Массовые открытые онлайн курсы (MOOCs) в контексте формирования современной системы непрерывного образования
Заказать уникальную дипломную работу- 42 42 страницы
- 46 + 46 источников
- Добавлена 03.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Трансформация образовательных процессов в информационном обществе 5
1.1. Тенденции развития образовательных процессов в условиях перехода к системе непрерывного образования 5
1.2. Открытые образовательные ресурсы как компонент системы непрерывного образования 14
Глава 2. Массовые открытые онлайн-курсы: особенности формирования, виды, направления использования 22
2.1. Становление и развитие массовых открытых онлайн-курсов 22
2.2. Массовые открытые онлайн курсы (MOOCs) как инструмент повышения квалификации 32
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
MOOCs – перспективная форма электронного обучения в сетевых профессиональных сообществах. Предложенная инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров позволяет оперативно претворять в жизнь передовые педагогические идеи и применять средства обучения, созданные на основе современного информационного и коммуникационного инструментария. Данная технология может быть использована менеджерами межотраслевых институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.Некоторые авторы (см., например, О.П.Михеева) полагают, что широкое распространение массовых онлайн-курсов, являющихся богатейшими коллекциями лекций, учебных и контрольных заданий, превосходных компьютерных демонстраций изучаемого материала, неизбежно приведет к формированию новой образовательной парадигмы с максимальным использованием информационных и дистанционных технологий и созданию единой глобальной информационно-образовательной среды. Эта среда позволит каждому желающему совершенно бесплатно изучить любой предмет или курс (дисциплину) в удобное время и комфортном для обучающегося темпе.Интегрирование MOOCsв программы профессионального развития представляется довольно перспективной моделью их использования в будущем. Компании могут с выгодой для себя использовать MOOCs, которые были разработаны вузами, и эффективно применять их для своих целей и нужд, а также в дальнейшем развивать и реализовывать массовые открытые онлайн курсы потенциальным клиентам, деловым партнерам и конечным пользователям. Создание корпоративных открытых онлайн курсов (англ. COOC) способствует не только восполнению пробелов в знаниях и умениях сотрудников с целью повышения производительности, но и распространению информации о компании, ее товарах и услугах на глобальном уровне. Все возрастающая популярность MOOCsпривлекает к ним особое внимание и порождает много споров, а также противоречивых мнений в образовательном сообществе. Несмотря на успех и революционный подход к современному образованию, подобный вид деятельности нельзя приравнивать к обучению в высшем учебном заведении, а тем более считать его равноценной альтернативой академическому образованию. Лучшие преподаватели не только обучают контенту, но и осуществляют плодотворное сотрудничество со студентами, которое является неотъемлемой частью успешного образовательного процесса. При этом, новые технологии и виртуальная среда могут улучшить и ускорить процесс получения новых знаний и навыков.Среди ключевых положительных особенностей MOOCs, связанных с реализацией принципов непрерывности и индивидуализации образования, можно выделить массовость, цельность, прохождение обучения в онлайн-режиме и открытость курсов, заключающуюся не просто в наглядной эксплицитной демонстрации фрагментов учебного материала, но и в предоставлении актуальных для слушателя проблемных практических заданий, в мощной коммуникативной составляющей, выраженной в наличии постоянной обратной связи, помощи при контроле осваиваемых знаний и предоставлении по мере необходимости и возникающих затруднений у обучающегося индивидуальных онлайн-консультаций. Наконец, немаловажным привлекательным фактором для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации посредством MOOCsявляется возможность получения сертификата в случае успешного завершения обучения.Однако стоит отметить и проблемы. Так, например, интеграция MOOCsв программу повышения квалификации сложна, а порой невозможна в силу существенных различий отечественных образовательных стандартов и концепции западных программ. Впрочем, некоторый позитивный опыт британских коллег был перенесён в Россию. Английские образовательные организации повышения квалификации осуществляют деятельность в рамках концепции партнёрства, основной чертой которой является нацеленность на приобретение практических навыков. Примером может служить модуль, посвященный формированию ИКТ-компетенции – важнейшей составляющей профессиональной компетенции современного педагога. Широкое применение нашла технология loop input, разработанная британским методистом Тессой Вудуорт, которая подразумевает использование той же формы обучения, которая рассматривается на курсе. Например, обучая созданию дидактической разработки на образовательной платформе Wikispaces, логично представить теоретическую информацию о преимуществах и принципах работы с платформой в формате вики-страницы. Другой пример связан с созданием веб-квеста на ресурсе Zunal: представьте методику создания веб-квеста в виде такого поискового задания. Выполнение задания позволит самостоятельно поработать с ресурсом, оценить его дидактические возможности, предупредить возможные сложности.