Место и роль России в развитии мировых интеграционных процессов
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 01.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ 4
1.1. Понятие и сущность интеграции 4
1.2 Этапы интеграции 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВКАХ 12
2.1. Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества 12
2.2. Деятельность России в рамках БРИКС 18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ 27
3.1. Сотрудничество России и Европейского Союза 27
3.2. Россия в интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: проблемы и перспективы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Политические и экономические интересы России в АТР прежде всего заключаются в том, чтобы экономическая интеграция стала основным вектором российской внешней политики в данном регионе. Усиление политической и экономической активности России в АТР необходимо в условиях ослабления ее военного присутствия. Большое значение для России имеет региональное сотрудничество по актуальным вопросам, связанным с решением глобальных проблем, таких как борьба с международной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, бедностью, преодоление последствий экономических кризи- сов, экологических проблем, ликвидация смертельно опасных заболеваний, развитие образования, науки и культуры.Развитие двусторонних отношений со странами АТР – важнейшая задача России на ближайшую перспективу. Приоритетными направлениями взаимодействия является выстраивание добрососедских отношений с Китаем, пре- одоление сложностей в российско-американских и российско-японских отношениях, выход на новый уровень сотрудничества с Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Республикой Корея, странами АСЕАН. Важной зада- чей является восстановление экономических связей с бывшими союзниками СССР в Азии. В последние годы Россия списала КНДР, Монголии и Вьетнаму значительные суммы долга перед СССР и в обмен на это вправе рассчитывать на определенные льготы и преференции, в частности – на участие России в перспективных проектах этих стран.К числу главных среднесрочных целей России во внешней политике от- носится ее поэтапная интеграция в экономическое и финансовое пространство АТР, прежде всего посредством членства в АТЭС [6]. Полноправное участие России в работе данной организации выводит ее в число стран – лидеров региональных экономик, укрепляет ее политический статус и позволяет отчасти влиять на происходящие в регионе экономические процессы.44 А. М. БОБЫЛОНе менее важна работа в рамках сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В настоящее время Россия реализует со странами АСЕАН более 60 проектов, связанных с поставкой и обслуживанием в эти страны российских самолетов и вертолетов, подготовкой кадров для авиационной промышленности, созданием совместных технологических и инновационных альянсов в сфере телекоммуникационных сетей, систем поиска и системы ГЛОНАСС, использованием мирного атома, совместным освоением углеводородных месторождений, строительством железных дорог и т. д..Другим перспективным направлением региональной экономической ин- теграции при участии России, по оценкам президента РФ В. В. Путина во время его выступления на встрече с представителями делового форума «Рос- сия – АСЕАН» 20 мая 2016 г., может стать сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщества АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). По данному вопросу 8 мая 2015 г. Россией и Китаем было подписано совместное заявление. Российская сторона полагает, что при наличии достаточной поддержки со стороны таких финансовых институтов, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Азиатский банк развития (АБР), станет возможным участие РФ в реализации ряда перспективных, прежде всего транспортных проектов, например в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань с вероятностью ее продления до Екатеринбурга и далее через Астану до Пекина, а также автомагистрали Западный Китай – Западная Европа с выходом на Казань и Санкт-Петербург.В целом за последние годы России удалось наладить политический диалог практически со всеми ведущими странами АТР, с опорой преимуществен- но на дипломатические способы решения объективно существующих региональных проблем. Именно в результате этого Россия смогла вновь вернуться на азиатскую политическую сцену, выйти на качественно новый уровень от- ношений с Китаем, стала активным участником переговоров по корейской проблеме, восстановила свои позиции во Вьетнаме, Индонезии, вступила в активный диалог с Японией и другими странами региона.Поворот России на Восток создал благоприятные условия для укрепления экономических связей России с ведущими странами АТР. Яркой иллюстрацией начавшегося экономического диалога, например, можно считать российскую инициативу по созданию международной топливно- энергетической системы Северо-Восточной Азии (Азиатского энергетического кольца) и международной транспортной инфраструктуры, которые должны будут охватить все граничащие с Россией страны региона, при активном включении в эти проекты российского Дальнего Востока и Сибири. Данная инициатива активно обсуждалась президентом России В. В. Путиным с лидером Республики Корея Пак Кын Хе и премьер-министром Японии СиндзоАбэ на состоявшемся в начале сентября 2016 г. Восточном экономическом форуме во Владивостоке.