Первый опыт протекционистского таможенного тарифа в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело и таможенные режимы
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 31.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические аспекты протекционизма в таможенном регулировании 4
1.1. Либерализм и протекционизм в международной торговле 4
1.2. Примеры протекционизма 6
2. Опыт первого протекционистского таможенного тарифа в России 11
2.1. Предпосылки протекционизма в России 11
2.2. Введение нового тарифа 14
2.3. Проявление протекционизма в современной России 20
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Фрагмент для ознакомления

В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, когда за потребностью в защите в одних отраслях возникает такая же необходимость протекции и в других.В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, так как при использовании «костылей» для укрепления отечественного производителя в дальнейшем от них сложно отказаться без риска. Это приводит к превращению временных мер протекционизма в экономике России или другой стране в часть долгосрочной политики государства в сфере экономики.В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество, а также создаёт угрозу для международной безопасности и стабильности. В результате мер протекционизма в международной торговле ослабляются торговые связи между экономиками, замедляется процесс развития МРТ, процессы кооперации и специализации производителей в разных странах, и, следовательно, недоверие и вражду между партнёрами.Преимущества свободы торговли многочисленны и разнообразны, кроме того они подтверждены практикой, а не только теорией.Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, ведь с ней связаны новые возможности в сфере специализации производства, преобладание принципа сравнительных преимуществ при организации обмена. За счёт выигрыша, который приносит мировая торговля, растёт и благосостояние участвующих в ней стран. Мера, которую предлагали английские классики для оценки такого выигрыша, состоит в разнице между нормами прибыли при наличии международного обмена и в его отсутствие.Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства, причём не только между внутренними производителями, но и между различными государствами. Такая ситуация позитивно сказывается на качестве продукции конкурирующих компаний.В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков, а значит и для концентрации производства на мировом уровне, массового выпуска выгодной для потребителей продукции.В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между государствами, а также созданию оптимальной комбинации таких ресурсов, ведущей к их наиболее эффективному использованию.2. Принцип протекционизма в международной торговлеКроме недостатков, о которых говорилось ранее, данному принципу присущи и некоторые достоинства, вызывающие такой интерес к политике контроля за ВЭД со стороны правительств многих государств. Главной причиной ограничения ВЭД выступает неполноценность мышления отдельных правительств, которые думают в первую очередь о национальных интересах и не беспокоятся об интересах всего человечества. Аргументы за проведение протекционистских мероприятий, как правило, экономические и социально-политические.Социально-политические преимущества протекционизма в международной торговле заключаются в следующем:Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая в отсутствие протекционизма в международной торговле вероятно будет вынуждена узко специализироваться в рамках международной экономики. Подобное сужение отраслевого разнообразия внутренней экономики повышает риски для государства при обострении отношений в мире, а тем более в случае начала войны. В связи с этим необходимо развивать внутри страны все виды стратегических производств: пищевую промышленность и с/х, критические для оборонного производства отрасли (химпром, металлургия). Данный аргумент в пользу протекционизма в международной торговле звучит убедительно, особенно касательно с/х.Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в развитых странах с высоким доходом в расчёте на душу населения от конкуренции со стороны развивающихся с более низким уровнем жизни и дешёвой рабочей силой.В-третьих, в возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности, такие как традиционные промыслы и крестьянский труд, остановить спад и депрессию в устаревающих отраслях (угольная промышленность).В-четвертых, в возможности достижения определенных политических целей в отношениях с другими странами посредством применения отдельных мер протекционизма в международной торговле. Примером могут служить санкции со стороны мирового сообщества против СССР после ввода в Афганистан советских войск, чьей целью было прекращение боевых действий, предотвращение иностранного вмешательства в дела этого государства. Посредством санкций в отношении Сербии сообщество пыталось добиться изменения её политики по Боснии.Аргументы экономического плана в поддержку протекционизма в международной торговле, имеющие рациональные основания, связаны с возможностью максимизации реального дохода, получаемого государством при их проведении.