Принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 24 24 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 31.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации 5
1.1 Понятие принципа всеобщего избирательного права 5
1.2 Законодательное регулирование всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации 8
Глава 2. Гарантии принципа всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации 13
2.1 Гарантии равного участия граждан в избирательной кампании 13
2.2 Гарантии равного участия граждан в выборах 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Понятие «юридическая ответственность» в общей теории права появилось в начале 60-х годов ХХ века во времена тоталитарного общества. Несмотря на это учеными до настоящего времени не выработан единый подход к понятию и содержанию юридической ответственности. Исследователи проблемы юридической ответственности сходятся в одном – в признании того, что юридическая ответственность наступает за правонарушение. Единство мнений на этом заканчивается, и общепринятое понятие юридической ответственности отсутствует. Юридическая ответственность это применяемые к правонарушителю меры государственного принуждения, которые предусмотрены санкцией юридической нормы. Данные меры выражаются в форме лишений личного, имущественного или организационного характера. Главной целью юридической ответственность является охрана прав, граждан (в том числе избирательных), правового порядка и конституционного строя. Дополнительной целью юридической ответственности выступает наказание правонарушителя и предупреждение общества и ее членов от совершения противоправных поступков и их последствий. Меры юридической ответственности устанавливаются государством путем закрепления в законодательстве санкций (взысканий).Для того чтобы субъекта избирательного права можно было привлечь к юридической ответственности необходимо наличие определенных признаков. Первым признаком является совершение правонарушения. Данный признак можно назвать основным, поскольку если отсутствует нарушение норм права, то отсутствует и основание привлечения к ответственности. Еще одним признаком является то, что юридическая ответственность предполагает обязательное применение мер ответственности (взысканий) к правонарушителю и устанавливается исключительно государством. Юридическая ответственность влечет за собой отрицательные (негативные) последствия в отношении правонарушителя. Под юридической ответственностью за нарушение избирательного законодательства понимается применение к правонарушителю установленных государством правовых мер уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя отрицательные последствия. Для юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства характерны следующие признаки: совершенное правонарушение, установленное государством и всегда связанное с применением к правонарушителям мер юридической ответственности, неразрывная связь с причинением к правонарушителю определенных негативных последствий, реализация в определенной процессуальной форме. В системе мер юридической ответственности, задействованных в обеспечении конституционного строя, правопорядка при реализации гражданами избирательных прав в охране избирательных правоотношений, действующим избирательным законодательством предусмотрена конституционно-правовая ответственность, уголовная ответственность и административная ответственность.2.2 Гарантии равного участия граждан в выборахКонституционное право является системообразующей отраслью права, регулирующей базовые общественные отношения. Ввиду того, что предмет конституционного права включает многообразные отношения конституционного характера, использование фикций в их регулировании также разнопланово.В последние десятилетия активно развивается нормативно-правовая база, регламентирующая избирательные отношения. Приняты федеральные законы, законы субъектов РФ о выборах, даны соответствующие толкования Конституционным судом РФ отдельных положений законов о выборах, Центральной избирательной комиссией РФ сформирован внушительный объем подзаконных нормативных актов.Вместе с тем законотворческая работа над правовым регулированием порядка реализации гражданами своих конституционных прав на осуществление власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления свидетельствует о наличии пробелов в праве, неустойчивости избирательных отношений, а также о решении определенных политических задач. В связи с этим целесообразность или необходимость урегулирования того или иного вопроса в сфере избирательных правоотношений, главным образом, определяет использование законодателем «юридических фикций».Изменения избирательного законодательства показывают готовность законодателя и ЦИК России либерализовать избирательное законодательство и создать наиболее благоприятные условия для реализации своих прав участникам избирательного процесса. Однако перечисленные нормы закона, дающие избирателю право проголосовать не на том избирательном участке, где он обладает активным избирательным правом, являются фикциями, признающими наличие активного избирательного права у граждан РФ, которые на соответствующих избирательных участках им обладать не могут.Законодатель исходит из того, что представители средств массовой информации, аккредитованные для осуществления полномочий, перечисленных в федеральном законе, извещены о времени проведения мероприятий избирательных комиссий при условии опубликования данной информации соответствующей избирательной комиссией. В целях экономии времени и средств на извещение всех представителей средств массовой информации законодатель прибегает к использованию данной фикции, возлагая обязанность и ответственность, с одной стороны, на избирательные комиссии об опубликовании информации, с другой — на представителей СМИ о необходимости контроля за размещением этой информации для обеспечения гласности осуществления избирательных действий.Аналогичную функцию выполняет и норма-фикция, закрепленная в ч. 17 ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы», согласно которой допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций негосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, и редакций сетевых изданий от предоставления политическим партиям, зарегистрированным кандидатам эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях.Таким образом, можно констатировать активное использование юридических фикций в правовом регулировании избирательных отношений. Различия между фактической и правовой действительностью, меняющаяся правоприменительная практика, необходимость решения конъюнктурных политических задач — лишь часть причин, обусловливающих использование законодателем правовых фикций при регулировании избирательных отношений. Особенность юридических фикций в конституционно-правовом регулировании избирательных отношений заключается в том, что в большинстве своем они регламентируют вопросы процессуального характера, что обусловлено спецификой современного избирательного процесса, его быстротечностью и многочисленным составом участников.Необходимо отметить положительную роль фикций в правовом регулировании избирательных отношений, поскольку, используя данный технико-юридический прием, законодатель решает проблемы, связанные в том числе со своевременностью реализации стадий избирательного процесса. Юридические фикции в избирательном праве способствуют гарантии реализаций избирательных прав граждан. Но необходимо четко разграничивать «фиктивную норму» и «юридическую фикцию», которая, в свою очередь, способствует развитию избирательного права.ЗаключениеПолитико-правовая структура избирательной системы может быть представлена следующими элементами и подсистемами, образующими определенные уровни. Во-первых, выделим институциональный уровень, т.е. уровень действующих лиц (акторов) избирательной системы, которыми являются субъекты и участники порядка организации и проведения выборов в органы государственной власти. Во-вторых, нормативно-регулятивный уровень, включающий порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти как пединститут этой системы, а также как пединститут избирательного законодательства. В-третьих, коммуникативно-функциональный уровень избирательной системы, где находятся избирательные правоотношения. В-четвертых, ценностно-идеологический уровень избирательной системы, в который входит политико-правовые ценности и идеологические установки порядка организации и проведения выборов как деятельности складывающейся в сфере организации и проведения выборов, правосознание ее субъектов и участников, избирательная правовая культура. Наравне с перечисленными структурными компонентами можно выделить в порядке дискуссии в качестве таковых избирательную идеологию и избирательную (электоральную) политику. Свободные выборы являются одной из конституционных основ построения демократического правового государства. Порядок формирования органов власти в таком государстве должен основываться на базовых международных принципах и внутригосударственном опыте. Такая правовая квинтэссенция позволяет обеспечивать безопасный демократический вектор развития, где основным источником и субъектом делегирования власти является народ.В правовом государстве реализация принципа свободных выборов должна сочетаться с выполнением гражданами конституционных предписаний и несовместима с действиями, особенно уголовно-правового характера, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности.В демократическом государстве граждане имеют возможность реализовать свою волю путем участия в выборах или референдуме. Для обеспечения честности и справедливости проведения данных институтов народовластия сформировалось избирательное право. Законодательством Российской Федерации устанавливаются принципы и гарантии, которыми должны руководствоваться в избирательных отношениях субъекты избирательного права. За совершение правонарушения виновное лицо привлекается к юридической ответственности, которая представляет собой налагаемые государством неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера. Понятие «юридическая ответственность» в общей теории права появилось в начале 60-х годов ХХ века во времена тоталитарного общества.Список использованной литературы

