Формирование характера в подростковом возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 38 38 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 12.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1.Особенности характера в подростковом возрасте 4
1.1. Понятие о характере 4
1.2.Особенности детей подросткового возраста 12
Выводы к первой главе 21
Глава2. Особенности формирования черт характера детей подросткового возраста 22
2.1. Определение и предпосылки становления характера 22
2.2. Формирование характера подростков 28
Выводы ко второй главе 34
Заключение 36
Литература 37

Фрагмент для ознакомления

Темперамент создает основу формирования таких черт характера, как спокойный, выдержанный, уравновешенный, или неуправляемый, впечатлительный, эмоционально ранимый и т.д. Подчеркивая приоритет внутренне обусловленных предпосылок становления характера, следует подчеркнуть стадиальность его развития. Это означает, что человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления, которые могут стать решающим для формирования характера, и соответственно мы можем выделять характер ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека.Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка:воспитательная среда (семья);позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);врожденные особенности нервно-психической организации.Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:все те ощущения, которые испытывает ребенок;душевные волнения, которые он переживает;люди, которые его окружают;вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.2.2. Формирование характера подростковПроблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.Характер человека связан с его интересами, потребностями, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.В этот короткий отрезок времени – 11, 12, 13, 14, 15, 16 лет – мальчики и девочки подростки проходят большой путь в своем развитии. С одной стороны, это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. С другой, именно в это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя. Это время конфликтов с родными, это постоянная смена друзей и увлечений. Это время первой любви и время проявления агрессивности подростков, особенно трудных. Это момент проникновения разными идеями, каждый раз в уверенности, что это именно то единственное, что им сейчас надо. Иногда создается впечатление, что ваш ребенок торопится жить, как будто, что-то не успеет. А он живет здесь и сейчас, не особенно задумываясь о будущем.Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:через физическое воспитание;через трудовое воспитание;через морально-нравственное воспитание;через воспитание в процессе обучения;с помощью личного примера;через воспитание привычек;благодаря самовоспитанию и саморазвитию.Этапы развития характераХарактер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:личностное отношение человека к другим, к себе;уровень самооценки и уверенность в собственных силах;средства массовой информации и глобальная сеть интернет.На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:мнение и суждение других людей;личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);кино, телевиденье и СМИ;культурное и идеологическое развитие общества, государства.Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).Выводы ко второй главеИтак, что касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенностиЗаключениеПравильное воспитание детей в начальных классах очень важно, так как именно здесь закладываются те психические качества, на основе которых и формируется характер в подростковом и юношеском возрасте.Многое из того, что было сказано в предыдущих главах о воспитании психических процессов и свойств личности, может быть отнесено и к формированию характера школьника.Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.Литература1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, 457с.2.Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание, 2013, 137с.3.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Пособие для студентов и педагогов, – Москва, 2012 г., 78с.4.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2011, 67с.5.Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. М., 2013, 245с.6.Выготский Л.С. Педагогическая психология Москва. Педагогика-Пресс, 2013, 147с.7.Добрынина Н.Ф. Бардиан А.М. Возрастная психология: курс лекций / Под ред. Н.Ф.Добрынина. – Москва : Просвещение, 2013, 647с8.Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах, т 2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР.- М., 2012, 148с.10.Кравцова Е.Е . Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2014., 97с11.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – Москва: ACADEMIA, 2016. 414 С..12.Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита-Пресс, 2012, 78с13.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2016, 56с.14.Славина Л.С. Трудные дети. Под редакцией В.Э.Чудновского; Академия педагогики и социальных наук. Московский психолога социально институт . – М.; Воронеж : б. и., 2014, 97с .15.Ткаченко О.В. Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования. // Психология и психотехника. 2013. № 11. С. 1112-1119.16.Ткаченко О.В. Эмоциональное состояние детей в игре. // NB: Психология и психотехника. — 2013. – № 7. – С.1-18. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.7.10217. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_10217.html17.Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии — М., 2011., 67с

