Гражданское общество и конституционные институты гражданского общества в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 31.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I Правосознание как основа формирования гражданского общества 5
1.1 Понятие, признаки , виды, функции правосознания 5
1.2 Правосознание как отражение особенностей формы государства 13
Глава II. Роль правовой культуры в процессе формирования гражданского общества 20
2.3 Роль правовой культуры в современных условиях 20
2.2 Особенности современного гражданского общества 24
Заключение 27
Список использованной литературы 31
Трудно говорить о доверии к власти, а также о верховенстве закона с зарегистрированным уровнем коррупции в бюрократии. Кроме того, на проблемы формирования правовой культуры влияют такие факторы, как снижение стоимости других социальных регуляторов: мораль, мораль. Рост преступности, увеличение безразличия к незаконному поведению со стороны населения в целом (возможны исключительные случаи конфронтации) - все это усложняет юридическое образование нового и влияние на старое поколение.
Исследованная проблема, в современном обществе приобретает системный характер и требует немедленного решения в условиях современной России.
2.2 Особенности современного гражданского общества
Правовая культура косвенно и косвенно определяет правовое поведение человека в повседневной жизни. Основой мотивации правового поведения является совокупность потребностей, устремлений и интересов. Существует ряд мотивов правового поведения, в том числе наличие: внутренней веры в правильность и справедливость требований правовых норм; индивидуальная потребность в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание их собственных прав; сознательная защита групповых интересов; страх перед юридической ответственностью; следуя традиции; желание подчинить государство и его требования. Правовое поведение подразумевает знание своих прав, способность их защищать, способность выражать юридические претензии. Вышеупомянутые качества воспитывают общество в связи с постоянными социальными взаимодействиями, формируют и оттачивают их.
Уровень развития правосознания может быть зафиксирован только в процессе реальной юридической деятельности, в правовом поведении. По этой причине еще одним элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Он включает теоретическую часть - деятельность ученых в области юриспруденции, образовательная часть - влияние на студентов специализированных университетов и т. д. И практико-правовую и правоприменительную деятельность, в том числе правоохранительные. Для того, чтобы раскрыть сущность правовой культуры, наиболее полно позволяет проводить анализ его структуры, в то время как вопрос о структуре является дискуссионным в отечественной юридической литературе. Подводя итоги мнению ученых, можно отметить, что элементы правовой реальности (стандарты поведения) в форме права, правового сознания, правовых отношений, законности и верховенства закона и законной деятельности субъектов выступают в качестве структурных элементов правовая культура.
Развитие многих стран показывает, что на основе развитых институтов гражданского общества и демократического правового государства создаются ключевые гарантии прав и свобод человека. В российском обществе, которое существует сегодня, есть продолжение процесса формирования институтов правопорядка и гражданского общества, есть определенные позитивные изменения.
Правовая культура общества является неотъемлемой частью созданных духовных ценностей. Среди значимых элементов этой категории: адекватный уровень правосознания, развитая правовая система, эффективная независимая справедливость, надежные гарантии прав и свобод граждан, сильные правовые традиции, юридическая грамотность граждан и другие факторы, определяющие правовую жизнь государства. Правовая культура выступает как социальное явление, которое имеет ярко окрашенную целевую ориентацию, охватывая совокупность наиболее значимых составляющих стоимости правовой действительности.
Правовая культура является неотъемлемым компонентом цивилизованного общества, она показывает взаимосвязь таких категорий, как верховенство права и гражданское общество.
Большое значение правовой культуры отражается в том, что ее формирование и развитие должны способствовать активному участию граждан в процессе формирования силовых структур, в законодательном процессе. Совершенствование правовой культуры является основой для создания такой среды, в которой возможно возрастающее значение права в жизни отдельных людей и общества в целом.
Заключение
На основе проанализированных задач мы пришли к следующим выводам.
Правовое государство в сущности - это оборотная сторона медали гражданского общества и должно развиваться с ним одновременно. Правовое государство может быть определено как «такой тип государства, основой законодательства которого служат естественные права человека». Последние сформулированы во «Всеобщей Декларации прав человека» и в концептуальном виде могут быть определены как «приоритет интересов человека над интересами государства». Понятие правового государство родилось в Европе на волне борьбы с абсолютизмом и деспотической властью государства. Несомненно, правовое государство есть также результат исторического развития, центральным звеном которого и высшим авторитетом является Закон, а главной движущей силой становится человек.
В рамках правового государства реализуются гражданские права человека, признанные на уровне международных правовых норм, а также исключена любая форма диктатуры. Если ранее человек мог располагаться внизу государственной иерархии, то в правовом государстве его права уравниваются с государственными, равно как и несение обеими сторонами соответствующей ответственности.
Если гражданское общество обеспечивает права человека, то государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае - ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о ее политических правах. С этих позиций очевидно, что основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию.
