Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762). Россия при Екатерине II. Политика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 36 36 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 09.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Просвещенный абсолютизм: тактика и стратегия 4
Глава II. Просветительная тактика Екатерины II: предпосылки и результаты 6
2.1. Переписка с европейскими просветителями и формирование образа «просвещенной императрицы». 6
2.2. Реализация проектов по развитию образования в правление Екатерины II 11
2.2. «Наказ» и деятельность Уложенной комиссии 1765-1767 г.г. 15
Глава III. Политическая система в правление Екатерины II: абсолютистская стратегия 21
3.1. Идеологический разворот 70-80-х гг. XIX в. и тенденции к укреплению абсолютизма 21
3.2. Законодательство Екатерины II: от просветительской идеологии к абсолютистской практике 24
3.3. Оценка результатов политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в трудах историков 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Фрагмент для ознакомления

Жалованная грамота вводила сложную систему самоуправления в городах.Главным органом городского самоуправления считалось созываемое раз в три года «Собрание градского общества». На нем происходили выборы должностных лиц: городского головы, бургомистров, заседателей магистрата и совестного суда. Исполнительным и постоянно действующим органомбыла шестигласная дума, состоящая из городского головы и шести гласных – по одному человеку от каждого разряда городских жителей. Городская думаосуществляла текущее управление городом: следила за состоянием дорог и зданий, устройством площадей и пристаней, снабжением города. В городском самоуправлении существовала также общая градская дума, члены которой избирались на собраниях граждан каждого из шести разрядов. Главной ее обязанностью было избрание шестигласной думы. Также, были городские и губернские магистраты, предназначенные для выполнения судебных и административных функций. Не могла Екатерина II не отблагодарить и то сословие, которому она была обязана своим восхождением к власти и всем своим царствованием, - дворянство. Не ограничившись двумя указами, принятыми в 1782 г., она в 1885 г. издала специальную «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».В соответствии с ней дворяне освобождались от податей, обязательной службы и телесных наказаний; им разрешалось приобретать фабрики и заводы, а также торговать производимой на этих предприятиях продукцией. За дворянами закреплялась не только земля, но и ее недра. Они получили широкое сословное самоуправление.Жалованная грамота дворянам повторяла многие привилегии, которыми издавна пользовалось это сословие: освобождение от подушной подати, телесных наказаний, расквартированных воинских подразделений и т.д. Подтверждены были полученное во время дворцовых переворотов освобождение от обязательной службы, право неограниченно распоряжаться имением, владеть ломами в городах, заводить предприятия и заниматься торговлей, право иметь сословные дворянские учреждения.К новшествам Жалованной грамоты относилось наименование первого сословия: отныне оно называлось не просто «дворянством», а «благородным дворянством». Новой привилегией также запрещалось у дворян конфисковать владения за уголовные преступления (как ранее уСалтычихи). Имения вэтом случае переходили к законным наследникам. Также «Жалованная грамота дворянам» повысила значение дворянской корпоративности: обществ, собраний, учреждений. Так, дворяне каждой губернии составляли «дворянское общество», которое выбирало «дворянское собрание», созываемое раз в три года. Помимо выборов предводителя, собранию разрешалось заявлять о своих нуждах губернским наместниками губернаторам, и в случае необходимости, доносить о своих проблемах даже Сенату и императору.Таким образом, власть прямо объявляла себя защитником дворянских интересов. Кроме того, дворянское общество по новому закону могло и исключить из своей среды лиц, опороченных судом или дискредитировавших себя в личной жизни (причем, такой этический способ воздействия на членов был довольно действен в сословном мире).Но и вдворянской среде, несмотря на все пожалованные дворянству привилегии, поддержку самоуправления, не было равенства. Жалованная грамота вводила ценз: избранным навыборные дворянские должности мог быть дворянин, чей доходс имения превышел 100 рублей в год. А дворянин, не имевший офицерского чина, вообще лишался избирательных прав. Таким образом, предоставление обширных личных прав и возможности влиять на местную правительскую администрацию вовсе не означало развитие буржуазных парламентских начал (как, скажем, в Англии); скорее, закреплялась сословное деление общества и практика уже устаревшей системы управления, называемой «сословно-представительной монархией». Что, конечно, было шагом назадот екатерининского «Наказа».Можно сказать, что именно «Жалованная грамота дворянам» засвидетельствовала окончательной отступление Екатерины II от идеологии и политики «просвеженного абсолютизма». Отмечу, что обе Жалованные грамоты – городам и дворянам – были опубликованы одновременно, 21 апреля 1785 года. По мнению ряда отечественных историков, их одновременная публикация должна была зафиксировать желание власти установить некоторый консенсус в раздираемом противоречиями сословном обществе, по крайней мере, между высшими сословиями (крепостные крестьяне оставались, таким образом, даже в перспективеи де-юре за границами устанавливаемого социального консенсуса). В то же время, это свидетельствует и о желании власти играть на противоречиях между первым привилегированным, но временами строптивым, сословием – дворянством – и богатыми жителями городов, готовыми поддержать все начинания власти только хотя бы за некоторых доступ к власти.Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные помещикам и купцам, и вместе с тем, расширяли их права. В общем, такой подход вполне вписывался в ту модель «просвещенного абсолютизма», которая постепенно осваивалась во всей Европе. Другое дело, что, пока существовало крепостное право, перекос в привилегиях все равно оставался на стороне дворянства. Стремление Екатерины IIликвидировать или, хотя бы, уменьшить, такой перекос в системе власти и управления,проявившееся в оба периода ее царствования (но по разному, в виде модели управления с либеральным «акцентом» и с более жестким государственно-административным) свидетельствовало о встраивании феодальной сословно-монархической системы в нарождающуюсябуржуазную представительно-монархическую (парламентскую) эволюционным путем. Отмечу, что другой вариант такого «встраивания» покажет мирутак любимая Екатериной Второй Франция в самом конце жизни и правления императрицы.