-

Вопрос-ответ:

Что такое принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации?

Принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации означает, что все граждане России имеют равное право на участие в выборах и голосование. Этот принцип является фундаментальным для демократического процесса и гарантирует политическую свободу и равенство перед законом.

Как законодательно регулируется всеобщее избирательное право граждан Российской Федерации?

Законодательство Российской Федерации, а именно Федеральный закон "О выборах" и Конституция Российской Федерации, определяют принципы всеобщего избирательного права граждан. Эти документы устанавливают правила и процедуры для проведения выборов, обеспечивая защиту прав граждан и обязательное участие в выборах.

Какие гарантии существуют для обеспечения принципа всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации?

Для обеспечения принципа всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации существуют различные гарантии. В том числе, гарантируется равное участие граждан в избирательной кампании, что означает, что каждый гражданин имеет равные возможности для выражения своей воли и выбора своих представителей.

Какие гарантии существуют для равного участия граждан в избирательной кампании?

Гарантии равного участия граждан в избирательной кампании включают в себя запрет на дискриминацию, манипуляцию и другие действия, которые могут исказить результаты выборов. Также существуют механизмы проверки и контроля, чтобы гарантировать справедливость выборов и предотвратить нарушения закона.

Какое значение имеет принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации?

Принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации имеет огромное значение для демократического общества. Он обеспечивает политическую свободу, равенство перед законом и возможность граждан активно участвовать в политической жизни страны, выбирать своих представителей и влиять на принимаемые решения. Без этого принципа не может существовать истинная демократия.

Что такое принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации?

Принцип всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации - это основной принцип, закрепленный в Конституции Российской Федерации, который гарантирует всем гражданам страны возможность свободно выбирать и быть избранными на различные руководящие должности.

Каким образом законодательно регулируется всеобщее избирательное право граждан Российской Федерации?

Законодательное регулирование всеобщего избирательного права граждан Российской Федерации осуществляется через ряд нормативных актов, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также другие законы и постановления, регулирующие избирательный процесс и права граждан на участие в выборах.

Какие гарантии существуют для равного участия граждан в избирательной кампании?

Для обеспечения равного участия граждан в избирательной кампании существуют различные гарантии, включая гарантии равных возможностей для всех кандидатов, гарантии свободы и независимости средств массовой информации, гарантии защиты избирательных прав граждан и другие меры, направленные на создание справедливых и конкурентных условий для проведения выборов.