Конституция как основной закон государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 34 34 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Понятие и социальная сущность Конституции 6
2.Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993 года 13
3.Регулирующая роль и юридические свойства российской Конституции 20
4.Общая характеристика Конституции Российской Федерации 27
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Поэтому не случайно, что в бывших советских конституциях такого учреждения не было, хотя во многих демократических странах, где в конституции нет соответствующего положения, его прямое действие осуществляется в судебной практике.Сегодня каждый гражданин нашей страны имеет возможность требовать защиты своих прав и свобод в суде, полагаясь только на положения Конституции Российской Федерации. Прямое и непосредственное действие норм Конституции Российской Федерации фактически предусмотрено в ряде других случаев, хотя многие другие предусматривают выпуск федерального или федерального конституционного закона. Гарантией стабильности Конституции России является особая процедура ее принятия, внесения поправок и дополнений.В соответствии с Конституцией Российской Федерации ее можно изменить с помощью механизмов «пересмотра» и «внесения поправок». В то же время пересмотру подлежат гл. 1, 2, 9 Конституции, и они не могут быть предметом рассмотрения Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение поправок направлено​​на изменение гл. 3-8 Конституции Российской Федерации, которая входит в компетенцию российского парламента.Ограничен круг субъектов, имеющих право на конституционную инициативу. Согласно ст. 134 Конституции Российской Федерации это право принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.Поправки к гл. 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в порядке, установленном для федерального конституционного закона. Поправка должна быть утверждена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации (103) голосов.Поправка, принятая таким образом, вступает в силу только после утверждения законодательными властями не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Эти законы не подлежат «отлагательному вето» Президента Российской Федерации.С начала 1998 года стало возможным внести поправки в положения гл. 3-8 Конституции Российской Федерации в связи с принятием соответствующего федерального закона, но порядок пересмотра гл. 1, 3, 9 остается нерешенным из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституционном собрании.Конституция России жизнеспособна и обеспечивает прогрессивное развитие страны по демократическому пути. Комплексное развитие всех отраслей права на основе новой Конституции в последние годы создает хорошие условия для укрепления правопорядка в Российской Федерации.4.Общая характеристика Конституции Российской ФедерацииКонституция имеет ряд особенностей, которыми она отличается от других нормативных документов. Прежде всего, следует отметить порядок её принятия. Как было сказано выше, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось в соответствии с Положением, которое определяет его порядок, методы подсчета голосов и формулирования результатов. В результате 12 декабря была принята Конституция Российской Федерации. В Совете Федерации накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировке и дополнении.Общие характеристики Конституции Российской Федерации дают четкую картину типа государственного устройства страны. Основной закон обеспечивает краткое и в то же время емкое определение. В частности, этот акт гласит, что Российская Федерация является демократическим, правовым федеративным государством с республиканской формой правления.Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, совершенно очевиден. Однако эксперты не торопятся назвать ее президентской в классической форме. Такая позиция обусловлена ​​тем, что глава страны наделен достаточно широкими полномочиями.Особый статус президента закрепляет Конституция Российской Федерации. 2016 год показал, как глава государства осознает полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней говорится, что президент определяет внешние и внутренние политические направления государственной политики.События за рубежом продемонстрировали способность главы государства взять на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене. Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент проводит постоянный мониторинг ситуации в стране, принимает оперативные решения, указы, дает распоряжения.Общая характеристика Конституции Российской Федерации позволяет понять специфику географического строя страны. Основной закон объединяет исключительно территориальные и национальные принципы федеративной организации. В то же время гарантируется равенство административных единиц и политических структур.В ст. 5 говорится, что Россия состоит из территорий и регионов, включая автономные города федерального значения и республики. Все они действуют как равные субъекты страны.Суть Конституции Российской Федерации заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и других правовых документов, направленных на защиту государственной системы, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты определяют положения основного закона. Задачи Конституции Российской Федерации включают предоставление гарантий населению в реализации всех их правовых возможностей на равных условиях.Рассмотрим перечень положений, содержащих Конституцию Российской Федерации. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они составляют главу 2 основного закона. Права человека в Конституции Российской Федерации представлены как высшая ценность государства.Личности гарантируют сохранение и реализацию своих правовых возможностей наравне с другими. Права человека в Конституции Российской Федерации называются неотъемлемыми преимуществами. В то же время они существуют во взаимоотношениях с обязанностями. В главе 3 описывается федеративное устройство.Она содержит 15 статей. Они закрепляют ключевые положения главы 1 (основы конституционного порядка). В главах 4-8 изложены принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященном президенту страны, есть 14 статей. Они устанавливают статус главы государства, порядок его вступления в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и т. д.В главе 5 рассказывается об основах организации и функционирования парламента. Она содержит 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат.В главе 6 содержатся положения, касающиеся правительства. Они описывают порядок создания, структуру, компетенцию этого органа и другие моменты, связанные с его функционированием.Глава 7 посвящена судебной системе. Она содержит 12 статей. Положения раскрывают концепцию судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и прокуратуры.В главе 8 конкретизируется статья 12 Конституции. В этом разделе содержатся положения, касающиеся системы территориального управления, функций местных органов власти. В главе 9 описывается процедура дополнения и изменения основного закона, правил его пересмотра (т. е. принятия нового документа).В заключительных и переходных положениях существуют нормы, указывающие на временное изъятиеиз действий некоторых норм первой части. Они также устанавливают дату принятия и вступления в силу основного закона.В окончательных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы имеют приоритетное действие перед Федеральным соглашением от 31 марта 1992 года. Здесь определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.ЗаключениеВ заключение работы отметим, что Конституция организует и регулирует жизнь страны и определяет основы позиции человека в обществе, принципы отношений между человеком и государством. В ней устанавливаются основные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности.Основной закон государства устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере и духовной жизни. Конституция определяет основные принципы внешней политики государства, отношения между международным и внутренним законодательством.Конституция имеет свои отличительные, только присущие ей особенности и правовые свойства. Установив и юридически закрепив основные концепции отношений между государством и индивидом, она был принят народом на Всероссийском референдуме и, следовательно, является наиболее законным правовым актом государства, и её масштаб влияния является всеобъемлющим.Говоря об отличительных правовых свойствах Конституции, мы в первую очередь отмечаем принцип верховенства конституционных положений над всеми правовыми актами государства, в том числе над конституциями, принятыми субъектами федерации. Все законы и правила должны соответствовать Конституции и не противоречить ей, это проявляется в ее высшей юридической силе.Будучи основой российской правовой системы, Конституция нуждается в особой защите, важную роль играет Президент - как гарант положений Основного закона и Конституционного суда.Глава 9 Конституции устанавливает специальную процедуру пересмотра и изменения её содержания; это необходимо для обеспечения законодательной стабильности Конституции и, следовательно, порядка в государстве и обществе. Тем не менее, если отношения, регулируемые Конституцией, будут меняться настолько, что необходимо будет принять новую Конституцию, механизм осуществления соответствующего правового механизма предписывается действующим законодательством.Несмотря на большой срок с момента принятия Конституции России, в законодательстве по-прежнему существуют пробелы, связанные с отсутствием необходимости в осуществлении некоторых конституционных положений правовых актов, в том числе федеральных конституционных законов.Также, существуют проблемы с фактическим осуществлением принципа прямого действия положений Конституции.Не следует забывать, что меняющийся мир внутри страны и за ее пределами постоянно подкидывает «вводные», которые также необходимы для ответа через конституционное развитие правовой системы, учитывая это, не следует отступать от общепринятых демократических принципов.Список литературы1.Ализода З. К вопросу о понятии и признаках парламентаризма "Конституционное и муниципальное право", 2015, N 5. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online2.Анисимов А.П., Мелихов А.И. Проблемы разграничения совместных предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов "Конституционное и муниципальное право", 2016, N 13.Астафичева, П. А. Конституционное право России: учебник. – Серия: Высшее образование: Бакалавриат – М.: ИНФРА-М, РИОР, 2016. – 390 с.4.Баглай М.В. Конституционное право России. М., 2013. С. 66. 5.Багмет, А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова; Академия Следственного комитета Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-02594-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=4264876.Братановский, С.Н. Конституционное право: учебник / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 710 с. – ISBN 978-5-4458-1747-5; То же [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=1319817.Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2014. С. 8–9.8.Денисов С.А. Конец этапа контрреформ в государственном праве России? "Конституционное и муниципальное право", 2014, N 3. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 9.Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: учебное пособие. М., 2014. С. 102–103.10.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий" (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. науч. ред. Ю.И. Скуратов. "Статут", 2015 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 11.Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2012. С. 35.12.Лассаль Ф. О сущности конституции // Конституционное право: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2: Конституционно-правовая мысль XIX – началаXX века. М., 2014. С. 42–4313.Митин Г.Н. Уставы политических партий и решения их руководящих органов как источники конституционного права России ."Конституционное и муниципальное право", 2015, N 4 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 14.Михалева Н.А.  "Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование. "ЮРКОМПАНИ", 2013. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online 15.Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2012. – 581 с. 16.Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2014. № 5. С. 24–36.17.Осипян Б.А.Принцип функциональной целесообразности закона "Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 6 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online18.Трусов Н.А. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в динамике содержания права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016. С. 2–4.19.Умнова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. – 3-е изд. – Серия: Бакалавр. Академический курс – М.: Юрайт, 2016. – 536 с.20.Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2015. С. 37–45.21.Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2015. С. 25.

