Психолого-педагогические условия формирования творческого мышления у подростка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Характеристика творчества, мышления и творческого мышления 7
1.1 Понятие творчества в психологии 7
1.2 Понятие о творческом мышлении, его роль в обучении и развитии детей 11
Глава 2. Характеристика психолого-педагогических условий формирования творческого мышления у подростка 16
2.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 16
2.2 Способы формирования творческого мышления подростков 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Имеются самые разные способы создания оптимальной мотивации.Бывает целесообразнымучащемуся бросить вызов - побудить его к преодолению сложностей. Для этого можно предложить трудную задачу и раззадорить его с тем, чтобы он испытал в ней собственные силы, применял собственные возможности полностью, открыл для себя радость эффективного совершения сложной работы [4].Чтобы сделать задачу привлекательной для учащегося, целесообразным образом очертить область его преимущественных интересов, где он максимальным образом осуществляет собственные способности, и с учетом чего формулировать задачу.Обсуждая способы активизации и развития мышления подростков, целесообразным будетакцентироваться на пути к решению задачи. Точнее сказать иногда требуется посмотреть на проблему с новой позиции, что, очевидно, является результатом достигшей в понятийном мышлении децентрации - способности отделить себя от системы отсчёта. В принципе это доступно каждому взрослому человеку. Но сознательное манипулирование системой отчёта требует от ребенка специальных усилий и умений [33, с99].Каковы общие подходы к развитию подобного умения? Это и конкретизация задачи, и попытка решить трудную задачу не полностью, и превращение исходной задачи в более простую из той же сферы, и переход к более, абстрактной постановке, и использование отдаленных аналогий.Полезна и визуализация - включение наглядных образов. Знание о том, что мышление является перевод с языка символов на язык образов и обратно, служит еще одним резервом развития продуктивного мышления. В данном контексте полезно отметить то, что для активизации способности выделять принцип решения и переносить его с конкретной задачи на широкий класс полезнее решать одинаковую задачу несколькими способами, чем несколько различных задач.Мыслительные процессы содержат осознаваемые и неосознаваемые компоненты. Знание о том, что процесс решения задачи не прекращается, когда учащийся перестает осознанным образом работать над ней, дает возможность успешнее распределять усилия и внимание между задачами. Так, если с решением этой задачи ничего не выходит, хотя подростоквесьма настойчиво работает над ней, то полезно ее на время отложить и переключиться на иную. Подобное переключение, вводя в фокус внимания побочную для первой задачи информацию, может помогать концентрироваться на новых аспектах проблемы и таким образом продвинуть ее решение. В связи с этим, когда он возвращается к первой задаче после перерыва, задача может с легкостью решиться, за счет продолжавшейся подсознательной мыслительной деятельности. Вовремя отложенные попытки решить сложную задачу предотвращают падение уровня мотивации и появление стойкого негативного отношения к ней [25, с.48].Активизирует мыслительный процесс и умение правильно ставить вопросы, потому что они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Но сам факт порождения вопросов определяется мотивацией.Необходимо подвести подростка к некоторому решению, однако сделать так, чтобы последний шаг он совершил сам. Ведь в данном случае он получает уверенность в собственные способности решать большинство задач [13].Вопрос поставлен в привычной форме, конечно же, облегчает ответ, но только в привычных условиях: он не способствует транспортированию решения на новые условия, потому что форма опроса накладывает неявные ограничения на направление мыслительного процесса при отыскивании ответа.Обладаетзначениемкак грамматическая структура вопроса, так и его словарный состав. Давно известно, что применение специальных понятий помогает однозначно понимать вопрос и таким образом резко сокращает поле анализа при переборе самых разных гипотез.Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов решающая в направлении мыслительного процесса в необходимое русло. К примеру, на развитие способности ставить необходимые вопросы ориентирован метод проблемного обучения, ставящий школьника в положение первооткрывателя. Описывается несколько различных позиций на рассматриваемую проблему и далее предлагается всем самимвыявить правильную, точнее сказать обучающимсянадо проанализировать обсуждаемые факты, разрешить это противоречие посредством последовательного формулирования вопросов и ответов на них [18].Если учащийся-подросток получит ответ на вопрос, еще у него не созревший, то заключенные в ответе знания будут усваиваться плохо. В данном смысле предварять интерес готовыми ответами будет не целесообразным. В проблемном обучении интерес не предваряется, школьникам предоставляют возможность как бы самим пройти мысленный путь, которым шел исследователь к собственному открытию. Каждая стадия обучения содержит незначительное число новой, информации с акцентом на самостоятельные поиски путей выхода за ее границы.Нужно подчеркнуть, что в русле метода проблемного обучения постижение нового материала начинается не с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно данной задачи, а несо знакомства с известными способами решения некоторой задачи. Тогда школьник усваивает знания не поэтому, что ему их сообщили, а потому, что у него появилась потребность в данных определенных знаниях.Отвечая на появившиеся теперь уже личностно значимые вопросы, ребенок быстрее и глубже постигает новый материал. Можно заметить, что при решении нестандартных задач в ходе практического использования получаемых знаний в большей степени неизменно оказывается за проблемным методом [11].