он внес большой вклад в развитие искусства, сформировав свои принципы и стиль. Революционный классицизм отражал идеалы и мотивы Французской революции, был насыщен эмоциями и показывал героические сюжеты. Известными представителями этого направления были Жак-Луи Давид и его произведения, такие как "Клятва Горациев" и "Смерть Марата".
Какие особенности отличали живопись романтизма во Франции?
Живопись романтизма во Франции первой половины 19 века отличалась своеобразным стилем и эмоциональной глубиной. Художники-романтики уделяли большое внимание выражению чувств и эмоций, передавали атмосферу загадочности и легендарности. Они смело экспериментировали с формой и цветом, создавая сюжеты с мистическим и фантастическим оттенком. Одним из известных представителей французского романтизма был Эжен Делакруа, чьи произведения, например "Свобода ведет народ" и "Сарацины у ворот Марселя", являются яркими примерами этого стиля.
Как развивался и формировался критический реализм во Франции?
Критический реализм стал одним из основных направлений в французской живописи первой половины 19 века. Он выступал против романтической идеализации и стремился передать реальность и социальные проблемы. Художники-реалисты изображали обычные людей, их трудовые будни и тяготы жизни. Они использовали технику детализации и отражали действительность с точностью. Важными представителями критического реализма во Франции были Гюстав Курбе, Оноре Домье и Жан-Франсуа Милле. Их произведения, такие как "Преступление преследуемое Правосудием и Мщением" и "Ангелы слышат нас", стали символами этого направления.