Первый аргумент: с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. Однако это утверждение справедливо только при большей эластичности спроса на товар по сравнению с его предложением. В таком случае рост цены перераспределяется на производителя, доход же от пошлины идёт на пополнение госбюджета. Также для эффективной реализации этого подхода к протекционизму в международной торговле необходимо:Отсутствие альтернативных рынков сбыта для товара у экспортирующей страны;Невозможности применения имеющихся в этой стране факторов производства для выпуска другой продукции;Отсутствие взаимосвязи между сокращением экспортных поступлений в стране-производителе и спросом на товар со стороны государства-импортёра, повышающего пошлину.Второй аргумент: протекционистские меры защищают промышленность на этапе ее зарождения и роста. Но из опыта известно, что защита подобных производителей в рамках реализации протекционизма в международной торговле весьма сложна на практике. Трудности возникают из-за неоднозначности выбора отраслей, которым нужна защита, так как здесь смешиваются в равной степени политические и экономические мотивы, в дело вступают лоббисты, преследующие частный интерес.Кроме того, неопределённым является необходимый срок действия мер протекционизма в экономике России или другой страны, как следствие такая политика имеет тенденцию затягиваться на десятилетия, а то и века. Примером могут служить США, где на некоторые импортные продукты промышленного производства в XVIII в. были введены пошлины, сохраняющиеся и на сегодняшний день.Также заметим, что в условиях протекционизма в международной торговле зачастую выживают производства, которые не смогли бы сохраниться в иных условиях в силу своей неэффективности, что говорит о консервации неоптимальной системы распределения ресурсов в государстве.Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов. Данная идея была впервые высказана Дж. Кейнсом в «Трактате о деньгах» (1930 г.), а далее получила развитие в «Общей теории занятости, процента и денег» (1936 г.). По мнению Кейнса, автоматическое достижение полной занятости экономической системой государства невозможно. По этой причине он считал благом ограничение импорта и поддержку экспорта, т.е. протекционизм в международной торговле, так как это ведёт к росту спроса на товары внутреннего производства и тем самым позитивно сказывается на занятости.Но в случае применения такого подхода более чем одним государством, вероятность успеха её проведения падает практически до нуля. Невозможно вести международную торговлю, когда страны заинтересованы только в экспорте и неохотно импортируют товары других участников ВЭД. Единственным приемлемым вариантом для реализации такой политики протекционизма в международной торговле является ситуация повышенного внешнего спроса на экспорт применяющей протекционизм страны. Однако в долгосрочном периоде от такой политики получает выгоды только одно государство, участвующее в ВЭД, а его торговые партнёры постепенно слабеют, их возможности импортировать продукцию сокращаются.Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. При значительных колебаниях спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке некоторые отрасли могут серьёзно пострадать. Примером может служить производство хлопчатобумажных тканей в 1970-х гг. в Англии.За счёт введения ограничений на импорт и проведение протекционизма в международной торговле в это время удалось смягчить кризис и выиграть время для плавного сокращения производства и перестройки отрасли. В похожей ситуации оказался автопром России в 1990-е гг., впрочем, в этом случае рост пошлин на импорт автомобилей почти не оказал влияния на рост качества внутренней продукции и перестройку отрасли.Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: серьёзные проблемы с платёжным балансом, повышение пошлин как ответный шаг на протекционизм торгового партнёра, защита национальных предприятий от нечестной конкуренции, экономики страны от распространения кризиса из-за рубежа.Несмотря на убедительность названных в защиту протекционизма в международной торговле аргументов, некоторые из них не имеют экономического обоснования. В частности, при повышении пошлин в ответ на действия другой стороны вероятны дальнейший рост напряженности в отношениях, торговые войны и другие деструктивные явления.ЗаключениеВ связи с активизацией иностранной экономической экспансии против России ее правительство вынуждено было принять меры по защите национальной экономики и обеспечению ее безопасности. С этой целью вводились протекционистские таможенные тарифы и применялись меры государственного воздействия. В исторической литературе таможенная политика протекционизма получила название охранительной. В 1891 г. был принят новый таможенный тариф. С момента его принятия меры таможенно-тарифного регулирования распространились на ряд товаров, ранее ввозимых в страну свободно или подлежащих сравнительно невысокому обложению30 . Таможенно-тарифная политика Российской империи последней четверти XIX в. относилась к компетенции тарифного комитета при Министерстве финансов, при этом окончательное вынесение любого нового проекта тарифного мероприятия на рассмотрение Государственного Совета зависело именно