Социальное государство и конституционные основы социальной политики в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 31.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие социального государства 5
1.2. Социальное государство в постсоветской России 9
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Социальное государство и особенности российской политико-экономической системы 15
2.2. Характеристика социального государства по Конституции РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
В статье 36 преподносится право частной собственности на землю. В частной собственности может быть только то, что произведено своим трудом, или трудом другого лица и куплено у него. Земля не обладает свойствами товара. Она должна принадлежать всему народу. Так происходит в тех странах, где создано социальное государство, где прибыль от ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых в определенной мере делится на всех членов общества, как например, в Норвегии, Саудовской Аравии. В Советском Союзе земля принадлежала государству, а значит и всему народу, обеспечивая, как продовольственную, так и промышленную безопасность страны. Интересно построение 37 статьи – «Труд свободен. Принудительный труд запрещен». Свобода труда негарантирует сам труд - главное, чем человек зарабатывает себе на жизнь. В советском Основном Законе определялось, что: «Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы» (статья 13), а далее в статье 40 это положение гарантировалось: «Граждане СССР имеют право на труд – т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством». Безработица в Советском Союзе была невозможна.В современной России право на труд отсутствует, тем самым официально разрешается безработица, а отсюда вытекает воровство, грабежи,бандитизм и даже терроризм – то, что связано с падением нравственности. Тезис о запрещение принудительного труда не выполняется, что видно по использованию труда гастарбайтеров. О том, что «Материнство и детство, семья находится под защитой государства», говорит статья 38. Здесь возможно произвольное толкование, которое в конституции не допустимо. В некоторых западных социальных странах, например, за счет государства проводятся бесплатно дорогостоящие прививки девочкам от рака шейки матки, сохраняя жизни многим женщинам в будущем. В РФ несмотря на наличие статьи 41 Конституции о «праве на охрану здоровья и медицинскую помощь», государство делать этого не собирается. Более понятен второй тезис: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», в котором государство отстраняется от заботы о детях, перекладывая все тяготы воспитания на плечи родителей. В статье 39 сказано: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Однако существует два закона, определяющие величину и порядок предоставления пенсий: «Закон о трудовых пенсиях» и «Закон о государственном пенсионном обеспечении». Первый закон определяет пенсии трудящихся, второй – пенсии военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих - чиновников, значительно отличающихся по своему материальному наполнению от первогов большую сторону. В связи с этим привлекает внимание нарушение статьи 21: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Реально достоинство трудового человека оценено ниже госслужащего. В статье 45 Конституции СССР утверждалось право на обеспечение бесплатности всех видов образования, осуществления всеобщего обязательного среднего образования. В статье Конституции РФ говорится, что: «Основное общее образование обязательно». Министерство образования РФ несколько лет назад отменило курс астрономии в школе. Советский Союз был одним их самых образованных государств в мире. РФ откатилась по этому показателю на 50-60 места, и уровень образованности населения продолжает снижаться. Введение ЕГЭ способствовало замене понимания предмета его зубрежкой. По стране идет процесс закрытия малокомплектных школ, в основном сельских. Множество беспризорных детей остаются необразованными и примитивными личностями. Реформированиеобразования грозит его полным разгромом. В 7 главе Конституции РФ приведены статьи, регламентирующие работу отечественного судопроизводства. Статья 120 говорит: «Судьи независимы и подчинены только конституции РФ и федеральному закону». В статье 121 указано на несменяемость судей, что в нашей коррупционной реальности не совсем полезное свойство. В этой же статье записано, что: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон», что также отнюдь не всегда выполняется. В совокупности со статьей 19 о равенстве людей перед законом и судом эти положения способны были создать действительно справедливую судебную систему, решения которой доверяли бы все стороны судебного процесса. Чтобы повысить доверие к российскому суду в 2011 году появилось «Открытое обращение представителей общественности против информационного подрыва доверии к судебной системе РФ», подписанное 55 малоизвестными общественными деятелями. Анализ письма, произведенный А. Минкиным, показал его лицемерие, не повышающее доверие общества к отечественному правосудию. Деятельностью правительства РФ руководит Председатель, который по статье 113 «определяет основные направления деятельности Правительства РФ». Из статьи следует ответственность Председателя за работу всех министерств и ведомств. Однако за каждый неудачный или необоснованный законопроект отвечает только руководитель министерства, где был подготовлен этот проект, а Председатель остается в стороне.