Анализ покупательского поведения потребителей т примере магазина

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 65 65 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 04.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение и теоретическая часть 3
1.1. Введение. Актуальность выбранной темы 3
1.2. Потребительский рынок и поведение на нем покупателей 3
1.3. Мотивация и модели покупательского поведения 3
1.4. Процесс принятия решения о покупке 21
2. Характеристика торгового предприятия 21
3. Конъюнктура товарного рынка. Определение портрета потребителя розничного торгового предприятия 44
Выводы и предложения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61



Фрагмент для ознакомления

20 января 2016 года был зафиксирован исторический минимум: котировки нефти марки Brent составили 27,88 долл. за баррель [7].В результате данных процессов неизбежным стало подорожание импортной продукции, что отразилось на росте цен на большинство как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Согласно данным Росстата, цены на товары и услуги в 2015 году выросли на 12,9% по сравнению с 2014 годом. Соответственно на 14% и 13,7% подорожали продовольственные и непродовольственные товары. Отметим, что рост цен на продукты питания был обусловлен не только указанными факторами, но также и продовольственным эмбарго.Ощутимый рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также падение доходов населения довольно пагубно отразилась на уровне потребительской уверенности граждан (рис. 1). Однако, в отличие от многих других рынков потребительских товаров, продуктовый рынок более устойчив, поскольку пищевые продукты являются первоочередной потребностью человека, и сокращение их потребления или отказ от некоторых из продуктов происходит в последнюю очередь.Рисунок 1. Динамика индекса потребительской уверенности России за 20011 – 2017 гг. [9]Как видно из рисунка 2, в настоящее время анализируемый индекс оказался близким к показателям начала 2011 года, что, в свою очередь, объясняет снижение потребительской активности россиян в 2016 – 2017 году.Несмотря на прогнозируемое улучшение ряда экономических показателей России в 2017 году потребители продолжат быть расчетливыми и рациональными в своих тратах, что непосредственно скажется на динамике развития потребительских рынков. Этому будет способствовать падение доходов населения: по оценкам Министерства экономического развития реальные располагаемые доходы россиян в 2018 году снизятся на 2,8%. Чрезмерная закредитованность населения, рост цен, нестабильная внутриэкономическая и геополитическая обстановка вынудят россиян тщательнее подходить к тратам.Оборот розничной торговли в целом в номинальном выражении продолжает демонстрировать положительную динамику, даже с учетом наблюдаемого в последние годы кризисного падения объемов платежеспособного спроса. Доля розничной торговли продуктами питания (с учетом алкоголя и табака) в суммарном объеме розничной торговли в 2017 г. составляет около 50%. При этом в 2017 году произошло увеличение доли продаж пищевых продуктов в общей структуре розничных продаж. Такая же картина наблюдалась на рынке в 2010 году (табл. 16).Таблица 16 Оборот розничной торговли в РФ за 2010 – 2017гг. [9]ПоказательГод20102011201220132014201520162017Всего, трлн. руб.13,9414,6016,5119,1021,3923,6926,3627,54Продукты питания, включая напитки, табачные изделия, трлн. руб.6,507,108,009,109,9611,1412,3813,43Доля продуктов питания (включая напитки и табачные изделия) в обороте розничной торговли, %4749484747474749Как видно из таблицы 16, за рассмотренный период наблюдается значительное замедление темпов роста оборота розничной торговли, в его стоимостном выражении. Так, если в 2012-2016 гг., в среднем прирост составлял 12,5% в год, то в 2017 году оборот розничной торговли в России вырос лишь на 4,5%.Указанная тенденция наблюдалась и отдельно по группе розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Однако ее проявление носило меньший масштаб: в 2017 году номинальный объем розничных продаж пищевых продуктов (включая напитки, и табачные изделия) вырос на 8,5%, в то время как в 2015-2016 годах прирост по рассматриваемому показателю превышал 11% в год.Согласно расчетным данным Росстата, доля розничной торговли пищевыми продуктами без учета алкоголя и табачных изделий приближается к доле в 40% от суммарного розничного оборота. А общая структура розничной торговли, с выделением из пищевой розницы алкоголя и табачных изделий, будет выглядеть следующим образом (табл. 17):Таблица 17 Оборот розничной торговли отдельно по товарам пищевой группы в России за 2012 – 2017 гг. [9]ПоказательГод201220132014201520162017Продукты питания, включая напитки, табачные изделия, трлн. руб.8,009,109,9611,1412,3813,43Только продукты питания, трлн. руб.6,57,48,08,910,010,9Доля продуктов питания в объеме продаж, %828181808181В 2017 году кризисные тенденции на розничном рынке продовольственных товаров только усилились. Во-первых, ускорился рост цен на продовольственные товары до 19,1% в среднегодовом выражении против 10,1% годом ранее. Во-вторых, индекс физического объема розничного оборота продуктами питания показал отрицательную динамику, снизившись на 9,2% к уровню 2016 года.