от Министерства, что в большинстве случаев предопределяло характер тарифных изменений31 . Подводя итог осуществлению охранительной таможенной политики, следует отметить, что она была направлена на защиту национальной экономики и активизацию индустриализации страны, способствовала развитию внешней торговли и подъему экономики и в какой-то степени оправдала себя. Заключение торговых договоров между Россией и Германией в 1894 и 1904 гг. и принятие конвенционных тарифов без предоставления наибольшего благоприятствования в торговле для России привели к значительной потере потенциала развития российской экономики и внешней торговли. Однако, хотя защитные меры были ослаблены, охранительная политика все продолжала сдерживать экспансию товаров, но не смогла сдержать движение иностранного капитала в страну. Развернулось экономическое и финансовое порабощение России. Она потеряла статус самостоятельной экономической державы и, несмотря на сравнительно высокие темпы подъема промышленности, отставала в своем развитии в 10 раз от США, в 7 раз — от Англии, в 5 раз — от Германии. Однако опыт защиты экономических интересов России таможенными методами на рубеже XIX—XX вв. имеет непреходящее значение и в современных условиях.Список используемой литературыАванесов, С. Б. Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в 18-19 века / С. Б. Аванесов // Наука и современность. - 2013.- №22. - С. 235-242.Балковая В.Г. Таможенная служба в России, как государственная повинность // Вестн. Пермского университета. - 2012. - № 3. //URL: http:// www.jurvestnik.psu.ru. Воронин С.И. О начале установления унифицированной системы таможенных сборов в России // Таможенное обозрение. - 2010. - № 2-3. - С. 75. Галикеева, Л.А. Таможенная политика в России при преемниках Петра Великого /Л.А.Галикеева //Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1. №43. - С. 65-69.Глазов Ю.В. Таможенные платежи в России в первой половине XVIII века // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 4. - С. 128. Егоров М.Ю. Эффективность преобразований таможенного тарифа Российской империи последней четверти XIX века // Экономический журнал. - 2010. Т. 17. - № 1. - С. 33-34История таможенного дела и таможенной политики России [Электронный ресурс]: справочное пособие/ - Электрон. текстовые данные. - Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2008. - 120 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25752.html. - ЭБС «IPRbooks»Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России : учебник / Ю. Г. Кисловский ; под общ. ред. А. Е. Жерихова. - 3-е изд., доп. - М. : Русина-Пресс, 2004. -589 сКоршунова Н.В. Проекты реформ в России (вторая половина XVIII – первая четверть XIX в.). Челябинск, 2009. - 300 с.Красильников А.Ю. Организация борьбы с таможенными правонарушениями: учебно-методическое пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. 226 с.Красильников А.Ю. Таможенные операции как форма правовой деятельности в области таможенного дела // Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть IX. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. С. 135-140.Кудюрова А.В. Таможенный тариф 1782 года история создания, содержание и итоги принятия // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf Лаптев Р.А., Перцева Я.И. От фритредерства к протекционизму: эволюция таможенной политики России в XIX в. // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. М., 2016. С. 132–138 ; Старовойтова Е.Н., Долидович О.М. История таможенного дела и таможенной политики России : учеб. пособие. СПб., 2014. 176 c. ; и др.Маховикова, Г. А. Таможенное дело : учебник для бакалавров / Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 408 с. Менделеев, Дмитрий Иванович Толковый тариф или Изследование о развитии промышленности России в связи с ея общим таможенным тарифом 1891 года / Менделеев, Дмитрий Иванович – М.: Книга по Требованию, 2012. – 782 с.Минаева, ТС. Россия и Швеция в XVIII веке: история таможенной политики и таможенной системы: монография / Т.С. Минаева; Поморский гос. университет им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2009. – 125 с. Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.Останин В.А. Совершенствование таможенной политики как условие эффективного экономического равновесия // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 2.Пиляева В.В. История Таможенного дела и таможенной политики России. URL: http://coollib.net/b/ 236133/read#t47.Покровская, В. В. Таможенное дело : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покров ская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 736 с. Развитие таможенного дела в России. URL: http:/ /territoriaprava.ru/topics/37599. Самолаев Ю. Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.Старовойтова Е.Н., Долидович О.М. История таможенного дела и таможенной политики России : учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2012. С. 54Струве, П.Б. Торговая политика России / П. Б. Струве. – М., - Сер.: Вып. 3 Русский тариф – Челябинск, 2016. - 255с.Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII - начала XX в. // История государства и права. - 2011. - № 3. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.