Список литературы

1.Ализода З. К вопросу о понятии и признаках парламентаризма "Конституционное и муниципальное право", 2015, N 5. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
2.Анисимов А.П., Мелихов А.И. Проблемы разграничения совместных предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов "Конституционное и муниципальное право", 2016, N 1
3.Астафичева, П. А. Конституционное право России: учебник. – Серия: Высшее образование: Бакалавриат – М.: ИНФРА-М, РИОР, 2016. – 390 с.
4.Баглай М.В. Конституционное право России. М., 2013. С. 66.
5.Багмет, А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова; Академия Следственного комитета Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-02594-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426487
6.Братановский, С.Н. Конституционное право: учебник / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 710 с. – ISBN 978-5-4458-1747-5; То же [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=131981
7.Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2014. С. 8–9.
8.Денисов С.А. Конец этапа контрреформ в государственном праве России? "Конституционное и муниципальное право", 2014, N 3. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
9.Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: учебное пособие. М., 2014. С. 102–103.
10.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий" (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. науч. ред. Ю.И. Скуратов. "Статут", 2015 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
11.Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2012. С. 35.
12.Лассаль Ф. О сущности конституции // Конституционное право: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2: Конституционно-правовая мысль XIX – начала XX века. М., 2014. С. 42–43
13.Митин Г.Н. Уставы политических партий и решения их руководящих органов как источники конституционного права России ."Конституционное и муниципальное право", 2015, N 4 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
14.Михалева Н.А. "Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование. "ЮРКОМПАНИ", 2013. / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
15.Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2012. – 581 с.
16.Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2014. № 5. С. 24–36.
17.Осипян Б.А.Принцип функциональной целесообразности закона "Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 6 / / Электронный ресурс. Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
18.Трусов Н.А. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в динамике содержания права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016. С. 2–4.
19.Умнова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. – 3-е изд. – Серия: Бакалавр. Академический курс – М.: Юрайт, 2016. – 536 с.
20.Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2015. С. 37–45.
21.Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2015. С. 25.

Вопрос-ответ:

Какое понятие и социальная сущность имеет Конституция?

Конституция - это основной закон государства, который определяет основы его политического, правового и социально-экономического строя. Она отражает волю общества и гарантирует права и свободы граждан. Таким образом, социальная сущность Конституции заключается в обеспечении равноправия и справедливости в обществе, а также защите прав и интересов граждан.

Какие особенности подготовки и принятия имеет Конституция РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года была подготовлена и принята в результате широкой общественной дискуссии и народного голосования. Проект Конституции был разработан Конституционной комиссией, включающей представителей различных политических партий и общественных организаций. Затем проект был представлен на всеобщее обсуждение и внесены соответствующие изменения и дополнения. После этого Конституция была принята народным голосованием, на котором большинство граждан поддержало новый основной закон страны.

Какую регулирующую роль и какие юридические свойства имеет российская Конституция?

Российская Конституция осуществляет регулирующую роль, определяя принципы организации и функционирования государства, разграничивая полномочия органов государственной власти, а также гарантируя основные права и свободы граждан. Юридические свойства Конституции заключаются в ее прямой действительности и приоритетности перед другими нормативными актами. Таким образом, Конституция имеет высшую юридическую силу и служит основой для всех других законов и нормативных актов в стране.

Как можно общохарактеризовать Конституцию Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации определяет Россию как федеративное государство с демократическим политическим строем. Она закрепляет принципы суверенитета, гражданского общества, разделения властей и правового государства. Конституция также гарантирует основные права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу слова, вероисповедания и собраний, а также социальные права, такие как право на образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Что такое Конституция?

Конституция - это основной закон государства, который определяет его структуру, принципы организации и функционирования, а также права и обязанности граждан.

Какова роль Конституции в Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации играет регулирующую роль и определяет основные принципы правового устройства страны. Она закрепляет основные права и свободы граждан, устанавливает структуру и компетенцию органов власти, а также регулирует отношения между государством и гражданами.

Какие особенности были при подготовке и принятии Конституции РФ 1993 года?

Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 года были сопряжены со значительными сложностями и противоречиями. Это был процесс широких общественных дискуссий и споров, который закончился проведением всеобщего голосования. В ходе этого процесса были приняты существенные поправки к тексту Конституции, которые отразили существующие на тот момент общественно-политические определения и интересы различных групп населения.

Какие юридические свойства имеет Конституция РФ?

Конституция РФ обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие. Это значит, что нормы Конституции превалируют над другими нормативными актами и могут быть применены непосредственно гражданами и органами власти.