Процесс же формирования правовой культуры и правосознания есть глубинный, многослойный процесс, охватывающий и национальную культуру, и традиционализм, и менталитет. Это не только созидание, но и ломка устаревших стереотипов, отказ от веками складывавшихся устоев, обычаев, привычек как действовать, так и мыслить. Взаимодействие правовых культур возможно не на основе универсализации, единения, а на основе обособленного сосуществования культур. Самостоятельность правовой культуры должна всегда выступать первичной по отношению к взаимовлиянию культур.
Правосознание всякого народа отражается в его способности создавать организации (многие из которых выступают субъектами гражданского общества) и вырабатывать для них известные формы. Организации и их формы невозможны без правовых норм, регулирующих их, и потому возникновение организаций необходимо сопровождается разработкой этих норм. Жизнь и строение этих организаций определяется внутренним сознанием о праве и неправе. Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах, т.е. правилах, регулирующих не внутреннее поведение людей, а их внешнее поведение, но при этом они не являются чем-то внешним, так как они живут в нашем сознании и являются таким же внутренним элементом нашей культуры.
Проблемы правосознания в их прямой связи с правовой позицией субъектов правоведения сегодня в контексте активно проводимых реформ в Российской Федерации приобретают особенно важное теоретическое и практическое значение, поскольку состояние правосознания и законотворчества в современном обществе являются наиболее важными показателями степени зрелости конкретной правовой системы.
Реформы, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, должны обеспечивать верховенство закона на всей территории государства, создавать условия для установления правопорядка и обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Эффективность процесса законотворчества и уровень основного элемента правовой позиции - правосознание субъектов правотворчества - всегда взаимозависимы, поскольку именно уровень правосознания является векторно-образующим элементом юридическое положение субъекта законотворческого процесса. Поэтому становится очевидным, что успешное решение политических, экономических, социокультурных и правовых задач невозможно без повышения уровня правовой осведомленности общества и, прежде всего, субъектов правотворческой деятельности, а также без обучения граждан глубоким уважение закона, готовность к активному участию в социальной правовой жизни современного российского общества. Проблемы правосудия и законотворчества всегда привлекали внимание исследователей. Это естественно, учитывая теоретическое и практическое значение этих социально-правовых явлений в современном обществе.
В современном российском обществе существуют острые проблемы с формированием правосознания граждан, преодоление его двух негативных крайностей: правовой нигилизм и правовой идеализм.
Их присутствие явно усложняет движение российского общества и государства к правовому и социальному государству, гражданскому обществу. Наиболее желательным является тип законного поведения граждан, основанный на уважении закона, солидарности с ним, на активном доброжелательном поведении социальных субъектов. Однако это также предполагает справедливое законодательство, которое является законным, то есть оно поддерживается и внушает доверие среди населения, а также качественное состояние правосудия.
Особая забота о формировании правосудия и предотвращении его негативных проявлений вызвана теми, кто непосредственно сталкивается с юридической деятельностью, которые являются профессионалами в ней, то есть юристами.
Особое значение на современном этапе развития общества и государства имеют проблемы, связанные с правосознанием молодежи.
Правовая осведомленность молодежи обычно понимается как юридические взгляды и идеи, юридические знания, правовые потребности, интересы и отношения, а также идеалы молодого поколения в функционировании государственно-правового механизма. Специфика молодежного сознания как социально-демографической группы, глубокий интерес общества к целенаправленному юридическому воздействию на молодое поколение с целью формирования в нем устойчивых внутренних убеждений выдвинули проблемы объективных и субъективных факторов в формировании ценности ориентации, ведущие к законному поведению и формированию молодежного правосознания.
Вместе с этим, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется правовому воспитанию и формированию профессионального правосознания особой группы лиц молодежного возраста, а именно студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Указанная социальная группа людей, а именно студентов-юристов, после получения соответствующего образования, как правило, начинает играть в обществе особые социально-профессиональные роли. В своей деятельности многие из них непосредственно сталкиваются с правоприменением, обеспечением, а также защитой прав и законных интересов граждан российского государства (в сфере правозащитных, правоохранительных и других функций).
Таким образом, задача формирования правосознания - непростая, но оправданная, имеющая важнейшее значение в современном российском обществе. Недостатки здесь грозят огромными злоупотреблениями, преступлениями, искаженным видением правовой действительности.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № N 2-ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - 25 декабря. – № 237.
Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.
Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.
Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. №4. С. 60-62.
Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.
Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.
Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления: автореф. дис. … канд. юрид. наук./ Г.А. Головченко – Краснодар, 2016. – 32 с.
Ершов Ю.Г. Философия права: Учебное пособие / Юрий Геннадьевич Ершов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. академии гос. службы, 2011. 240 с.
Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. - М.: Юрайт, 2016. - 765 c.
Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.
Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. - М.: Норма, 2017. - 785 c.
Краткий курс по теории государства и права. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 140 c.
Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 352 c.
Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2016. - 904 c.