Сотрудничество в области энергетики со странами АТР представляется России весьма перспективным. Так, например, за последние годы были под- писаны крупнейшие контракты в сфере топливной энергетики с Китаем (в ап- реле 2009 г. – соглашение по поставкам нефти по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) между российскими компаниями «Роснефть», «Транснефть» и китайской CNPC, в мае 2014 г. – соглашение на поставку в КНР российского природного газа на сумму свыше 400 млрд долл. между ОАО «Газпром» и Sinopec). Успешно реализуются нефтегазовые проекты ОАО «НК Роснефть» по освоению шельфовых углеводородных месторождений в Японском (Сахалин-1, Сахалин-2) и Южно-Китайском морях (Вьетнам, Индонезия). При поддержке ГК «Росатом» осуществляется строительство АЭС «Ниньтхуан-1» во Вьетнаме, морского угольного терминала, АЭС и нефтеперерабатывающего завода в Индонезии.Помимо энергетики в АТР существуют и другие масштабные проекты, реализуемые при участии России. Реальные контуры обретают, например, совместные проекты России с Индонезией, связанные со строительством глиноземного завода, осуществляемым «РУСАЛ». Прорабатывается идея создания сборочного производства автомобилей КАМАЗ. Россия готова также наращивать поставки в Индонезию среднемагистральных самолетов «Сухой Суперджет 100». Интересен экологический проект с Японией, связанный с глобальным изменением климата на планете в результате парникового эффекта. Данные соглашения имеют для России стратегическое значение, поскольку способствуют установлению тесных связей между российской и тихоокеанской экономикой и обеспечивают продвижение интересов России в АТР.Вместе с тем наряду с достижениями существуют и определенные трудности на пути интеграции России в азиатско-тихоокеанское пространство, которые в первую очередь связаны с развитием восточных территорий страны, прилегающих к Тихоокеанскому побережью – Сибири и Дальнего Востока. Основными проблемами здесь являются их малонаселенность, удаленность от центра, труднодоступность, суровый климат и т. д. В последние годы усиливается экономический, технологический и социальный разрыв между Тихоокеанской Россией и соседними странами АТР, сохраняется заметное отставание региона по условиям и комфортности жизни от остальной России, про- исходит разрушение стихийносложившейся в регионе в 1990-е гг. интеграционной инфраструктуры (автомобильный и челночный бизнес, привлечение рабочей силы из стран Восточной Азии, международные транспортные пути), вследствие низкого уровня зарплат наблюдается отток населения в центральные регионы страны.В этой связи улучшение жизни россиян в Сибири и на Дальнем Востоке – одна из наиболее важных и трудных задач нашего государства на ближайшие десятилетия, решение которой неизбежно связано с развитием многостороннего взаимодействия, выстраиванием долгосрочного экономического сотрудничества и партнерства России со странами АТР. Одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки по развитию экономического сотрудничества России с сопредельными государствами являются регулярнопроводимые на территории нашей страны различные экономические форумы, которые выступают площадками для налаживания диалога российских пред- приятий и бизнеса с потенциальными зарубежными инвесторами. В качестве примера можно назвать Восточный экономический форум во Владивостоке, целью которого является содействие включению регионов в общероссийское и международное разделение труда, привлечение инвесторов посредством размещения новых предприятий, повышение деловой активности Сибири и Дальнего Востока. Так, благодаря вступившим в действие федеральным законам «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» и «О свободном порте Владивосток» на Дальний Восток уже удалось привлечь более 200 млрд руб. инвестиций.По мнению В. Л. Ларина, основой для успешного решения стратегических задач России в Сибири и на Дальнем Востоке должны быть не программы социально-экономического развития, а пакет политико-административных, правовых решений и управленческих воздействий. В его основу должны быть положены следующие стратегические цели: создание «пояса безопасности» и обеспечение геополитического присутствия России на Тихом океане; решение социальных и гуманитарных задач; реализация инвестиционных проектов в тех зонах, где это экономически целесообразно. Альтернативой «комплексному экономическому развитию» региона могут стать зональное развитие и антропоцентричный подход, при котором главной сферой капитальных вложений государства становятся интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал, экономика знаний, информационное и гражданское общество.Национальные интересы России в сфере безопасности АТР. Помимо по- литического и экономического аспектов взаимодействия со странами АТР, крайне важным для России является сотрудничество в сфере безопасности.