56. Социальные роли руководителя организации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология менеджмента
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава1.Социологические особенности руководителя 4
1.1. Руководитель с точки зрения социологии 4
1.2.Социальные функции и роль руководителя 8
Глава2. Социальный статус и роль лидера 19
2.1.Социальная роль лидера 19
2.2.Лидерство и управление 21
Заключение 24
Литература 25

Фрагмент для ознакомления

Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности. Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как целеустремленность, настойчивость, ответственность. Все данные качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры.  Глава2. Социальный статус и роль лидера2.1.Социальная роль лидераСоциальная роль - набор действий, образцов поведения, которое общество будет ожидать от обладателя того или иного социального статуса. В течение своей жизни человек овладевает многими социальными ролями (например, роль ребенка, учащегося, друга и т.д.), социальные роли меняются в зависимости от того, чем занимается, каким социальным статутом обладает человек на данный момент своей жизни. Вместе с тем, человек и в один момент своей жизни может играть разные социальные роли. Ролевой набор - это совокупность всех ролей, которые соответствуют социальному статусу индивида в данный момент. Может произойти такое, когда человек, обладая несколькими социальными ролями, не может их грамотно сочетать, тогда происходит ролевой конфликт. Динамичная социальная и политическая ситуация в нашей стране, связанны с построением и развитием рыночных отношений, своеобразной эволюцией бизнес-сообщества, непрерывные, быстрые и непредсказуемые перемены – все это смогло предопределить в нашей стране востребованность лидеров-руководителей. Лидерство это особый тип взаимоотношений, которые можно отнести к управленческим, возникающих в процессе совместной деятельности руководителя и подчинённых. В их основании находится рациональное сочетание методов власти и направленность на достижение такого уровня самоорганизации подчиненных, при котором они становятся способны на совместную деятельность в общих интересах и достижение общих целей. Лидерство рассматривается как важнейший компонент эффективной руководящей деятельности. Содержание социальной роли лидера Человек, играющий социальную роль лидера, появляется там, где складывается объединение людей. Это обусловлено тем, что социальная роль вообще выражает определенные ожидания от индивида, занявшего соответствующую социальную позицию. Социальная роль лидера содержит ожидания со стороны окружающих, что индивид, претендующий на руководство ими или уже взявший на себя выполнение данной функции, будет соответствовать определенным критериям и требованиям, обеспечивающим эффективное выполнение данной роли. Прежде всего, лидер в качестве такового должен играть роль символа, образца для поведения членов, входящих в группу или организацию. Люди с меньшей властью в организации под влиянием лидера, которое может быть основано на рациональности, харизматичности, традициях или обычаях, должны следовать за лидером в решении общегрупповых или общеорганизационных задач. А от лидера же требуется четкое понимание ответственности за других людей, кто ему в той или иной степени подчиняется, делегировав задачу принятия важных решений. Для лидера необходимо грамотное распределение усилий, умелое принятие решений, так как любая оплошность может сказаться на всем коллективе. Прежде всего, лидер в качестве такового должен играть роль символа, образца для поведения членов, входящих в группу или организацию. Люди с меньшей властью в организации под влиянием лидера, которое может быть основано на рациональности, харизматичности, традициях или обычаях, должны следовать за лидером в решении общегрупповых или общеорганизационных задач. А от лидера же требуется четкое понимание ответственности за других людей, кто ему в той или иной степени подчиняется, делегировав задачу принятия важных решений. Для лидера необходимо грамотное распределение усилий, умелое принятие решений, так как любая оплошность может сказаться на всем коллективе. Чтобы осуществлять руководство людьми и чтобы они шли за лидером, ему нужно обладать реальной властью, а власть это в подавляющем большинстве случаев принуждение. Принуждение может дифференцироваться по степени от наиболее жесткого (под угрозой наказания) до более мягкого (в форме пожелания или намека). Определение целей и задачи организации, обеспечение межличностных и межгрупповых контактов, выбор наиболее эффективных путей и средств решения возникающих перед группой, организацией или коллективом проблем – все это входит в содержание социальной роли лидера. Из этого можно сделать вывод, что если в в организации существуют лидеры, достижение всего выше перечисленного становится более продуктивным и быстрым. Лидерские качества Роль лидера определяется следующими лидерскими качествами:готовность идти на риск; активная позиция в жизни; надёжность, последовательность и нормативность; честность, справедливость, надежность, ответственность и последовательность в поступках и действиях;видение возможных перспектив; умение формировать условия для самореализации членов группы. Вхождение в роль лидера В большинстве случаев, лидерами люди не рождаются, а становятся и не сразу. Данный процесс не отличается особой лёгкостью: значительную роль здесь играет характер человека, который служит фундаментом развития умений и навыки в данной области. 