Модель повышения квалификации педагогических кадров с использованием МООК может быть представлена на основе принципов открытого образования, которые сводятся к следующему:открытое расписание: обучающиеся имеют возможность совмещать различные образовательные ресурсы, выстраивать собственную логику занятий и/или последовательность освоения учебно-методических комплексов по разным дисциплинам для того, чтобы удовлетворять свои индивидуальные запросы в полном объеме; открытое обучение: преподаватели, тьюторы и/или обучающиеся могут через различные виды деятельности генерировать новые идеи и делиться ими в процессе обучения; открытая аттестация: оценивание достигнутых результатов преподавателями, самим слушателем и другими обучающими своих коллег производится в процессе обучения, т. е. имеется возможность самооценивания, группового контроля или взаимооценивания участниками учебного процесса успехов друг друга;открытая платформа: возможность поддерживать динамическое и интерактивное профессиональное общение в открытом образовательном пространстве, принимая личное участие в создании и обеспечении эффективного функционирования привлекательного, интуитивно-понятного и стабильного пользовательского интерфейса для преподавателей и обучающихся.Модель повышения квалификации с использование MOOCsвключает: – входное тестирование, которое предусматривает оценку профессиональной компетентности педагога. По результатам входной проверки выбирается проблемное поле и формулируются образовательные задачи курса повышения квалификации; – разработку индивидуальной образовательной программы (выбор актуальных для изучения тем и учебных модулей). Основой составления программы являются выявленные в результате входного тестирования профессиональные затруднения; – реализацию индивидуальной образовательной программы повышения квалификации.В рамках оценки MOOCs для повышения квалификации стоит отметить как плюсы, так и минусы онлайн курсов.К плюсам MOOCs в рамках института повышения квалификации стоит отнести:постоянная доступность и возможность использования того или иного материала для повторения несколько раз;удобство использования поскольку не нужно тратить время на дорогу до учебного заведения, онлайн-доступ в любое время, возможность выбора для повторения той или иной дисциплины в режиме онлайн;психологический комфорт;карьерный рост. В рамках непрерывного образования, это один из значимых плюсов, онлайн можно получить еще одно образование и повысить свою квалификацию.К минусам MOOCs в рамках института повышения квалификации стоит отнести:отсутствие непосредственных контактов, при этом стоит учитывать, что для субъектов которые уже имеют базовые знания или другое образование, важна не только самостоятельная, но коллективные методы;к недостаткам стоит отнести и сложность самоорганизации, поскольку, у субъектов которые уже имеют какое-либо базовое образование снижен уровень самоконтроля в рамках овладения новыми теоретическими знаниями, поскольку многие получившие уже образования в большей степени практики с уже устоявшимися ценностными установками;ограниченность онлайн ресурсов, поскольку они рассчитаны на ускоренное изучение того или иного материала.Таким образом, индустриализация обучения или же его компьютеризация и технологизация обучения, позволяет реализовывать и использовать новейшие модели в рамках повышения квалификации. Кроме того стала возможна проверка результативности усвоения содержания MOOCs. Поэтому, компьютеризация образовательного процесса в достаточной степени расширяет возможности дистанционного или заочного обучения и повышения квалификации, особенно для людей, которые зависимы от обстоятельств и не могут принять форму классического обучения. ЗаключениеРазвитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет расширить спектр образовательных услуг и дополнить его новыми методами и средствами обучения. На смену индустриальному обществу пришло информационное, приоритетными задачами которого становятся формирование и развитие компетенций специалистов, использующих ИКТ в своей деятельности. Массовое распространение получают современные информационные и коммуникационные технологии во всем мире, среди всех категорий населения. Практически каждый молодой человек имеет хотя бы один смартфон, планшет, компьютер или ноутбук, т. е. точку доступа к сети высокоскоростного широкополосного интернета, что позволяет желающим получать образовательные услуги онлайн. На сегодняшний день российская система образования представлена как основным (обязательным), так и дополнительным профессиональным образованием. В образовательный процесс повсеместно внедряются новые методы и технологии работы с применением ИКТ, но особенно динамично и стремительно развивается рынок дополнительного профессионального образования.