Мощные производственные ресурсы, развитая транспортная система и, как следствие, особое геостратегическое положение в целом делают данный регион объектом политических притязаний со стороны многих стран. В этих условиях Россия также вынуждена принимать меры по обеспечению своей безопасности, в том числе путем участия в формировании структур, ставящих целью обеспечить стабильное мирное развитие. По мнению ряда российских экспертов, деятельность России по обеспечению безопасности и сотрудничества в АТР могла бы развиваться по следующим основным направлениям:– наполнение двусторонних отношений со странами региона конкретным содержанием;– активное участие в создании субрегиональных и региональной систем безопасности и сотрудничества;– миротворческая деятельность, посредничество при урегулировании региональных конфликтов в АТР;– использование практических мер по снижению уровня агрессии, военного противостояния, укреплению доверия, проведение консультаций.Продвижение на этих направлениях, скорее всего, будет постепенным: посредством развития двусторонних отношений (прежде всего с ведущимидержавами АТР), через укрепление роли межгосударственных (правительственных и неправительственных) институтов сотрудничества, например в рамках Регионального форума АСЕАН, в котором Россия участвует с 1994 г. и сегодня имеет хорошие шансы заявить о себе в качестве одного из основателей будущей системы безопасности в АТР. Принимаемые в рамках данного форума решения все в большей мере приобретают характер международных режимов (кодексов поведения), а сам форум, по сути, становится организацией коллективной безопасности. Большое внимание также уделяется Россией сотрудничеству с государствами в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).Что касается двустороннего сотрудничества, то прежде всего это возобновление политического диалога с США, укрепление отношений с Японией, стратегическое партнерство с Китаем и динамичное развитие всесторонних связей с КНДР и РК, другими странами и группами государств АТР, в частности с АСЕАН. Для обеспечения интересов России в постсоветском центральноазиатском регионе важную роль может играть тесное сотрудничество с Индией. При этом Россия готова к выстраиванию новых отношений только на основе ее равноправного участия в обсуждении ключевых вопросов, таких как сокращение вооруженных сил и вооружений в АТР, признание самостоятельности действий России в обеспечении ее национальных интересов и т. д.Таким образом, российская стратегия должна основываться на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государства- ми региона, решении спорных вопросов преимущественно политическими средствами. При существующей в регионе многополярности и большом количестве возникающих противоречий вопрос об ограничении и сокращении вооруженных сил встает достаточно остро.В настоящее время Россия практически не подвержена каким-либо значимым военным угрозам со стороны государств АТР, что позволяет ей сокращать до разумного предела свой обширный оборонный потенциал на Дальнем Востоке. Однако реальные экономические возможности России, связанные, в том числе, с большими расходами на развитие военно- промышленного комплекса, вряд ли позволят ей применять силовые методы в решении своих проблем в АТР.В целом можно сформулировать следующие основные национальные интересы России в АТР:– участие в формировании эффективной системы региональной безопасности на основе интеграционных объединений;– углубление экономического сотрудничества со странами региона, запуск крупных инфраструктурных инвестиционных и инновационных проектов совместно с Японией, КНР, Республикой Корея, Индией и Индонезией в области освоения сырьевых ресурсов, топливной и атомной энергетики, строительства транспортно-логистических объектов, создания высокотехнологичного производства и т. д.;– создание механизмов наращивания культурного влияния в регионе, продвижение национального языка, образования и культуры с помощью государственных органов МИД РФ (Россотрудничество), российских вузов, раз- личных учреждений в области культуры, спорта и туризма, независимых фондов, общественных организаций и движений.В этой связи основными приоритетными задачами внешнеполитической стратегии России на ближайшее десятилетие на азиатско-тихоокеанском направлении должны стать:– более активная интеграция России в политические, экономические и культурные процессы АТР в соответствии с ее национальным потенциалом и закрепление в регионе в качестве уникального евразийского государства, способного стать связующим звеном между Европой и Азией;– опережающее развитие Сибири и Дальнего Востока, связанное с при- влечением иностранных инвестиций в эти регионы, прежде всего в «точки экономического роста» и отрасли высоких технологий; удержание имеющейся и привлечение дополнительной квалифицированной рабочей силы, создание благоприятных условий для российского и иностранного капитала (принятие комплекса мер по улучшению инвестиционного