О возвращении кризисных тенденций говорит, и сопоставление динамики изменений оборота розничных продаж на душу (табл. 18).Таблица 18 Оборот розничной торговли на душу населения за 2012 – 2017 гг., тыс. руб. [9]ПоказательГод201220132014201520162017Розница, всего115,59133,63149,40165,05180,41188,11Только пищевые продукты45,6651,7856,0762,2868,2874,44Доля пищевых продуктов в суммарной рознице, %403938383840Из таблицы 18 видно, что за анализируемый период наблюдается постоянная тенденция роста оборота розничной торговли на душу населения, так в сравнении с 2012 г., в 2017 г. рост оборота составил 72,52 тыс. руб. на чел., при этом доля розницы продуктов питания в суммарном обороте розницы вновь выросла, после четырехлетнего перерыва.Одной из наиболее важных особенностей российского рынка розничных продаж является его значительная дифференциация по территориальным субъектам. В достаточной мере это проявляется даже на уровне статистики по федеральным округам государства (табл. 19).Таблица 19 Динамика оборота розничной торговли на душу населения в разрезе субъектов РФ за 2012 – 2017 гг., тыс. руб. [9]Субъекты РФГод201220132014201520162017Центральный федеральный округ147,0171,3188,8207,4231,9237,7Северо-Западный федеральный округ113,5127,8143,7156,1172,4188,4Южный федеральный округ107,0122,8138,1153,2172,0185,2Северо-Кавказский федеральный округ85,2100,2114,7126,4139,3155,2Приволжский федеральный округ100,3116,2131,4147,1163,2164,4Уральский федеральный округ133,3151,9169,7188,5198,7202,1Сибирский федеральный округ91,8107,2121,0132,5139,7141,9Дальневосточный федеральный округ104,3118,2130,8147,9167,8191,6Как видно из таблицы 4, по итогам 2017 года оборот розничной торговли на душу населения варьировался от 141,9 тыс. руб. в Сибирском федеральном округе, до 237,7 тыс. руб. в Центральном федеральном округе. Иными словами, разница в обороте составляет почти 70%. Приведенная в таблице динамика демонстрирует, что наличие такого значительного разрыва в обороте является устойчивой.Само наличие существенного разрыва в социально-экономическом развитии отдельных регионов страны является отрицательным фактором, с точки зрения развития отрасли розничной торговли. Основной объем торговых площадей и основной ассортимент сосредотачивается в регионах, отличающихся более высоким спросом.Текущее замедление развития розничной торговли отчетливо видно и на показателях рынка труда. В частности, Росстатом зафиксировано замедление роста среднесписочной численности работников розничной торговли. По итогам 2017 г. прирост составил лишь 0,8%, что является самым низким результатом за последние 5 лет. Аналогичная ситуация наблюдается и с заработной платой. Прирост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника розничной торговли составил по итогам 2017 г. 5,7%.Таким образом, на основе статистических показателей, относящихся к отрасли розничной торговли продуктами питания, можно говорить об очевидной ее стагнации, связанной с кризисными явлениями в российской экономике.Что касается структуры российского рынка розничной торговли, то она начала складываться в середине 90-х годов. Именно тогда в различных городах России появились первые супермаркеты. С 1998 года на российский розничный рынок начали приходить дискаунтеры. В частности первый дискаунтер «Дикси» открылся в Москве в 1999 году. Появление первых международных компаний на российском рынке продуктовой розницы датируется 2000 годом. В2001 году в России заработал немецкий концерн MetroСash&Сarry. После 2000 года российский рынок шел путем расширения сети магазинов, с одновременной консолидацией и укрупнением игроков. К 2005 году ключевой тенденцией на рынке продуктовой розницы становится все большего усиления позиции сетевых игроков. К 2009 году число сетей достигло 140, и они стали доминирующим фактором рынка.Говоря о торговых сетях продуктовой розницы, прежде всего стоит отметить, что их различают по охвату территории: в России принято говорить о сетях федерального и регионального уровня. Сеть, имеющая статус региональной, ограничена в своем представительстве одним или несколькими, прилегающими друг у другу территориальными субъектами. Федеральная торговая сеть имеет более широкое представительство, включающее в себя несколько федеральных округов страны.К независимым операторам относят самостоятельные торговые предприятия, существующие на рынке в единственном числе, либо, даже если таких предприятий несколько (и они составляют одну группу лиц по признаку конечного владения), но при этом они осуществляют самостоятельную деятельность и не объединены общим брендом.Современная классификация розничных торговых точек выглядит следующим образом [5]:гипермаркеты / cash&carry,супермаркеты,дискаунтеры,магазин у дома,другие форматы (ярмарки, киоски и т.д.).В настоящее время структура российского продуктового ритейлера нестабильна (рис. 2).