Общее и различия в подходах к понятию компенсации в теориях А. Адлера и Л.С. Выготского.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 10.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Понятие компенсации в теории А. Адлера 4
2 Понятие компенсации в теории Л.С. Выготского 6
3 Сравнение подходов А. Адлера и Л.С. Выготского 8
Заключение 10
Список литературы 11
В теории Л.С. Выготского компенсация — это то, что присуще только лицам с аномальным развитием и дефектом. Следовательно, в концепции А. Адлера компенсация присутствует и в норме, и в патологии, в концепции Л.С. Выготского — только в патологии.А. Адлер выделил несколько видов компенсации, тогда как Л.С. Выготский виды не выделял, однако отмечал, что компенсация, ка ки дефект, имеет сложную структуру.Кроме того, в концепции А. Адлера понятие компенсации понимается более широко, так как оно связано не только с физическими дефектами, тогда как Л.С. Выготский предполагал в первую очередь компенсацию конкретного органа или же психической функции.Также стоит отметить, что в теории А. Адлера понятие компенсации является менее проработанным, оно выступает лишь одним из компонентов, позволяющим преодолеть комплекс неполноценности. В концепции Л.С. Выготского компенсация имеет более существенное значение. Тем не менее, есть ряд особенностей в понимании компенсации, в которых сходятся оба исследователя.Во-первых, в обоих подходах компенсация является значимым компонентом развития личности. Она (а в вместе с ней чувство неполноценности в концепции А. Адлера и дефект в концепции Л.С. Выготского) затрагивает всю личность в целом и влияет на все сферы её жизни и все психические функции, определяет развитие личности как таковой.Во-вторых, компенсация связана с социальным воздействием. Она помогает личности адаптироваться в том числе к условиям социума, а также и сам социум может способствовать компенсации — например, когда личность получает одобрение, поддержку и принятие.В-третьих, оба подхода вообще предполагают, что компенсация как таковая является возможной. Даже если нельзя с её помощью полностью устранить дефект, можно добиться того, что человек будет чувствовать себя более уверенно и свободно, станет в итоге полноценным членом общества, сможет реализовать себя и т.п. Также стоит отметить, что оба подхода предполагают, что компенсация осуществляется через деятельность. Л.С. Выготский при этом подразумевал трудовую деятельность, А. Адлер — вообще любые активные действия личности, которая пытается преодолеть свои ограничения, добиться реализации своего чувства превосходства. ЗаключениеКомпенсация — сложное понятие, которое рассматривается в различных подходах и различными исследователями. Она позволяет возмещать одни утраченные или недоразвитые функции за счёт использования их сохранных частей или же привлечение функций иных органов.Компенсация может зависеть от различных факторов, в том числе от возраста человека, его личных особенностей, особенностей его дефекта, тяжести нарушения, социальной ситуации и отношения человека к собственному дефекту.В числе исследователей понятия компенсации отдельно стоит выделить А. Адлера и Л.С. Выготского. В их подходах есть как общее, так и различия. Так, например, у них различные взгляды на природу компенсации, её структуру. При этом они сходятся в том, какое значение компенсация имеет для личности, какие функции она выполняет и как именно может реализовываться. Анализ обоих подходов позволяет понять, каким сложным является понятие компенсации, насколько различные взгляды на это понятие могут быть у различных исследователей, а также определить те характерные особенности, которые так или иначе выделяются различными исследователями. Список литературыАдлер А. Наука жить. — Киев: Port-Royal, 1997. — 288 с.Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. — 256 с.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 96 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 Основы дефектологии. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
2. Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. — 256 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 96 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 Основы дефектологии. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы к понятию компенсации предлагают А. Адлер и Л. С. Выготский?
В теории А. Адлера компенсация присутствует и в норме и в патологии, тогда как в теории Л. С. Выготского компенсация связана только с аномальным развитием и дефектом.
Чем отличаются подходы А. Адлера и Л. С. Выготского к понятию компенсации?
В отличие от А. Адлера, Л. С. Выготский рассматривает компенсацию как способ преодоления аномалий развития и дефектов, присущих только определенным личностям.
Какое понятие компенсации присутствует в теории А. Адлера?
В теории А. Адлера компенсация рассматривается как процесс, который может происходить как в норме, так и в случае наличия патологических состояний.
Для кого в теории Л. С. Выготского применяется понятие компенсации?
Понятие компенсации в теории Л. С. Выготского применимо только к личностям с аномальным развитием и дефектами.
Существуют ли общие черты в подходах А. Адлера и Л. С. Выготского к понятию компенсации?
Общей чертой в подходах А. Адлера и Л. С. Выготского к компенсации является их особое значение для преодоления проблем и недостатков в развитии личности.
Что такое понятие компенсации в теории А. Адлера?
В теории А. Адлера компенсация - это способность человека преодолевать свои недостатки и проблемы путем развития других своих качеств и возможностей.
Какие особенности присутствуют в понятии компенсации в теории Л. С. Выготского?
В теории Л. С. Выготского компенсация рассматривается как преодоление недостатков и проблем путем использования внешних средств и помощи других людей, особенно в случае аномального развития и дефектов.
Какие различия в подходах к понятию компенсации можно выделить у А. Адлера и Л. С. Выготского?
В теории А. Адлера компенсация присутствует и в норме, и в патологии, тогда как в теории Л. С. Выготского компенсация рассматривается только в случае аномального развития и дефектов.
Каково значение компенсации в теориях А. Адлера и Л. С. Выготского?
Значение компенсации в теории А. Адлера состоит в том, что она позволяет человеку преодолеть свои недостатки и проблемы, развивая другие свои качества. В теории Л. С. Выготского компенсация является средством преодоления аномального развития и дефектов с помощью поддержки других людей и использования внешних средств.
Какие исходники использовали А. Адлер и Л. С. Выготский для разработки своих теорий компенсации?
А. Адлер основывал свою теорию компенсации на своем опыте работы с пациентами и наблюдениях за нормальным развитием людей. Л. С. Выготский разрабатывал свою теорию компенсации на основе исследований аномального развития и дефектов у детей.
Что такое компенсация в теории А. Адлера?
В теории А. Адлера компенсация означает возможность преодоления субъективного недостатка или ограничения путем использования других возможностей или ресурсов. Компенсация может происходить как в норме, так и в патологии, и помогает человеку находить альтернативные способы достижения своих целей.