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, 457с.
2. Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание, 2013, 137с.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Пособие для студентов и педагогов, – Москва, 2012 г., 78с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2011, 67с.
5. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. М., 2013, 245с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология Москва. Педагогика-Пресс, 2013, 147с.
7. Добрынина Н.Ф. Бардиан А.М. Возрастная психология: курс лекций / Под ред. Н.Ф.Добрынина. – Москва : Просвещение, 2013, 647с
8. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах, т 2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР.- М., 2012, 148с.
10. Кравцова Е.Е . Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2014., 97с
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – Москва: ACADEMIA, 2016. 414 С..
12. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита-Пресс, 2012, 78с
13. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2016, 56с.
14. Славина Л.С. Трудные дети. Под редакцией В.Э.Чудновского; Академия педагогики и социальных наук. Московский психолога социально институт . – М.; Воронеж : б. и., 2014, 97с .
15. Ткаченко О.В. Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования. // Психология и психотехника. 2013. № 11. С. 1112-1119.
16. Ткаченко О.В. Эмоциональное состояние детей в игре. // NB: Психология и психотехника. — 2013. – № 7. – С.1-18. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.7.10217. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_10217.html
17. Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии — М., 2011., 67с

Вопрос-ответ:

Какие особенности характера проявляются в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте проявляются различные особенности характера, такие как стремление к самостоятельности, повышенная эмоциональность, изменчивость настроения, экспериментирование с образом жизни, поведением и ценностями.

Как можно определить характер подростка?

Характер подростка можно определить по его поведению, реакциям на ситуации, взаимоотношениям с другими людьми, выражению эмоций и отношению к учебе. Также можно обратить внимание на черты характера, которые подросток самостоятельно проявляет: ответственность, настойчивость, общительность и т.д.

Какие факторы влияют на формирование характера подростка?

Формирование характера подростка зависит от множества факторов. Главными из них являются воспитание в семье, образовательная среда, общение с друзьями и сверстниками, природные особенности (темперамент), а также жизненный опыт и личные достижения.

Какова роль темперамента в формировании характера подростка?

Темперамент играет важную роль в формировании характера подростка. От индивидуальных особенностей темперамента зависит, какие черты характера будут более выражены: спокойствие, активность, эмоциональность и т.д. Темперамент создает основу для формирования этих черт характера.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: характер подросткового возраста имеет свои особенности, такие как стремление к самостоятельности и изменчивость настроения; определение черт характера подростка происходит по его поведению и реакциям на ситуации; формирование характера подростка зависит от воспитания в семье, образовательной среды и общения с окружающими.

Что такое характер?

Характер - это устойчивая система психических свойств личности, которая проявляется в ее поведении, речи, эмоциональных реакциях и отношениях к окружающему миру.

Какие особенности характера присущи подросткам?

Подростки характеризуются повышенной эмоциональностью, размахом настроений, повышенной восприимчивостью к внешней оценке, стремлением к самоутверждению и независимости, а также формированием своего мировоззрения.

Какие черты характера формируются у подросткового возраста?

В подростковом возрасте формируются такие черты характера, как ответственность, самостоятельность, настойчивость, терпение, общительность, эмпатия, а также самоконтроль, сдержанность и уравновешенность.

Какие предпосылки влияют на формирование характера подросткового возраста?

Формирование характера подросткового возраста зависит от таких факторов, как наследственность, воспитание, образование, социальная среда, общение со сверстниками и взрослыми, а также индивидуальные особенности личности.

Какой роль в формировании характера подросткового возраста играет темперамент?

Темперамент создает основу формирования таких черт характера как спокойствие, активность, энергичность, общительность или замкнутость, и влияет на сферу эмоциональных реакций и поведенческие проявления подростков.

Какие особенности характера характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст сопровождается рядом особенностей в формировании характера, таких как самостоятельность, активность, экспериментирование, стремление к новым впечатлениям, повышенная эмоциональность и страстность.