Рисунок 2. Структура оборота сетевого продуктового ретейлера в РФ за 2011 – 2017 гг., % [7]В 2017 г. долевая структура форматов осталась без существенных изменений, при этом уже во второй половине года начала формироваться тенденция роста магазинов дисконтных форматов, их доля составила 32,9%. Доля супермаркетов в 2017 г. продолжила снижаться, что связано с ухудшением показателей работы крупных сетей, работающих в формате супермаркета. Данный формат является наиболее уязвимым в условия сжатия платежеспособного спроса, поэтому в перспективе доля супермаркетов продолжит сокращаться. Позиции магазинов крупноформатной розницы (гипермаркеты и магазины cash&carry) по итогам 2017 г. продолжили снижаться, несмотря на ускоренную динамику развития сетей. При этом на долю мелкооптовых магазинов пришлось порядка 7%. Несмотря на снижение, позиции крупноформатной розницы остаются весьма устойчивыми по сравнению с остальными форматами сетевого ритейла.Стоит отметить, что при положительной тенденции объема выручки магазинов шаговой доступности, их доля выросла незначительно: с 12% в 2016 г. до 12,3% в 2017 году. Это говорит о замедлении совокупных темпов прироста формата по сравнению с остальными форматами. Это связывают это с высоким уровнем торговой наценки в таких магазинах. Учитывая тенденцию к снижению реальных располагаемых доходов населения, можно ожидать замедления темпов прироста выручки по формату в целом.Начиная с 2015 г., аналитики отмечают рост доли «других» торговых форматов. К ним относятся в первую очередь магазины специализированных сетей, предлагающие не только одну-две товарных категории, но и расширенный ассортимент продовольственных товаров; магазины, включающие в себя кафе; эко-супермаркеты и магазины экологических продуктов, продуктов для здорового образа жизни; магазин «одной цены», где доля продовольственных товаров достигает 30%; магазины смешанных форматов, которые нельзя отнести ни к одному из ключевых форматов. В итоге доля магазинов других форматов составила порядка 10% в 2017 году. Однако и в этом сегменте наблюдается замедление темпов открытия новых магазинов, а также закрытие нерентабельных торговых точек.По данным РБК оборот магазинов формата «дискаунтер» по итогам 2017 г. вырос на 38,1% в рублевом эквиваленте. Доля формата выросла на 1,9 п.п. – 32,9% в 2017 г. против 31% в 2016 году. Крупнейшими сетями среди дискаунтеров являются федеральные сети «Магнит», «Пятерочка», «Монетка». Среди региональных компаний следует упомянуть сети «Чибис», «Аникс», «Пятью пять», «Светофор» и другие. В целом на российском рынке преобладают «мягкие дискаунтеры»/экономичные супермаркеты. Отметим, что приросту совокупной выручки дискаунтеров способствовало развитие бывших франчайзи «Пятерочки», которые начали работать под собственными брендами.Дискаунтер остается одним из наиболее востребованных торговых форматов на российском рынке, несмотря на периодические колебания его доли в объеме сетевого рынка. В 2017 г. суммарное количество торговых точек выросло на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.Российские дискаунтеры по своим характеристикам заметно отличаются от своих западных аналогов, что обусловлено вкусами российских потребителей. Большая часть магазинов работает в формате «мягкого» дискаунтера, близкого к формату «супермаркет». Ассортимент магазинов начал расширяться за счет товаров категории fresh, которая не характерна для дисконтных форматов. В итоге сейчас на российском рынке присутствуют смешанные форматы, которые далеки от классического дискаунтера, где акцент сделан на низкой цене и ограниченном ассортименте товаров.Стоить отметить, что в настоящее время популярность «жесткого» дискаунтера увеличивается в связи с повышением роли ценового фактора для покупателей, что позволяет прогнозировать рост выручки магазинов такого формата в 2018 г.По данным РБК доля супермаркетов по итогам 2017 г. сократилась с 19% до 16,9%, оборот формата в рублевом эквиваленте показал прирост в 15,8%. Начиная с сентября 2017 г., тенденция замедления прироста показателей, начавшаяся в 2016 г., прекратилась благодаря опережающему росту цен и торговой наценки в магазинах. Однако темпы прироста количества супермаркетов сократились с мая 2016 г. по май 2017 г. показатель сократился на 10% (нетто), в то время как общее количество сетевых продовольственных магазинов увеличилось на 13,7%. Темпы прироста выручки супермаркетов федеральных и крупных региональных сетей по итогам 2017 г. продолжила замедляться. Значительно выросла выручка сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» – по данным компании, показатель вырос на 26,5% по итогам 2017 года, что, однако, меньше прогнозируемого компанией показателя в 40%.В 2018 г. можно ожидать дальнейшего замедления темпов открытия новых супермаркетов, кроме того, в этом формате будет, по мнению аналитиков РБК, больше закрытий нерентабельных магазинов, чем в других торговых форматах. По их оценкам, доля супермаркетов в 2018 г. может снизиться до 15-16% в совокупном обороте сетевой продовольственной розницы.