За всеми правовыми нормами в РФ в соответствии со статьей 125 должен наблюдать Конституционный суд РФ, который «разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ», а также «дает толкование Конституции РФ». Его деятельность должна исходить из статьи 55 «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права или свободы человека и гражданина», а также соответствовать статье 15: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые актыне должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной властиобязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Однако анализ части статей Конституции показывает их расхождение с живой юридической практикой государственных органов. Конституционному суду открыто большое поле деятельности, однако о его работе мало что известно, как будто она носит сугубо секретный характер. Появлению некоторых законодательных актовне совместимых с социальным и светским характером государства, конституционный суд не препятствует. В части 2 статьи 80 определяется, что «Президент РФ является главой государства», и далее говорится, что он «является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», «Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Властивыгодно сохранение демократически показной Конституции, соблюдаемой на деле только для богатых людей, которые деньгами могут обеспечить свою жизнь в соответствии с ее статьями. В Конституции имеются также три статьи – 57, 58, 59 - касающиеся обязанностей граждан РФ: платить налоги, сохранять природу и защищать Отечество. Статья 57 допускает ухудшение положения налогоплательщиков, что обычно и происходит в начале каждого года после повышения государством тарифов на ЖКХ, газ, воду, электроэнергию, которое не находит обстоятельного объяснения.Анализ Конституции РФ показывает, что она состоит из отдельных, функционально различных частей. Статьи одной части посвящены описанию общественного строя, смысл которого скрывается в понятии конституционного строя. В этой части статей описываются основы капиталистического общественного строя. Другая часть статей, опубликованных в 3-6 главах Конституции, посвящены структуреорганов власти, распределение обязанностей и подчиненность, закрепляющая президентскую форму правления. Третья часть статей представляет различные права и свободы людей, возможных в государстве, но используемые, в основном, богатыми лицами. Малоимущие граждане имеют небольшую возможность пользования этими свободами и правами. Для них эти статьи носят необязательный характер. Равенство прав и свобод человека, гарантированноеКонституцией (статья 19, пункт 2) не выполняется, порождая разделение людей по материальным и властным признакам, создавая основу для порождения сословности в России. Разница между юридической и фактической конституциями вынуждают вспомнить давнишнюю оценку В.И. Ленина о «Фиктивности конституции, в которой законы и действительность расходятся».Фиктивность, необязательность Конституции допускает безразличие и равнодушие государства к судьбам не только отдельных людей, но и всего трудящегося населения. Фиктивность Конституции РФ возрастает, расхождение между фактической правовой системой и нормами Конституции РФ становится заметнее. В советской Конституции 1977 г. была четко прописана цель социалистического государства – повышение благосостояния людей. В Конституции России 1993 года реализуется совершенно иная цель – свобода для извлечения прибыли путем эксплуатации. Жизнь народа, несмотря на все трудности советского периода, была полноценной и насыщенной положительными эмоциями; человек был уверен в завтрашнем дне. Современная действительность давит на плечи трудящихся и пенсионеров. Изучение обеих Конституций позволяет заметить скупость последней на слова, которая по сравнению с полноценной Конституцией СССР выглядит несерьезным произведением. Заключительная работа над советским Основным Законом проходила в рамках всенародного, коллективного обсуждения, длившегося почти четыре месяца. За это время было подано около четырехсот тысяч предложений о поправках. Конституционная комиссия приняла поправки к 110 статьям и разработала одну новую статью. Инойхарактер наблюдался при разработке Конституции РФ. Работа над ней проходила в спешке. Торопливость привела к тому, что было забыто дополнительное название Конституции Основным Законом, обычно приводящееся совместно, на одной титульной странице. Спешка наблюдается и в стилистическом оформлении отдельных статей, которые получили неоднозначное или не четко выраженное содержание. Стране была навязана,открыто не обозначенная,президентская форма правления. За принятие конституции проголосовало 32% зарегистрированных избирателей, т. е. конституционное меньшинство, что не позволяет считать ее утверждение легитимным.