1. Аванесов, С. Б. Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в 18-19 века / С. Б. Аванесов // Наука и современность. - 2013.- №22. - С. 235-242.
2. Балковая В.Г. Таможенная служба в России, как государственная повинность // Вестн. Пермского университета. - 2012. - № 3. //URL: http:// www.jurvestnik.psu.ru.
3. Воронин С.И. О начале установления унифицированной системы таможенных сборов в России // Таможенное обозрение. - 2010. - № 2-3. - С. 75.
4. Галикеева, Л.А. Таможенная политика в России при преемниках Петра Великого /Л.А.Галикеева //Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1. №43. - С. 65-69.
5. Глазов Ю.В. Таможенные платежи в России в первой половине XVIII века // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 4. - С. 128.
6. Егоров М.Ю. Эффективность преобразований таможенного тарифа Российской империи последней четверти XIX века // Экономический журнал. - 2010. Т. 17. - № 1. - С. 33-34
7. История таможенного дела и таможенной политики России [Электронный ресурс]: справочное пособие/ - Электрон. текстовые данные. - Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2008. - 120 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25752.html. - ЭБС «IPRbooks»
8. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России : учебник / Ю. Г. Кисловский ; под общ. ред. А. Е. Жерихова. - 3-е изд., доп. - М. : Русина-Пресс, 2004. -589 с
9. Коршунова Н.В. Проекты реформ в России (вторая половина XVIII – первая четверть XIX в.). Челябинск, 2009. - 300 с.
10. Красильников А.Ю. Организация борьбы с таможенными правонарушениями: учебно-методическое пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. 226 с.
11. Красильников А.Ю. Таможенные операции как форма правовой деятельности в области таможенного дела // Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть IX. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. С. 135-140.
12. Кудюрова А.В. Таможенный тариф 1782 года история создания, содержание и итоги принятия // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf
13. Лаптев Р.А., Перцева Я.И. От фритредерства к протекционизму: эволюция таможенной политики России в XIX в. // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. М., 2016. С. 132–138 ; Старовойтова Е.Н., Долидович О.М. История таможенного дела и таможенной политики России : учеб. пособие. СПб., 2014. 176 c. ; и др.
14. Маховикова, Г. А. Таможенное дело : учебник для бакалавров / Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 408 с.
15. Менделеев, Дмитрий Иванович Толковый тариф или Изследование о развитии промышленности России в связи с ея общим таможенным тарифом 1891 года / Менделеев, Дмитрий Иванович – М.: Книга по Требованию, 2012. – 782 с.
16. Минаева, ТС. Россия и Швеция в XVIII веке: история таможенной политики и таможенной системы: монография / Т.С. Минаева; Поморский гос. университет им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2009. – 125 с.
17. Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
18. Останин В.А. Совершенствование таможенной политики как условие эффективного экономического равновесия // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 2.
19. Пиляева В.В. История Таможенного дела и таможенной политики России. URL: http://coollib.net/b/ 236133/read#t47.
20. Покровская, В. В. Таможенное дело : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покров ская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 736 с.
21. Развитие таможенного дела в России. URL: http:/ /territoriaprava.ru/topics/37599.
22. Самолаев Ю. Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.
23. Старовойтова Е.Н., Долидович О.М. История таможенного дела и таможенной политики России : учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2012. С. 54
24. Струве, П.Б. Торговая политика России / П. Б. Струве. – М., - Сер.: Вып. 3 Русский тариф – Челябинск, 2016. - 255с.
25. Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII - начала XX в. // История государства и права. - 2011. - № 3. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.