Современные ООР оперативно предоставляют учащимся и преподавателям доступ к самым разнообразным источникам информации, позволяют повысить эффективность самостоятельной работы, открывают новые возможности для творчества и проявления своих способностей, а также позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения в русле непрерывного образования.Дистанционное обучение в высшем и дополнительном профессиональном образовании и можно назвать стремительно развивающейся формой образования, но она пока не настолько массовая, как хотелось бы государственным управляющим, руководителям учебных заведений и информационного сообщества. Отсюда следует, что сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего.Особенности современного постоянно изменяющегося и высокотехнологичного мира ставят насущные вопросы расширения возможностей непрерывного самообразования за счет набирающих популярность в последние годы массовых открытых онлайн курсов. Органично используя достижения традиционных методов дистанционного образования, современные технологии подняли учебный процесс на значительно более высокий технологический уровень интерактивности и эффективности.Применение инновационных мультимедийных образовательных технологий, как MOOCs позволяет не только сделать процесс обучения или повышения профессиональной квалификации содержательным, увлекательным и интересным, но и делает его непрерывным на протяжении личной и профессиональной жизнедеятельности, что дает обучающимся прекрасную возможность самореализации в плане личностного развития, раскрытия творческого и профессионального потенциала, карьерного роста для того, чтобы наилучшим образом адаптироваться к новым вызовам современного информационного общества.Список использованных источников и литературыЗаконы и иные нормативно-правовые актыФедеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Образование//[Электронный ресурс]: http://ug.ru/archive/25192 (дата обращения 15.11.2018)Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. // СЗ РФ 2014. № 24. ст. 3105.ЛитератураАндреев А.А. Открытые образовательные ресурсы и МООС / А.А. Андреев // Электронное обучение в непрерывном образовании. – Ульяновск, 2014. С.188-193.Базыр Х.А. Открытые образовательные ресурсы // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы 2018. С. 21-23. Bal V., Mozhaeva G. Modern tendencies in education development: experience of National Research Tomsk State University in MOOC creation. Triple Helix XII International Conference «The Triple Helix and Innovation Based Economic Growth: New Frontiers and Solutions», Tomsk, Russia, September 11–13, 2014. Proceedings. Tomsk: Publishing Office of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 2014. P. 241–244.Висторобская Е.Н., Гришкова Н.С., Агаева А.Н. Интеграция высшего образования России в международное пространство //Наука и образование: новое время 2016. № 2 (13) С. 228-232. Вьюшкина Е.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 78-83Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Век глобализации 2013. № 2. С. 102-105.Гулая Т.М., Романова С.А. Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58). С. 197-199.Дорофеева М.Ю. Открытые образовательные ресурсы: об опыте и перспективах / М.Ю.Дорофеева // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования сборник трудов Научно-методической конференции. Томск, 2017. – С. 103-104Жижина И. В. Организационно-содержательные условия стажировочной деятельности в системе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 79–82 Изотова, Е.И. Сущность и роль МООК в образовательной среде университета / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2015. Каменева Н.А. Основные направления развития системы образования в России // Инновации в гражданской авиации. 2016. № 1. С. 89-95. Капшутарь М.А., Сорокина Н.Е. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации Екатеринбург 22 января 2018 г. С. 54-57. Кикоть Е.Н., Великите Н.Я., Шевченко Н.И. Современные подходы к образовательной деятельности вуза. // III Балтийский морской форум: сб. тез. докладов междунар. конф. – Калининград: БГАРФ, 2015. С. 51–54Климентьева В.В. Возможности реализации непрерывного образования через массовые открытые онлайн курсы //Преподаватель XXI век. 2017. № 3-1. С. 153-159.Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. Кузьминов Я.И. и др. Российское образование– 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. М.: 2008. Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития / Киселев. Российский совет по международным делам. – М.: Спецкнига, 2017. Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1. № 1 (2). С. 579–587.Носкова Т.Н., Яковлева О.В., Павлова Т.Б., Смирнова-Трибульска Е. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 25-34.Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. С.38-41. Resnick Mitchel. Kindergarten Is the Model for Lifelong Learning Edutopia. N.p., 13 Apr. 2014. Web. 01 Oct. 2014.Сабирова Л.Л. Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2 (30). С. 72-77.Сырина Т.А., Сарычева Л.