Особенности изучения сложных многочленных предложений в школе
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 16.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Особенности многочленных сложных предложений …………………..….4
1.1 Многочленное сложносочиненное предложение…………………............7
1.2 Сочинение и подчинение……………………………………………………9
1.3 Многочленное предложение с бессоюзной связью…........................……18
2. Изучение многочленных предложений в школе……………………………20
2.1 Анализ подходов к изучению сложных многочленных предложений в современных школьных учебниках………………………………………..….20
2.1.1 Многочленные предложения в 5, 7, 9 классах…………………………..21
2.2 Трудности при изучении многочленных предложений обучающимися. Современные подходы при изучении сложных предложений школе………………………….………………………………………………….20
2.3 Построение урока по изучению многочленного предложения в школе……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………31
Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно. (Абсолютно согласна с автором относительно эффективности работы по выразительному чтению предложений и в работе над синтаксисом уделяю ему большое вниманиеДалее Текучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью. Как в простом предложении, член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение. В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).Столь большое внимание, казалось бы, »устаревшей» методике, на мой взгляд, оправдано, т.к. основные положения ее вполне эффективны.Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении синтаксиса по программе Разумовской и др. : 1) различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;2) правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.Таким образом, можно сделать вывод, что все рассматриваемые программы применимы в современной школе. Программы под ред. Бабайцевой и Разумовской, в отличие от стабильной, дают более глубокие, систематизированные знания (особенно выигрывает в этом плане программа под ред. Бабайцевой); вводятся научные термины, в то же время оставляя материал на доступном для школьников уровне. В программе по ред. Разумовской больше внимания уделяется: вводным урокам по теме «Сложное предложение» (это только +, т.к. у учеников знания обобщенные), значению интонации при изучении сложноподчинённого предложения. Однако, в эти двух программах есть и свои недостатки. Так, например, Бабайцева вводит свою классификацию типов придаточных предложений, ту, которую автор даёт в своей теории синтаксиса. Взгляд учёного отличен от общепринятого, существующего в современной лингвистической науке. С одной стороны предлагаемое членение придаточных проще и понятнее для учеников 9 класса (это веский аргумент в защиту метода), но в школе всё-таки лучше давать общепринятые сведения. Для детального и конкретного рассмотрения вопроса обратимся к учебным комплексам.Целью этих уроков должно являться уяснение места понятия в системе понятий заданной темы, выявление связей между элементами системы. Таким образом, формирование у детей обобщений является одной из целей школьного преподавания. Как утверждают психологи, системная форма хранения информации в памяти служит уплотнению знаний и уменьшению нагрузки на память, системные знания подвижны, гибки, что чрезвычайно важно для практического анализа языковых явлений. Именно на такое качественное состояние знаний учащихся ориентированы вопросы и задания ЕГЭ. Известно, что русский язык в среднейобщеобразовательной школе – это своеобразный учебный курс, в обобщенном виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились по русскому языку в предшествующих классах. Этот курс должен быть направлен на закрепление, совершенствование орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся и использование ранее приобретенных знаний и умений как определенной базы для овладения языком. На уроках обобщения и систематизации учащиеся старших классов должны прийти к конечному результату- формированию понятия и представления о предмете, сложившиеся в процессе обучения в среднем звене. 2.3 Построение урока по изучению многочленного предложения в школеЦелью уроков, посвященных теме сложных предложений является, прежде всего, организациядуятельности учеников по освоению сложных предложений с различными видами связи. В ходе урока решаются три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная. Образовательная задача заключается в формировании умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, а также отработка навыков орфографии в подобных предложениях. Развивающая задача состоит в необходимости развития аналитического мышления – способности к сравнению, сопоставлению, заключению выводов, осуществлению анализа. Воспитательная задача заключается в взращивании чувства патриотизма, уважения к окружающим, интереса к родному языку. Приведем пример урока изучения нового материала. В современных условиях подобный урок лучше всего проводить с использованием интерактивной доски, проектора и презентации PowerPoint. Ход урокаОрганизационный момент: опросить учащихся какие предложения являются сложными? Какие существуют виды сложных предложений? Как они различаются? Какие существуют виды сложноподчиненных предложений? Сложносочиненных? В чем разница между союзным словом и омонимическим союзом? Устная совместная работа: охарактеризуйте предложения - Каждый город представляет синтез многих национальностей (ПП); Данный процесс зарождается в корне, а индивид обязан сохранить культуру своей страны (ССП). Практическая работа: определите типы связи в предложении, сделайте схему: сочинительная и подчинительная связь; подчинительная и бессоюзная связь; сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь.