Содержание документов территориального планирования федерального и регионального значения
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 08.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Основные понятия и определения в сфере и территориального планирования 4
1.2. Особенности содержания и формирования документов территориального планирования 6
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 13
2.1 Нормативно-правовое обеспечение разработки документов территориального планирования и регионального развития 13
2.2. Правовые основы формирования документов территориального планирования федерального уровня 16
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
3.1 Характеристика территориального развития Ленинградской области 20
3.2 Основные направления совершенствования разработки документов территориального планирования и стратегического развития Ленинградской области 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Органы власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития территории на различных уровнях. Указанная деятельность связана, прежде всего с вопросами социально-экономического развития территорий. Для этих все субъекты страны разрабатывают прогнозы, стратегические планы и программы развития территорий, которые включают следующие основные направления:
- создание благоприятных условий для успешного функционирования предприятий, расположенных на территории;
- обеспечение процесса стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- поддержание здорового финансового состояния компаний, расположенных на территории;
- обеспечение бесперебойной уплаты налоговых сборов в бюджеты городских территорий;
- принятие мер по своевременной поддержки местных товаропроизводителей;
- проведение социально-ориентированной политики при обеспечении деятельности по благоустройству и развитию городских территорий.
На настоящий момент нормативно-правовая база в сфере планирования и развития Ленинградской области еще не до конца сформирована. Отсутствуют утвержденные правила по разработке прогнозов и планов развития территории, отсутствуют четкие требования к структуре и содержанию документов планирования и развития территории муниципальных образований.
Здесь также следует отметить необходимость повышения эффективности деятельность региональных органов власти, ответственных образований планируются показатели развития территории Ленинградской области. Структурные подразделения, которые на постоянной основе занимаются плановой и прогнозной работой должны неукоснительно соблюдать последовательность разработки планов развития Ленинградской области и муниципальных образований региона:
Первый этап - это составление концепции развития. Данный этап включает в себя проведение анализа среды деятельности, оценки преимуществ и недостатков, выявление тех ресурсов, которые имеет город, а также составление перечня внешних и внутренних факторов воздействия. Также производится обоснование целей и задач по развитию территории, по итогам которого, должны быть четко определены стратегическое приоритеты и основные направления развития города;
Вторым этапом является разработка программ развития городских территорий и проведение оценки их эффективности. Все региональные программы социально-экономического развития, которые были приняты за последние годы, можно классифицировать по трем группам: а) традиционные, б) гармонично увязанные с концепциями развития городских территорий; в) содержащие определенные механизмы по реализации;
Третий этап – это проведение мониторинга реализации, использование механизмов получения обратной связи. По завершению этого этапа в действующие планы и программы развития территории могут быть внесены различные корректировки и дополнения, полученные посредством обратной связи.
Планы региональных и местных бюджетов входят в состав бюджетной системы всего государства. В соответствии с этим, необходимо использование следующих принципов:
1) принципа связи с бюджетной системой всей страны;
2) принципа самостоятельности, что подразумевает возможность использования полученных доходов для приоритетных направлений развития территорий.
В целях обеспечения нормального функционирования бюджетной системы региона чрезвычайно важна корректная реализация приведенных выше принципов и, а также основного принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы для территориальных бюджетов. Этот принцип предполагает разделение функций различных уровней государственной власти, а также обусловливает необходимость наличия механизма распределения доходов бюджета по различным уровням бюджетной системы страны. Доходная часть бюджетного плана региона состоит из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории области появляются за счет поступления ряда региональных налогов, а также отчислений от регулирующих налогов и различных дополнительных источников, в том числе и местных надбавок к федеральным и региональным налогам.