По оценкам аналитиков в 2017 году в России открылось около 160 новых гипермаркетов. Лидером остался «Магнит», открывший 80 гипермаркетов; «Лента» открыла 31 гипермаркет; сеть «О’Кей» – 9 гипермаркетов. Иностранные компании открыли 26 магазинов, в том числе 7 гипермаркетов «Ашан» и «Ашан Сити», 7 торговых центров «МЕТРО», 2 гипермаркета «К-Руока».По данным исследования рынков в 2017 г. суммарная выручка крупноформатной розницы начала расти после заметного замедления в 2016 г.: 15,2% против 1,5% годом ранее. Совокупная доля гипермаркетов и cash&carry в обороте продовольственной сетевой розницы в рублях снизилась в 2017 г. до 28,3% (2014 г.: 32%). На долю иностранных игроков пришлось 43,8% оборота крупноформатной розницы в 2016 г. (2015 г.: 43,3%).Магазины cash&carry на российском рынке развиваются главным образом за счет компаний «МЕТРО» и Selgros, из российских игроков в этом формате работает единственный магазин «Кэш».С точки зрения географического охвата гипермаркеты уже присутствуют в городах с населением менее 500 тыс. человек, а в перспективе начнется освоение и более мелких городов. В 2018 г. ожидается открытие примерно 50-60 гипермаркетов и магазинов cash&carry. Отметим, что у ритейлеров изменился подход к открытию новых торговых объектов – он стал более осторожным и взвешенным. Еще одна интересная тенденция – это отказ от так называемых «bigboxes» в пользу более компактных магазинов. Сократит среднюю площадь гипермаркета Х5 RetailGroup, более компактные объекты будет открывать «О’Кей» и «Лента».Формат «Магазины у дома» начал активно развиваться на российском рынке в 2005-2006 гг., однако во время кризиса спрос на него снизился. Новый этап в развитии магазинов шаговой доступности наступил в 2011 году, когда в этом формате начали работать федеральные сети. По оценкам в 2017 г. доля магазинов шаговой доступности в совокупном обороте продовольственной сетевой розницы осталась без существенных изменений и составила 12,3%, а объем продаж вырос на 33,4%. В 2017 г. средний чек магазинов шаговой доступности вырос на 17,1%, ассортимент – на 2%, выручка с квадратного метра торговой площади выросла на 26,3%.В настоящее время магазины шаговой доступности развиваются в большей степени региональными компаниями, что обусловлено стандартами формата. В настоящее время на российском рынке работают две федеральных сети магазинов шаговой доступности: «Дикси», «Перекресток-Экспресс» (X5 RetailGroup), «Магнит у дома».На рынке продолжают появляться новые торговые форматы, например, фрешмаркеты, магазины-кафе, супермаркеты эко-продуктов, небольшие мелкорозничные магазины и гибридные форматы. Как было отмечено выше, заметную роль на российском рынке начинают играть сети специализированных продуктовых магазинов и фирменных точек, предлагающих товары определенного производителя или одной-двух товарных категорий. Их роль на рынке сетевой продовольственной розницы значительно выросла, они занимают до 15-20% местного рынка. Количество сетевых магазинов специализированных сетей увеличилось к июню 2017 г. на 27,1% по сравнению с июнем 2016 года и достигло 17 тысяч торговых точек.Помимо общей тенденции роста доли сетевых игроков в суммарном обороте розничной торговли продуктами питания, одновременно наблюдается усиление позиций самых крупных из сетевых компаний. По итогам 2017 года ТОР-10 игроков продуктового ритейла выглядит следующим образом (табл. 20).Таблица 20  Лидеры рынка розничной торговли продовольственными товарами в 2017 г [6]№Наименование компанииНазвание сетиФорматОборот, млрд. руб.1ЗАО «Тандер»Магнит, Магнит СемейныйМультиформатная (без учета магазинов косметики)742,962X5 RetailGroup N.V.Пятерочка, Перекресток, Карусель, Копейка, Пятерочка Мини и др.Мультиформатная633,583ООО «Ашан-Россия»Ашан, Ашан Сити, Наша РадугаГипермаркет313,634ОАО «Дикси Групп»Дикси, Мегамарт, Минимарт, Виктория, Квартал, КЭШ, ДешевоМультиформатная227,165ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»Метро Кэш энд керриCash & Carry209,456ООО «Лента»ЛентаМультиформатная193,997ООО «О’Кей групп»О’Кей, О’Кей ЭкспрессМультиформатная149,958ЗАО «Спар Централ Раша» и другие партнерыSparМультиформатная75,009ООО «РМ-Консалт»Монетка, Монетка-Супер, РайтМультиформатная62,0010ООО «Атак»АтакСупермаркет58,02Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами10 190Коэффициент охвата ТОР-10 предприятий составил 0,26 от суммарного оборота российского рынка розничной торговли за 2017 год. При этом на рынке существуют два выраженных лидера: «Магнит» и X5 RetailGroup, чьи доли были равны по итогам прошедшего года 7,29% и 6,22%, соответственно.Стоит отметить, что активные фирмы имеющие значительную долю на отраслевом рынке, способны устанавливать цены выше своих предельных издержек, а, следовательно, имеют конкурентные преимущества перед другими предприятиями.