В. О новых организационных формах в системе повышения квалификации педагогов // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 51-55Tough A. Data page for «Reflections on the study of adult learning». Centre for the Study of Education and Work, Research Repository, Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto. WALL Working Paper 8., 1999Young Scott H. «15 Steps to Cultivate Lifelong Learning» (n.d.): n. pag. Lifehack RSS. 30 July 2014. Web. 30 Sept. 2014. Убаева В.В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн курсы // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 4 (40). С. 105-108.Шамшович В.Ф. Непрерывное образование как отличительная особенность современного общества // Проблемы современного педагогического образования 2017. № 56-7. С. 242-250. Интернет-ресурсы2016 TopMarketsReportEducation // [Электронный ресурс]: http://trade.gov/topmarkets/pdf/Education_Executive_Summary.pdf (дата обращения 17.11.2018)Гаврилов К.А. Разновидности массовых онлайн-курсов. Возможность применения данных курсов в учебном процессе // [Электронный ресурс]: http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2014/2/c2_Gavrilov.pdf(дата обращения 22.11.2018)Dodson, M.N., Kitburi K., Berge Z.L. Possibilities for MOOCs in Corporate Training and Development. PerformanceImprovement, 2015. – РР. 14-20 [Электронныйресурс]: https://www.researchgate.net/publication/284133945_Possibilities_for_MOOCs_in_ Corporate_Training_and_Development. Кармановский А.В. Формирование готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения / А.В. Кармановский // Диссертация. – [Электронный ресурс] http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-nepreryvnomu-professionalnomu-obrazovaniju-v.html (дата обращения 14.11.2018)Массовые открытые онлайн курсы (МООС) [Электронный ресурс] // режим доступа: http://eto.kai.ru/resources/edr/mooc/(дата обращения 23.11.2018)Массовые открытые онлайн курсы (МООС) [Электронный ресурс] // режим доступа: http://eto.kai.ru/resources/edr/mooc/ (дата обращения 22. 11.2018)Международное сотрудничество. Министерство образования // [Электронный ресурс]: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения 17.11.2018)Nielson, B. MOOCs to Bridge the Workplace Skills Gap – 04/25/2017 [Электронныйресурс]: http://www.yourtrainingedge.com/moocsto-bridge-the-workplace-skills-gap/ (датаобращения 25.11.2018)Российские образовательные онлайн-платформы [Электронный ресурс] // режим доступа: http://eop.cfuv.ru/OR/pdfs/Obr_platformi.pdf (дата обращения 22.11.2018)Рынок онлайн-образования в России и мире [Электронный ресурс] // режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350 (дата обращения 23.11.2018)Рядовой Н.Н. Непрерывное профессиональное образование как фактор инновационного развития производства // Диссертация. – [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/nepreryvnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-proizvodstva (дата обращения 16.11.2018)LifeLongLearning // [Электронный ресурс]: http://www.arrow-training.com/index.php/en/what/life-long-learning(дата обращения 04.01.2019)Commission of the European Communities. (2001, November 21). Making a European Area of Lifelong Learning a Reality. Retrieved from EUR-Lex: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2001:0678:FIN:EN:PDF(датаобращения 04.01.2019)
Законы и иные нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Образование//[Электронный ресурс]: http://ug.ru/archive/25192 (дата обращения 15.11.2018)
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. // СЗ РФ 2014. № 24. ст. 3105.
Литература
4. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы и МООС / А.А. Андреев // Электронное обучение в непрерывном образовании. – Ульяновск, 2014. С.188-193.
5. Базыр Х.А. Открытые образовательные ресурсы // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы 2018. С. 21-23.
6. Bal V., Mozhaeva G. Modern tendencies in education development: experience of National Research Tomsk State University in MOOC creation. Triple Helix XII International Conference «The Triple Helix and Innovation Based Economic Growth: New Frontiers and Solutions», Tomsk, Russia, September 11–13, 2014. Proceedings. Tomsk: Publishing Office of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 2014. P. 241–244.
7. Висторобская Е.Н., Гришкова Н.С., Агаева А.Н. Интеграция высшего образования России в международное пространство //Наука и образование: новое время 2016. № 2 (13) С. 228-232.
8. Вьюшкина Е.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 78-83
9. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Век глобализации 2013. № 2. С. 102-105.
10. Гулая Т.М., Романова С.А. Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58). С. 197-199.
11. Дорофеева М.Ю. Открытые образовательные ресурсы: об опыте и перспективах / М.Ю.Дорофеева // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования сборник трудов Научно-методической конференции. Томск, 2017. – С. 103-104
12. Жижина И. В. Организационно-содержательные условия стажировочной деятельности в системе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 79–82
13. Изотова, Е.И. Сущность и роль МООК в образовательной среде университета / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2015.
14. Каменева Н.А. Основные направления развития системы образования в России // Инновации в гражданской авиации. 2016. № 1. С. 89-95.