К заемным средствам регионального бюджета относятся бюджетные ссуды, краткосрочные кредиты коммерческих банков, а также доходов, получаемых от выпуска муниципальных займов (облигаций) для привлечения инвестиционных средств. Средства бюджетного плана также включают различного рода дотации, субвенции, федеральные субсидии, трансферты из фонда поддержки регионов, а также ряда других фондов. Основными расходами бюджета региона, города, (любого муниципального образования) являются затраты на образование, здравоохранение и административное управления, в соответствии с территориальным делением. Бюджетные планы городской территории (территории конкретного муниципального образования) ставят целью использование суммы своих доходов для обеспечения роста благосостояния именно данной территории.
В процессах планирования, прогнозирования и развития территории Ленинградской области необходимо следовать ряду современных тенденций:
1. Переход от среднесрочных планов и краткосрочных планов и программ развития города к долгосрочному планированию.
2. Использование единой системы методов разработки региональных планов и стратегий развития территории.
3. Трансформация программ социально – экономического развития территории в общественные соглашения. Раньше большая часть стратегических документов, касающихся перспективного планирования и развития территорий разрабатывалась администрациями муниципальных образований и субъектов страны «в кулуарах», сейчас же обязательно необходимо опубликовать проекты разрабатываемых (принимаемых) документов в средствах массовой информации (как правило, в сети «Интернет»). После опубликования к их обсуждению присоединяются представители бизнес-сообщества, науки и культуры, различных общественных объединений.
Помимо прочего, необходимо внедрить более детальный подход разработчиков региональных плановых документов. Сейчас региональные планы разрабатываются силами самих органов власти Ленобласти. Считаем целесообразным рассмотреть возможность применения и иных подходов -путем привлечения внешних организаций; через создание специализированных структур. Например, в ряде областей, к примеру - Краснодарского края, Орловской области и ряде других - созданы некоммерческие организации, в основной перечень направлений деятельности которых, входит проведение систематического анализа и мониторинга стратегических документов развития территории, также оказание научно – методической поддержки при реализации положений данных документов. К числу внешних организаций обычно относят высшие учебные заведения, консалтинговые организации, научно-исследовательские институты и специализированные научные центры и ряд других организаций.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в сложившейся практике регионального планирования есть свои определенные методологические особенности, которые отличают обоснования их плановых документов территориального и социально-экономического развития от системы методов, используемых при разработке стратегических документов федерального уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение значимости проблем сбалансированного развития нашей страны, качественного формирования документов территориального планирования федерального и регионального уровней, развития отдельных территорий, субъектов РФ и муниципальных образований, связано с важнейшей необходимостью по устранению сложившейся неравномерности социально-экономического развития регионов, а также сформировавшейся потребностью в освоении дополнительных природных ресурсов, поддержании экологического равновесия, обеспечении занятости населения. В этих условиях целесообразно использовать новые эффективные методы развития территориальной экономики, в том числе методы программно-целевого прогнозирования, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных территорий, согласованно с единой политикой государства, проводимой в области регионального развития.
Разработка программ регионального развития и территориального планирования является целенаправленным процессом по мобилизации всех возможностей конкретной территории.
Как было отражено в исследовании, региональные программы выступают как «подвид» целевых комплексных программ и являются инструментом управления стратегией комплексного социально-экономического, научно-технического развития конкретной территории. Говоря о Ленинградской области, важно отметить необходимость более активного применения рассмотренного инструмента, в качестве действенного способа приоритетной концентрации ресурсов региона для решения первоочередных, важнейших проблем, имеющихся на данной территории, а также обеспечения ее поступательного динамичного развития.
Известно, что система социально-экономического планирования выступает как ресурс управления региональным развитием для органов власти. Данная система позволяет обеспечить реализацию программ и проектов развития с привлечением дополнительных средств из других уровней бюджетной системы РФ, а также внебюджетных источников Документы социально-экономического планирования и развития территории (в том числе стратегии, прогнозы, целевые программы) позволяют органам власти проводить обоснование и формирование заявок на получение средств из федерального бюджета.
В этой связи необходимо совершенствование комплексных программ развития территории рассмотренного в работе региона, что позволит провести увязку всех специализированных программ Ленинградской области, исходя из потребностей в различных видах ресурсов, а также поможет определить приоритетность их решения, исходя из сроков.