Для оценки конкурентной ситуации в отрасли обычно рассматривают показатели степени концентрации. К числу наиболее распространенных относят: коэффициент концентрации (СR), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) [4, с.7]. Для рынка розничной торговли продуктами питания в 2017 г. значение коэффициента концентрации составило 26,16% и 117,51% — индекс Херфиндаля-Хиршмана. Это означает, что отрасль розничной торговли продовольственными товарами относится к типу рынка – монополистическая конкуренция. Данный рынок высококонцентрированный.Таким образом, можно сделать вывод, что основной тенденцией российского рынка продуктового ритейла является его консолидация, получившая дополнительный стимул в условиях текущего экономического спада.Факторы спроса и предложения, влияющие на рынок розничной торговли продуктами питанияСостояние российского рынка розничной торговли продуктами питания должно быть в обязательном порядке расширено и дополнено анализом спроса и предложения.Анализ спроса необходимо делать, опираясь на данные исследования Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) «Отношение населения России к ситуации на продовольственном рынке и возможным мерам его регулирования», которое было проведено и представлено центром в прошлом году.В соответствии с полученными ВЦИОМом данными, в России в настоящее время наблюдаются серьезные сдвиги в потребительском поведении. Основная их направленность состоит в сокращении расходов на потребление. Применительно к рынку пищевых продуктов, опрос явно указывает на сберегательную модель поведения населения: более трети опрошенных подтвердили факт отказа от покупки определенного круга продуктов и переориентацию на более дешевую продукцию (рис. 3).Рисунок 3. Вопрос: Что из перечисленного Вы делаете и как давно?, % [3]При этом в рамки оценки субъективного восприятия населением потребительской инфляции, исследование показало, что 40% выборки указало на произошедший значительный рост цен на овощи и фрукты, а 30% -на существенное удорожание мясной продукции. В целом же, 70% опрошенных однозначно отметило факт роста цен на пищевые продукты.Если анализировать с точки зрения предпочтений потребителя, существующие розничные каналы сбыта пищевой розницы, то здесь ключевыми приоритетами по-прежнему остается удобство расположения (близость к дому) и приемлемый (низкий) уровень цен. Об этом также однозначно выказалось 70% опрошенных (рис. 4).Рисунок 3. Вопрос: Какие факторы влияют на выбор совершения покупки продуктов питания?, % [3]Как видно на рисунке 3, что более 40% выборки высокое значение придает качеству предлагаемого товара. Очевидно, что совокупное требование «качество-ассортимент-цена» наилучшим образом способны удовлетворить лишь крупные сетевые игроки. Закономерно, что текущий спрос сосредоточен именно на сетевых магазинах: по данным ВЦИОМ, более 70% опрошенных заявили, что большую часть необходимых продуктов питания приобретают именно в сетевой рознице.Анализ потребителей компании ООО Магнит представлен в таблице 21.Таблица 21 Анализ потребителейПостоянные покупателиВозрастные категории и уровень доходаМотивации предпочтения продукции компанииЦелевая аудиториямужчины со средним и ниже среднего уровнем доходаИх устраивает ценовой сегмент и большой ассортимент ООО Магнитженщины 25-45 лет со средним и ниже среднего уровнем доходаСочетают заботу о семье с работой. Их объединяет прагматичное отношение к продуктам.Вторичная целевая аудиторияженщины 25-50 лет, которые могут позволить себе более дорогую услугуПокупают продукты ООО Магнит , т.к. знают, что это действительно качественныепродукты по доступной цене.женщины старше 40 лет с различным уровнем доходаИспользуют услугиООО Магнит очень давно, не любят переменОписание потребителя ООО Магнит. 
Иванов Петр (35 лет)Образование: высшее;Должность: менеджер;Семейное состояние: женат, двое детей.Уровень дохода: средний.Позитивная мотивация
низкие цены, высокое качество услуг.Выводы по части исследования. Потребители однозначно называют сетевой магазин приоритетным, с точки зрения ценового позиционирования товара (отвечает задаче текущей экономии). При этом для покупателя значимым фактором является наличие большого количества скидок и акций, проводимых крупными сетевыми игроками. И, тем не менее, выбирая сетевой магазин в качестве основного для покупки продуктов, потребитель очень часто признает низким, качество реализуемого в сетях ассортимента: 47% опрошенных однозначно высказались на эту тему.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ целом, текущие требования потребителя к продуктовой рознице сводятся к следующей формуле: разнообразие ассортимента, качество продукта, доступные цены.Имея определенную свободу, региональные органы власти могут устанавливать различные правила и рекомендации, которые ставят дополнительные барьеры для прочих игроков, заставляя предприятия розничной торговли разрабатывать различную политику развития для разных регионов. Респонденты указывают, что одним из наиболее широко распространенных барьеров для быстрого регионального развития являются рекомендации о закупке товаров у местных производителей, которые часто не могут обеспечить надлежащее качество продуктов и регулярность поставок. Такая система противоречит существующей системе логистики и снижает эффективность с затратной точки зрения.