Работа с текстом на примере стихотворения: о чем говорится в стихотворении? О чем говорится в последних двух строчках? Осуществите синтаксический разбор первого предложения. Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.) Работау доски: учащиеся должны подобрать соответствующую схему к предложениям: - Пришла идея: возможно, радио на самом деле работает и кто-то его услышит?- Как только я вошел, все замолчали: очевидно, разговаривали обо мне. -Ты можешь быть уверен, что я не полюблю никого другого: душа моя истощена. 6) Работа с проблемным заданием: учащиеся должны сравнить две схемы и показать их сходства и различия. 7) Выводы и обобщение результатов работы на уроке. Домашнее задание. ЗаключениеПоявление в речи детей сложных бессоюзных и союзных конструкций наблюдается очень рано (по данным А.Н.Гвоздева, с 2 лет), и к поступлению в школу и в начальных классах сложные предложения составляют в устной и письменной речи до четверти использованных ими предложений. И хотя можно говорить о том, что младшие школьники владеют сложными предложениями, при их употреблении они всё же допускают много речевых ошибок. В связи с этим понятно сожаление ведущих методистов, что за последние десятилетия объем синтаксического материала в начальной школе значительно сокращен. Между тем степень овладения ребенком сочинительными и подчинительными конструкциями является языковым показателем развитости мышления ребенка. Педагогическая методика отмечает, что рост способности учащихся к синтезу и обобщению выражается в развитии грамматического строя речи учащихся, во все более полном и правильном использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Речь с использованием сложных предложений уже свидетельствует о более глубоком мыслительном процессе. Развитие связной речи учащихся традиционно считается одной из главных целей обучения русскому языку в школе.Таким образом, синтаксис является важным разделом школьного курса русского языка. Он служит базой, фундаментом, на котором развивается мышление учащихся, строится обучение детей речи, пунктуации. Успешность реализации этих задач зависит от уровня синтаксических знаний учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не у всех учащихся в процессе изучения синтаксиса и пунктуации успешно формируются знания и пунктуационные навыки. Ответы на уроках и специально проведенные контрольные работы показывают, что учащиеся не могут назвать признаки различных видов сложных предложений, а если и называют, то лишь некоторые и не всегда существенные; затрудняются в нахождении частей сложных предложений, в определении союзных слов в сложноподчиненных предложениях. Особенно тревожно обстоит дело с усвоением семантики (смысла, значения) всех видов сложных предложений: учащиеся не могут охарактеризовать выражаемое предложением смысловое значение, придумать сложное предложение с указанным значением.Список использованных источников1. Ахманова Ольга Сергеевна. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е стер. - Москва: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.2. Бабайцева, В.В., Максимов, Л.Ю. Современный русский язык. Часть III. Синтаксис. Пунктуация: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.В. Бабайцева. - Москва.: Просвещение, 1987. - 256 с.3. Бабайцева, В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений. - 9-е изд., стереотип. - Москва.: Дрофа, 2000. - 336с.4. Белошапкова, В. А. Сложное предложение в современном русском языке / В. А. Белошапкова. - Москва: Просвещение, 1967. - 160 с.5. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. Синтаксис: учебное пособие для филологических специальностей университетов / В.А. Белошапкова. - Москва: Высшая школа, 1977. - 248 с.6. Бердыгалиева, Л. Т. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Контрольные работы / Л. Т. Бердыгалиева, Л. Н. Сон //Первое сентября. - Русский язык. - № 1. - 2009. - С. 24-30.7. Богородицкий, В.А. Общий курс русской грамматики. Из университетских чтений /В.А. Богородицкий. - 5-е изд. Москва; Л., 1935. - 354 с.8. Борковский, В. И. Синтаксис древнерусских грамот. ч. 2. Сложное предложение / В. И. Борковский. - Москва: Изд-во АН СССР, 1958. - 186 с.9. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник для вузов по специальности «Журналистика». - 3-е изд., исправленное / Н.С. Валгина - Москва: Высшая школа, 1991. - 431 с.10. Жинкин Н И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Состав. В.Я. Коровина — М.: Просвещение, 1966.11. ЖинкинН.И. Речь как проводник информации — М., 1982.12. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку — М.: Педагогика, 1979. —184 с.13. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах — М. Просвещение, 1964. 300 с.14. Зимняя И. А. Педагогическая психология Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997. — 480 с.15. Золотова Г А. Очерк функционального синтаксиса русского языка — М.: Наука, 1973. —351 с.16. Иванкина Н.