Ниже приведем перечень основных задач, которые должны учитываться органами власти Ленинградской области при формировании региональных программ развития:
1. Формирование оптимальной отраслевой структуры экономики территории региона.
2. Максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов городской территории.
3. Гармоничное развитие производственной сферы территории области.
4. Обеспечение задач по охране окружающей среды.
5. Формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего рост уровня инвестиций.
Дополнительно, по итогам работы можно сформулировать вывод о повышении значимости программных документов, в том числе и на уровне муниципальных образований, они играют все возрастающую роль в условиях рыночной экономики. Существенно возросло и число методов и форм стратегического планирования и прогнозирования развития территорий.
К примеру, ранее местная власть осуществляла инвестиционную деятельность только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов. Теперь же есть возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях собственные ресурсы.
Социально-экономическая политика муниципального образования зависит от многих факторов: географическое положение, сформированная отраслевая структура градообразующей сферы, типа муниципального образования - административный центр, промышленный либо промышленный узел, научный или культурный центр) социально-демографический состав населения, уровень квалификации трудоспособной части населения.
Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов стратегического планирования и развития территориальной и экономической политики муниципального образования является одним из важнейших условий по его развитию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что территориальное планирование и развитие территории региона (равно как и муниципального образования) является современной технологией управления, которая позволяет не только провести оценку перспектив развития территории, но и сбалансировать приоритеты и темпы развития с имеющимися в распоряжении ресурсами. Формирование стратегических документов развития и планирования при условии координации всех видов планирования позволит целенаправленно управлять социально-экономическим развитием субъекта РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018 // Российская газета
Конева А. В., Осипов А. Г. Проблемы управления земельным комплексом городов РФ // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №-1 С.90-92
Кухтин П. В. Формирование и функционирование регионального рынка земли // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4 (23). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-funktsionirovanie-regionalnogo-rynka-zemli (дата обращения: 21.09.2016).
Кухтин П.В. Роль земельных ресурсов в государственной экономической системе // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №2 (21) С.50.
Лёмин А. В. Концепция эффективного управления земельными ресурсами муниципалитета // Известия ИГЭА. 2006. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-effektivnogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-munitsipaliteta (дата обращения: 21.09.2016).
Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. № 3. 2010. - 39 с.
Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. № 204(30) 2011.- с.56.
Устав муниципального образования - Краснобаковский район Нижегородской области (с изменениями).
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". - М.: "Книга сервис", 2009. - 80 с.
Гопоненко, А.Л. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города/ С.Б.Мельков, В.А.Николаев. –М.:2002.- 283с.
Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2011. - с. 337.
Гусева, М.Ю. Стратегическое управление / М.Ю. Гусева. – Новосибирск, НГАЭ, 2015.- 328 с.
Жилкин С.Ф., Князева А.В. Стратегирование регионального планирования // Вестник Самарского государственного университета. № 8. 2014. с. – 54.
Жихаревич Б.С., Яновский А.Э. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010.- 43 с.
Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент / А.Н.Коробкова. – М.: 2012. – 314 с.
Кореняк, Н.Н. Менеджмент. Стратегическое планирование/ Н.Н.Кореняк. - Иркутск, ИГЭИ, 2010.-187 с.
Процедура разработки форсайта. Материалы Первой международной Интернет-конференции «Процедура разработки форсайта» / Под ред. Н.Я. Калюжновой. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2007.
Рохичин, В.Г. Муниципальное планирование / В.С. Чекалин. - М.: 2003. – 118 с.
Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. № 3. 2010. - 39 с.
Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. № 204(30) 2011.- с.56.
Устав муниципального образования - Краснобаковский район Нижегородской области (с изменениями).
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". - М.: "Книга сервис", 2009. - 80 с.
Филатов О.К. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование): Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2010.- 608 с.
Филатов, О.К. Управление развитием муниципальных образований / О.К.Филатов. – М.: АНХ, 2007г.