15. Капшутарь М.А., Сорокина Н.Е. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации Екатеринбург 22 января 2018 г. С. 54-57.
16. Кикоть Е.Н., Великите Н.Я., Шевченко Н.И. Современные подходы к образовательной деятельности вуза. // III Балтийский морской форум: сб. тез. докладов междунар. конф. – Калининград: БГАРФ, 2015. С. 51–54
17. Климентьева В.В. Возможности реализации непрерывного образования через массовые открытые онлайн курсы //Преподаватель XXI век. 2017. № 3-1. С. 153-159.
18. Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014.
19. Кузьминов Я.И. и др. Российское образование– 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. М.: 2008.
20. Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития / Киселев. Российский совет по международным делам. – М.: Спецкнига, 2017.
21. Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1. № 1 (2). С. 579–587.
22. Носкова Т.Н., Яковлева О.В., Павлова Т.Б., Смирнова-Трибульска Е. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 25-34.
23. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. С.38-41.
24. Resnick Mitchel. Kindergarten Is the Model for Lifelong Learning Edutopia. N.p., 13 Apr. 2014. Web. 01 Oct. 2014.
25. Сабирова Л.Л. Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2 (30). С. 72-77.
26. Сырина Т.А., Сарычева Л.В. О новых организационных формах в системе повышения квалификации педагогов // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 51-55
27. Tough A. Data page for «Reflections on the study of adult learning». Centre for the Study of Education and Work, Research Repository, Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto. WALL Working Paper 8., 1999
28. Young Scott H. «15 Steps to Cultivate Lifelong Learning» (n.d.): n. pag. Lifehack RSS. 30 July 2014. Web. 30 Sept. 2014.
29. Убаева В.В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн курсы // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 4 (40). С. 105-108.
30. Шамшович В.Ф. Непрерывное образование как отличительная особенность современного общества // Проблемы современного педагогического образования 2017. № 56-7. С. 242-250.
Интернет-ресурсы
31. 2016 Top Markets Report Education // [Электронный ресурс]: http://trade.gov/topmarkets/pdf/Education_Executive_Summary.pdf (дата обращения 17.11.2018)
32. Гаврилов К.А. Разновидности массовых онлайн-курсов. Возможность применения данных курсов в учебном процессе // [Электронный ресурс]: http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2014/2/c2_Gavrilov.pdf(дата обращения 22.11.2018)
33. Dodson, M.N., Kitburi K., Berge Z.L. Possibilities for MOOCs in Corporate Training and Development. PerformanceImprovement, 2015. – РР. 14-20 [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/publication/284133945_Possibilities_for_MOOCs_in_ Corporate_Training_and_Development.
34. Кармановский А.В. Формирование готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения / А.В. Кармановский // Диссертация. – [Электронный ресурс] http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-nepreryvnomu-professionalnomu-obrazovaniju-v.html (дата обращения 14.11.2018)
35. Массовые открытые онлайн курсы (МООС) [Электронный ресурс] // режим доступа: http://eto.kai.ru/resources/edr/mooc/(дата обращения 23.11.2018)
36. Массовые открытые онлайн курсы (МООС) [Электронный ресурс] // режим доступа: http://eto.kai.ru/resources/edr/mooc/ (дата обращения 22. 11.2018)
37. Международное сотрудничество. Министерство образования // [Электронный ресурс]: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения 17.11.2018)
38. Nielson, B. MOOCs to Bridge the Workplace Skills Gap – 04/25/2017 [Электронный ресурс]: http://www.yourtrainingedge.com/moocsto-bridge-the-workplace-skills-gap/ (дата обращения 25.11.2018)
39. Российские образовательные онлайн-платформы [Электронный ресурс] // режим доступа: http://eop.cfuv.ru/OR/pdfs/Obr_platformi.pdf (дата обращения 22.11.2018)
40. Рынок онлайн-образования в России и мире [Электронный ресурс] // режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350 (дата обращения 23.11.2018)
41. Рядовой Н.Н. Непрерывное профессиональное образование как фактор инновационного развития производства // Диссертация. – [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/nepreryvnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-proizvodstva (дата обращения 16.11.2018)
42. Life Long Learning // [Электронный ресурс]: http://www.arrow-training.com/index.php/en/what/life-long-learning (дата обращения 04.01.2019)
43. Commission of the European Communities. (2001, November 21). Making a European Area of Lifelong Learning a Reality. Retrieved from EUR-Lex: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2001:0678:FIN:EN:PDF(дата обращения 04.01.2019)