К сожалению, заявленный российской властью эволюционныйпуть, оказался слишком долгим. Преобразование феодальной системы в капиталистическую шло медленно, и уже правнуку Екатерины II Александру IIвсе равно пришлось решиться на более радикальные реформы, отмену крепостного права в условиях, значительно худших с точки зрения социально-политической ситуации в стране и состояния экономики. Что касается эпохи Екатерины II, то фактическое завершение ее активной реформаторской внутриполитической деятельности Жалованными грамотами – городам и дворянам – означало, в некотором роде, фиаско ее изначальных просветительских идей. И, в то же время, это ознаменовало отход от просветительского политического идеализма и демагогии к реальной политике, отвечающей на вызовы дня. Следует упомянуть, что еще существовала «Жалованная грамота крестьянству», хотя, возможно, в незавершенном варианте. В 30-е годы XIX века из архивных глубин стали всплывать обрывки этого документа, согласно которому Екатерина II намеревалась родившихся после 1785 года детей крепостных крестьян объявить свободными. Если бы этот документ был принят и опубликован, то крепостное право было отменено значительно раньше 1861 г., и возможно, тем самым, удалось бы противодействовать многим социальным катаклизмам в период XIX–XX веков. Но произошло все иначе, и последняя в истории дореволюционной России попытка эволюционного преобразования феодального устройства в буржуазное государство оказалась неудачной, закончившись лишь укреплением власти феодалови укреплением крепостного права.Тенденции к укреплению абсолютизма проявились не только в создании вышеназванных документов, подтверждавших сословное деление и другие параметры феодального устройства,в том числе, крепостное право. Два десятилетия спустя после «Наказа» «любимица философов и вольнодумцев» Екатерина Алексеевна отправила отечественного вольнодумца публициста Н. И. Новикова, выпускавшего популярные сатирические журналы и заведовавшего одно время московской типографией, в Шлиссельбургскую крепость, заточив его на пятнадцать лет. Другому вольнодумцу, А. Н. Радищеву, впервые во всеуслышание заклеймившему крепостное право, вынесли смертный приговор, замененный позжессылкой в Тобольск на десять лет. После Великой Французской революции и казни восставшими «вольнодумцами» французского короля, и вовсе была установлена жесткая цензурана поступающую из Франции литературу. В Петербурге объявили шестидневный траур по казненному революционерами королю. Так закончилась первая в истории России попытка либерализации государственной системы и политической жизни. 3.3. Оценка результатов политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в трудах историковЗаканчивая рассмотрение политики «просвещенного абсолютизма» в «золотом веке» истории России – в правление ЕкатериныII, - обратим внимание на то, как под влиянием текущей политической и социальной ситуации в стране менялось представление об этой эпохе в трудах историков. Прежде всего, менялась оценка самой политики (того смысла, который придавала ей ЕкатеринаII) и результатов, итогов ее правления.Прежде всего, многих историков занимает вопрос: достигнут ли был императрицей желаемый социальный консенсус? Или, напротив, в конце правления Екатерины Великой государствооказалось еще дальшеот социального мира, чем в начале? И можно говорить лишь о консенсусе политическом – между властью, самодержавием и дворянством, на которое опиралась власть монарха? Насколько широка могла быть поддержка у Екатерины IIв других слоях общества, если бы она, все-таки, решилась на реализацию заявленной ею в начале правления программы? Или может, сама программа, была, в современной терминологии, удачным «пиар-ходом», благодаря которому Екатерина Алексеевна не только пришла к власти, но и смогла сохранить ее на такой длительный срок: время ее правления больше тридцати лет. Этими вопросами задаются не только историки, но и политики, все, кто интересуется отечественной историейи понимает, что корень многих современных проблем часто находится «во глубине веков». Следует отметить, что большинство дореволюционных авторов рассматривали деятельность уже Уложенной комиссиивсего лишь как арену сословной борьбы. Поэтому в историографии укрепился взгляд на Комиссию как на неудавшуюся кодификационную попытку. Работы отдельных авторов, по мнению которых деятельность Комиссии 1767 г. положительным образом сказалась на правовой культуре, на отдельных вопросах законодательства, не меняли общей историографической ситуации.Одно из первых обстоятельных исследований результатов правления Екатерины II, ее политической деятельности и принятых в ее правление законов представил известный историк С.М. Соловьев, автор первой «Истории России с древнейших времен». Но исследование С.М.Соловьева носило, большей частью, фактографический характер; историк весьма скупо высказывал свое отношение к описываемым событиям. Так, например, первым использовав депутатские наказы в Комиссию как исторический источник, он ограничился простым пересказом требований, высказанных в них. Также, иногда единичные факты историк выдавал за типичные. Уделив значительное внимание крестьянскому вопросув Комиссии, С.М. Соловьев весьма высоко оценивал по нему позицию Екатерины II к началу работы собрания, считая, что императрица была готова к отмене крепостного права. Однако объективные обстоятельства, прежде всего, противодействие дворянской элиты, оказались сильнее. Соловьевым также было выявлено стремление властей к изоляции некоторых окраин империи, принимавших участие в работе Комиссии. Касаясь одного из принципиальных вопросов о результатах деятельности Комиссии,С.М.Соловьевпроцитировал словаимператрицы: «Комиссия … подала мне свет и сведение о всей империи, с кем дело имеем и о компечись должно». Историк, вслед за Екатериной II, считал, что общая цель созываКомиссии была достигнута. Вопрос о том, что Комиссия не выполнила своей прямой задачи (составления нового Уложения) исследователем не затрагивался. В отличие от С.М. Соловьева, многие историки XIXвека считали, что, в целом, политика «просвещенного абсолютизма» Екатерине не удалась,и от «просвещения» императрица постепенно пришла к «абсолютизму». Одним из основных аргументов такого мнения стала как раз неудачная на взгляд многих исследователей деятельность Уложенной комиссии.