Харченко К.В. Стратегический план города: концептуальность как условие практической реализуемости // Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 2011.- с.15.
Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. Тюмень: издательство тюменского государственного университета, 2014. - с. 346.
Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического муниципальных образований и пути их решения. – М.: Новый век, 2002. – 364 с.
Чекалин, В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве/В.С.Чекалин. – М.: 2001.
Чистобаев А.И. О сочетании функций стратегического и территориального планирования в регионах России. Проблемы государственной политики регионального развития // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 апреля 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. – 583 с.
Гапоненко А. Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов // Управленческие науки. 2012. №2 (3) С.85-90.
Халтаева С. Р. Исследование соответствия документов стратегического планирования социально-экономического развития региона и территорий // Статистика и экономика. 2013. №5 С.120-124
Ерашова О. В. Стратегическое развитие подсистем региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №3 С.255-262.
Грахов В.П. Генеральный план как стратегия социально-экономического развития территории // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №4 (32) С.46-51.
19
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.
2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018 // Российская газета
3. Конева А. В., Осипов А. Г. Проблемы управления земельным комплексом городов РФ // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №-1 С.90-92
4. Кухтин П. В. Формирование и функционирование регионального рынка земли // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4 (23). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-funktsionirovanie-regionalnogo-rynka-zemli (дата обращения: 21.09.2016).
5. Кухтин П.В. Роль земельных ресурсов в государственной экономической системе // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №2 (21) С.50.
6. Лёмин А. В. Концепция эффективного управления земельными ресурсами муниципалитета // Известия ИГЭА. 2006. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-effektivnogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-munitsipaliteta (дата обращения: 21.09.2016).
7. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. № 3. 2010. - 39 с.
8. Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. № 204(30) 2011.- с.56.
9. Устав муниципального образования - Краснобаковский район Нижегородской области (с изменениями).
10. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". - М.: "Книга сервис", 2009. - 80 с.
11. Гопоненко, А.Л. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города/ С.Б.Мельков, В.А.Николаев. –М.:2002.- 283с.
12. Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2011. - с. 337.
13. Гусева, М.Ю. Стратегическое управление / М.Ю. Гусева. – Новосибирск, НГАЭ, 2015.- 328 с.
14. Жилкин С.Ф., Князева А.В. Стратегирование регионального планирования // Вестник Самарского государственного университета. № 8. 2014. с. – 54.
15. Жихаревич Б.С., Яновский А.Э. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010.- 43 с.
16. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент / А.Н.Коробкова. – М.: 2012. – 314 с.
17. Кореняк, Н.Н. Менеджмент. Стратегическое планирование/ Н.Н.Кореняк. - Иркутск, ИГЭИ, 2010.-187 с.
18. Процедура разработки форсайта. Материалы Первой международной Интернет-конференции «Процедура разработки форсайта» / Под ред. Н.Я. Калюжновой. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2007.
19. Рохичин, В.Г. Муниципальное планирование / В.С. Чекалин. - М.: 2003. – 118 с.
20. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. № 3. 2010. - 39 с.
21. Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. № 204(30) 2011.- с.56.
22. Устав муниципального образования - Краснобаковский район Нижегородской области (с изменениями).
23. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". - М.: "Книга сервис", 2009. - 80 с.
24. Филатов О.К. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование): Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2010.- 608 с.
25. Филатов, О.К. Управление развитием муниципальных образований / О.К.Филатов. – М.: АНХ, 2007г.
26. Харченко К.В. Стратегический план города: концептуальность как условие практической реализуемости // Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 2011.- с.15.
27. Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. Тюмень: издательство тюменского государственного университета, 2014. - с. 346.
28. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического муниципальных образований и пути их решения. – М.: Новый век, 2002. – 364 с.
29. Чекалин, В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве/В.С.Чекалин. – М.: 2001.
30. Чистобаев А.И. О сочетании функций стратегического и территориального планирования в регионах России. Проблемы государственной политики регионального развития // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 апреля 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. – 583 с.