К. Детские письма в системе уроков русского языка в начальных классах: Автореферат кандидатской диссертации — М., 1996. —18 с.17. Ильенко С. Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации // Языковые единицы и контекст: Сборник научных трудов — Л.: ЛГПИ, 1973.— С. 185 -196.18. Ильенко С. Г. Функционирование предложения в тексте (Текстообразующие потенции и контекстуальные реализации) // Функционирование синтаксических категорий в тексте — Л.: ЛГПИ, 1981. — С. 5-15.19. Исследования по развитию связной речи учащихся / Сборник статей // Под ред. Т.А. Ладыженской — М.: Педагогика, 1974. — 168 с.20. Каменская О.Л. Текст и коммуникация — М., 1990. — 151 с.21. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. — М.: Просвещение, 1991. —342 с.22. Канцельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление —Л.: Наука, 1972.23. Клаус Георг. Кибернетика и общество — М.: Прогресс, 1967. — 432 с.24. Климова С. А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории сложного синтаксического целого: Автореферат кандидатской диссертации— М., 1995. —16 с.25. Ковтунова И И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения — М.: Просвещение, 1976. — 240 с.26. Королев В. Г. Преемственность и перспективность в изучении синтаксиса и пунктуации (На материале темы "Конструкции с союзом И в простом и сложном предложении"): Автореферат кандидатской диссертации — М., 1971. — 26 с.27. Короткова Т.А. Структурно-семантические и функциональные возможности сложноподчиненного предложения для речевого развития учащихся: Автореферат кандидатской диссертации — Нижний Новгород, 1991. — 21 с.28. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Синтаксис сложного предложения М .: Просвещение, 1977 —191 с.29. Кульман Н.К. Методика русского языка — Спб., 1913. — 288 с.30. Купалова А.Ю. Виды работ по синтаксису в оценке учащихся // Русский язык в школе. — 1976. — № 6. — С. 39-47.31. Купалова А.Ю. О преемственности в изучении синтаксических понятий // Начальная школа. — 1972. — № 5. — С. 39-43.32. Купалова А.Ю. Практическая методика русского языка: 8 класс / Книга для учителя— М.: Просвещение, 1992. —192 с.33. Купалова А.Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи / / Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской— М.: Просвещение, 1991. — С. 157-189.34. Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса — М.: Педагогика, 1974. — 160 с.35. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6-характер классов — М.: Флинта, Наука, 1996. — 272 с.36. Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5-7 классов / Вып 125. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 135 с.
1. Ахманова Ольга Сергеевна. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е стер. - Москва: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
2. Бабайцева, В.В., Максимов, Л.Ю. Современный русский язык. Часть III. Синтаксис. Пунктуация: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.В. Бабайцева. - Москва.: Просвещение, 1987. - 256 с.
3. Бабайцева, В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений. - 9-е изд., стереотип. - Москва.: Дрофа, 2000. - 336с.
4. Белошапкова, В. А. Сложное предложение в современном русском языке / В. А. Белошапкова. - Москва: Просвещение, 1967. - 160 с.
5. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. Синтаксис: учебное пособие для филологических специальностей университетов / В.А. Белошапкова. - Москва: Высшая школа, 1977. - 248 с.
6. Бердыгалиева, Л. Т. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Контрольные работы / Л. Т. Бердыгалиева, Л. Н. Сон //Первое сентября. - Русский язык. - № 1. - 2009. - С. 24-30.
7. Богородицкий, В.А. Общий курс русской грамматики. Из университетских чтений /В.А. Богородицкий. - 5-е изд. Москва; Л., 1935. - 354 с.
8. Борковский, В. И. Синтаксис древнерусских грамот. ч. 2. Сложное предложение / В. И. Борковский. - Москва: Изд-во АН СССР, 1958. - 186 с.
9. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник для вузов по специальности «Журналистика». - 3-е изд., исправленное / Н.С. Валгина - Москва: Высшая школа, 1991. - 431 с.
10. Жинкин Н И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Состав. В.Я. Коровина — М.: Просвещение, 1966.
11. ЖинкинН.И. Речь как проводник информации — М., 1982.
12. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку — М.: Педагогика, 1979. —184 с.
13. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах — М. Просвещение, 1964. 300 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997. — 480 с.
15. Золотова Г А. Очерк функционального синтаксиса русского языка — М.: Наука, 1973. —351 с.
16. Иванкина Н.К. Детские письма в системе уроков русского языка в начальных классах: Автореферат кандидатской диссертации — М., 1996. —18 с.
17. Ильенко С. Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации // Языковые единицы и контекст: Сборник научных трудов — Л.: ЛГПИ, 1973.— С. 185 -196.
18. Ильенко С. Г. Функционирование предложения в тексте (Текстообразующие потенции и контекстуальные реализации) // Функционирование синтаксических категорий в тексте — Л.: ЛГПИ, 1981. — С. 5-15.
19. Исследования по развитию связной речи учащихся / Сборник статей // Под ред. Т.А. Ладыженской — М.: Педагогика, 1974. — 168 с.