Первым, кто по-настоящему вдумчиво попытался разобраться в законотворческих и иных неудачах правления Екатерины II, стал русский историк В. О. Ключевский. Он справедливо обратил вниманиена то, что политика ЕкатериныII изначально была слишком разнонаправлена и ориентирована на разные слои с целью решить взаимно исключающие задачи. Как пишет Ключевский, чтобы удержаться у власти и соответствовать чаяниям всех тех, которые и привели ее к власти, императрице приходилось следовать одновременно «национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлению», и эта задача «страдала несогласимым внутренним противоречием».Он же обратил внимание на то, чтопроблемой власти и сложности реформ являлось отсутствие единства внутри правящего слоя. Как пишет В. О. Ключевский, в России после реформ Петра Iсформировалось как бы «два дворянства». Во-первых, «старое дворянство» - родовитая знать, вследствие дворцовых переворотов и слабых послепетровских правителей многое отыгравшая в свою пользу, получив массу дополнительных привилегий и почти нивелировав последствия политикиПетра Великого по превращению России в буржуазно-чиновничью монархию европейского образца. И второй слой «птенцов гнезда Петрового» - «новых дворян»-чиновников, в том числе,неродовитого и «разночинного происхождения», которому был открыт путь в высшие слои власти «Табелью о рангах». ЕкатеринаII, очевидно, также, как и ПетрI, стремилась сделать первоначальную ставку на второй слой. Но, придя к власти в результате переворота, не обладала для этого полномочиями. А потом различные события и изменившиеся обстоятельства, да и угасший интерес к глобальному реформированию социально-политической системы у самой императрицы, сделали невозможным проведение серьезных реформ. Историки советского периода, ориентированные на классовый подход в истории, видели в Екатерине, преимущественно политическую интриганку, умело манипулирующую людьми и словами. При этом – рьяную защитницу интересов помещиков-крепостников.В современной отечественной историографии снова просыпается интерес к реформаторской деятельности Екатерины II и политической жизни того времени. При этом все больше проявляется стремление «обелить» императрицу, акцентировав ее либеральные настроения и объяснив ее реформаторские неудачиотсутствием поддержки глубоких реформ в среде правящего сословия, дворянства. \ЗаключениеИтак, заявленная в начале правления Екатерины II политика «просвещенного абсолютизма» предполагала определенный курс реформ в социально-политической и экономической жизни России. Эти реформы, в конечном счете, должны были обеспечить «цивилизованный», просвещенный переход от одной, уже отжившей феодальной модели социально-экономического и государственно-политического устройства кновой – буржуазной. Эволюция государства должна была произойти с учетом интересов дворянства и под контролем дворянства. В этом плане политика Екатерины II была вполне сословной, и направленной на укрепление власти дворянства. В то же время, в первый период правления императрицы (примерно 1762—1770 гг.) в результате ряда реформ предполагалось избавиться от наиболее одиозных и устаревших черт феодального государства, способствовать просвещению, прежде всего, правящего слоя, продуктивному вовлечению его в политическую жизнь и реформаторство. Этого не произошло, так как, в массе своей, дворянство, особенно, провинциальное дворянство, не поддержали начинания императорского дома даже в проведении не слишком радикальных реформ. Таким образом, заявленные Екатериной II просветительские идеи не были реализованы. Напротив, реформы Екатерины II и все ее политика сохранили и укрепили абсолютную монархию и крепостничество в России.Итогами политики «просвещенного абсолютизма» можно считать:- укрепление и модернизацию самодержавия;- оживление общественной жизни; появились зачатки гражданского общества;- усиление крепостничества, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права;- зародились и постепенно стали распространяться понятия свободы и прав личности (хотя и в контексте дворянского понимания части). И пустьони не выходят первоначально за рамки духовной элиты русского общества, но со временем, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начнет бороться за предоставление свободы для всего народа. Так, вполне правомочно считать, что движение будущих декабристов имело импульс в просветительских идеях эпохи Екатерины II и самой императрицы. - В то же время, некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы приводят часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.Список использованной литературыАнтология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV. Россия. XI-XIX вв. / под ред. Г. Ю. Семигина. М., 1999.С. 333-342.Брикнер А. История Екатерины Второй: В 2 т. Репринтное воспроизведение издания А. С. Суворина 1885 г. М., 1991. С. 734-735. Волкова Л. А.Комиссия для сочинения проекта нового уложения» 1767–1768 гг. в дореволюционной отечественной историографии// Омский научный вестник, 2011. № 1 (95). С. 21-24В. О. Ключевский о русской истории. Сборник в 2-х т. Т. 1. М.: Просвещение, 1993. 576 с.Зотов В. Д. Императрица Екатерина II и ее «Наказ». // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2000. № 2. С. 21-32.Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. М., 1989.Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. / Под ред. Н.Д.Чечулина // Памятники русского законодательства 1649-1832 гг., издаваемые императорской Академией Наук. – СПб, 1907.Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. М.:Просвещение, 1989. 559 с.Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб.для вузов. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2001. 560 с Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. Т. 1. – М., 1996.Стародубцев М.В. Реализация проектов по реформированию российской системы образования в период правления Екатерины II//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170. С. 5- 15.Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна)/ Люди в истории// История России. Всемирная история. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.istorya.ru/person/saltychiha.phpСоловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2017. 1024 с. Стародубцев М.В. Реализация проектов по реформированию российской системы образования в период правления Екатерины II//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170.