В правоведении современного периода, как и в других социальных науках, сложилась особая ситуация, когда официальные властные документы не соответствуютреальным желаниям трудового народа. Противоречие властных установок народным чаяниям создает неустойчивое общественное состояние. ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальное назначение государства отображает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать эффективное функционирование общества, реализовать пиитику обеспечения достойного уровня жизни каждого отдельного гражданина страны.Перспективыцивилизованного развития социального государства в России неопределенны пока не изменится политико-экономическая структура российского общества. Сложившееся положение создает опасную ситуацию в плане устойчивого развития российского общества в условиях глобальных вызовов.Проблема создания социального государства в современном российском обществе заключается в высоком уровне надежд населения на позитивное вмешательство в социальные процессы со стороны государства, при том что сам характер российской государственности, как он сложился на сегодняшний день, явно не соответствует этим массовым ожиданиям. В этом заключается опасность, поскольку кредит доверия государству может раньше или позже закончиться.В советской Конституции 1977 г. была четко прописана цель социалистического государства – повышение благосостояния людей. В Конституции России 1993 года реализуется совершенно иная цель – свобода для извлечения прибыли путем эксплуатации. Жизнь народа, несмотря на все трудности советского периода, была полноценной и насыщенной положительными эмоциями; человек был уверен в завтрашнем дне. Современная действительность давит на плечи трудящихся и пенсионеров. Изучение обеих Конституций позволяет заметить скупость последней на слова, которая по сравнению с полноценной Конституцией СССР выглядит несерьезным произведением. Заключительная работа над советским Основным Законом проходила в рамках всенародного, коллективного обсуждения, длившегося почти четыре месяца. За это время было подано около четырехсот тысяч предложений о поправках. Конституционная комиссия приняла поправки к 110 статьям и разработала одну новую статью. Иной характер наблюдался при разработке Конституции РФ. Работа над ней проходила в спешке. Торопливость привела к тому, что было забыто дополнительное название Конституции Основным Законом, обычно приводящееся совместно, на одной титульной странице. Спешка наблюдается и в стилистическом оформлении отдельных статей, которые получили неоднозначное или не четко выраженное содержание. Стране была навязана, открыто не обозначенная, президентская форма правления. За принятие конституции проголосовало 32% зарегистрированных избирателей, т. е. конституционное меньшинство, что не позволяет считать ее утверждение легитимным.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г., N 41, ст. 617 Александрова О. А. Социальное государство в современной России: развитие или демонтаж // Вестник РГГУ. – 2013. - №15 (116). - С. 56–57.Вагнер Адольф. Финансовое хозяйство. – М.: Статут, 2014. – С.168.Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – С.120.Иванников И.А. Политология: краткий курс. – М.: Феникс, 2014. – С.169.Канарш Г. Ю. Социальное государство: исторический генезис и современные модели // Знание. Понимание. Умение. – 2018. - №1. - С. 128–142.Кормщиков, Д. А. К какой модели социальной политики стремится Россия? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. - №1 (2). - С. 439–444.Кочеткова Л. Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. – 2016. – №3. – С. 12 – 16.Кочеткова Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве. - М.: ИНФРА-М. – С. 61.Люблинский, В. В. Социальная справедливость, рост неравенства и проблема сплоченности общества: международные тенденции // Социальная справедливость в современном мире : сб. ст. / [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. - М.: Ключ-С. - С. 105–115Милушева Т.В. Правоведение: курс лекций. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2014. – С.197.Минкин А. Подрывники, 55 кинжалов в спину российского суда. // Московский комсомолец. РРЕ, 5-16 марта 2011, №11, С. 4.Сидорина, Т. Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису. - М.: РГГУ. - С. 49.Степаненко Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско-правовые аспекты. // Философия права. - 2013. - №2 (57). - С. 112-116.Федотова В. Г. Хорошее общество. - М.: Прогресс-Традиция. – С. 427.Храмцов, А. Ф. Бюрократия и социальное государство. - М.: ИС РАН. 2014. – С. 42.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710
3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г., N 41, ст. 617
4. Александрова О. А. Социальное государство в современной России: развитие или демонтаж // Вестник РГГУ. – 2013. - №15 (116). - С. 56–57.