Пронина Ю.О. Правосознание граждан как основа построения правового государства // Science Time. 2014. № 4. С. 181-182.
Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. - 776 c.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2015. - 288 c.
Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 372 c.
Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. - М.: Юстицинформ, 2015. - 704 c.
Теория государства и права (схемы и комментарии). - Москва: СИНТЕГ, 2018. – 208
Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.
Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.
Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 206-208.
Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 104-106.
Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 704
Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. - М.: КноРус, 2016. - 112 c.
Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. –С.235
Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2016. – С.331
Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. – С.403
Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.
Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Дашков и Ко, 2017. – С.125
Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. –С.135
Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. – С.132
Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. - М.: Юстицинформ, 2015. – С.120.
Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. - М.: Норма, 2017. – С.46
Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. –С.415
Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. - М.: Юрайт, 2016. – С.451
Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. – С.514
Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления: автореф. дис. … канд. юрид. наук./ Г.А. Головченко – Краснодар, 2016. – С.12
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № N 2-ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - 25 декабря. – № 237.
2. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
3. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.
4. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.
5. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. №4. С. 60-62.
6. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.
7. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
8. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
9. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
10. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.
11. Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления: автореф. дис. … канд. юрид. наук./ Г.А. Головченко – Краснодар, 2016. – 32 с.
12. Ершов Ю.Г. Философия права: Учебное пособие / Юрий Геннадьевич Ершов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. академии гос. службы, 2011. 240 с.
13. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
14. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. - М.: Юрайт, 2016. - 765 c.
15. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.
16. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. - М.: Норма, 2017. - 785 c.
17. Краткий курс по теории государства и права. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 140 c.
18. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
19. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 352 c.
20. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2016. - 904 c.
21. Пронина Ю.О. Правосознание граждан как основа построения правового государства // Science Time. 2014. № 4. С. 181-182.
22. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. - 776 c.
23. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
24. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2015. - 288 c.
25. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 372 c.
26. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. - М.: Юстицинформ, 2015. - 704 c.
27. Теория государства и права (схемы и комментарии). - Москва: СИНТЕГ, 2018. – 208
28. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.
29. Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.
30. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 206-208.
31. Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 104-106.
32. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 704
33. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. - М.: КноРус, 2016. - 112 c.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет правосознание в формировании гражданского общества?
Правосознание играет важную роль в формировании гражданского общества. Оно является основой для правопонимания и соблюдения законов, а также формирования гражданской и правовой культуры в обществе.
Какие признаки и виды функций правосознания существуют?
Правосознание имеет несколько признаков, таких как системность, связь с нормами права и социальными нормами, а также активность. Виды функций правосознания включают ориентационную, критическую, регулятивную и воспитательную функции.
Какое влияние оказывает правовая культура на формирование гражданского общества в современных условиях?
Правовая культура играет важную роль в формировании гражданского общества в современных условиях. Она способствует развитию сознательного отношения граждан к закону, формирует у них навыки соблюдения прав и обязанностей, а также способствует развитию правосознания и гражданской ответственности.
Какие особенности характеризуют современное гражданское общество?
Современное гражданское общество характеризуется такими особенностями, как разнообразие и многообразие интересов граждан, развитие гражданского общества, активное участие граждан в общественной жизни, гарантия прав и свобод граждан, а также наличие конституционных институтов гражданского общества.
Почему трудно говорить о развитии гражданского общества в России?
Трудно говорить о развитии гражданского общества в России из-за ряда факторов, таких как ограничение свободы выражения мнений, ограничение деятельности независимых общественных организаций, ограничение прав граждан на участие в принятии решений и т.д. Эти факторы препятствуют формированию развитого гражданского общества в стране.
Какое значение имеет правосознание в формировании гражданского общества?
Правосознание играет важную роль в формировании гражданского общества, так как является основой правовой культуры и определяет отношение граждан к закону и праву. Оно помогает формировать у граждан понимание и уважение правовых норм, а также осознание своих гражданских прав и обязанностей. Вместе с тем, правосознание способствует развитию гражданского активизма и включению граждан в общественную жизнь, что является одной из важных составляющих гражданского общества.
Какие функции выполняет правосознание в гражданском обществе?
Правосознание выполняет несколько важных функций в гражданском обществе. Оно способствует формированию правовой культуры и правовой грамотности граждан, что позволяет им лучше понимать и уважать правовые нормы. Кроме того, правосознание играет роль контроля над властью и обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод. Оно также стимулирует гражданскую активность и участие в общественной жизни, способствуя развитию демократии и гражданского общества в целом.
Какова роль правовой культуры в формировании гражданского общества?
Правовая культура играет важную роль в формировании гражданского общества. Она помогает людям осознать и принять правовые нормы и ценности, развивает у них уважение к закону, формирует понимание своих прав и обязанностей. Правовая культура также способствует развитию гражданской ответственности, активизирует участие граждан в общественно-политической жизни и сообщественных делах. Она является основой гражданского сознания и содействует развитию демократических институтов и ценностей в обществе.