Отрасль розничной торговли в России является одним из наиболее быстрорастущих секторов российской экономики с 2000 года и отличается относительно высокой прибыльностью. Однако опрос показал, что рост конкуренции, хотя о нем упомянули лишь половина участников, оказывает наиболее отрицательное влияние по сравнению с другими факторами предложения, оказывающими воздействие на розничную торговлю.Конкуренция ведется по трем основным направлениям: борьба за покупателей; борьба за лучшее местоположение и торговые площади, борьба за персонал.Дефицит торговых площадей и рост цен на них в крупных городах. Эта проблема приобрела особую остроту в Москве, где рынок торговых площадей оценивается как насыщенный. Все крупнейшие сети розничной торговли создают специальные отделы для решения этих вопросов.Предприятия розничной торговли сталкиваются с проблемой задержек поставок и более длительных сроков транспортировки из-за недостатка и плохого качества дорог и интенсивных транспортных потоков. Согласно прогнозам, в ближайшие два-три года ситуация ухудшится.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. CD-ROM. Маркетинговые исследования без посредников. - Москва: Наука, 2012. - 110 c.2. Александр, Павлович Карасев Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Александр Павлович Карасев. - М.: Юрайт, 2015. - 298 c.3. Анатолий, Владимирович Коротков Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Анатолий Владимирович Коротков. - М.: Юрайт, 2015. - 445 c.4. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, Е. Евтушенко, И. Муромкина. - М.: СПб: Питер, 2013. - 272 c.5. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование. Информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 320 c.6. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация анализ прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - М.: Курс, 2017. - 852 c.7. Владислав, Шапошников und Галина Астратова Маркетинговые исследования рынка интеллектуальных услуг / Владислав Шапошников und Галина Астратова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 424 c.8. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2014. - 336 c.9. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка. Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 336 c.10. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. Гриф МО РРФ / Б.И. Герасимов. - М.: Форум, 2016. - 450 c.11. Гуткевич, Анастасия Маркетинговые исследования в высшем учебном заведении / Анастасия Гуткевич. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. - 252 c.12. Демерле, Екатерина Маркетинговые исследования в туризме / Екатерина Демерле. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 120 c.13. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования / А.П. Дурович. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 432 c.14. Жигарев, Виталий Маркетинговое исследование мебельного рынка России / Виталий Жигарев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 122 c.15. Каллингем, М. Маркетинговые исследования глазами заказчика: Как и для чего организации используют исследования рынка / М. Каллингем. - М.: Баланс-Клуб, 2016. - 161 c.16. Каллингэм, Мартин Маркетинговые исследования глазами заказчика. Как и для чего организации используют исследования рынка / Мартин Каллингэм. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 260 c.17. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 448 c.18. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. - 448 c.19. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум / А.П. Карасев. - М.: Юрайт, 2015. - 324 c.20. Карасев, Александр Павлович Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Гриф УМО МО РФ / Карасев Александр Павлович. - М.: Юрайт, 2016. - 735 c.21. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. - М.: Юрайт, 2012. - 596 c.22. Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования рынка / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.23. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка. Гриф МО РФ / О.А. Лебедева. - М.: Форум, 2016. - 752 c.24. МакНейл, Рут Маркетинговые исследования в сфере B2B / Рут МакНейл. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 432 c.25. Паничкина, Г.Г. Краткий курс по маркетинговым исследованиям. Учебное пособие / Г.Г. Паничкина. - М.: Окей Книга, 2013. - 999 c.26. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования / Н.Б. Сафронова. - М.: Дашков и К°, 2012. - 572 c.27. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере. Учебник для ВУЗов / Л.Г. Судас. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 445 c.28. Таганов, Д.Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях / Д.Н. Таганов. - М.: СПб: Питер, 2014. - 192 c.29. Таганов, Дмитрий SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях / Дмитрий Таганов. - М.: Питер, 2012. - 192 c.30. Хейг, Пол Маркетинговые исследования на практике. Основные методы исследования рынка / Пол Хейг , Ник Хейг , Кэрол-Энн Морган. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 312 c.