Как уже было продемонстрировано, вопросы предоставляют толчок мышлению, ограничивая и многообразие непроизвольных ассоциаций, и поле осознанного перебора гипотез. В связи с тем, что ассоциации подвергаются индивидуальным и социальным штампам и стереотипам, надо осознанным образом высвобождать их из-под жесткого контроля шаблонного мышления, добиваясь снятия так называемых барьеров. Сложность данной задачи усугубляется тем, что всякое преодоление, ломка мыслительных стереотипов связаны для учащегося с негативными психологическими эмоциями.Суть психологического барьера состоит в тенденции применять штампы. Незаметно для себя ребенок попадает на «традиционный» путь мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, конечно же ничего нового, оригинального придумать не может. Влияние барьера выражается в том, что решающий конкретную задачу как чрезмерным образом сужает зону поиска гипотез, так и направление данного сужения уже предопределено штампом. Конечно же, что тогда оригинальное - решение становится недоступным [20].Для преодоления барьеров полезно в начале решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез в независимости от их ожидаемой продуктивности. И лишь по мере того как анализ продвигается, он должен сосредоточиваться на все более узкой области, которая имеет более близкое отношение к решаемой задаче.Еще одним способом ухода от стереотипов в решении является умение целенаправленным образом видоизменятьусловия задачи.Целесообразно применять и перенос решения в иное пространство - либо введение неравномерности в пространственные особенности среды,либо объекта.В мышлении понятиями заложена еще одна возможность оптимизации решения задачи. Применение понятий различного уровня позволяет, переходя от менее обобщенных понятий к более обобщенным и обратно, уйти от пройденных путей решения.Одним из действенных способов активизации мышления считают подсказку. Ее можно предлагать либо на различных (ранней и поздней) стадиях решения задачи, либо одной и той же стадии использовать подсказки разного уровня - более или менее конкретные. Как подсказку для решения главной задачи можно применять вспомогательную задачу, менее сложную, однако содержащую принцип решения главную, который может быть перенесён [10].Применяют многообразные подсказки: сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, приведение аналогии. Но нужно иметь в виду, что подсказка, которая совпадает по времени с формированием своего решении, может резко затормозить его или вовсе сорвать - так называемый эффект запирания [3].Эффект запирания часто проявляется на экзамене, если подсказка экзаменатора, которая предложена в момент, когда экзаменующийся практически достиг результата, разрушает мыслительную схему своего решения и он даже не может, осознать, что ему подсказывают, настолько он поглощен осуществлением собственного решения.Каждыйперечисленный способ преодоления мыслительных барьеров весьма эффективен при необходимости отыскать новый оригинальный подход к анализу теоретических и технических проблем. Но, в жизни (а не лишь в учебе) учащиеся вынуждены каждодневно решать задачи межличностного общения, и тогда обнаруживается, что тут ещё сложнее высвобождаться из-под жесткого контроля традиционных и стереотипных подходов.Совершенно очевидно, что причинные заключения, которые сделаны на основе анализа, столь ограниченного многообразия жестких стратегий, могут порождать ошибки в понимании действий других людей [12].ЗаключениеЦелью исследование было исследование психолого-педагогических условий формирования творческого мышления у подростка.В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировав понятие творческого мышления, можно сказать, чтотворчество является процессом деятельности, создающим качественно новые материалы и духовные ценности либо итогом создания по-настоящему нового.В свою очередь, творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.2. Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику подростков, можно констатировать, что у подростков в связи с развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, они становятся более стойкими. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а такими, которые возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Возникновение косвенных потребностей делает возможным для подростка сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долговременных жизненных планов и перспектив.3. Проанализировав методы формирования творческого мышления у подростка, можно сделать вывод, чтов основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не всегда высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, учащиеся с низким уровнем обучения могут проявить себя, повысить свою самооценку. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления. Кроме того, подача знаний должна быть такой, чтобы обеспечить их осмысление учащимися. И поэтому кроме традиционных уроков, используются и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т. п. Все эти уроки по своей сути являются творческими уроками. Можно сказать, что они соответствуют урокам, подлинно развивающим процесс обучения, т. е. являются креативными.Список используемой литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., БемД.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб. : 2016. – 400 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2012. - 400 с.Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2018 – 434 с.Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с. Коротина Н.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: Дис. ... канд. психол. Наук. - Москва, 2005. - 190 с.Крайг Г. Психология развития. – СП.: бПитер, 2000. - 992 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Маркова Ю.В., Кузьмакова К.Н., Троицкая И.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников. // Журнал. Символ науки. - №, 2016. – С. 163-164.Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект. // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2016. – С. 255-258. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.Самойленко Э. Техническое творчество учащихся как предпрофессиональная социализация// Народное образование. – 2018. - № 4. – С. 213-215.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 400 с.Щенникова Д.Е., Сурова В.В., Берестнева В.В., Кайдалова Н.А. Творческие способности детей: понятия, сущность, характеристика. [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2016/2012/23736