законодательства в России), решение социальных и экономических проблем населения, разработка и реализация перспективных инновационных проектов;– перенос акцента с переселения соотечественников на Восток на удержание местного населения, поощрение и регулирование внутрирегиональной миграции, создание социальных условий для привлечения высокопроизводительных трудовых ресурсов и концентрации их в «точках» экономического роста и стратегического присутствия (региональные «мегаполисы» как средство притяжения человеческого капитала);– использование монопольного положения России как страны, непосредственно примыкающей к Тихоокеанскому региону, для развития и укрепления отношений со странами СНГ (в том числе через осуществление посреднических функций);– поддержание имиджа разумной, прагматичной и независимой державы, фокусирующей усилия на практических вопросах развития своей экономики, повышении жизненного уровня населения, поддержании стабильности и без- опасности во всем регионе АТР;– поддержание и развитие переговорного процесса по всем, в том числе военно-политическим и военным, направлениям как фактора создания благо- приятного климата в отношениях между всеми странами региона;– налаживание интенсивного экономического, военно-технического, инновационного и технологического сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе; создание в странах АТР совместных предприятий, базирующихся на российских технологических и научных достижениях, усиление взаимодействия бизнеса и НИОКР; конкурентоспособное производство в географических и климатических условиях Дальнего Востока возможно либо при государственной поддержке и государственном протекционизме, либо в прорывных областях, основанных на передовых достижениях науки;– реализация идеи по созданию Азиатского энергетического кольца меж- ду странами Северо-Восточной Азии (Россия, КНР, РК, КНДР, Япония);– развитие широкого экономического партнерства с ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, создание оптимальной структуры евро-азиатских транспортных коридоров и логистических связей со странами АТР; диверсификация цепочек поставок грузов из Азии в Европу и обратно;– преимущественное вложение государственных инвестиций не в материальные ресурсы, не в производство, а в человека, его интеллект; использование инструментов «мягкой силы» в российской политике в АТР; оказание государственной поддержки направлению в средние специальные и высшие учебные заведения стран АТР российских студентов и иностранных студентов из стран АТР на обучение в Россию.Таким образом, предпосылки для формирования цельной стратегии по обеспечению национальных интересов России в регионе объективно уже существуют. Для дальнейшей успешной работы по данному направлению необходимо согласование, унификация и утверждение выдвигаемых концептуальных положений на различных уровнях, как со стороны общественности, так и со стороны различных органов власти. Новая региональная архитектура от- ношений между странами региона, вероятно, будет формироваться постепенно, с выстраиванием системы баланса сил и интересов с опорой в большей степени на торгово-экономическое сотрудничество, нежели на военно- стратегическое взаимодействие.В новой системе складывающегося мирового порядка и расстановки сил в АТР свое место ищет и Россия. Стремясь к выстраиванию долгосрочных и взаимовыгодных отношений со странами АТР, она, с одной стороны, рассчитывает стать полноправным участником региональных политических и экономических интеграционных процессов, с другой стороны, как великая мировая и азиатская страна, остающаяся мощной в военном отношении, претендует на роль одного из ключевых гарантов по поддержанию стабильности и безопасности в АТР. Оттого, как Россия проявит себя на азиатско-тихоокеанской политической сцене, в ближайшее время будет зависеть ее будущее и процветание.ЗАКЛЮЧЕНИЕИнтеграция России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.Основными этапы интеграции являются:Зона свободной торговли;Таможенный союз;Платежный союз;Общий рынок;Экономический и валютный союз.Наиболее ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.В настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелозубенко В.С., Усов А.С. Онтология интеграционных процессов на уровне регионов мира // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: Экономические. Выпуск 91, c. 79 - 86.Бляхер Л. Е. Возможные коммуникативные сбои на саммите АТЭС / Л. Е. Бляхер // Пространствен. экономика. – 2012. – No 2. – С. 134–135.Большаков С. И. Проблемы моделирования системы коллективной безопасности в АТР: АРФ и евро-атлантические структуры через призмунациональных инте- ресов РФ / С. И. Большаков. – М. : Дипломат. Акад. МИДРоссии, 2004. – 41 с.Владимиров В. Безопасность в АТР: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. Владимиров. – URL: http://observer.materik.ru /observer/ N27_ 93/27_ 05 .HTMВладимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия / / Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2001 (http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml)Всемирная торговая организация, Ежегодный доклад, 2002 год (Женева: ВТО, 2002 год)Гарусова Л. Н. Региональные аспекты современных международных отношений. Азиатско-Тихоокеанский регион / Л. Н. Гарусова. – Владивосток : Изд-во ВГУ- ЭС, 2012. – 228 c.Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистская теория и реальность (например, АСЕАН). - М .: «Наука». HomeEdition Восточная литература. 1990. c. 7-8КолдуноваЕ. В. Can Russia be a leader in East Asian economic integration? [Elec- tronic resource] / Е. В. Колдунова // East Asia forum. – 2016. – August 17. – URL: http://www.eastasiaforum.org/ 2016/08/17/can-russia-be-a-leader-in-east-asian-economic- integration/ 6. Концепция внешней политики России [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февр. 2013 г. – URL: http: //www.mid.ru /foreign_policy/ offi- cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186Кортунов С. В. Cовременная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности, 2008 [Электронный ресурс].– URL: http://uchebnik- online.com/131/1491.html Ларин В. Л. Стратегические приоритеты развития Тихоокеанской России / В. Л. Ларин // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2015. – No 6. – С. 18–27.Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: учебник. - Москва: Финансы и статистика, 2001Официальный сайт Восточного экономического форума [Электронный ресурс]. – URL: https:// forumvostok.ru/wpcontent/ uploads/2016/09/ 03.09_Plenarnoe_zasedanie.pdfОфициальный сайт Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс].– URL: http://dvtu.customs.ru/ in-dex.php?option=com_content&view=article&id=18472:----2015-&catid=50:obzors-public- cat&Itemid=101Официальный сайт Саммит Россия – АСЕАН [Электронный ресурс]. – 19– 20 мая 2016 г., г. Сочи. – URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/ 20160309/7163.htmlРыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. - 5 изд. M., UNITY-DANA, 2005. 6. БалассаБ..К теории экономической интеграции // Kyklos 1961Volume 14, Issue 1, p. 1 - 17.Чарльз У.Л. Hill, Global Business Today, четвертое издание.
1. Белозубенко В.С., Усов А.С. Онтология интеграционных процессов на уровне регионов мира // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: Экономические. Выпуск 91, c. 79 - 86.
2. Бляхер Л. Е. Возможные коммуникативные сбои на саммите АТЭС / Л. Е. Бляхер // Пространствен. экономика. – 2012. – No 2. – С. 134–135.
3. Большаков С. И. Проблемы моделирования системы коллективной безопасности в АТР: АРФ и евро-атлантические структуры через призму национальных инте- ресов РФ / С. И. Большаков. – М. : Дипломат. Акад. МИД России, 2004. – 41 с.
4. Владимиров В. Безопасность в АТР: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. Владимиров. – URL: http://observer.materik.ru /observer/ N27_ 93/27_ 05 .HTM
5. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия / / Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2001 (http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml)
6. Всемирная торговая организация, Ежегодный доклад, 2002 год (Женева: ВТО, 2002 год)
7. Гарусова Л. Н. Региональные аспекты современных международных отношений. Азиатско-Тихоокеанский регион / Л. Н. Гарусова. – Владивосток : Изд-во ВГУ- ЭС, 2012. – 228 c.
8. Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистская теория и реальность (например, АСЕАН). - М .: «Наука». Home Edition Восточная литература. 1990. c. 7-8
9. Колдунова Е. В. Can Russia be a leader in East Asian economic integration? [Elec- tronic resource] / Е. В. Колдунова // East Asia forum. – 2016. – August 17. – URL: http://www.eastasiaforum.org/ 2016/08/17/can-russia-be-a-leader-in-east-asian-economic- integration/
10. 6. Концепция внешней политики России [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февр. 2013 г. – URL: http: //www.mid.ru /foreign_policy/ offi- cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186
11. Кортунов С. В. Cовременная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности, 2008 [Электронный ресурс].– URL: http://uchebnik- online.com/131/1491.html
12. Ларин В. Л. Стратегические приоритеты развития Тихоокеанской России / В. Л. Ларин // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2015. – No 6. – С. 18–27.
13. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: учебник. - Москва: Финансы и статистика, 2001
14. Официальный сайт Восточного экономического форума [Электронный ресурс]. – URL: https:// forumvostok.ru/wpcontent/ uploads/2016/09/ 03.09_Plenarnoe_zasedanie.pdf
15. Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс].– URL: http://dvtu.customs.ru/ in-dex.php?option=com_content&view=article&id=18472:----2015-&catid=50:obzors-public- cat&Itemid=101
16. Официальный сайт Саммит Россия – АСЕАН [Электронный ресурс]. – 19– 20 мая 2016 г., г. Сочи. – URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/ 20160309/7163.html
17. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. - 5 изд. M., UNITY-DANA, 2005. 6. Баласса Б.. К теории экономической интеграции // Kyklos 1961Volume 14, Issue 1, p. 1 - 17.