. CD-ROM. Маркетинговые исследования без посредников. - Москва: Наука, 2012. - 110 c.
2. Александр, Павлович Карасев Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Александр Павлович Карасев. - М.: Юрайт, 2015. - 298 c.
3. Анатолий, Владимирович Коротков Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Анатолий Владимирович Коротков. - М.: Юрайт, 2015. - 445 c.
4. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, Е. Евтушенко, И. Муромкина. - М.: СПб: Питер, 2013. - 272 c.
5. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование. Информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 320 c.
6. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация анализ прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - М.: Курс, 2017. - 852 c.
7. Владислав, Шапошников und Галина Астратова Маркетинговые исследования рынка интеллектуальных услуг / Владислав Шапошников und Галина Астратова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 424 c.
8. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2014. - 336 c.
9. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка. Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 336 c.
10. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. Гриф МО РРФ / Б.И. Герасимов. - М.: Форум, 2016. - 450 c.
11. Гуткевич, Анастасия Маркетинговые исследования в высшем учебном заведении / Анастасия Гуткевич. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 252 c.
12. Демерле, Екатерина Маркетинговые исследования в туризме / Екатерина Демерле. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 120 c.
13. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования / А.П. Дурович. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 432 c.
14. Жигарев, Виталий Маркетинговое исследование мебельного рынка России / Виталий Жигарев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 122 c.
15. Каллингем, М. Маркетинговые исследования глазами заказчика: Как и для чего организации используют исследования рынка / М. Каллингем. - М.: Баланс-Клуб, 2016. - 161 c.
16. Каллингэм, Мартин Маркетинговые исследования глазами заказчика. Как и для чего организации используют исследования рынка / Мартин Каллингэм. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 260 c.
17. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 448 c.
18. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. - 448 c.
19. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум / А.П. Карасев. - М.: Юрайт, 2015. - 324 c.
20. Карасев, Александр Павлович Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Гриф УМО МО РФ / Карасев Александр Павлович. - М.: Юрайт, 2016. - 735 c.
21. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. - М.: Юрайт, 2012. - 596 c.
22. Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования рынка / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.
23. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка. Гриф МО РФ / О.А. Лебедева. - М.: Форум, 2016. - 752 c.
24. МакНейл, Рут Маркетинговые исследования в сфере B2B / Рут МакНейл. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 432 c.
25. Паничкина, Г.Г. Краткий курс по маркетинговым исследованиям. Учебное пособие / Г.Г. Паничкина. - М.: Окей Книга, 2013. - 999 c.
26. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования / Н.Б. Сафронова. - М.: Дашков и К°, 2012. - 572 c.
27. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере. Учебник для ВУЗов / Л.Г. Судас. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 445 c.
28. Таганов, Д.Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях / Д.Н. Таганов. - М.: СПб: Питер, 2014. - 192 c.
29. Таганов, Дмитрий SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях / Дмитрий Таганов. - М.: Питер, 2012. - 192 c.
30. Хейг, Пол Маркетинговые исследования на практике. Основные методы исследования рынка / Пол Хейг , Ник Хейг , Кэрол-Энн Морган. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 312 c.