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., БемД.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб. : 2016. – 400 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2012. - 400 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2018 – 434 с.
7. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с.
8. Коротина Н.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: Дис. ... канд. психол. Наук. - Москва, 2005. - 190 с.
9. Крайг Г. Психология развития. – СП.: бПитер, 2000. - 992 с.
10. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
11. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
13. Маркова Ю.В., Кузьмакова К.Н., Троицкая И.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников. // Журнал. Символ науки. - №, 2016. – С. 163-164.
14. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект. // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2016. – С. 255-258.
15. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
16. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
18. Самойленко Э. Техническое творчество учащихся как предпрофессиональная социализация// Народное образование. – 2018. - № 4. – С. 213-215.
19. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 400 с.
20. Щенникова Д.Е., Сурова В.В., Берестнева В.В., Кайдалова Н.А. Творческие способности детей: понятия, сущность, характеристика. [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2016/2012/23736




Вопрос-ответ:

Какие условия помогают формировать творческое мышление у подростков?

Психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию творческого мышления у подростков, включают создание атмосферы свободы и поддержки, поощрение самостоятельности и инициативы, использование интерактивных и творческих методов обучения, развитие критического мышления и способности к принятию риска, а также возможность для экспериментирования и проявления индивидуальности.

Какое понятие творческого мышления важно в обучении и развитии детей?

Творческое мышление является важным элементом обучения и развития детей. Оно помогает развить у них способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, активно и самостоятельно мыслить. Творческое мышление способствует развитию воображения, интеллектуальной гибкости, критического мышления и умения работать в команде.

Какие педагогические условия помогают формировать творческое мышление у подростков?

Одним из важных педагогических условий формирования творческого мышления у подростков является создание благоприятной и психологически безопасной образовательной среды, где подростки чувствуют себя комфортно и могут свободно выражать свои идеи. Также важно использование интерактивных методов обучения, стимулирование самостоятельности и инициативы, поощрение и поддержка их творческих усилий, а также развитие их критического мышления и способности к принятию риска.

Какая роль творческого мышления в обучении и развитии подростков?

Творческое мышление играет важную роль в обучении и развитии подростков. Оно помогает им развить способность к самостоятельному и творческому мышлению, поиск нестандартных решений проблем, активному поиску знаний и саморазвитию. Творческое мышление способствует развитию интеллектуальной гибкости, способности к анализу и синтезу информации, критического мышления и умения работать в команде.

Что такое творческое мышление?

Творческое мышление - это способность генерировать новые идеи, решать проблемы, находить нестандартные подходы к решению задач. Оно основано на гибкости и готовности к риску, а также на способности видеть связи и возможности там, где они неочевидны.

Какое значение имеет творческое мышление в обучении и развитии детей?

Творческое мышление играет важную роль в обучении и развитии детей. Оно способствует развитию креативности, самостоятельности и умения находить нестандартные решения. Также оно позволяет учиться быстрее и лучше адаптироваться к изменяющейся среде.

Какие психолого-педагогические условия помогают формированию творческого мышления у подростков?

Для формирования творческого мышления у подростков необходимо создать определенные психолого-педагогические условия, такие как стимулирующая обстановка, свобода и независимость в принятии решений, поддержка и поощрение их инициативы, развитие самостоятельности и ответственности.

Какова роль подросткового возраста в формировании творческого мышления?

Подростковый возраст является ключевым периодом для формирования творческого мышления. В этот период происходят интенсивные изменения в развитии мозга и личности подростка, что создает благоприятные условия для развития его творческих способностей.

Какими способами можно формировать творческое мышление у подростков?

Для формирования творческого мышления у подростков могут быть использованы различные способы, такие как проведение творческих заданий, стимулирование самостоятельного мышления и исследовательской деятельности, развитие критического мышления и решение нетривиальных проблем.