2.2.Лидерство и управлениеРазличают феномены лидерства и управления: лидерство обеспечивает концентрацию внимания на достижении точных и желаемых результатов, а управление - на грамотном и адекватном осуществлении деятельности группы, коллектива, организации. Может произойти такое, когда человек, обладая несколькими социальными ролями, не может их грамотно сочетать, тогда происходит ролевой конфликт. Ролевой конфликт - это требования двух или нескольких несовместимых между собой социальных ролей, которые находятся в противоборстве. Молодая мама одновременно обладает социальной ролью заботливой и ответственной матерью, воспитателем для своего ребенка со стороны общества. С другой же стороны эта же девушка со стороны своих друзей обладает социальной ролью подруги, с которой можно проводить время, отдыхать и развлекаться. В результате, если девушка хочет играть обе эти социальные роли, она может столкнуться с такой ситуацией, когда не сможет себе позволить пойти на вечеринку, потому что ей надо остаться с ребенком. Это вызовет ролевую напряженность и, как следствие, ролевой конфликт. Структура социальной роли Социальная роль включает в себя: Ролевое ожидание, которое связано с социальным статусом индивида. Исполнение роли, то есть непосредственно то, как индивид действует. Социальная роль имеет следующую структуру: То, каким индивида видит общество - это непосредственная модель поведения индивида. То, как сам индивид видит и представляет для себя свое поведение, исходя из мнения общества. Реальное поведение самого индивида в своей социальной роли. Характеристики социальной роли По мнению Т. Парсонса можно говорить о следующих ее характеристиках - мотивации, эмоциональности, способе приобретения и формализации. Мотивация связана с тем, насколько и чем обусловлено возникновение у человека той или иной социальной роли и какими интересами или потребностями она вызвана. Эмоциональность социальной роли связана с тем, что для разных социальных ролей присущи совершенно различные уровни эмоциональности (строгой эмоциональности должен придерживаться работник похоронного бюро, а, например, у продавца может быть любой вид эмоциональной сдержанности). Способ приобретения связан с тем, как социальная роль появляется у человека. Она может сформироваться с процессе социализации, тогда она будет называться предписанной, а может сформироваться в процессе личной активности и тогда она будет называться приобретенной. Формализация социальной роли связана с характером ее возникновения - стихийно или на основе норм права. В качестве примера первого случая можно назвать социальную роль лидера восстания, второго - депутата, президента. Атрибуты социальной роли В понятие социальной роли входят: Поведение человека, его речь, действия, поступки. Внешний вид индивида. Сюда можно отнести и статусные символы (некие внешние знаки отличия). Мотивация индивида. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Это называется статусным видением мира - особенностями мировоззрения, которые сложились в соответствии с той или иной социальной ролью. Большое значение имеет статусная идентификация, то есть отождествление индивидом себя со своей социальной ролью и статусным образом. ЗаключениеРуководство — существенный компонент эффективного управления.Трудно переоценить роль руководителя в системе управления, успех функционирования которой во многом определяется его способностями, навыками, опытом, умением вызвать к жизни энергию и запас душевных сил всего коллектива. Ведь руководитель - это лидер, организующий и управляющий человеческими массами. Он должен убедить всех в важности и необходимости дела и заразить сложный аппарат воодушевлением и энергией. Его задача - социально-конструктивная.На руководителей ложится огромная личная ответственность за успех бизнеса. Это требует энциклопедических знаний в самых различных областях, прежде всего в экономике и управлении. Глобализация мирового хозяйства, резкое усиление конкуренции, существенное влияние информационных технологий обусловили появление множества нововведений в управлении предприятием.Литература1.Антонов В.Т., Серебряков Г.В. Цели, функции и мотивация управления организацией // Маркетинг. – 2012. - № 6. – С. 109 – 123.2.Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 487 c.3.Биннер Х. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 282 с.4.Битяков К.С. Эффективность практического управления организацией // Машиностроитель. – 2013. - № 6. – С. 34 – 36.5.Боковня, А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): Монография / А.Е. Боковня. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 144 c.6.Борисова, Е.Г. Основы руморологии. Теория и практика управления слухами: Учебное пособие пособие / Е.Г. Борисова. - М.: Флинта, 2014. - 132 c.7.Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.8.Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011. - 320 с.9.Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.10.Лебедев К.Н. Управленческие воздействия на объекты внешней среды фирмы // Экономические науки. – 2010. - № 9. – С. 167 – 171.11.Омаров Э.А., Абашилов Х.Ш. Некоторые аспекты современных механизмов управления предприятием // Вестник РЕАН. – 2011. - № 1. – С. 92 – 95.