20. Каменская О.Л. Текст и коммуникация — М., 1990. — 151 с.
21. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. — М.: Просвещение, 1991. —342 с.
22. Канцельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление —Л.: Наука, 1972.
23. Клаус Георг. Кибернетика и общество — М.: Прогресс, 1967. — 432 с.
24. Климова С. А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории сложного синтаксического целого: Автореферат кандидатской диссертации— М., 1995. —16 с.
25. Ковтунова И И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения — М.: Просвещение, 1976. — 240 с.
26. Королев В. Г. Преемственность и перспективность в изучении синтаксиса и пунктуации (На материале темы "Конструкции с союзом И в простом и сложном предложении"): Автореферат кандидатской диссертации — М., 1971. — 26 с.
27. Короткова Т.А. Структурно-семантические и функциональные возможности сложноподчиненного предложения для речевого развития учащихся: Автореферат кандидатской диссертации — Нижний Новгород, 1991. — 21 с.
28. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Синтаксис сложного предложения М .: Просвещение, 1977 —191 с.
29. Кульман Н.К. Методика русского языка — Спб., 1913. — 288 с.
30. Купалова А.Ю. Виды работ по синтаксису в оценке учащихся // Русский язык в школе. — 1976. — № 6. — С. 39-47.
31. Купалова А.Ю. О преемственности в изучении синтаксических понятий // Начальная школа. — 1972. — № 5. — С. 39-43.
32. Купалова А.Ю. Практическая методика русского языка: 8 класс / Книга для учителя— М.: Просвещение, 1992. —192 с.
33. Купалова А.Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи / / Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской— М.: Просвещение, 1991. — С. 157-189.
34. Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса — М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
35. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6-характер классов — М.: Флинта, Наука, 1996. — 272 с.
36. Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5-7 классов / Вып 125. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 135 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть у сложных многочленных предложений?
Сложные многочленные предложения отличаются наличием нескольких главных членов, которые могут быть соединены разными способами - с помощью сочинительных или подчинительных связей. Они могут быть составлены из простых предложений с разными типами союзов или могут быть бессоюзными. Также, в сложных многочленных предложениях могут быть введены различные вводные слова, вставочные конструкции и другие элементы, которые влияют на структуру и понимание предложения.
Что такое многочленное сложносочиненное предложение?
Многочленное сложносочиненное предложение - это сложное предложение, в котором главные члены, то есть подлежащие и сказуемые, соединены сочинительными союзами, такими как "и", "а", "но" и др. В таких предложениях главные члены имеют равное значение и не зависят друг от друга. Например: "Я пришел домой, а она осталась в школе".
Чем отличается сочинение от подчинения в многочленном предложении?
Сочинение и подчинение - это два разных способа соединения главных членов в многочленном предложении. В сочинительном соединении главные члены соединяются с помощью союзов, таких как "и", "а", "но". Главные члены в таком предложении имеют равное значение и не зависят друг от друга. В подчинительном соединении один главный член выступает в зависимости от другого, то есть один является подчиненным, а другой - главным. Например: "Он сказал, что придет завтра".
Какие особенности есть у многочленного предложения с бессоюзной связью?
Многочленное предложение с бессоюзной связью - это сложное предложение, в котором главные члены не соединены союзами, а связаны друг с другом только пунктуацией. В таких предложениях может использоваться запятая или двоеточие. Например: "Она спит, он работает". В таких предложениях каждый главный член может иметь свою собственную смысловую нагрузку и не зависеть от других главных членов.
Какие особенности имеют сложные многочленные предложения?
Сложные многочленные предложения характеризуются наличием более одного главного члена, то есть несколькими подлежащими или сказуемыми. Кроме того, такие предложения могут содержать различные союзы, подчинительные и сравнительные слова.
Что такое многочленное сложносочиненное предложение?
Многочленное сложносочиненное предложение - это предложение, состоящее из двух или более главных частей, каждая из которых самостоятельна и может выступать в роли отдельного предложения. Главные части связаны между собой союзами сравнительного значения, такими как "как", "так же как", "так что" и др.
Как сочинение и подчинение влияют на структуру многочленного предложения?
Сочинение и подчинение влияют на структуру многочленных предложений, добавляя дополнительные главные или зависимые части. Сочинительные союзы связывают две или более главные части предложения, в то время как подчинительные союзы связывают главную и зависимую части. Это позволяет создавать более сложные и информативные предложения.
Каким образом многочленное предложение может быть связано без союзов?
Многочленное предложение может быть связано без союзов, используя бессоюзную связь. В этом случае главные части предложения просто перечисляются друг за другом без помощи союзов. Такой подход используется, чтобы сделать предложение более кратким и выразительным.