5. Вагнер Адольф. Финансовое хозяйство. – М.: Статут, 2014. – С.168.
6. Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – С.120.
7. Иванников И.А. Политология: краткий курс. – М.: Феникс, 2014. – С.169.
8. Канарш Г. Ю. Социальное государство: исторический генезис и современные модели // Знание. Понимание. Умение. – 2018. - №1. - С. 128–142.
9. Кормщиков, Д. А. К какой модели социальной политики стремится Россия? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. - №1 (2). - С. 439–444.
10. Кочеткова Л. Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. – 2016. – №3. – С. 12 – 16.
11. Кочеткова Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве. - М.: ИНФРА-М. – С. 61.
12. Люблинский, В. В. Социальная справедливость, рост неравенства и проблема сплоченности общества: международные тенденции // Социальная справедливость в современном мире : сб. ст. / [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. - М.: Ключ-С. - С. 105–115
13. Милушева Т.В. Правоведение: курс лекций. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2014. – С.197.
14. Минкин А. Подрывники, 55 кинжалов в спину российского суда. // Московский комсомолец. РРЕ, 5-16 марта 2011, №11, С. 4.
15. Сидорина, Т. Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису. - М.: РГГУ. - С. 49.
16. Степаненко Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско-правовые аспекты. // Философия права. - 2013. - №2 (57). - С. 112-116.
17. Федотова В. Г. Хорошее общество. - М.: Прогресс-Традиция. – С. 427.
18. Храмцов, А. Ф. Бюрократия и социальное государство. - М.: ИС РАН. 2014. – С. 42.
Вопрос-ответ:
Что такое социальное государство?
Социальное государство - это концепция государственного устройства, основанная на гарантировании и защите прав и интересов граждан, а также на обеспечении социальной защиты и благосостояния населения. Оно предполагает, что государство должно предоставлять различные социальные услуги, такие как здравоохранение, образование, пенсии и пособия, а также создавать условия для достойной жизни всех граждан.
Как социальное государство осуществляется в России?
В Российской Федерации социальное государство осуществляется на основе конституционных основ социальной политики, которые установлены в Конституции РФ. Социальная политика включает меры по обеспечению социальной защиты населения, содействию занятости, развитию социальной инфраструктуры и т.д. В рамках социальной политики государство предоставляет различные социальные услуги и выплачивает социальные пособия.
Какое место занимает социальное государство в постсоветской России?
В постсоветской России социальное государство занимает важное место. После распада СССР государство столкнулось с серьезными экономическими и социальными проблемами, которые вели к сокращению государственной поддержки населения. Однако, в последние годы был сделан ряд шагов по укреплению социального государства, включая увеличение минимальной зарплаты, пенсий и других социальных пособий.
Какие особенности социального государства и конституционных основ социальной политики в России?
Особенности социального государства в Российской Федерации включают значительную роль государства в обеспечении социальной защиты населения, выделение средств на социальные программы и услуги, а также создание инфраструктуры для благополучия граждан. Конституционные основы социальной политики включают право граждан на социальную защиту, равенство в доступе к социальным услугам, государственную поддержку семьи и детства.
Что представляет собой понятие "социальное государство"?
Социальное государство - это форма организации политической системы, в которой государство обязуется заботиться о благосостоянии своих граждан путем предоставления социальных услуг и гарантирования социальных прав.
Как социальное государство проявляется в постсоветской России?
В постсоветской России социальное государство проявляется через систему социальной защиты, предоставлении льгот и пособий, поддержки малообеспеченных слоев населения, обеспечения доступа к образованию и здравоохранению.
Что особенно в социальном государстве и конституционных основах социальной политики Российской Федерации?
Особенностью социального государства и конституционных основ социальной политики в России является гарантированное конституцией право на социальную защиту, создание системы социального обеспечения и социального обслуживания населения, а также принципиальное значение социальной политики в целях обеспечения равенства и справедливости.
В чем заключается связь между социальным государством и российской политико-экономической системой?
Связь между социальным государством и российской политико-экономической системой заключается в том, что социальное государство устанавливает правила и механизмы распределения экономических ресурсов, создает условия для социальной справедливости и поддержки наименее защищенных слоев населения.