Вопрос-ответ:

Что такое протекционизм?

Протекционизм - это экономическая политика, направленная на защиту отечественных производителей путем введения таможенных тарифов, квот, субсидий и других мер, ограничивающих или препятствующих импорту товаров. Основная цель протекционизма - способствовать развитию отечественной промышленности и сохранению рабочих мест.

Какие теоретические аспекты связаны с протекционизмом в таможенном регулировании?

Теоретически протекционизм в таможенном регулировании связан с противоречиями между либерализмом и протекционизмом в международной торговле. Либерализм ставит на первый план свободу торговли, протекционизм же подчеркивает необходимость защиты отечественной промышленности и интересов страны. Эти аспекты приводят к спорам и дебатам в области таможенного регулирования и формирования тарифных политик.

Какие примеры протекционизма существуют?

Протекционизм можно наблюдать в разных формах и проявлениях. Некоторые из известных примеров протекционистских мер включают введение таможенных пошлин на определенные импортные товары, установление квот на импорт, предоставление субсидий отечественным производителям и введение различных технических препятствий, таких как стандарты качества и сертификация.

Какие предпосылки привели к протекционизму в России?

В России предпосылками протекционизма стали ряд внутренних и внешних факторов. Внутри страны протекционизм обусловлен необходимостью защиты отечественных производителей от конкуренции и поддержки отечественной экономики. Внешние факторы, такие как экономические санкции и изменение торговой политики других стран, также повлияли на рост протекционистских мер.

Как проявляется протекционизм в современной России?

В современной России протекционизм проявляется через введение таможенных пошлин и квот на импорт товаров, а также через активную поддержку отечественных производителей в виде субсидий, стимулов и привилегий. Эти меры направлены на защиту отечественной экономики и стимулирование развития отдельных отраслей.

Какие теоретические аспекты протекционизма существуют в таможенном регулировании?

Теоретические аспекты протекционизма в таможенном регулировании заключаются в использовании таможенных пошлин, тарифов и других ограничений на импорт товаров с целью защиты отечественных производителей. Протекционизм направлен на обеспечение конкурентных преимуществ и поддержку отраслей, которые не могут конкурировать с иностранными компаниями на открытом рынке.

Чем отличаются либерализм и протекционизм в международной торговле?

Либерализм в международной торговле ставит в приоритет свободу торговли и открытый рынок, где товары и услуги могут свободно перемещаться без ограничений и таможенных барьеров. Протекционизм, напротив, подразумевает использование таможенных пошлин и других мер для защиты отечественных производителей и ограничения импорта товаров.

Как проявляется протекционизм в современной России?

В современной России протекционизм проявляется через использование таможенных пошлин и других ограничений на импорт товаров, введение санкций и запретов на импорт определенных товаров из-за политических и экономических причин. Также протекционистская политика может проявляться через поддержку отечественных производителей с помощью субсидий и льготных условий.

Какие предпосылки привели к протекционизму в России?

Предпосылки протекционизма в России включают стремление к защите отечественной промышленности и сельского хозяйства, а также желание снизить зависимость от импорта и развить отрасли, которые могут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Экономические и политические факторы, такие как санкции и изменение мирового экономического порядка, также могут играть роль в формировании протекционистских мер в России.