18. Чарльз У.Л. Hill, Global Business Today, четвертое издание.
Вопрос-ответ:
Каково понятие и сущность интеграции?
Интеграция - это процесс объединения разных элементов в единое целое с целью достижения совместных преимуществ и усиления взаимодействия. В мировых интеграционных процессах главной целью является создание устойчивых и эффективных отношений в различных сферах: экономической, политической, социальной и технологической.
Какую роль играет Россия в Азиатско-тихоокеанском форуме экономического сотрудничества?
Россия играет активную роль в Азиатско-тихоокеанском форуме экономического сотрудничества (АТЭС). Она является одним из основных участников форума и активно влияет на принятие решений. Россия привлекает инвестиции, развивает торгово-экономическое сотрудничество и содействует развитию региональной инфраструктуры. Кроме того, Россия является инициатором важных проектов, направленных на укрепление экономического и политического сотрудничества в регионе.
Какова деятельность России в рамках БРИКС?
Россия активно участвует в деятельности БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). В рамках этой организации Россия сотрудничает с другими участниками по ряду вопросов, таких как валютные резервы, развитие торговли и инвестиций, взаимодействие в области экономики и политики.
Каково понятие и сущность интеграции?
Интеграция - это процесс объединения различных стран или регионов с целью создания общего пространства совместной деятельности. Его сущность заключается в формировании единого рынка, свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей, а также координации и сотрудничестве в различных областях.
Какие этапы проходит процесс интеграции?
Процесс интеграции проходит через несколько этапов. Первый этап - это зона свободной торговли, где участники устанавливают нулевые тарифы на товары между собой. Второй этап - это таможенный союз, где формируется единая таможенная политика и внешние таможенные стены. Третий этап - это общий рынок, где устанавливаются общие правила и нормы регулирования экономической деятельности. Четвертый этап - это экономическая и валютная унион, где участники используют общую валюту и согласовывают свою экономическую политику.
Как активно Россия участвует в Азиатско-тихоокеанском форуме экономического сотрудничества?
Россия активно участвует в Азиатско-тихоокеанском форуме экономического сотрудничества (АТЭС). Она является одним из основателей форума и активно сотрудничает с другими членами по различным направлениям, таким как торговля, инвестиции, энергетика и транспорт. Россия также является хозяйкой саммита АТЭС, который проводится ежегодно и становится платформой для обсуждения и принятия стратегических решений.
Что представляет собой БРИКС и какова роль России в этой группировке?
БРИКС - это экономическая группировка, объединяющая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. Россия играет важную роль в БРИКС, так как она является одной из основных экономических и политических держав мира. Россия активно сотрудничает с другими членами группировки, развивая торговлю, инвестиции и культурные связи. Она также выступает за укрепление роли БРИКС в международных организациях и принятие совместных решений по глобальным вопросам.
Каковы основные этапы интеграции?
Основные этапы интеграции включают: фазу формирования, когда страны приходят к соглашению о создании интеграционной структуры; фазу развития, где происходит углубление и расширение сотрудничества; и фазу завершения, когда интеграционная группировка достигает своих основных целей и задач.
Какую роль играет Россия в Азиатско-тихоокеанском форуме экономического сотрудничества?
Россия играет активную роль в АТЭС, внося значительный вклад в развитие экономического сотрудничества в регионе. Она является одним из основных участников и инициаторов многих проектов, направленных на укрепление инфраструктуры, развитие торговли и инвестиций, а также улучшение условий для бизнеса.
Какова роль России в рамках БРИКС?
Россия является одним из основных членов БРИКС и играет важную роль в развитии этой интеграционной группировки. Она активно участвует в проведении встреч и саммитов БРИКС, где совместно с другими участниками принимает решения по различным вопросам, таким как сотрудничество в экономике, политике, культуре и т.д.
Каковы перспективы интеграции России в мировую экономику?
Перспективы интеграции России в мировую экономику включают продолжение развития сотрудничества с Европейским Союзом, укрепление позиций в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также расширение взаимодействия с другими интеграционными группировками и странами. Россия стремится стать активным участником мировых интеграционных процессов и вносить свой вклад в их развитие.