1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV. Россия. XI-XIX вв. / под ред. Г. Ю. Семигина. М., 1999. С. 333-342.
2. Брикнер А. История Екатерины Второй: В 2 т. Репринтное воспроизведение издания А. С. Суворина 1885 г. М., 1991. С. 734-735.
3. Волкова Л. А. Комиссия для сочинения проекта нового уложения» 1767–1768 гг. в дореволюционной отечественной историографии// Омский научный вестник, 2011. № 1 (95). С. 21-24
4. В. О. Ключевский о русской истории. Сборник в 2-х т. Т. 1. М.: Просвещение, 1993. 576 с.
5. Зотов В. Д. Императрица Екатерина II и ее «Наказ». // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2000. № 2. С. 21-32.
6. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. М., 1989.
7. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. / Под ред. Н. Д. Чечулина // Памятники русского законодательства 1649-1832 гг., издаваемые императорской Академией Наук. – СПб, 1907.
8. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. М.:Просвещение, 1989. 559 с.
9. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2001. 560 с
10. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. Т. 1. – М., 1996.
11. Стародубцев М.В. Реализация проектов по реформированию российской системы образования в период правления Екатерины II// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170. С. 5- 15.
12. Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна)/ Люди в истории// История России. Всемирная история. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.istorya.ru/person/saltychiha.php
13. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2017. 1024 с.
14. Стародубцев М.В. Реализация проектов по реформированию российской системы образования в период правления Екатерины II// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170.