Литература


1. Антонов В.Т., Серебряков Г.В. Цели, функции и мотивация управления организацией // Маркетинг. – 2012. - № 6. – С. 109 – 123.
2. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 487 c.
3. Биннер Х. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 282 с.
4. Битяков К.С. Эффективность практического управления организацией // Машиностроитель. – 2013. - № 6. – С. 34 – 36.
5. Боковня, А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): Монография / А.Е. Боковня. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 144 c.
6. Борисова, Е.Г. Основы руморологии. Теория и практика управления слухами: Учебное пособие пособие / Е.Г. Борисова. - М.: Флинта, 2014. - 132 c.
7. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011. - 320 с.
9. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
10. Лебедев К.Н. Управленческие воздействия на объекты внешней среды фирмы // Экономические науки. – 2010. - № 9. – С. 167 – 171.
11. Омаров Э.А., Абашилов Х.Ш. Некоторые аспекты современных механизмов управления предприятием // Вестник РЕАН. – 2011. - № 1. – С. 92 – 95.

Вопрос-ответ:

Какие психологические качества необходимы для успешного руководителя?

Успешному руководителю необходимо обладать такими психологическими качествами, как уверенность в себе, эмоциональная стабильность, способность принимать решения и управлять людьми. Эти качества позволяют ему эффективно выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей.

Какова роль руководителя с точки зрения социологии?

Социология рассматривает роль руководителя как ключевую в организации. Руководитель выполняет функции координации работы подчиненных, принятия решений, контроля и мотивации. Он также является представителем организации во внешней среде и обеспечивает выполнение социальных норм и требований.

Каковы социальные функции руководителя?

Руководитель выполняет ряд социальных функций, таких как социализация работников, поддержание организационной культуры, формирование кооперации и сотрудничества между сотрудниками, разрешение конфликтов, управление командой и т. д. Он также отвечает за обеспечение эффективной коммуникации и создание благоприятной рабочей атмосферы.

Какова социальная роль лидера?

Социальная роль лидера заключается в управлении и руководстве группой людей. Лидер создает внутреннюю мотивацию, вдохновляет и направляет сотрудников, развивает их потенциал и помогает достигать общих целей. Он также является связующим звеном между организацией и ее сотрудниками, представляет интересы команды и принимает решения на благо всех участников.

В чем разница между лидерством и управлением?

Лидерство и управление - это два разных понятия. Лидерство относится к способности вдохновлять и мотивировать людей, руководить ими и развивать их потенциал. Управление, с другой стороны, связано с планированием, организацией и контролем работы, принятием решений и координированием деятельности. Лидер может быть и управленцем, но не все управленцы обязательно являются лидерами.

Какие социальные функции выполняет руководитель организации?

Руководитель организации выполняет ряд социальных функций, включая установление и поддержание социальной стабильности в коллективе, принятие стратегических решений, координацию работы команды, обеспечение коммуникации внутри организации и защиту интересов сотрудников.

Каковы социологические особенности руководителя?

Социологические особенности руководителя включают его властные полномочия, принадлежность к определенной социальной группе, связи с внешними факторами организации, обладание авторитетом и роль лидера в коллективе.

Чем отличается социальная роль лидера от роли руководителя?

Социальная роль лидера связана с влиянием на группу людей, мотивацией и вдохновением коллектива, созданием атмосферы доверия и командной работы. Роль руководителя, в свою очередь, включает управленческие функции, принятие решений, координацию действий, установление правил и контроль над выполнением задач.

Какие качества должен иметь руководитель для успешности на своей должности?

Руководитель должен обладать такими качествами, как лидерство, стратегическое мышление, коммуникабельность, умение принимать решения, адаптивность к изменениям, умение мотивировать сотрудников и развивать их потенциал. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.

Какие требования предъявляются к руководителю на высоких уровнях руководства?

На высоких уровнях руководства предъявляются высокие требования к руководителям. Они должны обладать стратегическим мышлением, умением работать с большими объемами информации, принимать сложные решения, устанавливать стратегические цели и контролировать их достижение, а также эффективно управлять командой и взаимодействовать с внешними стейкхолдерами организации.