Вопрос-ответ:

Актуальность выбранной темы

Актуальность выбранной темы связана с необходимостью понимания и анализа покупательского поведения потребителей для успешной работы магазина. Изучение факторов, влияющих на выбор товаров и процесс принятия решений о покупке, позволяет оптимизировать маркетинговую стратегию и повысить эффективность продаж.

Что такое потребительский рынок и поведение покупателей?

Потребительский рынок - это сфера экономических отношений, где осуществляется обмен товаров и услуг между производителями и потребителями. Поведение покупателей - это система действий и реакций потребителей на различные факторы, которая включает в себя выбор товаров, мотивацию, процесс принятия решений о покупке и другие аспекты.

Какие модели покупательского поведения существуют?

Существует несколько моделей покупательского поведения. Одной из самых известных является модель иерархии потребностей А. Маслоу, которая представляет покупательское поведение как последовательность удовлетворения различных ступеней потребностей. Другой моделью является модель известности-верности, которая основана на знании и предпочтениях покупателя к определенным товарам или брендам.

Какие факторы влияют на процесс принятия решения о покупке?

На процесс принятия решения о покупке влияют различные факторы. К ним относятся социальные, экономические, психологические и другие. Социальные факторы включают влияние группы или общества на выбор товара. Экономические факторы включают стоимость товара и доступность средств. Психологические факторы включают мотивацию, восприятие и предпочтения покупателя.

Как определить портрет потребителя розничного торгового предприятия?

Для определения портрета потребителя розничного торгового предприятия необходимо провести анализ данных о покупателях, таких как пол, возраст, доход, место жительства и другие. Также можно использовать опросы и исследования для сбора информации о предпочтениях и потребностях покупателей. Базируясь на полученных данных, можно сформировать типичный портрет потребителя и адаптировать маркетинговую стратегию соответственно.

Какую тему рассматривает статья?

Статья рассматривает анализ покупательского поведения потребителей на примере магазина.

Почему выбрана данная тема?

Тема была выбрана из-за ее актуальности и важности для развития бизнеса. Анализ покупательского поведения помогает понять, что мотивирует потребителей и какие факторы влияют на их решения о покупке. Это позволяет эффективно управлять маркетинговыми стратегиями и улучшить продажи.

Какие модели покупательского поведения рассматривает статья?

Статья рассматривает различные модели, такие как модель иерархии потребностей, модель AIDA и модель принятия решений о покупке. Каждая модель помогает понять, какие факторы влияют на принятие решений потребителями и какие мотивации заставляют их совершать покупки.

Какой процесс принятия решения о покупке рассматривается в статье?

В статье рассматривается процесс принятия решения о покупке, который включает в себя несколько этапов: осознание потребности, поиск информации, оценку альтернатив, принятие решения и покупка. Каждый этап процесса имеет свои особенности и может быть повлиян различными факторами.

Какие выводы и предложения можно сделать после анализа покупательского поведения?

После анализа покупательского поведения можно сделать ряд выводов и предложений для улучшения работы магазина. Например, можно определить характеристики и предпочтения целевой аудитории, что поможет лучше адаптировать ассортимент товаров и маркетинговые стратегии. Также можно выявить причины оттока клиентов и предложить меры по их удержанию. Все эти выводы и предложения помогут повысить эффективность работы магазина и увеличить его прибыль.

Какая актуальность выбранной темы анализа покупательского поведения потребителей в магазине?

Анализ покупательского поведения потребителей в магазине имеет большую актуальность, поскольку позволяет понять, какие факторы и мотивации влияют на решение потребителя о покупке. Это помогает магазинам улучшить свою стратегию продаж, привлекать новых клиентов и удерживать уже существующих.

Какие основные модели покупательского поведения можно выделить?

Основные модели покупательского поведения включают модель иерархии эффектов, модель мотивации-потребностей, модель запоминания-восприятия-актуализации информации и модель жизненного цикла продукта. Каждая из этих моделей объясняет различные аспекты процесса принятия решения о покупке и помогает понять, как потребители делают свой выбор.