Вопрос-ответ:

Какие причины привели к дворцовым переворотам в России во второй половине XVIII века?

Дворцовые перевороты в России во второй половине XVIII века были вызваны различными причинами. Одной из основных причин был противоречивый характер российского абсолютизма, который не учитывал интересы различных слоев общества. Кроме того, недостаточное образование и несостоятельность некоторых монархов также играли роль в возникновении переворотов.

Что представлял собой просветительский абсолютизм Екатерины II?

Просветительский абсолютизм Екатерины II был новым направлением в политике российского государства. Он заключался в сочетании реформаторских и просветительских идей с сохранением абсолютистской власти монарха. Эта политика предполагала модернизацию страны и развитие образования, науки, промышленности и культуры.

Какие проекты в области образования были реализованы при Екатерине II?

При Екатерине II было реализовано несколько проектов по развитию образования. Одним из таких проектов было создание Уложенной комиссии, которая занималась реформированием образования в стране. Также были открыты новые школы, университеты и академии, чтобы расширить доступность образования для населения.

Каким образом Екатерина II сотрудничала с европейскими просветителями?

Екатерина II активно сотрудничала с европейскими просветителями и поддерживала переписку с ними. Она обменивалась письмами с Вольтером, Дидро и другими известными просветителями, обсуждая с ними идеи и вопросы реформ. Она также приглашала просветителей в Россию и спонсировала их деятельность.

Каковы были результаты деятельности Уложенной комиссии при Екатерине II?

Деятельность Уложенной комиссии при Екатерине II привела к существенному улучшению системы образования в России. Были внедрены новые учебные программы, открыты новые школы и университеты, повышены требования к преподавателям. Благодаря этому был сделан огромный шаг в развитии образования в стране и просветительской политике Екатерины II.

Какая политика была проведена в России в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762?

В эпоху дворцовых переворотов в России была проведена политика кратковременных и нестабильных правительств, сменяющих друг друга в результате дворцовых переворотов и смерти монархов. Это привело к политической неопределенности и неспособности страны к устойчивому развитию.

Какими тактиками и стратегиями пользовалась Россия в эпоху просвещенного абсолютизма?

В эпоху просвещенного абсолютизма Россия использовала тактики и стратегии, направленные на укрепление и расширение своей власти и влияния. Это включало в себя модернизацию экономики и армии, проведение реформ в образовании и других сферах жизни, а также активную внешнеполитическую деятельность.

Каким образом Екатерина II реализовывала проекты по развитию образования в России?

Екатерина II реализовывала проекты по развитию образования в России путем создания новых учебных заведений, поддержки науки и культуры, проведения реформ в системе образования и привлечения зарубежных специалистов. Она также активно взаимодействовала с европейскими просветителями и использовала их идеи в своей политике.

Какие были предпосылки и результаты деятельности Уложенной комиссии во времена Екатерины II?

Предпосылкой деятельности Уложенной комиссии во времена Екатерины II была необходимость систематизации и унификации законодательства. Результатом работы комиссии было создание Уложенного Свода законов Российской империи, который стал основой правовой системы страны и был введен в действие в 1832 году.